Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Организация финансового контроля, его виды и методы




Содержание и значение финансового контроля

Лекция 18

Тема 8. ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ

1. Содержание и значение финансового контроля

2. Организация финансового контроля, его виды и методы

Одной из важнейших функций управления, в том числе и управления финансами, выступает контроль. Финансовый контроль призван обеспечить реализацию на практике контрольной функции финансов и является одним из важнейших средств реализации финансовой политики государства. С позиции практики финансовый контроль представляет собой совокупность мероприятий по организации соблюдения финансового законодательства и финансовой дисциплины всех субъектов хозяйствования и управления, а также оценку эффективности финансовых операций и целесообразности производственных расходов.

Финансовый контроль – это целенаправленная деятельность уполномоченных органов по обеспечению выполнения субъектами хозяйствования установленных форм и методов реализации финансовых отношений, анализу их эффективности и разработке предложений по их совершенствованию.

Цель финансового контроля – содействие формированию научно обоснованной финансовой политики, эффективного финансового механизма.

Финансы – категория объективная, тем не менее, государство в интересах общества не вправе допустить стихийного развития данного процесса. Таким образом, финансовый контроль отражает единство объективного начала и субъективного фактора. Он осуществляется законодательными и исполнительными органами власти всех уровней, а также специально созданными учреждениями и включает: а) контроль за соблюдением финансово-хозяйственного законодательства в процессе формирования и использования фондов денежных средств; б) оценку экономической эффективности финансово-хозяйственных операций и целесообразности произведенных расходов.

Финансовый контроль – это контроль за ведением финансовой документации, ее соответствии установленным нормам и правилам, это контроль за соблюдением законов и нормативных актов при осуществлении финансовых операций, сделок юридическими и физическими лицами. Финансовый контроль является одним из функциональных элементов управления финансами и осуществляется одновременно с другими элементами управления, такими как финансовое планирование и оперативное управление.

Финансовый контроль - стоимостной контроль, поэтому он осуществляется во всех сферах общественного воспроизводственного процесса и сопровождает весь процесс движения денежных фондов. Объектом финансового контроля являются денежные отношения, перераспределительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов на всех уровнях и во всех звеньях хозяйств. Посредством финансового контроля проверяется выполнение финансовых планов, организация финансово-хозяйственной деятельности, и в то же время результаты финансового контроля используются в финансовом планировании и в оперативном управлении.

Предметом финансового контроля выступают различные финансовые показатели: доходы и расходы бюджетов разных уровней, размеры налоговых платежей, доходы хозяйствующих субъектов, их издержки обращения, себестоимость и прибыль, а также доходы и расходы домохозяйств. Многие из контролируемых показателей являются расчетными, что обусловливает необходимость проверки достоверности и правильности их расчета в соответствии с действующими нормативными документами. Сферой финансового контроля являются все операции не только денежного оборота, но и бартерные сделки, а также различные формы взаимозачетов.

Посредством финансового контроля проверяются: соблюдение экономических законов и пропорций распределения и перераспределения стоимости валового общественного продукта и национального фонда; составление и исполнение бюджета; финансовое состояние и эффективность использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов субъектов хозяйствования; своевременность внесения в бюджет налоговых и неналоговых платежей и др.

Финансовый контроль может осуществляться на макро - или микроуровне. Финансовый контроль на макроуровнеэто контроль организации и функционирования финансов в масштабах всего государства. Объект контроля на макроуровне – государственные финансы, а предмет контроля – сводные финансовые планы и отчеты об их исполнении в территориальном и отраслевом разрезах. Финансовые и производственные показатели планов и отчетов анализируются, обобщаются и на основании этого разрабатываются предложения по совершенствованию форм и методов финансовых отношений. Субъекты контроля на макроуровне – законодательные и исполнительные органы власти.

Задачи финансового контроля на макроуровне:

- обеспечение процесса формирования и эффективного использования централизованных фондов денежных средств;

- контроль соответствия действующих форм и методов реализации финансовых отношений объективно необходимым;

- выявление и устранение диспропорций в распределении финансовых ресурсов по отраслям и территориям с целью наиболее эффективного их использования, оптимального, дифференцированного по степени значимости удовлетворения потребностей в финансовых ресурсах отраслей и регионов, максимального удовлетворения потребностей граждан в услугах социально-культурной сферы.

Финансовый контроль на микроуровне – это контроль финансово-хозяйственной деятельности отдельных предприятий, объединений, организаций, учреждений всех форм собственности. Предмет контроля – финансовые показатели – прибыль, доходы, себестоимость, отчисления, налоги. Финансовый контроль осуществляется также экономическими службами предприятий, отдельными их специалистами. Для этих же целей привлекаются независимые аудиторские организации.

Задачи финансового контроля на микроуровне:

- обеспечение соблюдения предприятиями действующего законодательства в области финансов;

- обеспечение своевременности и полноты выполнения субъектами хозяйствования финансовых обязательств перед бюджетом;

- выявление внутрипроизводственных резервов роста финансовых ресурсов;

- содействие рациональному расходованию всех видов ресурсов, правильному ведению бухучета, составлению отчетности.

Результативность финансового контроля зависит как от его организации, так и от санкций, применяемых в отношении финансовых нарушений. Результатами финансового контроля являются различные факты экономической жизни, в первую очередь, качественные показатели – самоликвидация предприятий, замедление реализации некоторых видов товаров, сокращение импорта, что свидетельствует о неэффективности установленных форм и методов реализации финансовых отношений (высокие ставки налогов, таможенных пошлин). Это может послужить сигналом для их изменения в оперативном порядке уже при текущем планировании или оперативном управлении. В случае крупномасштабных недостатков изменения вносятся в результаты корректировки финансовой политики.

Количественные показатели представлены данными о сумме допричисленных налогов, о величине завышения финансирования бюджетных учреждений или же их недостаточного финансирования. Эти данные наряду с показателями бухгалтерской, статистической отчетности образуют базы финансовой информации. Собранная информация анализируется и используется в прогнозировании, планировании, оперативном управлении финансами, что позволяет определить источники и размеры реального увеличения ресурсов и направления их более эффективного использования. Таким образом финансовый контроль выступает эффективным механизмом обратной связи в цепочке от постановки целей до получения практических результатов.

Сегодня перед государством стоит задача организации всестороннего, системного, комплексного финансового контроля. Это означает, что финансовым контролем должны быть охвачены все субъекты хозяйствования и все стороны финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций. Для реализации поставленной задачи финансовый контроль должен развиваться по следующим направлениям: укрепление государственного контроля; развитие аудита; компьютеризация труда специалистов различных контролирующих органов; координация деятельности всех органов контроля; детальная разработка методической базы контроля с учетом особенностей объектов контроля (форма собственности, вид деятельности).

Для повышения эффективности финансового контроля требуется современное техническое обеспечение этой деятельности. В республике решается задача по координации деятельности всех контролирующих органов и служб путем создания компьютерной сети, в которой объединяется информация Таможенного комитета, Министерства иностранных дел, Белорусского межбанковского расчетного центра, других служб о налогоплательщиках. Вся собранная информация направляется по системе модемной связи в соответствующие налоговые инспекции для контроля за правильностью расчетов с бюджетом.

С расширением внешнеэкономической деятельности белорусских субъектов хозяйствования у контролирующих органов возникает потребность в информации об этой деятельности из достоверных зарубежных источников. Налажен и осуществляется обмен информацией, являющейся объектом финансового контроля, с рядом зарубежных стран.

 

Финансовый контроль в зависимости от целей, задач и функционального назначения подразделяется на государственный; ведомственный, внутрихозяйственный; общественный и независимый (аудиторский).

Государственный контроль осуществляется органами государственной власти и управления в отношении любого объекта контроля независимо от его ведомственной подчиненности. Главная цель – обеспечить мобилизацию и рациональное и эффективное использование финансовых ресурсов страны в производственной и непроизводственной сферах. В основу организации государственного контроля положены следующие принципы: независимости, гласности, законности, объективности, ответственности. Контроль в сфере государственных финансов функционально организуется в следующих направлениях: налоговый контроль; бюджетный контроль; страховой надзор; банковский надзор; контроль рынка ценных бумаг.

Налоговый контроль призван обеспечить полное и своевременное поступление платежей в бюджет, во внебюджетные фонды, соблюдение субъектами хозяйствования действующего законодательства о налогах. Налоговым контролем охвачены все субъекты хозяйствования независимо от форм собственности, а также граждане, получающие доходы.

Бюджетный контроль представлен следующими видами ревизионной и аналитической деятельности:

- контроль за выполнением основного финансового плана страны – государственного бюджета по доходам и расходам;

- сбор и накопление финансовой информации, ее анализ и разработка предложений по дополнительному привлечению финансовых ресурсов в бюджет;

- обеспечение эффективного расходования средств госбюджета путем совершенствования нормирования расходов, контроль выполнения установленных норм и нормативов расходов;

- искоренение и профилактика непроизводительных, нецелевых расходов, бесхозяйственности, растрат и хищений.

Бюджетный контроль осуществляется на предприятиях, в учреждениях и организациях, финансируемых из бюджета, а также на предприятиях негосударственного сектора, которые осуществляют работы, оказывают услуги, проводят мероприятия, финансируемые из бюджета.

Банковский надзор проводится в ходе формирования и движения кредитных ресурсов, в процессе капитального строительства, при проверках соблюдения предприятиями кассовой дисциплины, при безналичных расчетах. Банковским контролем охвачены все субъекты хозяйствования, участвующие в кредитно-расчетных отношениях.

Финансовый контроль в сфере страхования осуществляется в форме надзора за своевременным, полным формированием и целевым расходованием средств страховых фондов, за правильным проведением страховых операций, за выполнением всеми участниками страховых отношений требований законодательства о страховании.

Также осуществляются: валютный, таможенный, инвестиционный контроль и контроль за денежной массой.

Ведомственный финансовый контроль проводится контрольно-ревизионными управлениями (отделами) отраслевых министерств и ведомств, объединений, исполкомов местных органов власти. Его объектом является финансово-хозяйственная деятельность подведомственных предприятий, учреждений.

Внутрихозяйственный финансовый контроль осуществляется специальными службами на самом предприятии или в учреждении. Его объектом выступает финансово-хозяйственная деятельность самого предприятия, а также его структурных подразделений.

Общественный контроль осуществляется отдельными физическими лицами (специалистами) или группой лиц (ревизионные группы, комиссии) в партийных, профсоюзных, садоводческих и других общественных организациях. Его объектом является финансово-хозяйственная сторона функционирования вышеназванных организаций (сбор членских взносов, их целевое использование).

Независимый (аудиторский) контроль проводится вневедомственными органами: аудиторскими фирмами, индивидуальными предпринимателями в соответствии с заключенными договорами и за определенное вознаграждение. Его объектом является финансово-хозяйственная деятельность (включая консультации по вопросам постановки бухгалтерского учета и налогообложения) проверяемых предприятий, учреждений, организаций.

По методам проведения виды финансового контроля подразделяются на наблюдения, проверки, обследования, надзор, экономический анализ, ревизии.

Наблюдение предполагает общее ознакомление с состоянием финансовой деятельности объекта контроля.

Проверка является существенным методом последующего контроля. Она в основном применяется для изучения определенного круга вопросов и отдельных сторон финансово-хозяйственной деятельности. Проверки, в свою очередь, подразделяются на несколько видов, главными же из них являются счетные проверки отчетности и тематические проверки (обследования).

Под счетной проверкой отчетности понимается изучение круга вопросов, связанных с достоверностью бухгалтерских отчетов и балансов. Она осуществляется финансовыми органами, как правило, один раз в год. Кроме этого, достоверность отчетных данных проверяется статистическими, банковскими органами, работниками учетного, финансового и контрольно-ревизионного аппарата вышестоящих органов хозяйственного управления при приемке отчетности, при ревизиях, тематических проверках, анализе финансово-хозяйственной деятельности. Основными вопросами при счетных проверках отчетности являются достоверность отчетных данных о выполнении планов производства и реализации продукции, прибыли, производительности труда, рентабельности, уровень затрат на производство и себестоимость продукции, соотношение темпов роста производительности труда и средней заработной платы, направление прибыли на образование фондов экономического стимулирования и на внутрихозяйственные нужды предприятия, расчеты с бюджетом по платежам из прибыли.

Тематическая проверка проводится по конкретным видам деятельности организации.

Обследование охватывает более широкий круг финансово-экономических показателей. При обследовании объекта используются такие приемы, как опрос, анкетирование. Итоги обследования используются, как правило, для оценки финансового положения объекта контроля, реорганизации производства и т.п.

Надзор производится за экономическими субъектами, осуществляющими определенный вид финансовой деятельности (банковский надзор, страховой надзор).

Экономический анализ как метод финансового контроля основывается на детальном изучении периодической и годовой финансово-бухгалтерской отчетности. Он позволяет проконтролировать выполнение плановых заданий, соблюдение норм расходования средств и отчислений в централизованные и децентрализованные фонды денежных средств, соблюдение финансовой дисциплины, состояние планирования и других операций.

Ревизия – наиболее распространенная форма финансового контроля, предусматривающая глубокое и полное изучение финансово-хозяйственной деятельности организаций. В ходе ревизии устанавливается законность и достоверность совершаемых хозяйственных и финансовых операций, правильность ведения бухгалтерского учета по отдельным или всем направлениям деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Ревизии классифицируют по ряду признаков.

По полноте охвата хозяйственной деятельности субъекта ревизии подразделяются на полные, частичные, тематические и комплексные.

Полной ревизии подвергают все стороны финансово-хозяйственной деятельности организации.

Частичная ревизия ставит целью проверку отдельных сторон или участков финансово-хозяйственной деятельности организации.

Тематическая ревизия проводится по конкретным вопросам финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений, министерств и ведомств одновременно на нескольких однотипных объектах контроля, что позволяет выявить типичные нарушения или недостатки и принять меры к их устранению.

Комплексная ревизия в состоянии охватить всю деятельность организации, в том числе ее производственную и финансово-хозяйственную составляющие.

По характеру материала, на основе которого проводятся ревизии, которые подразделяются на документальные и фактические. Документальная ревизия предполагает проверку подлинных первичных бухгалтерских и других документов, фактическая – проверку наличия денежных средств и материальных ценностей в натуре.

По времени проведения ревизии делятся на плановые и внеплановые.

Методы, используемые при проведении ревизии:

- аналитически-нормативный метод состоит в химико-технологическом анализе выпускаемой продукции; в контроле за выпускаемой продукцией; в контрольных замерах; в проверке фактически выполненных работ, затраченного времени; в проверке соблюдения установленных норм и нормативов.

- метод встречной проверки - установление достоверности той или иной финансово-хозяйственной операции, отраженной на проверяемом объекте, через его партнеров или клиентов, участвующих в совершении этой операции. Цель этой проверки – убедиться, что значащаяся в документах финансово-хозяйственная операция действительно имела место. Этим методом проводятся ревизии всех действий, связанных с бюджетными ресурсами, и с некоторых пор – все предприятия негосударственной формы собственности.

- корреспондирующий метод – это сопоставление одной и той же операции, отраженной в различных документах и различных подразделениях подконтрольного объекта по частям или полностью. Если в результате такого сопоставления не получается одна и та же цифра, значит в документах скрыта незаконная операция или хищение или же приписка.

- метод изучения законности финансово-хозяйственной операции состоит в установлении соответствия произведенной операции действующим законам, инструкциям, приказам, распоряжениям. Оригинальность этого метода в том, что все иные методы рассматривают движение финансов и материалов в количественном отношении, в какой форме это происходит и насколько достоверны действия субъектов, нет ли хищений, недостач. Но сделка или действия могут быть просто незаконны (отсутствие лицензии), и виновные лица должны нести ответственность уже за сам факт этих действий, не говоря уже о тех злоупотреблениях, которые могут быть выявлены при совершении действий другими методами ревизии.

По итогам ревизии принимаются конкретные меры по устранению выявленных недостатков. В тех случаях, когда ревизией выявлены серьезные нарушения, влекущие за собой судебную ответственность, материалы передаются следственным органам. Ревизия считается окончательно завершенной после того, как все выявленные нарушения устранены и виновные наказаны.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 1118; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.034 сек.