Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Взаимосвязь менталитета и менеджмента




 

Менталитет в общем смысле – склад ума, образ мышления.

Под национальным менталитетом обычно подразумевают совокупность традиций, общественных норм, моральных и социальных устоев, культуры отдельно взятой нации, а также сложившихся стереотипов в поведении представителей этой нации, что в итоге накладывает отпечаток на их образ мышления, на их мировосприятие. С проявлением менталитета можно столкнуться в самых различных сферах общественной жизни, в том числе и в сфере трудовых, а в более широком смысле – производственных отношений.

Национальному менталитету как совокупности определённых свойств нации стали уделять серьёзное внимание сравнительно недавно, с начала
80-х годов XX века. Известно, что причиной тому послужили неожиданные для многих успехи на мировом рынке японских компаний. Предпринятые в этой связи попытки осмыслить причины столь впечатляющего «японского экономического труда» привели к появлению в теории управления такого понятия, как «организационная культура», которое в дальнейшем переросло в одну из функций современного менеджмента.

Джейм Харбор – известный консультант компаний автомобильной промышленности: «Японцы при выпуске автомобилей не используют более совершенную технологию, однако они втаптывают нас в грязь из-за абсолютного превосходства в области управления компаниями».

Сегодня уже всем ясно, что чисто управленческими средствами можно добиться более впечатляющих успехов, применяя при этом даже старое оборудование. Так, в начале 80-х годов маленький заводик «Тайоты» по выпуску двигателей в Камино был оснащён американскими станками образца 1960 года. В техническом оснащении он был безнадёжно отсталым в сравнении с предприятиями «Форда» и «Крайслера». Но в расчёте на одного занятого, включая рабочих и служащих, этот заводик производил двигателей в 4,5 раза больше, чем «Форд» и «Крайслер». При этом качество двигателей, включая их дизайн, на «Тайоте» значительно превосходило качество аналогичной продукции американских компаний.

Секрет успеха японских корпораций очень прост: высокий уровень производительности труда за счёт эффективного использования человеческого ресурса.

Успех Японии (низкие цены и высокое качество товара) явился своего рода катализатором, благодаря которому во всём мире резко возрос интерес к управлению организацией и эффективному использованию огромного потенциала, заложенного в человеке как объекте управления.

Причины столь впечатляющего «японского экономического чуда» берут своё начало именно в японском менталитете, т.е. совокупности японских культурных традиций, нравственных ценностей. Преданность японцев интересам «родной» компании, дух патернализма[10], царящий в компаниях, – всё это, как правило, принято считать исключительно проявлением японского менталитета.

Таким образом, большинство исследователей пришли к ошибочному выводу, что наличие национальных менталитетов неизбежно ведёт к различию в национальных стилях управления, следовательно, невозможно создать единый и универсальный стиль, не уступающий по эффективности японскому.

Ошибка здесь в том, что объективный закон оптимального поведения «не различает» национальных особенностей, а свойство поступать всегда с наибольшей для себя выгодой во всех отношениях присуще любому человеку, независимо от национальности.

«Японское экономическое чудо» состоит именно в том, что трудовые отношения в японских компаниях исподволь стали соответствовать рациональной модели, рациональное поведение японского работника по отношению к компании является оптимальным для него. В японских компаниях 93% работников считают, что повышение производительности труда однозначно приведёт к увеличению их доходов. А это свидетельствует о наличии тождества интересов работника и интересов предпринимателя.

Японские специалисты по управлению считают: «Необходимо, чтобы именно условия, а не управляющие заставляли персонал эффективно трудиться. Если создаются такие условия, сколь бы дорого они не обходились, тогда и вложения в капитальное строительство, в передовую технологию оказываются не напрасными, а прибыль многократно увеличивается».

Без учёта японского национального менталитета условия, регулирующие трудовые отношения остаются неполными, а японская модель трудовых отношений воспринимается исключительно как национальная. Вот почему никому в мире не удаётся повторить «японское чудо» – добиться таких же впечатляющих успехов при управлении персоналом.

Таким образом, необходимость учитывать национальные менталитеты при разработке национальных стилей управления и является негативным проявлением закона оптимального поведения.

В настоящее время наряду с национальным менталитетом большое внимание уделяется изучению этики деловых отношений с целью повышения уровня культуры в организациях.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 1140; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.