Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 7 Международная миграция труда





Помощь в написании учебных работ
1500+ квалифицированных специалистов готовы вам помочь

Вопрос 3 Нетарифные методы регулирования.

Вопрос.2. Тарифные методы регулирования.

Классификация инструментов торговой политики

Вопрос 1. Общая характеристика методов регулирования международной торговли.

 

Международная торговля, в целом обусловливающая выигрыш мирового хозяйства и входящих в него стран, имеет неоднозначные последствия для разных слоев населения (собственников разных ресурсов), различные последствия в тактическом и стратегическом плане (текущего потребления и будущего). Кроме того, перед страной могут стоять задачи и рамки возможного поведения, обусловленные политическими, экологическими и другими факторами.

В связи с этим практически любое государство вмешивается в развитие внешней торговли. Система мероприятий, воздействующих на объемы внешней торговли, ее структуру и направления, составляет суть внешнеторговой политики.

Государственное регулирование международной торговли может быть следующим:

Односторонним, когда инструменты государственного регулирования используются правительством страны в одностороннем порядке без согласования или консультаций с ее торговыми партнерами. Обычно односторонние меры применяются в ответ на аналогичные шаги других стран и приводят к возникновению политических напряжений между торговыми партнерами (обложение отдельных товаров пошлинами, введение квот на импорт и т.д.).

Двусторонним, когда меры торговой политики согласовываются между странами, являющимися торговыми партнерами. Например, по взаимной договоренности одной из сторон могут вводиться конвенционные пошлины, не ущемляющие интересы другой, страны могут согласовывать технические требования к маркировке, упаковке, договариваться о взаимном признании сертификатов качества и пр.

Многосторонним, когда торговая политика согласовывается и регулируется многосторонними соглашениями. Примерами многосторонней политики являются соглашения в рамках ВТО, в сфере торговли стран — членов Европейского союза (ЕС).



В зависимости от масштабов вмешательства государства в международную торговлю различают протекционистскую торговую политику и политику свободной торговли.

Свобода торговли — политика минимального государственного вмешательства во внешнюю торговлю, которая развивается на основе свободных рыночных сил спроса и предложения.

Протекционизм — государственная политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции путем использования тарифных и нетарифных инструментов торговой политики.

Дилемма, что лучше — протекционизм, который дает возможность развиваться национальной промышленности, или свобода торговли, которая позволяет напрямую сравнивать национальные издержки производства с международными, — предмет многовекового спора среди экономистов и политиков. В различные периоды истории внешнеторговая практика склонялась то в одну, то в другую сторону, никогда, правда, не принимая ни одну из экстремальных форм. В 50-60-е годы для международной экономики был характерен отход от протекционизма в сторону большей либерализации и свободы внешней торговли. С начала 70-х годов проявилась обратная тенденция — страны стали отгораживаться друг от друга все более изощренными тарифными и особенно нетарифными барьерами, защищая свой внутренний рынок от иностранной конкуренции.

Правда, при этом современный протекционизм концентрируется в относительно узких областях. В отношениях развитых стран между собой — это области сельского хозяйства, текстиля, одежды и стали. В торговле развитых стран с развивающимися — это экспорт промышленных товаров развивающимися странами. В торговле развивающихся стран между собой - это товары традиционного экспорта.

Развитие протекционистских тенденций позволяет выделить несколько форм протекционизма:

селективный протекционизм — направлен против отдельных стран или отдельных товаров;

отраслевой протекционизм — защищает определенные отрасли, прежде всего сельское хозяйство, в рамках аграрного протекционизма;

коллективный протекционизм - проводится объединениями стран в отношении стран, в них не входящих;

скрытый протекционизм - осуществляется методами внутренней экономической политики.

В рамках торговой политики тесно переплетаются экономические, политические, административные, организационные, правовые и иные вопросы. Международная экономика изучает преимущественно экономические предпосылки и последствия осуществления мер торговой политики, оставляя правовые, организационные вопросы на рассмотрение специализированных отраслей науки, таких, как международное торговое право, международный маркетинг и пр.

Инструменты государственного регулирования международной торговли по своему характеру делятся на тарифные — те, что основаны на использовании таможенного тарифа, и нетарифные—все прочие методы. Нетарифные методы регулирования подразделяются на количественные методы и методы скрытого протекционизма

Основная задача государства в области международной торговли — помочь экспортерам вывезти как можно больше своей продукции, сделав их товары более конкурентоспособными на международном рынке, и ограничить импорт, сделав иностранные товары менее конкурентоспособными на внутреннем рынке. Поэтому часть методов государственного регулирования направлена на защиту внутреннего рынка от иностранной конкуренции и поэтому относится прежде всего к импорту. Другая часть методов имеет своей задачей форсирование экспорта.

Таблица

 

Методы Инструмент торговой политики Регулирует преимущественно
Тарифные Таможенные пошлины Тарифная квота   Импорт Импорт
Нетарифные Количественные Квотирование Лицензирование «Добровольные ограничения»   Экспорт Экспорт Импорт Импорт
    Скрытые Государственные закупки Требование о содержании местных компонентов Технические барьеры Налоги и сборы   Импорт Импорт   Импорт Импорт
    Финансовые Субсидии Кредитование Демпинг Экспорт Экспорт Экспорт  

 

Различные страны мира используют разные инструменты для осуществления своей торговой политики. Если средний уровень таможенной защиты государства поддается весьма точной количественной оценке, то уровень использования нетарифных методов в силу их большого разнообразия и различного экономического содержания может быть оценен количественно лишь весьма приблизительно Средний уровень тарифа обычно рассчитывается только для товаров, импорт которых подлежит обложению пошлиной, как средняя ставка импортной пошлины, взвешенная по стоимостному объему импорта товаров, на которые она накладывается.

Средний уровень нетарифных ограничений обычно рассчитывается как стоимостная доля импорта или экспорта, подпадающая под эти ограничения. При этом делается поправка на степень интенсивности этих ограничений: например, очевидно, что автоматическая лицензия на экспорт, обязательно выдаваемая властями по предъявлении необходимых документов, ограничивает экспорт в значительно меньшей степени, нежели экспортная квота, запрещающая экспортировать товар сверх определенных количеств. Высокоинтенсивными количественными ограничениями считаются всевозможные запреты на экспорт и импорт товаров, количественные квоты, выборочное лицензирование экспорта и импорта. Книзкоинтенсивным количественным ограничениям относятся автоматическое лицензирование, гибкие квоты.

Торговая политика государства бывает протекционистской, умеренной или открытой (свобода торговли).Каждое из этих понятий весьма относительно, но все они располагаются на одной оси в пределах двух экстремальных случаев, когда ограничительная политика принимает характер запретительный, направленный на прекращение торговли с внешним миром, и когда происходит полный отказ от использования государством каких бы то ни было инструментов торговой политики. В реальном мире экстремальных случаев не встречается, хотя в разные периоды развития отдельные государства в своей торговой политике подходили очень близко либо к полному прекращению торговли с внешним миром –автаркия (Албания), либо к полной либерализации торгового режима (Исландия).

Характер торгового режима государства обычно определяется как агрегированный показатель, учитывающий как средний уровень таможенного тарифа, так и средний уровень и интенсивность количественных ограничений.

Например, торговый режим страны, которая устранила все импортные пошлины, но ввела количественные квоты на основные товары импорта или, наоборот, отменила квоты, но повысила импортный тариф до запретительного уровня, не может считаться режимом свободы торговли. Относительно открытым может быть признан торговый режим только той страны, у которой средний уровень таможенного обложения импорта составляет менее 10%, а количественные ограничения покрывают менее 25% импорта и имеют низкоинтенсивный, в основном регистрационный, характер.

Принимая решения об использовании тех или иных инструментов торговой политики, правительство страны обычно оценивает их совокупное воздействие на характер торговой политики страны и возможные ответные меры со стороны торговых партнеров. Для оценки мер торговой политики Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) разработала в 1985 году индикативный вопросник, который широко используется в практической деятельности правительств. Список вопросов, на которые предлагается ответить прежде, чем вводить любые меры торговой политики, следующий:

· Какой ожидается экономический выигрыш для отрасли или фирмы и какое количество рабочих мест будет создано или сохранено в результате осуществления данной меры?

· Насколько увеличатся доходы бюджета или какие потребуются бюджетные расходы на осуществление этой меры?

· Насколько увеличатся внутренние цены и сократится потребление в результате применения данной меры?

· Каково воздействие предполагаемой меры на структуру соответствующего рынка и на конкуренцию на нем?

· Позволит ли данная мера в долгосрочной перспективе обеспечить структурную перестройку отрасли и вывести ее на конкурентоспособный уровень или она лишь законсервирует ее существующую отсталость?

· Какое влияние предлагаемая мера окажет на смежные отрасли, особенно те, которые покупают или продают свою продукцию той отрасли, на защиту которой она направлена?

· Как отреагируют другие страны на применение данной меры и каково ее потенциальное воздействие на них?

· Соответствует ли предполагаемая мера существующим многосторонним и двусторонним договорам, в которых участвует данная страна?

 

 

В зависимости от того, какая сторона торговой политики считается важной, существует несколько дополняющих друг друга определений таможенного тарифа.

Таможенный тариф в зависимости от контекста может определяться как:

инструмент торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка страны при его взаимодействии с мировым рынком;

свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу, систематизированный в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности;

конкретная ставка таможенной пошлины, подлежащей уплате при вывозе или ввозе определенного товара на таможенную территорию страны. В этом случае понятие таможенного тарифа полностью совпадает с понятием таможенной пошлины.

В отдельных странах таможенная территория может не совпадать с географической территорией. Под товаром обычно понимается любое имущество, перемещаемое через границу, включая, например, такое специфическое, как электроэнергия.

Таможенный тариф любой страны состоит из конкретных ставок таможенных пошлин, которые используются для целей налогообложения ввозимых или вывозимых товаров.

Таможенная пошлина — обязательный взнос, взимаемый таможенными органами при импорте или экспорте товара и являющийся условием импорта или экспорта.

Таможенные пошлины выполняют три основные функции:

фискальную, которая относится и к импортным, и к экспортным пошлинам, поскольку они являются одной из статей доходной части государственного бюджета;

протекционистскую (защитную), относящуюся к импортным пошлинам, поскольку с их помощью государство ограждает местных производителей от нежелательной иностранной конкуренции;

балансировочную, которая относится к экспортным пошлинам, установленным с целью предотвращения нежелательного экспорта товаров, внутренние цены на которые по тем или иным причинам ниже мировых.

Можно привести следующие классификации таможенных пошлин.

1. По способу взимания:

адвалорные — начисляются в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров (например, 20% от таможенной стоимости);

специфические— начисляются в установленном размере за единицу облагаемого товара (например, 10 долл. за 1т);

комбинированные — сочетают оба названных вида таможенного обложения (например, 20% от таможенной стоимости, но не более 10 долл. за 1т).

Адвалорные пошлины аналогичны пропорциональному налогу на продажу и применяются обычно при обложении товаров, которые имеют различные качественные характеристики в рамках одной товарной группы. Сильной стороной адвалорных пошлин является то, что они поддерживают одинаковый уровень защиты внутреннего рынка независимо от колебания цен на товар, изменяются лишь доходы бюджета. Например, если пошлина составляет 20% цены товара, то при цене товара 200 долл. доходы бюджета составят 40 долл. При увеличении цены товара до 300 долл. доходы бюджета возрастут до 60 долл., при падении цены товара до 100 долл. — сократятся до 20 долл. Но независимо от цены адвалорная пошлина повышает цену импортного товара на 20%. Слабой стороной адвалорных пошлин является то, что они предусматривают необходимость таможенной оценки стоимости товара для целей обложения пошлиной. Поскольку цена товара может колебаться под воздействием многочисленных экономических (обменный курс, процентная ставка и пр.) и административных (таможенное регулирование) факторов, применение адвалорных пошлин связано с субъективностью оценок, что оставляет место злоупотреблениям.

Специфические пошлины обычно накладываются на стандартизированные товары и имеют неоспоримое преимущество, поскольку просты в администрировании и в большинстве случаев не оставляют свободы для злоупотреблений. Однако уровень таможенной защиты с помощью специфических пошлин сильно зависит от колебания цен на товары. Например, специфическая пошлина в 1000 долл. за один импортный автомобиль значительно сильнее ограничивает импорт автомобиля ценой 8000 долл., поскольку составляет 12,5% его цены, чем автомобиля ценой 12000 долл., поскольку составляет только 8,3% его цены. В результате, когда импортные цены возрастают, уровень защиты внутреннего рынка с помощью специфического тарифа падает. Но, с другой стороны, во время экономического спада и падения импортных цен специфический тариф увеличивает уровень защиты национальных производителей.

2. По объекту обложения:

импортные — пошлины, которые накладываются на импортные товары при выпуске их для свободного обращения на внутреннем рынке страны. Являются преобладающей формой пошлин, применяемой всеми странами мира для защиты национальных производителей от иностранной конкуренции;

• экспортные— пошлины, которые накладываются на экспортные товары при выпуске их за пределы таможенной территории государства. Применяются крайне редко отдельными странами, обычно в случае больших различий в уровне внутренних регулируемых цен и свободных цен мирового рынка на отдельные товары, и имеют целью сократить экспорт и пополнить бюджет;

транзитные — пошлины, которые накладываются на товары, перевозимые транзитом через территорию данной страны. Встречаются крайне редко и используются преимущественно как средство торговой войны.

3. По характеру:

сезонные — пошлины, которые применяются для оперативного регулирования международной торговли продукцией сезонного характера, прежде всего сельскохозяйственной. Обычно срок их действия не может превышать нескольких месяцев в год, и на этот период действие обычного таможенного тарифа по этим товарам приостанавливается;

антидемпинговые— пошлины, которые применяются в случае ввоза на территорию страны товаров по цене более низкой, чем их нормальная цена в экспортирующей стране, если такой импорт наносит ущерб местным производителям подобных товаров либо препятствует организации и расширению национального производства таких товаров;

компенсационные — пошлины, накладываемые на импорт тех товаров, при производстве которых прямо или косвенно использовались субсидии, если их импорт наносит ущерб национальным производителям таких товаров.

Обычно эти особые виды пошлин применяются страной либо в одностороннем порядке в чисто защитных целях от попыток недобросовестной конкуренции со стороны ее торговых партнеров, либо как ответная мера на дискриминационные и иные действия, ущемляющие интересы страны, со стороны других государств и их союзов. Введению особых пошлин обычно предшествует расследование, проводимое по поручению правительства или парламента, конкретных случаев злоупотреблений положением на рынке со стороны торговых партнеров. В процессе расследования проводятся двусторонние переговоры, определяются позиции, рассматриваются возможные объяснения возникшей ситуации и предпринимаются другие попытки решить разногласия политическим путем. Введение особой пошлины обычно становится крайним средством, к которому прибегают страны, когда все остальные способы урегулирования торговых разногласий исчерпаны.

4. По происхождению:

• автономные — пошлины, вводимые на основании односторонних решений органов государственной власти страны. Обычно решение о введении таможенного тарифа принимается в виде закона парламентом государства, а конкретные ставки таможенных пошлин устанавливаются соответствующим ведомством (обычно министерством торговли, финансов или экономики) и одобряются правительством;

• конвенционные (договорные) — пошлины, устанавливаемые на базе двустороннего или многостороннего соглашения.

• преференциальные — пошлины, имеющие более низкие ставки по сравнению с обычно действующим таможенным тарифом, которые накладываются на основе многосторонних соглашений на товары, происходящие из развивающихся стран. Цель преференциальных пошлин — поддержать экономическое развитие этих стран за счет расширения их экспорта. С 1971 года действует Общая система преференций, предусматривающая значительное снижение импортных тарифов развитых стран на импорт готовой продукции из развивающихся стран. Россия, как и многие другие страны, с импорта из развивающихся стран не взимает таможенные пошлины вообще.

5. По типам ставок:

• постоянные— таможенный тариф, ставки которого единовременно установлены органами государственной власти и не могут изменяться в зависимости от обстоятельств. Подавляющее большинство стран мира имеет тарифы с постоянными ставками;

• переменные— таможенный тариф, ставки которого могут изменяться в установленных органами государственной власти случаях (при изменении уровня мировых или внутренних цен, уровня государственных субсидий). Такие тарифы — довольно редкое явление, но используются, например, в Западной Европе в рамках единой сельскохозяйственной политики.

6. По способу вычисления:

• номинальные — тарифные ставки, указанные в таможенном тарифе. Они могут дать только самое общее представление об уровне таможенного обложения, которому страна подвергает свои импорт или экспорт

эффективные– реальный уровень таможенных пошлин на конечные товары, вычисленные с учетом уровня пошлин, наложенных на импортные узлы и детали данных товаров.

Пошлина накладывается на таможенную стоимость товара, которая определяется в соответствии с законодательством каждой страны и может отличаться от экспортной или импортной цены товара.

Таможенная стоимость товара – цена товара, складывающаяся на открытом рынке, по которой он может быть продан в стране назначения в момент подачи декларации.

Если предположить, что экспорт страны не облагается таможенными пошлинами, и что импорт всех товаров облагается таможенной пошлиной по единой ставке, то уровень тарифа должен быть равен процентному превышению внутренней цены товара над ценой, по которой такой же товар импортируется из-за рубежа.

Если учесть, что тарифные ставки во всех странах дифференцированы в зависимости от того, какие товары импортируются, то особое значение приобретает определение не номинального уровня тарифной защиты, а эффективного, показывающего какое ценовое преимущество дает данный номинальный тариф отечественным производителям.

Эффективная ставка тарифа - реальный уровень таможенного обложения конечных импортных товаров, вычисленный с учетом пошлин, накладываемых на импорт промежуточных товаров.

Алгебраически действительный уровень таможенной защиты вычисляется следующим образом. Если

Te (effective) — эффективный уровень таможенной защиты,

Tn (nominal) — номинальная ставка тарифа на конечную продукцию,

Tim (import) — номинальная ставка тарифа на импортированные части и компоненты,

d — доля стоимости импортированных компонентов в стоимости конечного продукта, то

 

Te = (Tn – d х Tim) / 1-d ()

 

Из формулы следует, что:

• если в производстве конечной продукции не используются импортные компоненты (А=0), эффективный уровень таможенной защиты равен номинальному (Тe=Тf);

• если ставка таможенного тарифа на конечную продукцию и на импортные компоненты одинаковая (Te=Tim), то эффективный уровень таможенной защиты опять-таки равен номинальному (Тe=Тf);

• если ставка таможенного тарифа на конечную продукцию больше, чем ставка тарифа на импортные компоненты (Тf>Тim), тогда эффективная ставка на конечный товар больше номинальной (Te>Tim,); верно и обратное;

• ставка эффективного уровня таможенного тарифа (Te) возрастает по мере увеличения доли импортных компонентов в конечной продукции (увеличения коэффициента А);

• ставка эффективного уровня таможенного тарифа (Te) падает по мере роста тарифа на импортные компоненты (Tim); верно и обратное;

• номинальная ставка тарифа может быть только положительной, эффективная ставка может быть как положительной, так и отрицательной в случае, если тариф на импортные компоненты значительно превосходит тариф на конечную продукцию.

На основе расчета эффективного уровня таможенной защиты принимаются важные решения в области торговой политики. Допустим, правительство хочет защитить национальных производителей готовой продукции. Для этого необходимо сделать ставку импортного тарифа на готовую продукцию на уровне выше ставки тарифа на импорт промежуточной продукции. В результате реально существующий (эффективный) уровень таможенной защиты будет выше номинального. Если правительство ставит задачу защитить от иностранной конкуренции секторы, производящие промежуточную продукцию, но стимулировать конкуренцию в секторах, производящих готовую продукцию, то можно установить высокий импортный тариф на промежуточную продукцию, в результате чего номинальная ставка тарифа на готовую продукцию будет на деле означать более низкий, а иногда и отрицательный уровень действительной таможенной защиты.

Структура тарифов многих стран прежде всего обеспечивает защиту национальных производителей готовой продукции, особенно не препятствуя ввозу сырья и полуфабрикатов. При этом возникает понятие тарифной эскалации.

Тарифная эскалация - повышение уровня таможенного обложения импортируемых товаров по мере роста степени их обработки и, наоборот, аналогичное снижение – для экспортируемых.

Чем выше процентный рост ставки тарифа по мере продвижения от сырья к готовой продукции, тем выше степень защиты производителей готовой продукции от внешней конкуренции.

Тарифная эскалация в развитых странах стимулирует производство сырья в развивающихся странах и консервирует технологическую отсталость, поскольку только с сырьевой продукцией, таможенное обложение которой минимально, они реально могут пробиться на их рынок. В то же время рынок готовой продукции практически закрыт для развивающихся стран в силу существенной тарифной эскалации, которая имеет место в большинстве развитых государств.

 

Рисунок

 
 

 

 


Тариф на импорт обеспечивает защиту отечественных производителей аналогичных товаров, а отечественные потребители оказываются в числе проигравших, так как облагаются дополнительным налогом через возросшие цены.

В условиях свободной торговли внутренние цены товаров (Рb) будут близки к мировым ценам (Рm) и избыток спроса над предложением покрывается за счет импорта (рис.,1).

В результате введения тарифа импорт сокращается до величины - . При этом отечественное производство товара возрастает от до , а внутреннее потребление снижается от до .

Отечественное производство расширяется потому, что отечественные производители не платят тариф, и поэтому могут производить свои товары с более высокими предельными издержками, чем на мировом рынке. Тариф на импорт, таким образом, защищает низкоэффективные отрасли отечественного производства от иностранной конкуренции. При этом отечественные потребители в целом сокращают свои закупки из-за повышения цен как на отечественные, так и на импортные товары. Чистые потери потребителей от введения тарифа образуют область (“a + b + с + d”), которая характеризует сокращение величины потребительского излишка.

Часть возросших платежей потребителей поступает теперь отечественным производителям в виде возросших прибылей от продаж (площадь “a”). Отечественные фирмы в импортозамещающих отраслях реализуют теперь свой первоначальный объем выпуска по возросшим ценам и получают дополнительную прибыль от прироста объема производства до и реализации этой продукции по цене с тарифом. В данном случае происходит перераспределение дохода потребителей в пользу производителей, хотя определенные группы потребителей, которые владеют акциями фирм в импортозамещающих отраслях, могут получить возросшие доходы от введения тарифа.

Выигрыш производителей от введения тарифа на импорт не перекрывает потерь отечественных потребителей. Последние оказываются тем более существенными, чем сильнее общий импульс к повышению уровня цен и уровня инфляции, задаваемый введением торговых ограничений.

Площадь “с” поступает в государственный бюджет и выступает поэтому в виде выигрыша государства, который равен величине импорта, умноженной на величину тарифа. Эти доходы являются трансфертом от потребителей в пользу государства, которое может использовать эти средства в соответствии с целями бюджетно-налоговой политики: на развертывание дополнительных социальных программ, на снижение подоходного налога, увеличение заработной платы государственным служащим и так далее. Часть этих средств может быть, таким образом, возвращена потребителям, но часть их может оказаться безвозвратно, потерянной в виде издержек, связанных с бюрократической деятельностью администрации и “протаскиванием” в парламенте тарифов, защищающих интересы отдельных групп, что особенно характерно для переходных экономик.

Чистые потери национального благосостояния представлены областями “b” “d”. Область “b” представляет производственный эффект – сокращение благосостояния вследствие переключения потребительского спроса с более дешевой импортной продукции на более дорогую отечественную. Возросшие платежи потребителей стимулируют расширение не эффективного отечественного производства с высокими предельными издержками, в то время как при отсутствии тарифной защиты ресурсы труда и капитала могли бы быть использованы более эффективно в других секторах экономики.

Область «d» представляет потребительский эффект тарифа - сокращение благосостояния вследствие вынужденного снижения потребления. Потребители согласны были бы заплатить за дополнительное количество товара цену в интервале от Рm до Рb для того, чтобы удовлетворить свой спрос, не сокращая его. Однако тариф не позволяет этого сделать, и поэтому внутреннее потребление снижается.

Чистые потери общества не оборачиваются ничьим выигрышем и поэтому являются абсолютными.

Чистые потери общества от введения тарифов относительно ВНП могут оказаться незначительными, и поэтому их упразднение дает прирост благосостояния в пределах от (-1%) до (+10%) ВНП. Наивысший результат достигается в том случае, если:

упраздняемые торговые барьеры были велики;

эти барьеры были упразднены полностью.

Чистые потери общества от введения тарифа на импорт также снижаются пропорционально участию валютного курса в тарифном эффекте. Если, например, вследствие введения 10% тарифа на импорт отечественная валюта подорожает на 3%, то внутренние цены импортируемых товаров, выраженные в отечественной валюте, возрастут не на 10, а на 7%. Это означает, что чистые потери общества от тарифа на импорт составят около 70% от величины областей «b» и «d». Чем меньше доля товаров, подлежащих обложению новым тарифом, в общем объеме импорта, тем меньшим окажется соответствующее изменение валютного курса и тем более обоснованно можно будет пренебречь воздействием обменного курса на тарифный эффект.

В целом таможенные тарифы практически всегда снижают уровень благосостояния нации, так как потребители теряют больше, чем получают в сумме производители и государство. Тариф перераспределяет доходы потребителей импортируемой продукции в пользу других социальных групп. Как правило, стимулирование отечественного производства может быть осуществлено и другими способами, причем с лучшими результатами.

Главные аргументы в пользу ограничения свободной торговли:

  • Защита оборонных отраслей промышленности, которые необходимо развивать независимо от критерия экономической эффективности размещения ресурсов, так как в случае войны очень важна самообеспеченность экономики их продукцией;
  • Увеличение внутренней занятости ресурсов и стимулирование совокупного спроса, что особенно важно в период приближения циклического спада производства. В результате ограничений импорта относительно возрастает величина чистого экспорта как компонента совокупного спроса, что способствует росту занятости и выпуска, а также улучшению состояния платежного баланса страны.
  • Защита монокультурных экономик от разрушительных колебаний конъюнктуры мирового рынка;
  • Защита новых, «молодых» отраслей национальной экономики, порожденных научно-техническим прогрессом, от конкуренции более зрелых и эффективных иностранных фирм.

 

 

Нетарифное регулирование включает многочисленные инструменты государственного воздействия на объемы экспорта и импорта(количественные или стоимостные, в отличие от тарифных – влияющих на стоимость единицы импортного или экспортного товара). К ним относятся практически все методы, включая пошлины, не входящие в таможенный тариф. Считается, что в настоящее время существует около 50 различных инструментов нетарифного регулирования внешней торговли. Такое количество инструментов требует их классификации. При этом используется 2 основные методики:

  1. первая (ООН, ЮНКТАД) – классифицирует методы и инструменты по степени непосредственности воздействия на объемы внешнеторговых потоков;
  2. вторая (ВТО, аналитические и статистические центры внешней торговли стран и ихгруппировок) – классифицирует их и по характеру воздействия и тому фактору, который снижает или повышает привлекательность экспорта или импорта.

Первая методика выделяет 3 группы мер:

    • прямого ограничения (прежде всего импорта), к которым относятся: лицензирование и квотирование импорта, антидемпинговые пошлины, импортные депозиты, добровольное ограничение экспорта, система минимальных импортных цен, увязка поставок с другими условиями контракта и т.д. (это самая многочисленная группа).
    • методы косвенно ограничения, связанные с организацией внешней торговли (методы скрытого протекционизма), к которым относятся: таможенные формальности, санитарные и ветеринарные нормы, технические стандарты, требования к упаковке, маркировке, разливу и т.д., открытие или закрытие таможенных постов, портов для прохождения всех или отдельных товаров и пр.
    • методы внутренней экономической политики, в целом не связанные с внешней торговлей, но, результатом которых, является ограничение или поощрение импорта или экспорта. Это все инструменты и направления денежно-кредитной (особенно валютной) и бюджетно-налоговой политики государства.

Вторая методикавыделяет 6 групп мер:

1) Количественные ограничения - административная форма нетарифного государственного регулирования торгового оборота, определяющая количество и номенклатуру товаров, разрешенных к экспорту или импорту.

Количественные ограничения могут применяться по решению правительства одной страны или на основе международных соглашений.

Наиболее распространенной формой количественных ограничений является квота или контингент.

Квота – количественная нетарифная мера ограничения экспорта или импорта товара определенным количеством или суммой на определенный промежуток времени.

По направленности действия квоты делятся:

экспортные – вводятся либо в соответствии с международными соглашениями, устанавливающими долю каждой страны в общем объеме экспорта, либо правительством страны для предотвращения вывоза товаров, дефицитных на внутреннем рынке;

импортные – вводятся национальным правительством для защиты местных производителей, достижения сбалансированности торгового баланса и прочих целей.

По охвату квоты делятся:

глобальные – устанавливаются на экспорт или импорт определенного товара на определенный период времени, независимо от станы, экспортирующей или импортирующей данный товар;

индивидуальные – установленная в рамках глобальной квоты квота каждой страны, экспортирующей или импортирующей товар. Устанавливаются на основе двусторонних соглашений.

Обычно политика импортных квот легче поддается административному управлению, чем тарифная политика. Квоты легче и быстрее вводить в случае чрезвычайных ситуаций, чем тарифы, которые обычно требуют рассмотрения в парламенте. С другой стороны, импортные квоты могут стать причиной монополизации внутреннего рынка, поскольку местные производители уверены, что поставка конкурирующих импортных товаров не превысит квоту, и могут в условиях достаточного спроса взвинчивать цены.

Тесно связан с квотированием другой вид государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, называемый лицензированием.

Лицензирование — регулирование внешнеэкономической деятельности через разрешения, выдаваемые государственными органами на экспорт или импорт товара в установленных количествах за определенный промежуток времени.

Лицензирование может являться составной частью процесса квотирования (и тогда его экономическое содержание полностью совпадает с рассмотренным выше) или быть самостоятельным инструментом государственного регулирования. В первом случае лицензия является лишь документом, подтверждающим право ввезти или вывезти товар в рамках полученной квоты; во втором — приобретает ряд конкретных форм:

разовая лицензия — письменное разрешение сроком до 1 года на ввоз или вывоз, выдаваемое правительством конкретной фирме на осуществление одной внешнеторговой сделки;

генеральная лицензия — разрешение на ввоз или вывоз того или иного товара в течение года без ограничений количества сделок;

глобальная лицензия — разрешение ввезти или вывезти данный товар е любую страну мира за определенный промежуток времени без ограничения количества или стоимости;

автоматическая лицензия — разрешение, выдаваемое немедленно после получения от экспортера или импортера заявки, которая не может быть отклонена государственным органом.

Лицензирование используется многими странами мира, прежде всего развивающимися, для целей государственного регулирования импорта. Развитые страны чаще всего используют лицензии как документ, подтверждающий право импортера на ввоз товара в рамках установленной квоты.

Механизмы распределения лицензии, используемые различными странами, весьма разнообразны:

• аукцион — продажа лицензий на конкурсной основе. Считается самым экономически эффективным способом распределения лицензий, способным принести доходы государственной казне, сравнимые с доходами от таможенной пошлины на тот же товар. В США, например, с начала 80-х годов стали практиковаться аукционы по конкурсной продаже американских импортных квот, но не среди потенциальных американских импортеров, а среди иностранных экспортеров. Лицензия доставалась тому экспортеру, который предлагал за нее наиболее высокую цену как за право экспортировать товар в США в рамках квоты. Такие аукционы проводились для распределения лицензий на импорт видеомагнитофонов, сахара, автомобилей;

система явных предпочтений — закрепление правительством лицензий за определенными фирмами пропорционально размерам их импорта за предшествующий период или пропорционально структуре спроса со стороны национальных импортеров. Обычно этот метод используется для поддержания тех фирм, которые вынуждены сократить импорт товара из-за введения квот, что позволяет уменьшить их лоббистское давление на правительство с целью отменить эти лицензии. В США такая система использовалась в начале 70-х годов для распределения лицензий на импорт нефти;

распределение лицензий на неценовой основе — выдача правительством лицензий тем фирмам, которые продемонстрировали свою способность осуществить импорт или экспорт наиболее эффективным образом. Обычно этот способ требует образования экспертной комиссии, разработки критериев оценки (опыт, наличие производственных мощностей, квалификация персонала и пр.), проведения нескольких туров конкурса, что неминуемо связано с большими затратами и злоупотреблениями.

