КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Причины, виды конфликтов
Стрессы. Виды стрессов. Методы снятия стресса. Управление конфликтами. Последствия конфликтов. Причины, виды конфликтов. ТЕМА 10. Управление конфликтами и стрессами.
Слово «конфликт» (от лат. Conflictus – «столкновение») означает столкновение противоположных интересов, взглядов стремлений; разногласие, спор. Великий русский писатель Л.Н. Толстой сказал: «То, что начинается в гневе, заканчивается в стыде». 70-80% работы руководителя находится под гнетом скрытых и явных противоречий и противостояний, игнорирование которых приводит к конфликтам. Наблюдения показывают, что 80 % конфликтов возникает помимо желания их участников. Происходит это из-за особенностей нашей психики и того, что большинство людей либо не знает о них, либо не придает им значения. Главную роль в возникновении конфликтов играют так называемые конфликтогены («способствующие конфликту»). Конфликтогенами называют слова, действия (или бездействие), которые могут привести к конфликту. Коварную суть конфликтогенов можно объяснить тем, что мы гораздо более чувствительны к словам других, чем к своим словам. На конфликтоген в наш адрес мы стараемся ответить более сильным конфликтогеном. Например: в автобус вошла девушка – стройная и симпатичная. Проходя по проходу, она случайно, так как автобус дернулся, толкнула мужчину средних лет. «Ну ты, корова!» - отреагировал тот. В ответ девушка предложила ему выйти с ней на следующей остановке, что он и сделал. Выйдя, она достала из сумочки баллончик и брызнула ему в лицо. Мужчина упал, а девушка вскочила в автобус и уехала. Закономерность эскалации (усиления) конфликтогенов можно объяснить тем, что получив в свой адрес конфликтоген, пострадавший хочет компенсировать свой психологический проигрыш, при этом ответ должен быть сильнее, чтобы проучить обидчика. В результате сила конфликтогенов стремительно нарастает. О стремительности нарастания силы конфликтогенов говорит и следующая печальная статистика: не менее 70% всех убийств происходит на бытовой почве. Конфликтогеном может быть: а) стремление к превосходству (приказание, угроза, критика, обвинение, насмешка, издевка и др.); б) проявление агрессивности; в) проявление эгоизма (обман или попытка обмана, стремление добиться цели нечестным путем); г) неблагоприятное стечение обстоятельств. Любой конфликт – это процесс, развивающийся в определенной последовательности. Стадии развития конфликта: 1) скрытая (латентная) – конфликт проявляется в явном или неявном недовольстве ситуацией; 2) формирование конфликта – на этой стадии высказываются претензии противоположной стороне; оформляются группы, участвующие в конфликте; используется провокация; 3) инцидент – на этой стадии конфликт переходит в стадию активных действий сторон; 4) активные действия сторон (конфликт); 5) завершение конфликта – конфликт завершается, но это не значит, что притязания сторон удовлетворены (если латентные причины были подавлены, а не решены, то конфликт рано или поздно повторится).
Причины конфликтов: Организационно-управленческие: - не оптимальность функциональных связей в организации; - не соответствие работника требованиям должности; - принятие ошибочных управленческих решений; - распределение ресурсов (даже в богатых организациях ресурсы ограничены, а люди хотят получить больше); - взаимозависимость задач (например, директор обвиняет бухгалтерию в большом количестве ошибок, а бухгалтерия сваливает вину на аудиторов); Социально-психологические: - потери и искажение информации в процессе общения; - подходы к проблеме с различных сторон; - различные способы оценки результатов деятельности; - различия в целях и др.; Личностные: - оценка поведения как недопустимого; - низкая конфликтоустойчивость; - столкновение личных интересов; - не способность к пониманию, сопереживанию; - адреналиновый голод (желание разогнать скуку и однообразие жизни) - неадекватный уровень притязаний; - особенности характера и темперамента. Объективные: - образ жизни; - стереотипы межличностных и межгрупповых отношений.
У каждого человека имеется множество потребностей (потребность во власти, в уважении, потребность в материальных ресурсах и др.) которые он стремится удовлетворить различными способами, и на этой почве часто возникают конфликты.
Виды конфликтов: 1) Внутриличностный конфликт – это внешний конфликт, перенесенный внутрь (противоречивые указания исходят от человека, которому работник вынужден подчиняться); 2) Межличностный конфликт – возникает между людьми из-за несовместимости их взглядов, интересов, целей, потребностей; 3) Конфликт между личностью и группой – проявляется как противоречие между ожиданиями отдельной личности и сложившимися в группе нормами поведения и общения; 4) Межгрупповой конфликт – столкновение интересов различных групп.
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 417; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |