КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Мотивация труда
Менеджер достигает целей организации через своих подчиненных, поэтому функция мотивации является самой существенной. Мотив – внутренняя сила, побуждающая человека к осуществлению определенных действий. Мотивация – процесс побуждения себя и других людей для достижения целей организации и личных целей. В древние времена в качестве мотивации использовались хлыст и угрозы, для избранных – награды. До 20 века считали, что люди будут работать лучше, если дать им возможность зарабатывать больше. Однако исследования показали, что этого недостаточно, так как потребности людей очень разнообразные. Все люди работают по разному: - для одних людей работа –это удовольствие и средство реализации; - для других людей работа – обязанность и средство обеспечить свое существование. Любой руководитель обязан думать о том, как стимулировать работника для более эффективной работы. Мотивацию рассматривают как процесс, состоящий из следующих стадий: 1. возникновение потребности; 2. поиск путей устранения потребностей; 3. определение целей (направления) действия; 4. действия по удовлетворению потребностей; 5. получение вознаграждения за осуществление действия; 6. удовлетворение, устранение потребности.
У человека имеется множество потребностей, которые он стремится удовлетворить. Среди них есть первичные потребности: еда, вода, сон, двигательная активность, отдых, секс и вторичные потребности: престиж, успешная деятельность, власть, самовыражение, слава, любовь и т.п. Процесс мотивации сложен и неоднозначен, поскольку потребности в конкретном человеке могут противоречить друг другу, а также меняться со временем. Задача руководителя – точно оценить состояние потребности в подчиненном и построить адекватный процесс управления.
Методы управленческой мотивации подразделяют на:
1) методы экономической мотивации: зарплата, премии, льготы, проценты, участие в прибылях, пакет акций, доплата и др.; 2) методы социальной мотивации – общественное признание, благодарность, восхищение, обожествление, презрение и т.д.; 3) методы психологической мотивации – ощущение собственной значимости, безразличие, ущербность, ненужность и др.; 4) методы властной мотивации – повышение в должности, предоставление дополнительных полномочий и др.; 5) социально-психологические методы – повышение социальной активности, обмен опытом, критика; деловая и профессиональная этика и др.; 6) методы моральной мотивации – личное или публичное признание, похвала и критика; 7) целевой метод; 8) метод проектирования или перепроектирования (обогащения) работ; 9) метод вовлечения сотрудника (партисипативный метод); 10) методы изучения мотивации и мотивов – экспериментальные методы, методы оценки поведения и его причин со стороны, методы изучения (беседа, опрос, анкетирование) и др.
Для удовлетворения потребности в развитии необходимо: - обеспечивать подчиненным возможности для обучения; - давать подчиненным сложную работу; - поощрять и развивать у подчиненных творческие способности; - поддерживать стремление подчиненного к образованию; - организовать внутрифирменную систему обучения; - совершенствовать систему оплаты труда в соответствии с уровнем профессионального развития работающих.
Для удовлетворения социальной потребности в общении необходимо: - давать подчиненным работу, позволяющую общаться; - создавать дух единой команды; - не разрушать неформальные связи; - периодически проводить с подчиненными совещания; - помогать группе испытать чувство общего успеха; - обеспечивать равное внимание ко всем группам работающих.
Мотивировать работников можно путем вознаграждений и наказаний. Вознаграждение и наказание чтобы быть эффективным, должно отвечать определенным требованиям: · награда и наказание сильнее влияют на поведение, чем ближе момент их выполнения; · отдаленные во времени кара и награда не влияют на поведение; · чем чаще повторяются безнаказанные нарушения на глазах у человека, тем слабее становятся его убеждения в необходимости соблюдать нормы поведения.
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 294; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |