Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные рекомендации к составлению анкет




Опросы делятся (классифицируются) по видам и формам.

Классификация опросов по видам и формам и их краткая характеристика.

Маркетинговая информационная система турпредприятия. Классификация маркетинговой информации.

Под маркетинговой информацией понимается совокупность сообщений, знаний, сведений о состоянии какого-либо объекта, об окружающей его среде и протекающих в ней процессах.

Маркетинговая информационная система турпредприятия включает в себя специалистов, оборудование и методы сбора, сортировки, анализа, оценки и распределения своевременной и достоверной информации, используемой при принятии маркетинговых решений.

Маркетинговую информацию можно классифицировать по нескольким признакам: по периоду времени, к которому она относится, информация делится на историческую (результаты предшествующего периода), текущую (современное состояние), прогнозную (будущее положение); по возможности численной оценки – качественная и количественная и т.д. В зависимости от источников, маркетинговая информация может быть первичной и вторичной. Первичная информация -информация, собранная впервые для какой-либо конкретной цели. Она направлена на решение какой-либо конкретной проблемы и формируется в процессе проведения специальных исследований. Первичная информация - недостатки: дорогая, требует времени и наличия специалистов. Вторичная информация ― информация, которая уже где-то существует, будучи собранной ранее для других целей. Ко вторичной информации относятся данные, получаемые из бухгалтерской или статистической отчетности турпредприятия, справочников, специальных публикаций, периодических журналов и т.д. В ряде случаев вторичной информации бывает достаточно для достижения целей конкретного исследования и принятия соответствующих решений. Поэтому к сбору первичной информации следует приступать только после тщательного поиска и анализа вторичной информации и лишь тогда, когда вторичных данных недостаточно для получения полной картины определенной ситуации. Достоинства: недорогая, быстрая по времени, не требует большого опыта.

Структура системы маркетинговой информации в туризме. Источники внутренней и внешней информации. Совокупность всей информации, необходимой для выполнения маркетинговых мероприятий, называют системой маркетинговой информации. Она обычно состоит из следующих подсистем: внутренней информации, внешней информации, поддержки маркетинговых решений (сбора первичной информации и анализа информации), маркетинговых исследований. На практике эти подсистемы часто рассматриваются как самостоятельные маркетинговые информационные системы. Остановимся подробнее на этих подсистемах.

Система внутренней информации направлена на полное отражение текущей деятельности турпредприятия и выдачу оперативных сведений, характеризующих состояние дел внутри него. У любой фирмы существует внутренняя отчетность, отражаю­щая показатели текущего сбыта, суммы издержек, объемы матери­альных запасов, движение денежной наличности, данные о кредиторской задолженности и т.д.Система внутренней информациидает возможность накопления и поиска необходимых сведений внутри самого предприятия. К источникам внутренней информации относятся внутренняя статистика предприятия, статистическая и бухгалтерская отчетность, данные договоров, справки и отчеты, деловая переписка, жалобы и рекламации потребителей, материалы ранее проведенных исследований и т.д. Внутренняя информация помогает руководителям и специалистам в разработке и принятии маркетинговых решений, но обычно она не используется отдельно от других источников информации, так как не содержит многих необходимых сведений.

Система внешней информации ориентирована на источники и методы, с помощью которых можно получить информацию о событиях и ситуациях, складывающихся во внешней маркетинговой среде. Внешняя информация делится на общую и узкопрофильную. К общей маркетинговой информации относятся книги по общей экономике и маркетингу, справочники, статистические издания, радио, телевидение м др. К узкопрофильной маркетинговой информации относятся публикуемые бухгалтерские и финансовые отчеты предприятий; отчеты, интервью руководителей и специалистов предприятий, узкоспециализированные периодические печатные издания (газеты, журналы, бюллетени), книги и учебники по маркетингу в туризме, специализированные выставки и ярмарки и др. Кроме того, внешняя информация делится на официально опубликованную (доступную для всех) и синдикативную (недоступную для широкой публики, издаваемую отдельными организациями и распространяемую по подписке).

11. Система сбора первичной маркетинговой информации турпредприятия: сущность и характеристика основных методов.

Система сбора первичной информации предусматривает проведениеспециальных маркетинговых исследований с целью получения дополнительных данных, связанных с решением конкретных маркетинговых задач.

Основными методами сбора первичных маркетинговых данных являются: опрос, наблюдение и эксперимент. Выборконкретного метода зависит от цели и объекта исследования.

Опрос – метод сбора первичной информации путем выяснения субъективных мнений, предпочтений, установок людей в отношении какого-либо объекта. Опрос используется примерно в 90% исследований. Опросы, практически, не имеют альтернативы в тех случаях, когда фирма нуждается в информации о знаниях, убеждениях и предпочтениях потребителей в выборе определенных турпродуктов, о степени их удовлетворенности, об имидже фирмы и т.д. Опрос основан на устном или письменном обращении к потребителям и работникам фирмы с вопросами, содержание которых представляет проблему исследования.

Виды опросов. В зависимости от носителя первичной информации опросы бывают массовые и специализированные (или экспертные). При массовом опросе основным источником информации выступают различные категории людей, профессиональная деятельность которых не связана с предметом анализа. При специализированных опросах основным источником информации выступают компетентные лица, чья профессиональная деятельность тесно связана с предметом анализа (отсюда – экспертные).

В зависимости от частоты проведения выделяют разовые или точечные, и повторные опросы (панели). Повторные опросы позволяют выявить жизненный цикл предпочтений потребителей и основные тенденции их изменений с течением времени для своевременного принятия решений о деятельности на рынке. В особую группу повторных опросов выделяют панели. Панель предполагает повторяющийся сбор данных в одной и той же группе людей, на одну и ту же тему через равные промежутки времени с целью контроля происходящих изменений в поведении потребителей под воздействием внешней среды.

Основные признаки панели:

- постоянство предмета и темы исследований;

- повторение сбора данных через равные промежутки времени;

- постоянная (с определенными исключениями) совокупность объектов исследования.

По степени охвата выделяют опросы сплошные, выборочные и метод фокус-групп. Сплошные опросы предполагают, что анализу подвергаются все посетители турпредприятия. При выборочных опросах опрашивается часть изучаемой совокупности, отобранная специальными приемами. Метод фокус-групп позволяет получить, преимущественно, качественную информацию. Фокус-группа предполагает всестороннее дискуссионное обсуждение проблемы с отобранной группой людей (7-15 чел.), проводимое ведущим (модератором) с целью установления качественных параметров поведения потребителей. Работу фокус-групп обычно фиксируют с помощью аудиотехнических средств.

По формам опросы делятся на анкетирование и интервьюирование. При анкетировании опрашиваемый сам письменно отвечает на вопросы в присутствии анкетера или без него. По форме проведения анкетирование может быть индивидуальным или групповым. В последнем случае за короткое время можно опросить большое количество людей. Также анкетирование бывает очным (в присутствии анкетера) и заочным (без анкетера). Самой распространенной формой заочного анкетирования является почтовый опрос. Он заключается в рассылке анкет и получении ответов на них по почте (публикация анкеты в прессе, в интернете). Интервьюирование предполагает личное общение с опрашиваемым, при котором интервьюер сам задает вопросы и фиксирует ответы. Интервьюирование по форме проведения может быть прямым (личным) и опосредованным (по телефону). Личные интервью позволяют дополнять ответы респондентов наблюдениями интервьюера. Достоверность получаемой информации высока. Недостатки: высокая стоимость, вероятность влияния опрашивающего на мнения респондентов, необходимость спецподготовки интервьюеров.

Особенностью опроса как метода сбора первичной маркетинговой информации является достаточно высокая степень отказа респондентов от участия в исследованиях. Причины: 1) чувство подозрительности и стремление никого не допуска в свою личную жизнь; 2) специфика обстоятельств проведения опроса – нежелание обсуждать определенные темы. Для борьбы с этим используются методы стимулирования желания принять участие в исследовании путем предоставления небольших подарков (ручки, брелки, рекламные сувениры и т.д.).

Точность опроса, проводимого в форме анкетирования или интервьюирования, зависит от качества используемой анкеты или бланка интервью.

12. Анкета: определение, структура и рекомендации по составлению.

Анкета ¾ самое распространенное орудие исследования при сборе первичных данных. Анкета или опросный лист – объединенная единым исследовательским замыслом система вопросов, направленных на выявление количественно-качественных характеристик объекта и предмета исследования. В широком смысле анкета― это ряд вопросов, на которые опрашиваемый должен дать ответы. Анкета― инструмент очень гибкий в том смысле, что вопросы можно задавать множест­вом разных способов.

Анкета требует тщательной разработки, опробования и устранения выявленных недостатков до начала ее широкого использования. В небрежно подготовленной анкете можно всегда найти целый ряд ошибок. В ходе разработки анкеты исследователь маркетинга вдумчиво отбирает вопросы, которые необходимо задать, выбирает форму этих вопросов, их формулировки и последовательность. Самыми частыми ошибками при составлении анкеты бывают:постановка вопросов, на которые невозможно ответить, на которые не захотят отвечать, которые не требуют ответа, и отсутствие вопросов, на которые следовало бы обязательно получить ответы. Каждый вопрос должен быть проверен на предмет соответствия цели исследования. Вопросы, представляющие собой просто праздный интерес, следует опускать, поскольку они затягивают процедуру и действуют опрашиваемым на нервы. Формулирование вопросов также требует осторожности. Исследователь должен пользоваться простыми, недвусмысленными словами, которые не влияют на направление ответа. При составлении анкеты надо учитывать ряд обстоятельств: все вопросы анкеты должны быть проанализированы на предмет их уместности и целесообразности; форма вопроса влияет на ответ; должна просматриваться четкая внутренняя логика, то есть последовательность вопросов анкеты. Особого внимания требует и установление последовательности вопросов. Первый из них должен по возможности пробудить у опрашиваемых интерес. Трудные или личные вопросы следует задавать в конце интервью, пока опрашиваемые не успели зам­кнуться в себе. Вопросы должны задаваться в логической последовательности. Вопросы, классифицирующие опрашиваемых на группы, задают в последнюю очередь, потому что они носят более личный характер и менее интересны для отвечающих.

Исследователи выделяют два типа вопросов: закрытые и открытые.

Закры­тый вопрос включает в себя все возможные варианты ответов, и опрашиваемый просто выбирает один из них. Закрытые вопросы предполагают выбор ответов из полного набора вариантов, приводимых в анкете. Виды закрытых вопросов: альтернативные (предлагается сделать выбор их двух альтернативных вопросов); вопрос с выборочным ответом (выбор из трех и более вариантов ответов); вопрос со шкалой значимости (имеет наибольшее значение, наименьшее значение, никакое значение и пр.); вопрос со шкалой Лайкерта (степень согласия или несогласия с каким-либо утверждением – согласен, полностью согласен, не согласен, совсем не согласен, не могу сказать и пр.); вопрос со шкалой оценок (предлагается оценить признак по шкале оценок отличное- 5, хорошее -4, удовлетворительное –3 и т.д.).

Открытый вопрос дает опрашиваемым возможность отвечать своими словами. Открытые вопросы не имеют вариантов ответов, а рассчитаны на получение нестандартных ответов респондентов. Открытые вопросы ставят в самых разных фор­мах. Вообще говоря, открытые вопросы часто дают больше, поскольку опрашиваемые ничем не связаны в своих ответах. Осо­бенно полезны открытые вопросы на поисковом этапе исследова­ния, когда необходимо установить, что люди думают, не замеряя, какое количество из них думают тем или иным определенным образом. С другой стороны, на закрытые вопросы дают ответы, которые легче интерпретировать и сводить в таблицы. Виды открытых вопросов: подбор словесных ассоциаций; завершение предложения, рисунка, рассказа; тематический тест (придумать рассказ к картинке).

Требования к формулировке вопросов:

вопросы должны быть простыми и понятными, однозначными, нейтральными (не направлять ответ в определенную сторону);

Основные принципы построения анкет:

основные от простых – к сложным, от общих- к специальным, от необязывающих к деликатным; не применять слишком много разных инструментов (типы вопросов с 3 вариантами, потом с 7-ю и пр.);

сначала вопросы, устанавливающие доверия, затем вопросы по существу, потом контрольные вопросы и в конце – личные вопросы;

Выбор оптимального объема анкет:

громоздкие анкеты вызывают отказы от ответов, короткие анкеты создают впечателение незначительности обсуждаемой проблемы;

максимальное время заполнения анкеты не должно превышать 20-30 минут;

Предварительная оценка качества анкет:

анализ вопросов и вариантов ответов анкеты, а также композиции анкеты в целом;

предварительное проведение пробного опроса небольшой группы людей (10-15 чел.) для доработки и уточнения анкеты;

Повышение процента возврата анкет при почтовых опросах:

использование поощрения, сопроводительных писем, телефонное предупреждение о посылке анкет, приложение конверта для ответа, интересная тема, привлекательное оформление и др.

Анкета включает в себя следующие элементы:

Сначала – вводная часть, где указывается, кто и с какой целью проводит опрос; дается инструкция по заполнению анкеты. Вводная часть должна подчеркивать уважительное отношение к опрашиваемым и создавать у них желание отвечать на вопросы.

Далее располагаются контактные вопросы. Их задача – заинтересовать собеседника, ввести в курс изучаемых проблем. Эти вопросы являются относительно простыми и легкими для ответов. Например: «Любите ли Вы путешествовать?»

Далее – блок основных вопросов, которые делятся на открытые и закрытые. Особая роль в анкете принадлежит контрольным вопросам, назначение которых – проверка достоверности ответов. Например: основной вопрос – «Какие услуги нашей фирмы вас удовлетворили в наибольшей степени?» Контрольный вопрос к нему: «Пользовались ли вы услугами нашей фирмы». Основной вопрос: «Какую сумму вы обычно тратите на размещение: 400-500 долларов, 600-700 долларов, более 1000 долларов». Контрольный вопрос: «Какой вид размещения по ценовому диапазону вы предпочитаете: эконом-класс, стандарт, люкс». Сопоставление ответов на эти вопросы дает информацию об искренности опрашиваемого. Контрольный вопрос никогда не должен следовать за тем вопросом, ответ на который он контролирует. Это связано с тем, что ответ опрашиваемого на каждый последующий вопрос находится под влиянием содержания и ответа на предыдущий и отвечающий может заметить вашу уловку.

Завершают анкету заключительные вопросы, цель которых – снять психологическое напряжение у опрашиваемого. Например, «Не утомила ли Вас наша беседа?». Сюда же помещают вопросы, позволяющие оценить социально-демографический портрет респондентов (пол, возраст, место жительства, социальное положение, образование, уровень доходов и др.).

В конце анкеты обязательно следует выразить благодарность опрашиваемому за участие в исследовании.

Наблюдение – метод сбора первичной информации путем пассивной регистрации исследователем определенных процессов, действий, событий и поступков людей, которые могут быть выявлены органами чувств. Метод наблюдений состоит в непосредственном наблюдении за людьми и обстановкой в процессе сбора данных.

В зависимости от характера окружающей обстановки, наблюдение может быть полевым (в естественной обстановке – в офисе турфирмы, ресторане и пр.) и лабораторным (в искусственно созданной ситуации – пригласить в какое-либо учреждение, где имеются необходимые технические средства наблюдения). По способу осуществление наблюдение может быть скрытым (применение скрытых камер, специальных систем зеркал) и открытым (с непосредственным участием наблюдающего, когда его видят - видеооператор или просто наблюдающий участник).

Отчет о наблюдении должен содержать следующие сведения:

1) время, место, обстоятельства наблюдения;

2) способ наблюдения и роль наблюдателя;

3) характеристику наблюдаемых лиц;

4) анализ информации, собственные заметки и интерпретацию наблюдателя;

5) оценку надежности полученных результатов.

Эксперимент - метод сбора первичной информации путем активного вмешательства исследователя в определенные процессы с целью установления причинно-следственных взаимосвязей между факторами маркетинга (цена, реклама, стимулирование сбыта) и поведением потребителей.

Выделяют эксперименты с одной или несколькими переменными. Эксперименты с одной переменной предполагают изучение влияния одного маркетингового фактора на деятельность турфирмы (ее доходы, рыночную долю). Эксперименты с несколькими переменными – изучают влияние нескольких факторов на деятельность турфирмы.

По характеру окружающей обстановки, эксперимент, как и наблюдение, может быть полевым (проводится в реальных условиях, где не возможно контролировать действие посторонних факторов – тестирование рынка или «пробный маркетинг») и лабораторным (проводятся в искусственно созданных условиях, чтобы можно было контролировать действие посторонних факторов и манипулировать другими – тестирование турпродукта, цены, рекламы).

Пример лабораторного эксперимента – как влияет характер рекламы на ее запоминаемость потребителями и пр. При проведении полевых экспериментов объектом изучения выступают различные рынки, поэтому такую деятельность называют «тестированием рынка». В процессе тестирования турпредприятие испытывает свои продукты и другие элементы комплекса маркетинга. Основные недостатки тестирования рынка: высокая стоимость, тестируемый продукт становится известен конкурентам, существует задержка по времени между проведением эксперимента и принятием маркетинговых решений.

Все данные, получаемые в процессе сбора информации, требуют дальнейшего анализа и преобразования полученных выводов в систему действий.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 2442; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.044 сек.