Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Взаимодействие человека и организации


Взаимодействие человека и организации можно рассмотреть с двух сторон: со стороны человека и со стороны организации.

1. Модель взаимодействия человека с органи­зацией. Человек в данной модели выступает как биологическое и социальное существо, имеющее на­бор различных потребностей и ценностей, опреде­ленные знания и навыки. Человек в результате взаи­модействия с организацией получает от нее стимулы к действию. Под воздействием стимулирующих сиг­налов (речевые, письменные, действия других лю­дей и т.д.) человек осуществляет определенные дей­ствия (мышление, телодвижения, возгласы, жесты). В свою очередь, эти действия приводят к выполне­нию работы и оказывают определенное воздействие на окружающих. Результат деятельности человека - это то, чего добился человек, и то, что сделал он для организации.

2. Модель взаимодействия организации и че­ловека. Организация является единым организмом, а человек - это составная часть. Человек выступает в роли ресурса организации. Человек является эле­ментом организации, который участвует в обмене между средой и организацией.

При взаимодействии человека и организации обыч­но возникают проблемы, которые связаны с расхож­дением в ожиданиях человека и ожиданиях организа­ции.

Ожидания человекасостоят:

1) из содержания и смысла работы;

2) увлекательности работы;

3) не­зависимости и определенных правил;

4) риска;

5) безопасности;

6) социальной защиты;

7) отноше­ний с коллективом;

8) желательного вознаграждения;

9) карьерного роста.

Ожидания организации:

1) хо­рошие квалификационные характеристики;

2) лично­стные характеристики;

3) человек, который может поддерживать хорошие взаимоотношения в органи­зации;

4) требуемый результат работы;

5) возмож­ный размер вознаграждения.

Для избежания конфликтов важно четко представ­лять, на какое место в организации претендует чело­век, какие роли он может и готов выполнять, какую роль предлагает организация.

Существуют два под­ходак установлению соответствия роли и места:



1) человек подбирается под определенную рабо­ту и функции- традиционный и самый распростра­ненный подход (сначала изучают и описывают рабо­ту, затем составляют определенные квалификацион­ные требования и производят отбор кандидатов в со­ответствии с этим, а потом назначают человека на определенную работу);

2) работа подбирается под человека- очень сложно реализуемый подход, но иногда он находит применение (сначала изучают возможности и стремления человека, затем закреп­ляют за ним место в организации и подбирают под него работу, а потом закрепляют работу за челове­ком).

4. Восприятие человека в организации. Основ­ные критерии поведения человека

Восприятие человека - это то, каким видит его ор­ганизация: его характер, поведение, личностные ха­рактеристики. Восприятие человека происходит че­рез две стадии:

1. впечатление(небольшое количество информации)

2. знакомство с личност­ными характеристиками(поведение, квалифика­ция, подходы к работе и т.д.).

Восприятие человека происходит под влиянием следующих составляю­щих:

ü воспринимаемый человек,

ü воспринимающий че­ловек

ü ситуация при восприятии.

При этом на окру­жающих воздействуют следующие критерии воспри­нимаемого человека:

1) физические характеристики (внешность, рост и т.д.);

2) социальные (как разгова­ривает, одевается и т.д.);

3) анкетные данные (воз­раст, образование, национальность и т.д.).

Критерии поведения человека- это его личност­ные характеристики, с помощью которых человек оп­ределяет, как ему вести себя в конкретной ситуации. Критерии поведения являются очень важными пока­зателями, поскольку влияют на дальнейшие процес­сы в организации.

Основными критериями пове­дения(по О.С. Виханскому, А.И. Наумову) являются следующие составляющие:

· расположение к людям

Расположение к людям - это определенное отношение к организаци­онному окружению, которое устанавливает позитив­ную или негативную реакцию на него. Существует три вида расположения для эффективной деятель­ности организации:

1) удовлетворенность работой, т.е. удовлетворенность характером и содержанием работы, ее объемом, состоянием рабочего места, оп­латой работы, карьерный рост;

2) увлеченность рабо­той - насколько важна работа человеку, насколько она привлекательна для него, насколько она подхо­дит ему;

3) приверженность организации - принятие целей и ценностей организации человеком, стремле­ние оставаться в организации, жертвовать своими интересами ради интересов организации.



· ценности, верования

Ценно­сти - это набор стандартов и критериев, которым следует человек в своей жизни. Ценности - это осно­ва личности, которая формируется в процессе воспи­тания человека. Они подразделяются на:

1) ценности, которые относятся к цели жизни (равенство, сво­бода, справедливость),

2) ценности, которые от­носятся к средствам для достижения целей (чест­ность, открытость, амбиции).

Верования - это вос­принимаемые представления о человеке, процессе или ситуации. При рассмотрении определенного объекта у нескольких людей могут быть совершенно разные верования (например, приятный человек в общении, но при этом плохой специалист).

· принципы.

Принци­пы, которые формируются на основе системы цен­ностей. Принципы могут вырабатываться как само­стоятельно, так и под воздействием окружения.

 

 

Тема 4. ОРГАНИЗАЦИЯ

1) Понятие и признаки организации.

2).Внутренняя и внешняя среда организации

3). Законы организации

4). Виды организации

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема 3. Взаимодействие человека и организации | Понятие и признаки организации

Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 620; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2022) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.022 сек.