Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Резюме темы. Вопрос 7. Трудовые ресурсы и их использование




Вопрос 7. Трудовые ресурсы и их использование

Вопрос 6. Миграция населения

Вопрос 5. Национальный состав населения

Вопрос 4. Половозрастная структура населения

Специфическая демографическая ситуация складывается в России,
где почти три десятилетия не обеспечивалось простое воспроизводство населения. К 1992 г. демографический потенциал полностью исчерпался и естественную убыль населения не смог
перекрыть даже возросший миграционный приток из стран ближнего
зарубежья. Специфика российской демографической ситуации состоит в том, что на фоне низкой рождаемости неуклонно растет уровень смертности. В 1999 г. естественная убыль населения составила 14,7 чел. на 1000; умерших было в 1,75 раза больше, чем родившихся.
Динамика смертности последних лет обусловлена значительным ухудшением здоровья населения страны. Факторами регресса в состоянии здоровья россиян являются снижение жизненного уровня, сопровождающее переход экономики на «рыночные рельсы», неудовлетворительное состояние базовой медицины, ухудшение природной и социальной среды. Обострение криминогенной обстановки, ослабление дисциплины труда способствовали росту бытового и производственного травматизма. В большинстве регионов страны ухудшилась санитарно-эпидемиологическая обстановка. По сравнению с 1990 г. заболеваемость туберкулезом в стране возросла на
25%.
Неблагоприятная демографическая ситуация в России сохранится еще не одно десятилетие. Об этом свидетельствует прогноз изменения численности и структуры населения страны, данный Госкомстатом России совместно с Центром экономической конъюнктуры при Правительстве РФ на период до 2005 г. Возрастная структура населения России изменится. Резко сократится численность и доля детей и подростков до 15 лет. Общий коэффициент рождаемости (показывающий число родившихся на 1000 человек населения) к концу прогнозируемого периода будет в пределах от 7,6 до 9,7. Россия все больше будет отставать от развитых государств мира, в которых продолжительность жизни будет приближаться к биологическому пределу — 85 годам.
Половозрастная структура относительно устойчива и слабо изменяется в территориальном аспекте. Показатель рождаемости мальчиков, как правило, несколько превышает показатель рождаемости девочек и составляет 104—107 мальчиков на 100 девочек в год. С 40 лет начинается значительное преобладание численности женщин (следствие повышенной смертности мужчин, связанной с производственным травматизмом и злоупотреблением наркотиками и алкоголем). Наибольшее превышение женской части населения приходится на возрастную группу старше 70 лет.
Отмечается неблагоприятная тенденция и в изменении возрастной структуры населения. Доля лиц моложе трудоспособного возраста с
1992 г. по 1999 г. уменьшилась соответственно с 24 до 21,9% при
одновременном росте доли лиц пенсионного возраста соответственно с 17,3 до 20,7%, причем численность женщин в этой возрастной группе почти на 13 млн. превышает численность мужчин

Российская Федерация — многонациональное государство, в котором насчитывается более 100 национальностей и народностей.
Основную часть составляют русские — 82% населения страны — и представляют наиболее многочисленную группу славянских народов, проживающих на российской территории. Они преобладают во всех регионах России, за исключением республик Северного Кавказа (Дагестан, Кабардино-Балкарская, Северная Осетия, Чеченская, Ингушетия, Карачаево-Черкесская), Поволжья (Татарстан, Калмыкия, Чувашская и Марий Эл), Урала (Удмуртская, Башкортостан, Коми- Пермяцкий автономный округ), Западной Сибири (Алтай), Восточной Сибири (Тува), Дальнего Востока (Саха (Якутия)). Наиболее компактные места проживания русских — центральные, западные, частично северные области европейской части Российской Федерации.
На втором месте по национальному признаку стоят татары (3,7%),
далее украинцы (3%), чуваши (1,2%). Удельный вес каждой из остальных национальностей не превышает 1%.
Север и северо-запад европейской территории страны заселен
народностями финно-угорской языковой группы: коми-пермяки, карелы, саамы. В Поволжье, Приуралье, Прикамье и Сибири наряду с русскими проживает ряд народов и народностей, к ним относятся финно-угорская группа удмурты, мордва (эрзя и мокша), марийцы и говорящие на языках тюркской группы татары, башкиры, чуваши, кумыки, ногайцы, азербайджанцы.
Одним из самых многонациональных регионов России является Северный Кавказ, который населяют народы нахско-дагестанской языковой группы: чеченцы, ингуши, аварцы, лезгины, балкарцы, лакцы, даргинцы и абхазско-адыгской — кабардинцы, адыгейцы, черкесы. Малочисленные народы Севера представлены самодийской группой. К ней относят ненцев, нганасан и селькупов. В центральной части Западной Сибири проживают народы финно-угорской группы — ханты и манси. Населяющие территорию Восточной Сибири и Дальнего Востока эвенки, эвены, нанайцы и удэгейцы составляют тунгусо-маньчжурскую группу. Чукчи, коряки, юкагиры, нивхи относятся к полиазиатским народам, а эскимосы и алеуты — к особой семье, имеющей американоидные черты. В монгольскую группу входят буряты, проживающие на юге Восточной Сибири. К этой группе относят также и калмыков, населяющих юго-западную часть Поволжья.
Проблемы национально-государственного устройства России осложняются требованиями репрессированных в прошлом народов, одни из которых (немцы) настаивают на восстановлении своей государственности, другие (например, ингуши) — на расширении границ. Не прекращаются вооруженные конфликты, выливаясь в межэтнические войны. Сложной является и проблема малочисленных народов Севера, численность которых в Европейской части России достигает 9,7 тыс. чел.
Существующая система управления национальными отношениями подчинена задаче регулирования их в рамках федеративных отношений. Важное значение в процессе управления национальными отношениями имеет использование инструментария регулирования этих отношений, позволяющего выявить узлы межэтнических противоречий и разработать варианты их разрешения в интересах оптимального развития нации, межнационального сотрудничества.


Миграция – это переселения, перемещения людей между населенными пунктами. Численность населения, его структура

предопределяются не только естественным, но и миграционным движением. До недавнего времени проблема миграции населения — как добровольной (трудовой), так и вынужденной (беженцы) —
находилась в центре социально-политической жизни западноевропейских и ряда других стран различных регионов мира. Население же Советского Союза практически не принимало участия в миграционных процессах. Международные миграционные потоки усилились в связи с распадом СССР. За 1992— 1999 гг. из Российской Федерации выехало 2809,7 тыс. чел. Направления эмиграции во многом определяется национальным составом переселенцев: 806,1 тыс. чел. (28,7%) выехали в другие зарубежные страны, преимущественно в Германию (62,4%), Израиль (19,4%), США (12,3%); по национальным признакам: немцы — 53,5%, русские — 24,0%, евреи — 15,8%. Большинство эмигрантов из России принадлежит к национальным меньшинствам, имеющим сильные родственные диаспоры в США, Израиле и Германии. Только треть выезжающих из России указали в качестве одной из причин выезда преследование по национальному признаку или предвзятое отношение к их национальности. Превалируют экономические мотивы миграции: большинство связывает свои жизненные планы с трудоустройством на новом месте для повышения своего материального уровня. В социально-профессиональной структуре выезжающих значительный удельный вес занимают специалисты. Их доля среди иммигрантов почти в 19 раз выше, чем среди населения России в целом. Около 30% эмигрирующих имеют высшее образование. Среди специалистов преобладают лица, имеющие высшее техническое образование (около 70%), 15% имеют ученую степень доктора или кандидата наук. Уезжают не только ученые, но и высококвалифицированные рабочие. Все это ведет к снижению качества трудовых ресурсов России. Главная задача в настоящее
время — не сдерживание эмиграции, а ее регулирование, превращение безвозвратной эмиграции в возвратную. Обострившиеся межнациональные отношения как в Российской Федерации, так и в странах СНГ вызвали многочисленную иммиграцию населения. За 1992—1999 гг. в Российскую Федерацию из государств СНГ и Балтии прибыло 5 911,8 тыс. чел., что составило 99,9% от числа всех прибывших из других стран мира. Иммиграция выступает в форме беженства и вынужденного переселенчества.
Социально-демографическая структура прибывающей в Россию рабочей силы имеет классические черты трудовой иммиграции. В основном это неквалифицированные рабочие из стран Азии. Однако много проблем возникает из-за приезда в страну так называемых нелегалов. В основном это выходцы из Эфиопии, Афганистана, Ирака, Сомали и ряда других стран. По оценке МВД РФ, только в Москве проживает около 400 тыс. нелегальных иммигрантов из стран дальнего зарубежья, а в ближайшие годы их численность может достигнуть 6 млн. чел. В Сибири и на Дальнем Востоке без какого-либо разрешения, т.е. незаконно, и часто без определенных занятий проживает более 2 млн. китайцев. По некоторым данным, среди иммигрантов 60% являются больными (СПИД, туберкулез, гепатит, наркомания и т.д.).
В ходе реализации в России государственной долгосрочной программы «Миграция» важное значение приобретают вопросы о создании вместе с другими странами СНГ соответствующих совместных структур, выработке согласованного законодательства о беженцах, определяющего их статус, устанавливающего процедуру и условия его получения, их минимальные социальные гарантии.

Обеспечение рационального использования трудовых ресурсов во всех регионах страны составляет одну из важнейших задач социально-
экономического развития хозяйственного комплекса России. Для ее решения требуется объективная оценка трудовых ресурсов, которыми располагает общество, потребностей хозяйственного комплекса в рабочей силе и путей наиболее эффективного и полного использования трудовых ресурсов в стране и регионах, исходя из интересов всего общества.
К трудовым ресурсам относится население в трудоспособном возрасте. Для мужчин он составляет 44 года (от 16 до 59 лет включительно), а для женщин — 39 лет (от 16 до 54 лет включительно). Трудовые ресурсы составляет как занятое, так и не занятое в экономике трудоспособное население. Численность трудовых ресурсов включает две категории лиц:
- Численность трудоспособного населения в трудоспособном возрасте определяется посредством вычитания из численности населения в трудоспособном возрасте числа неработающих инвалидов I и II групп, а также неработающих лиц, получивших пенсию на льготных условиях.
- Численность работающего населения вне пределов трудоспособного возраста определяется численностью работающих подростков (до 16 лет) и работающих пенсионеров.
Трудовые ресурсы обладают количественной и качественной определенностью аспектам. Количественный аспект характеризуется такими параметрами, как общая численность трудоспособного населения; количество рабочего времени, которое отрабатывает работающее население при сложившемся уровне производительности и интенсивности труда.

Качественный аспект трудового потенциала определяется такими показателями трудоспособного населения, как состояние здоровья, физическая дееспособность; общеобразовательная и профессионально- квалификационная подготовка.

