КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методология, предмет, методы и принципы менеджмента
Методологические основы менеджмента
Многие составители и разработчики учебной и методической литературы по менеджменту избегают давать определения его предмета и метода. Причин этому много. Менеджмент – сравнительно молодая наука, поэтому трудно в полной мере охватить в одном кратком определении всё многообразие подходов учёных к данному вопросу. К тому же не прекращается полемика по поводу того, что такое менеджмент: наука об управлении или искусство управления, или и то и другое, или это синтез многих научных знаний об управлении. Менеджмент, действительно, вобрал в себя научные знания и практический опыт экономики, правовых и технических наук, социологии, педагогики, математики, кибернетики[9], информатики, статистики, медицинских знаний и других наук, касающихся проблем управления, но у каждой из них есть свой предмет и метод. Как же объединить все это в единое целое? Среди учёных нет единства и по вопросу о методе менеджмента. Здесь происходит смешение методологии науки с конкретными методами управленческой деятельности. Примем за основу следующие определения. Предмет менеджмента – изучение законов и закономерностей жизнедеятельности организации, отношений людей в процессе управления. Это законы онтогенеза, синергии, пропорциональности, реальных условий, административной ёмкости, закономерности ритмичности работ, фронта работ и т.д. Отношения людей в процессе управления исследуются по двум основным направлениям – при демократических формах управления и при авторитарном стиле управления. Методология менеджмента – учение об основных функциях, принципах и методах управленческой работы, системе важнейших её показателей и результатов. Основой учения являются общие для всех наук методы – исторического и логического анализа и синтеза, материалистической диалектики, конкретного и абстрактного, взаимосвязи условий и явлений и т.д. Методы и принципы менеджмента – это правила и способы управления деятельностью организации. Выделяют следующие методы менеджмента: организационные, административные, экономические и социально-психологические. Управление осуществляется с помощью основных исходных положений, правил, называемых принципами менеджмента, которыми руководствуются управляющие органы. В них отражается действие объективных законов и практика управления, а также определяются требования к конкретной системе, структуре и организации менеджмента. В соответствии с этими требованиями образуются органы управления, устанавливаются взаимоотношения между уровнями управления, между организацией и государством, применяются те или иные методы управления. Принципами менеджмента являются: единоначалие, внутрипроизвод-ственное планирование и разделение труда, нормирование и учёт, дисциплина и ответственность, уважение и признание права всех форм собственности, честность, правдивость, верность слову, целеустремленность и т.д. В менеджменте как науке можно выделить теоретическую и практическую (или прикладную) части. Целью теоретических изысканий является накопление, изучение и обобщение опыта практических исследований для выработки и распространения обобщенных рекомендаций, позволяющих руководителю повышать эффективность деятельности возглавляемой им организации. Цель прикладных исследований – совершенствование управления конкретной организацией на основе достижений теории менеджмента и возможностей самой организации. К основным видам работ в процессе прикладных исследований относятся сбор и обработка информации и моделирование деятельности объекта исследования.
Основными методами сбора информации являются: 1) эксперимент: – активный – предполагает прямое вмешательство экспериментатора в рабочий процесс с целью создания неординарных ситуаций (позволяет быстро выявить слабые места в управлении, но без высокой квалификации исследователей может негативно сказаться на результатах работы организации). – пассивный – наблюдение за работой сотрудников с фиксированием каких-либо данных (наиболее эффективен), но предъявляет высокие требования к организационно-методической подготовке.
2) – тестирование – анкетирование наиболее эффективны при изучении отдельных аспектов деятельности предприятия, не требуют больших финансовых затрат и являются единственными методами сбора информации о тех аспектах деятельности предприятия, которые не находят отражения в документах. – интервьюирование требует личного контакта и используется только для получения какой-либо дополнительной информации. 3) изучение документации предприятия. В моделировании деятельности объекта исследования могут использо-ваться как логические, так и экономико-математические модели.
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 1696; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |