КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Снабжение производства
ВВЕДЕНИЕ Современное управление строительным производством требует постоянного решения различных задач. Одно из направлений задач связано с организацией производственной деятельности, и в том числе с обеспечением общего логистического подхода к подготовке строительного производства и эффективного планирования процессов выполнения работ. Широкое применение принципов и методов логистики в хозяйственной деятельности предопределено задачами повышения конкурентного потенциала производственных систем различного организационно-иерархического уровня. Логистика как направление экономической мысли является молодой наукой, которая находится в состоянии развития, что выражается в наличии процесса становления, уточнения и дополнения ряда ее положений, терминов и концепций. Сегодня сложно отличить и разграничить теоретические положения таких дисциплин, как производственный менеджмент, организация производства и производственной логистики. Это, на наш взгляд, является результатом параллельного существования традиционного и логистического подходов к управлению материальными потоками. Так, на практике зачастую каждое звено логистической цепи имеет собственную систему управления, ориентирующуюся на собственные цели и критерии эффективности, и лишь в редких случаях управляющее воздействие прилагается со стороны единой логистической системы управления. В сложившейся ситуации есть и положительные моменты, которые связаны с возможностью применения традиционных, широко известных методов для решения задач логистики, но с другой стороны, это выражается в том, что в начале XXI века логистика как научная дисциплина находится в поле зрения нескольких научных направлений, к которым можно отнести маркетинг, снабжение, организацию торговли, коммерцию, менеджмент и пр. Эволюция логистики характеризуется неравномерностью. До последнего времени главным аспектом изучения теории логистики являлись в основном вопросы терминологии и понятийного аппарата [1, 7]. Однако вторая не менее важная часть теории логистики – методология – в настоящее время представляет собой набор отдельных моделей (методов, алгоритмов) практически несистематизированных и недостаточно изученных. Тем не менее, в ряде работ, посвященных тенденциям развития научного направления, связанного с управлением материальными и другими вещественными потоками, предприняты попытки классификации методов и подходов, используемых в логистике. Успешная попытка структурировать модели предпринята в работе В.И. Сергеева, в которой дана классификация теорий, методов, различных видов анализа и учета, применяемых в логистике. Она представлена примерно в 50 разделах, объединяющих направления математики, кибернетики и исследования операций. В.Е. Николайчук в своей работе рассматривает экономико-математические методы, методы прогнозирования, неформальные методы и выделяет 23 части структуры ЭММ, применяемых в логистике. Основой классификаций в работах [4, 6] является математический аппарат, применяемый для построения абстрактных логистических моделей. В.С. Лукинский предлагает классифицировать методы «от простого к сложному», сохраняя при этом индивидуальное использования каждой из моделей при решении задач. Согласно предложенной классификации все модели разделены на три класса: первый включает модели и методы, предназначенные для решения задач в условиях определенности, без ограничений со стороны внешней среды; второй – в условиях риска и неопределенности, но без конкуренции; третий – модели и методы решения логистических задач в условиях конкуренции [3]. А.Д. Чудаков классифицирует методы логистики по охвату компонентов логистической системы. Он ориентируется на элементы и стадии производственно-сбытового процесса, включая планирование, производство и финансы [8]. Общим для вышеуказанных работ является отсутствие связи с функциональными логистиками. С.В. Саркизов, рассматривая методы логистики, отталкивается от задач управления, и в первую очередь задач оптимизации уровня функционирования логистической системы на основе технологического варианта ее реализации [5]. Данный взгляд подходит для решения задач коммерции, но не дает целостной картины оценки результатов производственной деятельности. А.П. Долгов, характеризуя современное развитие логистики, выделяет четыре разных подхода: аналитический, информационный, маркетинговый и интегральный, при этом справедливо утверждает, что «…несмотря на то что микрологистические системы управления ориентированы на реализацию какого-либо концептуального подхода, в них используются отдельные положения, методы и модели других подходов» [2, с.4]. Указывая на наличие различных подходов, автор выбирает интегральный подход как наиболее полный и объективный, отражающий тенденции управления потоковыми процессами с учетом систем планирования потребности по объему и времени. В вышеперечисленных работах, как впрочем и в учебниках по логистике в связи с разнообразием исследуемых в рамках логистики вопросов полная классификация подходов не представлена. Классификации, базирующиеся на анализе конкретных методов, методик, алгоритмов и включены элементы, описывающие функции подробно разработанные в закупочной, производственной, распределительной и других логистиках, а также тенденции развития концептуальных подходов представлены на рис. 1. В данной классификации первой частью являются подходы, используемые в логистике, как основу для изучения явлений и процессов. Подходы связаны с условиями функционирования логистических систем или особенностями их построения и, по сути, носят общенаучный характер. Классифицировать подходы можно по признакам функционирования, времени, вероятности и размеру системы. Кроме того, следует разделять подходы к логистическим задачам в зависимости от уровня охвата отдельных задач, подходы к рассмотрению операций или функций и подходы к нескольким операциям или нескольким системам. Второй частью классификации являются методы как способы исследования, изучения, построения, обоснования, использования совокупности приемов и операций при решении целевых задач. В логистике можно выделить методы логистического управления и экономико-математические методы, используемые для решения логистических задач. Особого внимания заслуживают методы логистического управления, так как именно они наиболее четко описывают основы логистического направления. К логистическому управлению целесообразно отнести методы управления заказами, управления закупками, управления запасами, управления договорами и управления затратами, основанные в первую очередь на минимизации издержек в логистической системе. Методы, основанные на пространственно-временных критериях, это методы оперативного управления логистической системой, методы организации транспортирования, методы распределения и складирования.
Следует отметить, что развитие методов логистики носит хаотичный характер. Наиболее широко разработаны методы для решения локальных задач, более спорны методы для анализа больших логистических систем, хотя количество современных разработок в этом направлении постоянно увеличивается. К факторам, определяющим развитие логистических методов оценки систем, можно отнести: возрастающее организационное и технологическое единство потокового процесса в экономике, экономическое единство потоковых процессов в общественном производстве, их информационное единство. Важность логистики для строительного производства определяется ее особенностями, связанными со спецификой задач и требованиями к логистическому обеспечению производства. Строительство является крупной отраслью хозяйства России, от которой зависят развитие всей экономики страны, рост благосостояния жителей России. Строительство обеспечивает рост и обновление основных производственных фондов (производственные здания, сооружения, машины и оборудование и т. д.), а также создание основных непроизводственных фондов (жилых домов, школ, больниц и пр.). Строительные объекты сохраняют черты уникальности, даже когда построены по типовому проекту с использованием готовых сборных конструкций. Даже если строительные конструкции остаются неизменными, один объект отличается от другого месторасположением, характером почв и, что немаловажно, особенностями обеспечения материальными, финансовыми и трудовыми ресурсами. На функционирование строительства большое влияние оказывают следующие специфические моменты: большая длительность производственного цикла, климатические факторы, нестабильный состав и качество потребляемых ресурсов, высокая аритмичность, мобильность, многовариантность технологических решений возведения зданий и сооружений, а также сложность координации деятельности всех участников строительства, высокая подверженность воздействию случайных факторов. Рассмотренные методологические основы логистики позволяют сказать, что в строительном производстве разработаны методы и подходы к решению локальных логистических задач. Наиболее значимые из них представлены в данном учебном пособии: вопросы материального обеспечения строительного производства и основы решения логистических задач, в том числе основы теории выбора поставщика, задачи оптимизации транспортных потоков, управления материальными потоками на складе и управления материальными запасами. В учебном пособии представлены теоретические основы логистики в строительстве, условия задач и их решение. Материал пособия представлен в виде упражнений в области планирования и организации логистических потоков строительства. Текст учебного пособия сопровождается рисунками и таблицами. Учебное пособие содержит вопросы для проверки уровня освоения материала, а также основной теоретический материал, необходимый для освоения разделов. К каждой главе прилагается задание для самостоятельной работы, которое направлено на укрепление знаний методов решений. Изложенный материал соответствует рабочей программе по дисциплине «Логистика» для специальности «Экономика и управление на предприятиях (строительство)». Авторы благодарят за помощь в создании учебного пособия своих учителей – д.т.н., проф. Гусева Е.В., д.э.н., проф. Шепелева И.Г., и надеются, что оно принесет определенную пользу менеджерам строительных организаций в деле совершенствования технологии и практики управления логистическими потоками в строительстве.
