Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теоцентризм средневековой философии. Патристика и схоластика




Европейская христианская философия занимает период– II – XV вв. Главное ее отличие - сопряженность с проблемами христианства. Главная проблема – соотношение Бога и мира, ее характеризует теоцентрический стиль мышления. Философы сосредоточены на доказательствах бытия Бога и на поиске путей соединения человека с Богом. Особое внимание уделяется проблеме личности, ее свободе, ее выбору между добром и злом (Богом и Дьяволом). Человек должен беспрекословно следовать авторитету Священного писания. Это переносится и на социальную жизнь.

Патристика и схоластика – основные этапы средневековой философии. Патристика (от слова «патер» – «отец», имеются в виду «отцы Церкви») в истории философии определяется с I по VI в. Василий Великий, Августин Блаженный, Григорий Нисский, Тертуллиан, Ориген и другие разработчики основных догматов христианской религии были одновременно и крупнейшими философами своего времени.

Главные проблемы: 1) проблема сущности Бога и Его тройственности; 2) отношение веры и разума, 3)понимание истории как движения к определенной конечной цели «Граду Божию»; 4) свобода воли человека и возможность спасения его души; 5) проблема происхождения зла в мире, причины, по которым его терпит Бог, и др.

Августин Блаженный (Августин Аврелий): Есть два пути приобщения человека к религии: а) рациональный (логическое мышление, достижения наук и философии); б) нерациональный (авторитет Священного писания, церкви, эмоции и чувства). Приоритет Августин отдаёт нерациональным средствам. Религиозная вера не предполагает рационального обоснования. В сфере религиозной жизни следует верить, не требуя никаких доказательств.

Вместе с тем, Августин считает необходимым усилить веру доказательствами разума, ратует за внутреннюю связь веры и знания. Идеал августиновской философии – послушный религии разум и подкреплённая разумными доводами вера.

На этапе схоластики (IX – XV вв.) основные догмы и положения уже разработаны, они шлифуются, уточняются, систематизируются. Сам термин «схоластика» обозначает «школьную, учебную» философию, преподававшуюся в университетах и школах. Все, кто занимался в то время науками, особенно философией, были «схоластиками», а это звание было почетным, по смыслу близким понятию «ученый теоретик».

Схоластическая философия (Фома Аквинский, Росцеллин, Абеляр, Ансельм Кентерберийский) исследовала отношения разума и веры, религии и науки, а также вопрос соотношения общего и единичного.

Фома Аквинский считал, что вера не должна противоречить разуму. И разум и вера направлены к познанию одной и той же Истины – Бога, но делают это разными путями. Разум опирается на науку и философию, вера – на теологию. Возможность гармонии веры и разума основывается на том факте, что Бог открывается человеку двумя путями: естественным – через сотворённый мир и сверхъестественным – через откровение.

В средневековой философии вели спор о природе универсалий (общих понятий). Это вопрос о том, существует ли общее понятие лишь в уме (как имя, а значит реально существуют только единичные вещи) или реально (в виде некой сущности). По этому вопросу – 2 направления: номинализм и реализм.

Номинализм – философское учение, по которому универсалии существуют не в действительности, а только в мышлении. Реально существуют лишь единичные вещи, и только они могут быть предметом познания. Универсалии – это только имена вещей. А это равносильно материалистическому тезису о примате материи (Росцелин, Оккам и др.)

Реализм сформировал концепцию о трех видах универсалий: общее существует «до вещей», в божественном разуме; общее существует «в самих вещах», как их формы или сущности; общее существует «после вещей», т.е. в человеческом разуме. Представители: Ансельм Кентерберийский, Альберт Великий, Фома Аквинский и другие.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 3157; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.