Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Порядок выработки инновационной политики предприятия

Вопрос. Порядок и принципы формирования инновационной политики предприятия

В общем виде порядок выработки инновационной политики предприятия имеет такой вид:

• Стратегический диагноз.

• Стратегический анализ.

• Формирование стратегии.

• Оценка программы.

• Реализация стратегии.

• Стратегический контроль.

Центральный вопрос технологии разработки инновационной политики - принятие стратегических решений на альтернативной основе. К объективно необходимым компонентам такого подхода относятся: параметры решение, альтернативы решения, целевая установка. Если руководство предприятия не примет во внимание эти компоненты, разработка инновационной политики предприятия потеряет весь смысл.

Параметры решения учитывают следующие показатели:

а) экзогенные (внешние), которые учитывают параметры предприятия, которые изменяются под воздействием внешней среды. Это правовые и социальные нормы, технические знания, потребности населения, цена на производственные факторы, цена и качество конкурирующей продукции;

б) эндогенные (внутренние) параметры, которые характеризуют внутреннее состояние предприятия (производственная мощность, квалификация рабочих и т.д.).

Альтернативные решения - это возможности продолжения политики предприятия, из которых лицо, которое принимает решение, может сделать выбор. Целевая установка лица, принимающего решение, определяет, какую из множества альтернативу возможно задействовать. Если в процессе управления инновациями все управленческие действия оцениваются с позиции рынка, такой подход управления инновациями называется подходом "от рынка". Если исследование и разработка инновации происходит без изучения будущего рынка, а созданные продукты "проталкиваются" на рынок, такой подход имеет название "агрессивного".

Кроме того, следует отметить, что среди стратегических процедур существуют такие, которые заранее обречены на неудачу. Это нереальные плановые задания; неправильная оценка ресурсов, отсутствие обязательств руководящего состава по реализации стратегии

Формирование инновационной политики следует осуществлять на основе определенных принципов, которые должны отображать общий, системный подход к управлению инновационными процессами на предприятии, очерчивать границы инновационной деятельности.

Принципы формирования инновационной политики - нормы, правила поведения организации, устанавливающие взаимосвязь между развитием предприятия и направлениями его ИД.

Инновационная политика должна обеспечивать реализацию стратегических целей предприятия с учетом его имеющихся и потенциальных ресурсных возможностей и учитывая рыночную ситуацию. При этом инновационная политика не должна опираться на метод экстраполяции - метод научного познания, при котором происходит распространение выводов, показателей, тенденций одних явлений, процессов на другие ожидаемые явления и процессы. Ведь в рыночных условиях предположение, что будущее будет обязательно лучше, чем прошлое, не соответствует действительности. Здесь важно анализировать те тенденции, опасности, возможности, а также отдельные чрезвычайные ситуации, которые способны изменить позиции предприятия в конкурентной борьбе. Кроме того, инновационная политика должна учитывать регулятивные механизмы экономического среды и выстраиваться так, чтобы обеспечить разработку предпринимательских идей для достижения целей фирмы и создание механизмов их реализации. Чтобы решить эти задачи, должны соблюдаться следующие требования формирования ИнПол:

- носить стратегический характер;

- быть неразрывно связанной с рыночной ситуацией;

- учитывать ресурсные возможности предприятия;

- основываться на системном и целенаправленном подходе к ее формирования;

- обеспечивать непрерывность и комплексность инновационной деятельности предприятия, охват ею всех внутренних элементов;

- обеспечивать неразрывность инновационной политики и современных достижений НТП.

Учитывая эти требования формирования инновационной политики следует осуществлять на основе следующих принципов: преобладание стратегической направленности, ориентация на потребности рынка, целеустремленность, комплексность, планомерность, информационная обеспеченность.

Преобладание стратегической направленности - Инновационная политика должна формировать условия для создания и сохранения долгосрочных конкурентных преимуществ предприятия. А это требует прогнозирования развития рыночной ситуации в долгосрочном периоде. Поэтому инновационную деятельность следует планировать в рамках выбранной стратегии, а реализация инноваций должна обеспечивать достижение стратегических целей. Тип общей стратегии определяет направление инновационного поиска и содержание инновационной деятельности, влияет на выбор форм ее организации.

Разработка стратегии как долгосрочной модели развития предприятия опирается на его внутренний потенциал и осуществляется с учетом ограничений внешней среды и тенденции их изменения в прогнозируемом будущем.

Ориентация на потребности рынка - Разработка и внедрение инноваций будет целесообразным при условии, что они внесут в товар или услугу (прямо или косвенно, в данный момент или в перспективе) то, что выгодно будет отличать его от аналогичных товаров конкурентов, то есть создадут ему конкурентные преимущества. Для этого необходимо тщательно исследовать рынок и его имеющиеся и скрытые потребности. Например, быстрое распространение сотовой связи и быстрые темпы роста компаний, работающих на этом рынке, обусловленные необходимостью большого количества представителей деловых кругов быть постоянно в курсе дел своей фирмы, принимать немедленные решения в ответ на изменение рыночных требований. Расширение перечня функций сотовых аппаратов тоже происходит в ответ на потребности бизнеса.

Однако привлекательная, на первый взгляд, инновация может оказаться преждевременной или и вовсе ненужной учитывая потребности рынка. Поэтому важно уметь своевременно отказаться от попыток реализации такой новинки, избегая ненужных расходов, связанных с ее дальнейшим совершенствованием и продвижением. Известный японский предприниматель Акио Морита в своей книге "Сделано в Японии. История фирмы Sonу" отмечал: "Если в проекте отсутствует коммерческая выгода, ничто не может оправдать продолжение работы над ним. Знать, когда нужно остановиться, а когда продолжать работу, - значит держать в своих руках ключ к успеху".

Целеустремленность - Любые инновационные изменения на предприятии следует осуществлять с определенной целью. Цель определяет высшее руководство как желаемую модель состояния предприятия в будущем, возможность достижения которой оценивается с учетом различных внутренних факторов (личных качеств работников предприятия, уровня профессионализма, соотношение мотивов и стимулов и т.д.) и факторов внешней среды, что устанавливает ресурсные и институциональные ограничения, при которых возможно достижение цели, или указывает средства ее достижения.

Итак, четкое определение целей ИД позволяет выбрать средства их осуществления, контролировать процесс реализации инноваций через разработку иерархии целей для структурных единиц предприятия, задействованных в процессе реализации инновации, и определения степени достижения ими поставленных целей. В зависимости от трудоемкости работ структурные единицы могут быть большими или меньшими частями организации, элементами микроструктуры (рабочие места или должности), мезоструктуры (структурные подразделения, участка, цеха, отделы), макроструктуры (самостоятельные подразделения организации, например, предприятия, входящие в состав концерна).

Построение иерархического "дерева целей" позволяет не только четко представить контуры и основные задачи фирмы в реализации инноваций, но и помогает согласовать деятельность ее подразделений в решении любой проблемы, обусловленной непредвиденными обстоятельствами и связанной с ходом ИД во времени.

Комплексность - Этот принцип указывает на необходимость привлечения в процесс разработки инноваций всех внутренних элементов предприятия. Это связано с функционированием предприятия как интегрированного механизма, изменение одной части которого обязательно повлечет изменения в одном или нескольких других элементах, причем не всегда в желаемом направлении. Так, внедрение новой технологии сопровождается ростом требований к компетенции работников, что ее будут обслуживать. Возникает потребность в специалистах по новым комплексом знаний, что влечет за собой изменение структуры персонала и полномочий отдельных работников. Это может негативно повлиять на поведение работников, они окажут сопротивление нововведениям, психологический климат ухудшится, производительность труда снизится. Следовательно, необходимо предусматривать меры по сбалансированию новых отношений между элементами организации, структурными подразделениями, отдельными работниками и т.д. Поэтому, руководствуясь принципом комплексности, руководители предприятия должны рассматривать конкретные инновации не как проблему отдельного подразделения, а как процесс, что в определенной степени касается всех служб предприятия. Для этого нужно контролировать инновационный процесс на всех его стадиях, к которым привлекаются различные структурные единицы фирмы. Необходимым элементом такого контроля является соответствующие координационные и интеграционные звена, к которым поступает вся необходимая информация и которые наделены правом корректировать инновационный процесс, как того требуют обстоятельства, и сообщать о внесены коррективы всех, кого они касаются. Комплексность в работе с инновациями дает возможность реализовать единую инновационную политику и сохранять равновесие внутренних элементов предприятия. Соблюдение этого принципа обеспечивается составлением бюджета ресурсов, выделяемых на инновационную деятельность по всем ее направлениям и на всех иерархических уровнях.

Планомерность - Комплексность при планировании инноваций предусматривает систему координации всех планов предприятия, независимо от их функциональной принадлежности и Целевой направленности, уровня разработки и применения. Планирование инновации должно происходить с учетом Целевых задач различных инноваций, различий в стадиях создания и внедрения инноваций, различий вовлечения в эти процессы различных служб предприятия.

В процессе планирования инновационной деятельности определяются сроки реализации инноваций, исполнители, последовательность действий, необходимые ресурсы; прогнозируются возможные коррективы процесса; согласовывается реализация инновационных мероприятий с текущим планом деятельности предприятия. Планирование непременно включает оценку эффективности внедрения инновации, что способствует корректировке и оптимизации инновационных мероприятий.

Соблюдение принципа планомерности дает возможность координировать работу всего предприятия в период создания инноваций, подготовки к ее внедрения, реализации и свертывание.

Это особенно важно для разработки и внедрения инноваций, которые дают хороший конечный результат. Инновационные планы помогают четко организовать процесс стимулирования тех работников, чей вклад в реализацию инноваций был самым весомым.

Этот принцип предусматривает также непрерывность инновационных процессов. Процесс формирования инновационной политики не может быть дискретным, он является циклическим и включает стадии и процедуры с прямыми и обратными связями, которые используют для уточнения текущих плановых заданий, с одной стороны, и оперативного реагирования на изменения внешней среды и внутренних целевых установок высшего менеджмента - с другой.

Информационная обеспеченность - Предусматривает формирование инновационной политики с учетом современных достижений НТП и тенденций развития науки и техники в соответствующей отрасли. Поэтому руководство предприятия должно предоставить службам НИОКР свободный доступ к источникам научно-технической информации с целью обеспечения их нормативно-технической, конструкторской документацией, патентными описаниями, собственными разработками, ноу-хау организации производства и т.п. в тех сферах деятельности, которыми занимается предприятие. Это особенно важны для предприятий, которые имеют необходимый потенциал создания инноваций собственными силами, но для того что не "изобретать колесо", должны использовать свое другими и ориентироваться на мировые технологические стандарты.

Формирование инновационной политики при наведении принципами соответствует требованиям рынка, развивает потенциальные возможности предприятия, повышает его конкурентоспособность в долгосрочном периоде, обеспечивает оптимальное развитие всех составляющих бизнеса.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Защитная стратегия | Третій модуль. Лекція № 7
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 964; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.