КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятие и сущность менеджмента
Краткие выводы Любая организация представляет собой технико-экономическую и социальную систему, описать которую можно, если определить характер ее взаимодействия с внешней средой, характер взаимодействия подразделений организации друг с другом и, наконец, характер взаимодействия индивида с организацией. На уровне взаимодействия организации с внешней средой могут реализовываться механистический либо органический подход. Взаимодействие на уровне подразделений в организации строится с помощью различных типов департаментизации: традиционная организация, дивизиональная организация, матричная организация; на уровне индивида его взаимодействие с организацией может придавать ей индивидуалистский или корпоративный характер. В последнее время формируются новые типы организаций. К числу таких новых типов относятся эдхократическая организация, многомерная организация, партисипативная организация, предпринимательская организация и, наконец, организация, ориентированная на рынок.
При переходе Российской экономики на рыночные механизмы хозяйствования наряду с термином «управление» стал активно применяться термин «менеджмент», который использовался как синоним управления предприятия.
Менеджмент отождествляется с людьми и является атрибутом исключительно социальных систем.
Менеджмент – управление социально-экономическими и социально-техническими системами для получения конкретного результата.
В условиях рыночной экономики большое внимание уделяется развитию малого бизнеса. В Европейских странах более 95% всех фирм составляют малые предприятия. Они максимально удовлетворяют потребности населения, создают рабочие места, являются местом внедрения новых технологий. Устойчивость малых предприятий, их выживание в конкурентной борьбе зависит от эффективного менеджмента.
В упрощенном понимании менеджмент – это умение добиваться поставленных целей, использую труд, интеллект, мотивы поведения других людей.
Значимость менеджмента была особенно осознана в 30-е гг.20в, когда стало ясно, что эта деятельность превращается в профессиональную область знаний, самостоятельную дисциплину, а социальный слой – менеджеров в весьма влиятельную общественную силу. Менеджер – специалист, которого нанимают для организации и управления каким-либо участком организации, для осуществления управленческой деятельности.
Управление должно быть направлено на успех и выживание фирмы. В то же время конечной целью менеджмента является обеспечение прибыльности предприятия (фирмы) путем рациональной организации производственного или торгового процесса, включая управление производством (коммерцией) и развитие технологической базы.
В управлении всегда есть субъект – то, кто осуществляет управление и объект – тот, кем управляют действия субъекта. Т.о. основная задача управления – организовать работу других людей, при этом высшей формой искусства управления является, такая организация, при которой у объекта управления создается впечатление, что никто им не управляет.
Менеджмент – это особый тип управления организации, для которой характерны: 1. рыночные механизмы развития экономики, предполагающие наличие конкуренции, свободы предпринимательства и принятия хозяйственного решения, миграционные механизмы передвижения капитала, рабочей силы, свободного ценообразования, что в свою очередь приводит к необходимости 2. гибкости и адаптации в поведении фирмы на рынке это невозможно без: ориентации на человеческий фактор, высокого профессионализма, творчества менеджера.
Т.о. менеджмент и управление в современной управленческой литературе рассматривается как взаимозаменяемые понятия. Наиболее часто используемые подходы к их определению представлены на рисунке: 1. Менеджмент как вид деятельности - особый виде деятельности, который связан с выполнением управленческих действий – функций управления. Впервые состав управленческих функций был предложен Анри Файолем: «управлять – это, значит, предвидеть, планировать, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать».
В современной специальной литературе рассматривается множество функций менеджмента: - прогнозирование - целеполагание - планирование - организовывание деятельности - мотивирование персонала - контроль - учет - анализ
2. Управление как процесс. Выполнение функций менеджмента предполагает затраты времени и ресурсов. Ограниченность ресурсов требует эффективного их распределения и использования, с учетом взаимозависимости функций управления.
3. Управление – это менеджеры как субъекты управления. Менеджеры играют в организации ряд ролей, среди них: 1. роль принимающего решения 2. информационную роль 3. межличностные роли. Менеджер формирует отношения внутри и вне организации. Он должен быть лидером, за идеями которого люди захотят идти. Именно поэтому менеджер должен обладать такими личностными характеристиками как: - высокое чувство долга и преданность делу - честность в отношениях к персоналу - умение выражать свои мысли и убеждать - уважительное отношение к персоналу - способность быстро восстанавливать свои физические и душевные силы.
4. Управление – это аппарат управления Аппаратный подход к менеджменту фокусирует внимание на структуре и связях между звеньями и уровнями управления, на полномочиях и ответственности работников, занимающих различные позиции (должности) в аппарате.
5. Менеджмент – это наука управления. Менеджмент возник как область самостоятельных знаний, т.е. как наука в конце 19 века. Научная дисциплина «менеджмент» представляет собой совокупность эмпирических знаний, накопленных за сотни тысяч лет практики, раскрывающих и моделирующих различные аспекты управленческой деятельности. В различные периоды времени перед управленцами-практиками возникали проблемы, решения которых лежали за пределами их опыта, что заставляло их обращаться за помощью к ученым. Например, в начале 20 в. одной из основных проблем управления было повышение производительности труда. В тоже время как в конце 20 века проблема гибкости и адаптивности, в постоянным изменением внешней среды.
В 1981г. американский ученый Джозеф Вартон разработал курс менеджмента для преподавания в колледже. С 1916г. французский ученый Файоль поставил вопрос о преподавании менеджмента в учебных заведениях и выделил 6 основных видов деятельности предприятия: - техническая - коммерческая - финансовая - защитная - бухгалтерская - административная
В начале 20в. появились такие научные школы менеджмента как: школа научного управления, административная школа, школа человеческих отношений, школа количественного подхода. Дальнейшее развитие принципа менеджмента сформулированные в рамках этих научных школ получили в процессном, системном, ситуационном и других современных подходах менеджмента.
6. Искусство управления. Менеджмент в государственной службе – это специальный менеджмент, который изучает особые черты, специфику, тенденции, отличающий менеджмент государственных структур от коммерческого.
Реализация каждой функции менеджмента в государственной службе проявляется, прежде всего, в целях, оценке результатов, формах отчетности, процедурах контроля и системе стимулов: цель – защита слабо обеспеченных слоев населения и т.д.
В государственной структуре методом оценки результатов является уровень доходов. В коммерческой организации – доход.
Форма отчетности – государство отчитывается перед избирателями коммерческой организации – перед акционерами.
Степень ответственности – государство несет ответственность перед народом.
Система стимулов – в коммерческой организации материальное стимулирование, в государственной службе – льготы, социальные привилегии (бесплатное лечение, обучение).
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 435; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |