КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Учение Платона об идеях и идеальном государстве
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ. Основные этапы древнегреческой ( VII – VI вв.до н.э.) философии: 1). Досократический период (VII-V вв. до н.э.), основные проблемы – объяснение явлений природы, сущности Космоса, окружающего мира, поиски первоначала всего сущего. Философские школы, представляющие этот период: Милетская школа – «физики» (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен); школа пифагорейцев; школа Гераклита Эфесского; Элейская школа; атомисты (Демокрит, Левкипп). 2). Классический (сократический) период (середина V-конец IV вв.до н.э.) – время расцвета древнегреческой философии, совпадающее с расцветом полиса. Основные направления: философско-просветительская деятельность софистов; философия Сократа; зарождение «сократических» школ; философия Платона; философия Аристотеля. В этот период меньше внимания уделяли поиску первоначала; была выдвинута идеалистическая версия происхождения сущего (Платон); положено начало спору между материализмом и идеализмом; интерес к проблеме человека, общества и государства; практическая философско-просветительская деятельность (софисты и Сократ). 3).Эллинистический период (конец IV -II вв. до н.э.) – период кризиса полиса и образования крупных государств Азии и Африки под властью греков. Основные направления: философия киников; стоицизм; деятельность «сократических» философских школ: Академии Платона, Ликея Аристотеля, школы киренаиков и др.; философия Эпикура. Особенности: кризис античных моральных и философских ценностей; отрицание прежних авторитетов, пренебрежение к государству и его институтам, поиск физической и духовной основы в самом себе; стремление к отрешению от действительности; преобладание материалистического взгляда на мир; признание высшим благом счастья и удовольствия отдельного человека (физическое – киренаики, моральное – Эпикур). 4).Римский период (I в.до н.э. – V в. н.э.). Наиболее известные философы: Сенека; Марк Аврелий (император Рима в 161-180 гг.); Тит Лукреций Кар; поздние стоики; ранние христиане. Особенности: внимание к проблемам человека, общества и государства; расцвет философии стоицизма, сторонники которой видели высшее благо и смысл жизни в максимальном духовном развитии личности, уходе в себя, безмятежности; преобладание идеализма над материализмом; повышенное внимание к проблеме смерти и загробной жизни; рост влияния на философию идей христианства и раннехристианских ересей; постепенное слияние античной и христианской философии, их превращение в средневековую христианскую философию. Платон является основателем античного объективного идеализма – согласно ему субстанцией мира является некое вечное нематериальное (духовное) начало. Платон полагал, что существуют два различных мира: мир чувственно воспринимаемых вещей и мир идей. Вещи изменчивы. Мир идей является первичным, он определяет все формы и способы существования мира вещей, который без мира идей существовать не может, являясь лишь его несовершенной копией. Идея – идея вечна, неизменна, самодостаточна, существует вне времени и пространства, постигаема только разумом. Мир идей иерахически организован, высшей идеей является идея Блага. Идеи существуют в особом, чувственно не воспринимаемом мире, проникнуть в который человек может лишь силой мысли. Связь мира идей и мира вещей определяется Платоном как «припоминание». Значимость учения Платона об идеях в том, что он первым в античной философии сформулировал проблему определяющей роли сознания (идеи). Философский идеализм Платона сыграл значительную роль для становления христианства. Важное значение для обоснования социально-политических идей имело учение Платона об идеальном, совершенном государстве. Целью такого государства является полное подчинение индивида социальному целому: человек должен жить для государства, а не государство – для человека. В этом – причина того, почему Платона считают одним из первых создателей теории тоталитарного государства. Платон подразделяет всех людей на три касты в зависимости от того, какой тип души (разумная, эмоциональная или чувственная) у них преобладает. Люди с разумной душой – правители или мудрецы, люди с эмоциональной душой – стражники, а люди с чувственной душой обладают способностью лишь к физическому труду. В работе «Государство» он предлагает свою классификацию возможных типов социального устройства. При этом монархию и аристократию он считает правильными типами государственного устройства, а тимократию, демократию, олигархию и тиранию – неправильными. й ио воспиримаемых идей ипринициально различных мира: и зарождение дуализма у Аристотеля;
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 815; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |