Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Третій модуль. Лекція № 7

Вопрос. Инновационный потенциал предприятия как основа и результат его инновационной политики

Вопрос. Составляющие инновационной политики предприятия

Инновационная политика предприятия должна определять направления его изменений в соответствии с требованиями внешней среды, очерчивать круг возможных инновационных решений, формировать инновационные задачи в зависимости от типа выбранной стратегии, создавать условия для оперативной реализации инноваций.

Инновационные решения являются чрезвычайно важными для существования и динамичного развития предприятий. Они должны быть ориентированы на потребности и преференции соответствующего класса потребителей, анализируя которые, можно определить тенденции изменения спроса и перспективы продукта, который выпускает предприятие, направления его модификации и возможности дальнейшего развития с учетом технико-технологического потенциала предприятия. То есть инновационная политика должна быть направлена на создание условий для:

- формирование подходов к определению позиции предпринимателя на рынке и направлений его деятельности согласно рыночных тенденций;

- прогнозирования, формирования программно-целевых подходов к принятию инновационных решений с целью обоснования и организационного сопровождения разработанной на перспективу концепции развития предприятия;

- проведение работ по совершенствованию существующей технологии и организации производства продукции, создание технологической базы, которая уможливлюватиме в будущем более гибкую, быструю и эффективную реакцию на новации, требования и потребности рынка;

- повышение роли человеческого фактора, стимулирование мотивации к инновационной деятельности, что обеспечит развитие персонала, повышения его профессионализма, умение решать инновационные проблемы, усилит интерес коллектива к инновациям, повысит уровень креативности инновационных решений.

Реализация инновационных решений возможна при условии взвешенной инновационной политики, которая формирует условия привлечения к инновационной деятельности определенных функциональных служб предприятия. Так, своевременное распознавание новых требований обеспечивается квалифицированными маркетинговыми Исследованиями, по результатам которых определяют направления инновационных изменений и очерчивают задачи в сфере научно-технических и конструкторско-технологических работ. Надлежащее выполнение их возможно при условии наличия высококвалифицированного персонала соответствующей специализации и продуманной системы мотивации. Выполняемые работы следует финансировать в размерах, достаточных для их проведения на современном уровне, что требует значительных инвестиций как на стадии разработки новации, так и на стадии ее внедрения. Несмотря на это, составляющими инновационной политики считают:

- маркетинговую политику;

- политику в области научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР);

- политику организационно-структурных изменений;

- техническую политику;

- инвестиционную политику.

Маркетинговая политика - Имеет целью формирование тактики и стратегии поведения предприятия на рынке. Нацелена на решение следующих задач: определение процедур и периодичности маркетинговых исследований; разработка товарной, ценовой, сбытовой, коммуникационной, сервисной политики и создания механизмов их реализации; анализ эффективности проводимой политики. Проведение маркетинговых исследований даст возможность изучить структуру товарного рынка и принять решение относительно форм и методов развития конкурентной среды на нем. Результатом будет решение главной задачи предпринимательской деятельности - обеспечение изготовления предприятием нужной потребителям продукции, которая найдет положительный отклик и сформирует спрос в максимально возможной их количества при условии экономически обоснованных цен.

Политика в области НИОКР - ее задачами являются: определение научного потенциала предприятия; разработка научно-технической политики с учетом результатов маркетинговых исследований; формирование технологической политики; создание механизмов реализации научно-технической и технологической политики и оценки ее результатов.

Политика организационно-структурных изменений - Ориентирована на изучение внутренней среды и организационной формы предприятия, формирование адекватной инновационным задачей организационной структуры и культуры предпринимательства. Организационная структура и культура предпринимательства тесно взаимосвязаны и формируют структуру отношений между работниками предприятия. Этим элементам принадлежит решающая роль на стадии разработки механизма внедрения новаций и непосредственно на стадии внедрения. Следовательно, необходимо: исследовать уровень развития культуры предпринимательства и соответствие организационной структуры целям и задачам предприятия; разработать рекомендации по формированию их соответствующего состояния для осуществления инновационной политики; предусмотреть механизм реализации таких преобразований; сформировать политику развития персонала; разработать методику оценки эффективности культуры предпринимательства и организационной структуры по реализации задач инновационного развития.

Техническая политика - Определяет возможности внедрения новаций. Задачами технической политики является изучение возможностей производства и требований к нему и по необходимости устранения выявленных несоответствий; разработка направлений технического перевооружения (обновления) основных средств предприятия; создание механизма реализации мероприятий, направленных на совершенствование технико-технологического состояния предприятия; анализ и оценка эффективности проводимой технической политики.

Инвестиционная политика - Охватывает все финансово-экономические аспекты функционирования предприятия, обеспечивающие реализацию инновационной политики. Нацелена на управление денежными потоками на предприятии с целью накопления средств, необходимых для реализации инновационных проектов.

Элементы инновационной политики находятся в постоянном обоюдном взаимодействии. Каждый из них может инициировать определенные инновации, направленные на решение проблем в определенной функциональной сфере. Так, взвешенная маркетинговая политика позволяет оперативно реагировать на изменение требований потребителей, научно-техническая - на технологические сдвиги, которые требуют радикального изменения технико-технологической базы, техническая - позволяет выявить возможности имеющейся техники по диверсификации производства или увеличение производственной мощности и др. Высокая культура предпринимательства развивает творческий потенциал персонала, активизирует его действия относительно нововведений на рабочих местах, мотивирует к участию в разработке масштабных инновационных проектов. Следовательно, создание и внедрение инноваций является процессом, к которому привлекают все внутренние элементы предприятия, Все структурные единицы, их постоянное взаимодействие дает возможность реализовать инновационные решения в запланированные сроки и в рамках выделенных ресурсов, внести своевременные коррективы в ход ИД с целью выявления оптимального способа реализации инноваций с учетом изменений, которые произошли во внешней среде.

Потребность во взаимодействии функциональных служб предприятия, ответственных за реализацию составляющих инновационное политики, меняется в зависимости от стадии ЖЦ инновации.

На стадии зарождения инновации, как правило, инициируют взаимодействие служб, отвечающих за НИОКР и маркетинговую политику. Первая - с точки зрения достижений науки и техники, вторая - с точки зрения рыночных потребностей. На этой стадии осуществляют маркетинговые исследования и сбор информации научно-технического характера. Одновременно происходит взаимодействие этих служб с финансовой службой с целью определения возможности привлечения необходимых инвестиций. Решение о начале финансирования принимают, исходя из бюджета предприятия и рыночной привлекательности инновации.

Стадия освоения, роста инновации характеризуется взаимодействием отдела НИОКР с маркетинговой службой с целью продажи пробных партий нового товара, формирование маркетинговой политики и внесение в нее корректив в соответствии с обратных сигналов рынка. Взаимодействие со службами, которые отвечают за техническую политику, заключается в определении производственных возможностей предприятия, планировании мероприятий по техническому перевооружению для налаживания производства новинки. Кадровая политика должна быть нацелена на формирование квалифицированного состава работников, которые будут производить новый продукт, на создание атмосферы взаимопомощи, единства с целью преодоления трудностей, возникающих в процессе освоения. Финансовая политика должна быть направлена на соблюдение бюджета внедрения нового продукта, а если пробный маркетинг показал необходимость доработки новинки - на определение предельно допустимых дополнительных расходов на разработку или же свертывание финансирования (при условии, что рынок не проявил интереса к новинке).

На стадии зрелости отдел маркетинга инициирует расширение ассортимента продукции, которая будет выполняться отделами, которые отвечают за НИОКР и техническую политику. Возможности расширения ассортимента определяются как творческими способностями работников НИОКР, так и характеристиками оборудования, его гибкостью, способностью к переналадки. Финансовая политика заключается в оценке величины полученных от реализации инновации доходов и сравнении их с прогнозными, в инициировании мероприятий, направленных на снижение себестоимости.

Стадия старения предусматривает принятие решений по снятию с производства устаревшей продукции или продления ее жизненного цикла путем модификации. С целью определения возможностей модификации товара, сроков этих Работ и объемов их финансирования должны взаимодействовать службы маркетинга, НИОКР, финансовые, технические. Если же принимается решение относительно снятия товара с производства, то кадровые службы должны определиться с политикой в отношении персонала (возможностей переквалификации, трудоустройство и т.д.).

Следовательно, инновационная политика - это симбиоз целей развития маркетинговой деятельности, исследований и достижений в научной и производственной сферах, управленческих решений относительно их внедрения с учетом ресурсных ограничений и возможностей предприятия. Благодаря их оптимальному взаимодействию создаются условия для обоснованного принятия и оперативной реализации эффективных инновационных решений на тех сегментах рынка, где работает предприятие. Все составляющие инновационной политики подчиняются стратегическим целям и задачам предприятия. Она формирует его инновационный потенциал, закладывая основы для выбора инновационной стратегии.

Эффективное функционирование и развитие предприятия в большой степени зависят от совершенства его внутренней среды, которая обеспечивается взаимному соответствию системы внутренних элементов и их рациональной взаимодействием, основанной на принципе динамического равновесия, который предусматривает движение вперед, основанный на постоянном совершенствовании ключевых элементов организации и приведении в соответствие к ним других. Это формирует производственно-технический потенциал организации, обеспечивает ее способность стабильно функционировать в пределах и выбранной стратегии, несмотря на изменения во внешней среде.

Это формирует производственно-технический потенциал организации, что обеспечивает ее способность стабильно функционировать в рамках выбранной стратегии в условиях внешней среды, что меняется.

Производственно-технический потенциал предприятия - способность к стабильной производственной деятельности в рамках выбранной стратегии в условиях сложной и изменяющейся внешней среды.

От производственно-технического потенциала зависит развитие предприятия и его подразделений, а также всех элементов производственно-хозяйственной системы. Однако довольно часто предприятия, которые сумели наладить стабильное производство при определенных условиях, сталкиваются со значительными трудностями при изменении этих условий. Причиной является инертность элементов внутренней среды предприятия, нежелание высшего руководства рисковать. Значительно легче осуществлять постепенные организационные изменения, частичную модернизацию оборудования и технологии, модификацию продукции, чем решиться на радикальную перестройку производства ради пионерного освоения новой продукции или внедрение новых организационно-экономических решений. Нежелание высшего менеджмента предприятия брать на себя ответственность за рискованные инновационные решения, бюрократические преграды на пути инноваций вызывают отставание в темпах и сроках изменений, ослабление конкурентных позиций фирмы, потерю ею доли рынка.

Практика показывает, что предприятия с большим производственно-техническим потенциалом первоначально более инертно относительно инновационных изменений, чем небольшие фирмы. В то же время небольшие фирмы часто не имеют необходимых ресурсных возможностей для реализации крупных инновационных проектов. Следовательно, предприятия имеют различную восприимчивость к инновациям. Речь идет об их инновационном потенциале.

Инновационный потенциал организации - уровень готовности организации к реализации проекта или программы инновационных стратегических изменений.

Инновационный потенциал зависит от параметров организационных структур менеджмента, профессионально-квалификационного состава промышленно-производственного персонала, внешних условий хозяйственной деятельности и т.п. Поэтому оценивания инновационного потенциала является необходимой составляющей процесса разработки стратегии.

Структура инновационного потенциала охватывает те элементы организации, которые обусловливают ее готовность к переменам: децентрализацию в принятии решений, низкий уровень формализации и регламентации управленческих работ, способность организационных структур гибко перестраиваться в соответствии с изменениями задач и условий деятельности. Негативно влияют на инновационный потенциал централизованные иерархические организационные структуры, которые противоречат творческом характера инновационной деятельности: стабильные отношения и процедуры менеджмента оказывают активное сопротивление любым инновациям.

Инновационный потенциал предприятия в значительной мере определяется технико-технологическими характеристиками производственного оборудования, его способностью к переналадки, перепланировка операций и т.д. Еще большее значение имеют творческая атмосфера сотрудничества, стиль управления и мотивационные предпочтения работников предприятия.

Влияние элементов организационного механизма на структуру и уровень инновационного потенциала проиллюстрировано в табл. 2.

Таблица 2 - Структура и уровень инновационного потенциала организации

Элементы организационного механизма Инновационный потенциал
Низкий Высокий
Организационная структура Линейная, линейно-функциональная Линейно-функциональная с элементами программно-целевых организационных образований, матричные структуры
Технология Специализированное производственное оборудование, жестко связано в единый поток для массового выпуска продукции Гибкие автоматизированные производственные модули, связанные безрейковою гибкой транспортной системой
Производственные и офисные помещения Специально спроектированные под определенный производственный процесс, полное использование пространства помещений Универсального типа, наличие резервных площадей и возможность изменить компоновку цехов и отделов
Организация труда Индивидуальная, пооперационная Бригадная с высоким уровнем сочетание операций и профессий
Оплата труда Индивидуальная, сдельная Повременно-премиальная, бригадная с использованием КТУ
Мобильность персонала Минимальная, в основном по иерархической лестнице Возможность горизонтальных и вертикальных перемещений в соответствии с решаемыми задачами
Стиль управления Авторитарный, минимум делегирование полномочий, жесткий контроль за выполнением Делегирование полномочий, которое обеспечивает высокую степень вовлечения персонала в разработке решений; работа в команде
Система информирования персонала Оперативная информация о выполнении плановых заданий определенным подразделением Подробное информирование о деятельности организации в целом, ее жизнь, проблемы и задачи
Ориентиры работы Направленность на решение текущих задач в рамках своего рабочего места Направленность на поиск как оперативных, так и долгосрочных решений, в том числе и за пределами своего рабочего места
Психологический климат Преобладают формальные отношения Высокая корпоративная культура, доверительные отношения в коллективе

Инновационный потенциал организации - уровень готовности организации к реализации проекта или программы инновационных стратегических изменений.

Готовность организации к изменениям предусматривает детальную оценку инновационного потенциала с применением схемы "ресурсы - функции - проекты".

Эту схему используют еще на стадии обоснования инновационного проекта. Она охватывает:

1. Описание проблемы развития предприятия и определение задач для решения проблемы.

2. Описание среды решения проблемы (состояние внутренней среды, влияние факторов внешней среды на инновационную деятельность).

3. Оценка ресурсного потенциала относительно определенной инновационной задачи (обеспечение проекта необходимыми для его реализации ресурсами).

4. Оценка способности персонала достичь определенных результатов деятельности (ресурсное обеспечение управленческих функций).

5. Установление интегральной оценки потенциала организации, готовность решить инновационные задачи.

6. Установление основных мероприятий, необходимых для достижения определенного потенциала для реализации инновационного проекта.

Еще одним способом оценивания инновационного потенциала организации является SWOT-анализ, который дает возможность не просто оценить способность организации реализовывать инновации, но и определить, каким образом влияет на эту способность инновационный климат внешней среды. Стандартная методика SWOT-анализа осмысляется с точки зрения инновационных возможностей, которые может предоставить среду хозяйствования и потенциал самой организации.

В процессе анализа фиксируют:

- сильные стороны потенциала фирмы, которые обеспечат ей использования возможностей, которые появились во внешней среде; это помогает определить соответствующую стратегию их использования;

- слабые стороны потенциала фирмы, которые лишают ее шанса использовать новые возможности или создают угрозы для ее существования.

Благодаря высокому инновационному потенциалу организация может оперативно реагировать на изменения внешней среды, вести инновационный поиск и осуществлять организационные изменения. Низкий потенциал не обеспечивает такой возможности; новации в этих условиях вводятся редко и только тогда, когда фирма начинает испытывать трудности со сбытом своей продукции. Однако разработку инновационных решений в ответ на возникновение проблемы является неэффективным. Инновационная политика предприятия должна быть результатом глубокого исследования рынка, постоянного мониторинга действий конкурентов, должна опираться на современные научно-технические достижения в соответствующей отрасли и эффективное использование интеллектуального и творческого потенциала работников. Это даст возможность высшему менеджменту разрабатывать оптимальные инновационные стратегии, которые будут формировать стратегические преимущества предприятия в долгосрочной перспективе.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Порядок выработки инновационной политики предприятия | Тема: Культура епохи Ренесансу
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 479; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.