Снабжение строительного производ ства — это система управления материальными потоками в процессе обеспечения строительного объекта материальными ресурсами с максимально возможной экономической эффективностью. Любое подрядное строительное предприятие, в котором обрабатываются материальные потоки, имеет в своем составе службу (служба снабжения), осуществляющую закупку, доставку и временное хранение предметов труда: сырья, полуфабрикатов, изделий народного потребления. Служба снабжения устанавливает хозяйственные связи с поставщиками, согласовывая технико-технологические, экономические и методологические вопросы, связанные с поставкой материалов. Для снабжения строительного производства используется ряд методов: – трехуровневое планирование (на первом осуществляется программное планирование, на втором – распределение материалов, и на третьем – управление закупками); – снабжение оптимальной партией (через равные промежутки времени привозится материал); – метод «канбан» (учитывает потребность, исходящую из конечного монтажа); – метод «точно в срок» (с существенным сокращением запасов); – снабжение по запросам (при типовые контрактах с поставщиками на длительный период данные о фактической потребности запрашиваются на основании поэтапного уточнения); – метод прогнозных показателей (спрос на большие партии закупок формируется на определенном уровне, а затем конкретный объем поставок приводится в соответствии со спросом); – другие методы, представляющие собой смешанные формы вышеперечисленных вариантов организации снабжения строительного объекта. Выбор метода снабжения зависит от характеристик строительного материала, состава комплектующих изделий, требуемых для строительства. Как правило, в строительстве метод снабжения может меняться при изменении состава строительных работ. Закупка материалов при этом может осуществляться: мелкими партиями или оптом; единоразово или регулярно; ежемесячно по котировочным ведомостям или по мере необходимости; с формированием запаса или немедленной отправкой в производство. К задачам службы снабжения производства относят: 1. Определение потребности в материальных ресурсах. В процессе определения потребности в материальных ресурсах необходимо идентифицировать внутрифирменных потребителей материальных ресурсов, устанавить требования к весу, размеру и другим параметрам поставок, а также к сервису поставок. 2. Исследование рынка закупок. Его начинают с анализа поведения рынка поставщиков. При этом необходимо идентифицировать всех возможных поставщиков по непосредственным рынкам, рынкам заменителей и новым рынкам, провести предварительную оценку всех возможных источников закупаемых материальных ресурсов, а также анализ рисков, связанных с выходом на конкретный рынок. 3. Выбор поставщиков. Включает поиск информации о поставщиках, создание банка данных о поставщиках, поиск оптимального поставщика, оценку результатов работы с выбранными поставщиками. 4. Осуществление закупок. Реализация данной функции начинается с проведения переговоров, которые должны завершиться оформлением договорных отношений, т. е. заключением контракта. Договорные отношения формируют хозяйственные связи, рационализация которых также является задачей логистики. Осуществление закупок включает в себя выбор метода закупок, разработку условий поставки и оплаты, а также организацию транспортировки материальных ресурсов. 5. Контроль поставок. Одной из значимых задач контроля поставок является контроль качества поставки, т.е. учет количества рекламаций и брака. Контроль поставок включает в себя также отслеживание сроков поставки (количество ранних поставок или опозданий), отслеживание сроков оформления заказа, сроков транспортировки, а также контроль состояния запасов материальных ресурсов. 6. Подготовка бюджета закупок. Существенной частью закупочной деятельности являются экономические расчеты, так как необходимо точно знать, во что обходятся те или иные работы и решения. 7. Координация и системная взаимосвязь закупок с производством, сбытом, складированием и транспортированием, а также с поставщиками. Эта специфическая задача закупочной логистики решается, как было отмечено выше, посредством организации системной взаимосвязи закупок с производством и сбытом, а также тесных связей с поставщиками в области планирования, экономики, техники и технологии.
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 526; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |