Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Поведенческий подход




Концепция психологии и человеческих отношений,

 

Хотя авторы классической школы признавали значение человеческого фактора, их дискуссии и учет этого фактора ограничивались справедливой оплатой, экономическим стимулированием и установлением формальных функциональных отношений.

Движение за человеческие отношения зародилось в ответ на неспособность классической школы осознать главную роль человеческого фактора в производстве, и получила название неоклассической школы.

Основоположниками школы являются Мэри Паркер Фоллетт и Элтон Мейо, их последователи А. Маслоу и др.

М. Фоллет первой определила управление как «обеспечение выполнения работы с помощью других лиц».

Э. Мейо стал известен своими экспериментами на фабрике, принадлежащей «Вестерн электрик» в г. Хоторне (США) (Хотторнские эксперименты), в которых показал важность человеческого фактора в производстве.

Мейо сосредоточил все свое внимание на изучении социальной организации внутри трудовых групп. “Организация – это не простая совокупность людей, а сложная социальная система.” Мейо пришел к выводу о том, что решающее влияние на рост производительности труда рабочего оказывают не материальные, а прежде всего, психологические факторы. Люди очень отзывчивы на благоприятный морально-психологический климат, заботу со стороны руководства и будут трудиться производительно даже при неизменной заработной плате. Поэтому социальные и психологические факторы, наряду с экономическими, необходимо учитывать при организации управления.

Несколько позднее эту теорию развил А. Маслоу который доказал, что мотивами поступков людей являются различные потребности, которые могут быть лишь частично и косвенно удовлетворены с помощью денег. Он разработал теорию “Иерархии человеческих потребностей”.

Развитие таких наук, как психология и социология и совершенствование методов исследования после второй мировой войны сделало изучение поведения на рабочем месте в большей степени строго научным. В результате концепция человеческих отношений развилась в поведенческую концепцию или бихейвиоризм ( поведенческий подход – применяется с 1950г. по наши дни).

[Свое название концепция получила от психологических терминов: «бихейвио» - поведение, «бихейвиоризм» - наука о поведении.]

Исходная предпосылка поведенческого подхода заключается в том, что необходимо изучать не сознание, а поведение человека, которое представляет собой реакцию на стимул.

В управлении такой подход был перенесен на работающего человека и конкретно на отношения между менеджерами и работающими. Суть этих отношений основана на том, что работающий, получая хорошее материальное и моральное вознаграждение от менеджера, отвечает на него положительной реакцией — хорошей работой.

Поведенческий подход представлен в трудах Криса Арджириса, Ренсиса Лайкерта, Дугласа Мак-Грегер а, Фредерика Герцберга, Дейла Корнеги и др. Основной целью их исследований был поиск путей повышения эффективности организации за счет повышения эффективности ее человеческих ресурсов. Они занимались вопросами социального взаимодействия на предприятии, мотивации потребностей, форм общения в коллективе, лидерства и др.

Заслугой данной школы является признание человека главным элементом организации, изучение проблемы мотивов и потребностей и возможностей их эффективного использования в менеджменте.

 

[Идеи классической и неоклассической школ нашли свое развитие в современных теориях менеджмента]




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 713; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.