Таким образом, количественный аспект трудового потенциала отражает его экстенсивную, а качественный аспект — интенсивную составляющие.
Важнейшей проблемой наличных трудовых ресурсов является их полная занятость и эффективное использование, обеспечивающие экономический рост и на этой основе повышение уровня и качества жизни населения. Управление трудовыми ресурсами является центральной проблемой управления общественным воспроизводством, ибо функционирование людей как главной производительной силы выступает решающим фактором экономического развития и общественного прогресса в целом. Управление трудовыми ресурсами включает проблему технико-технологической вооруженности живого труда. Основой для формирования трудовых ресурсов является, как известно, общая численность населения.
Возрастная структура населения России следующая: моложе
трудоспособного возраста — 29,1 млн. чел., в трудоспособном возрасте — 86,3 млн. чел., старше трудоспособного возраста — 30,1 млн. чел.
Численность экономически активного населения России имеет тенденцию к сокращению. За 1992—2000 гг. она уменьшилась на
4,6 млн. чел., или на 18,9%.
Резко сокращается численность занятого в экономике населения.
Растет численность безработных. За 1992—1999 гг. данная категория населения увеличилась с 5,2 до 13,0%.
В трудоспособном населении выделяют экономически активное и экономически пассивное население. Под экономически активным населением понимается та часть трудоспособного населения, которая занята во всех видах деятельности или намерена участвовать в производстве. Численность экономически активного населения включает как занятых, так и безработных. Под экономически пассивным населением понимается та его часть, которая не стремится к трудоустройству. Количество занятых на предприятиях государственной и муниципальной собственности сократилось с 49,7 млн. до 23,8 млн. чел. или на 52,2%. При этом доля государственного сектора в общей численности занятых трудовых ресурсов снизилась с
68,9 до 37%. Возрастает доля занятых в отраслях сферы услуг (с 45,1 до 56,3%). Снижается доля занятого населения в промышленности (с 29,6 до 22,2%), в строительстве (с 11 до 7,7%), в науке и научном обслуживании (с 3,2 до 2,0%). Увеличивается удельный вес занятого населения в торговле, общественном питании, материально- техническом снабжении, сбыте и заготовках (с 7,9 до 14,9%), кредитовании, финансах и страховании (с 0,7 до 1,1%), в аппарате органов управления (с 1,9 до 4,4%).
В области использования трудовых ресурсов главной задачей Правительства Российской Федерации является обеспечение эффективности занятости населения, повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы. На рынке труда в процессе структурной перестройки экономики предусматривается:
1. Предотвращение застойной и хронической безработицы и снижение негативных социальных последствий массового высвобождения работников путем создания новых рабочих мест.
2. Создание необходимого организационно-финансового механизма переподготовки кадров и новых рабочих мест в частном секторе.
3. Проведение взвешенной политики занятости (не допускать массовой безработицы и одновременно не сдерживать высвобождение излишней рабочей силы и численности персонала в связи со структурной перестройкой экономики).
В социальной сфере предполагается решение следующих задач:
Соблюдение конституционных прав граждан в области труда, отдыха, социальной защиты населения, образования, охраны здоровья, культуры, обеспечения жильем.
1. Повышение эффективности расходования бюджетных средств в социальной сфере на основе ускорения реформирования соответствующих ее секторов.
2. Четкое разграничение полномочий и ответственности в решении социальных вопросов на уровне Федерации и ее субъектов, а также на муниципальном уровне.
3. Переориентация социальной политики на семью.
4. Улучшение материального положения и условий жизни населения, нормализация демографической ситуации, снижение смертности населения, особенно детской и граждан в трудоспособном возрасте.
Существенное улучшение социальной инфраструктуры. Федеральными органами исполнительной власти совместно с органами самоуправления должно обеспечиваться дальнейшее
развитие системы непрерывного образования, расширение
возможностей самообучения, переобучения персонала, находящегося под угрозой увольнения; развитие гибких форм занятости; введение системы стимулирования развития предпринимательской деятельности малого и среднего бизнеса, индивидуальной трудовой деятельности, прежде всего в регионах с критической ситуацией на рынке труда.

Население представляет собой сложную совокупность людей, проживающих в пределах определенных территорий и действующих в существующих общественных формациях. Оно характеризуется системой взаимосвязанных показателей, таких как численность и плотность населения, его состав по полу и возрасту, национальности, языку, семейному положению, образованию, принадлежности к социальным группам и др. Плотность населения выступает

показателем освоенности территории, интенсивности хозяйственной деятельности людей, территориальной структуры хозяйства.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 358; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.