Страны используют при распределении лицензий какой-либо один из этих методов, начиная обычно с последнего, имеющего наиболее административный характер, и постепенно переходя к первому, наиболее рыночному методу.

В настоящее время квоты используются несколько чаще, чем тарифы, в основном по двум причинам:

  1. тарифные ставки регламентируются международными торговыми соглашениями. За редким исключением, правительства не могут самостоятельно повышать тарифы и вынуждены прибегать к более строгим импортным квотам в целях защиты конкурирующих с импортом отраслей экономики;
  2. нуждающиеся в защите отрасли также предпочитают квоты на импорт, так как добиться специальных лицензионных привилегий легче, чем введения тарифа, которое связано с изменением структуры доходов государственного бюджета.

Импортные квоты наиболее привлекательны в условиях свободной конкуренции, при которой последствия квотирования аналогичны тарифу на импорт (рис.3)

Чистые потери благосостояния, как и при тарифе, составляют области «b» и «d», а область «c» представляет собой наценку на разрешенный импорт и характеризует трансферт от потребителей в пользу органов, ведающих лицензиями на импорт.

 

 

 
 

 

 


Чистые потери благосостояния при квотировании окажутся выше, чем при тарифе на импорт, в двух случаях:

-.если квота провоцирует монопольную власть отечественного производителя или зарубежной фирмы-импортера продукции;

-.если импортные лицензии размещаются неэффективно.

Механизм тарифов на экспорт или экспортных пошлин, «зеркально» отражает импортный тариф.

При экспортной пошлине внутренняя цена Pb оказывается ниже мировой Рm (рис.4). В этих условиях внутреннее потребление возрастает с величины D0 до величины D1, внутреннее производство сокращается с величины S0 до S1, а экспорт снижается с величины Х0 до Х1.

 

 
 

 


Потери отечественных производителей от введения экспортного тарифа велики и определяются областью ("а+b+с+d"). Выигрыш потребителей от снижения цен ниже мировых составляет область "а ".

Доходы государства от экспортной пошлины представлены областью "с". Чистые потери благосостояния, которые не компенсируются ничьим выигрышем, составляют области (“b”+ “d”).

В основе политики налогообложения экспорта лежит расчет на монопольную прибыль: монопольное положение страны-экспортера на мировом рынке вынуждает зарубежные страны-импортеры переплачивать за импортируемый товар. Монопольная прибыль особенно значительна в случае одновременного установления экспортных барьеров несколькими странами, объединенными в международный картель.

Добровольные экспортные ограничения (ДЭО) являются разновидностью экспортной квоты, которую вводит иностранное государство, «добровольно» лимитируя объемы своего экспорта в некоторые страны. «Добровольность», в данном случае, имеет условный характер, так как экспортер идет на ограничения для того, чтобы избежать более серьезных мер торговой политики со стороны своих партнеров.

ДЭО имеют две специфические особенности, которые определяют известные преимущества этого инструмента торговой политики:

  • ДЭО менее очевидны для отечественных потребителей, чем тарифы или квоты на импорт. Поэтому потребители воспринимают их более лояльно и не предъявляют претензий к правительству;
  • при ДЭО зарубежные фирмы могут назначать за свою продукцию более высокие цены, чем в случае тарифных ограничений или квотирования импорта. Таким образом, при ДЭО иностранцы частично компенсируют снижение объемов экспорта путем повышения цен на него.

2) Методы скрытого протекционизма – включают:

- санитарные нормы и технические стандарты, используемые для сдерживания или полного отсутствия возможности ввозить товар в страну,

- требования проводить дополнительные экспертизы, получать сертификаты, доказывать допустимость содержания каких-либо компонентов в товаре или его упаковке (товары, импортируемые в США, должны быть маркированы на английском языке четкими, не стираемыми и не смываемыми до момента продажи надписями, в Канаде — те же требования, но надписи уже должны быть по-английски и по-французски, в Швеции - для продовольственных и аптекарских товаров на упаковке должно быть указано название содержимого на шведском и финском языках) и т.д.

- ограничение рекламы

- таможенные проволочки, усложнение документации и др.

- открытие или закрытие таможенных постов

Технические, санитарные барьеры далеко не всегда являются только методом протекционизма. Во многих случаях их введение продиктовано не столько желанием оградить внутренний рынок, сколько заботой о защите населения.)

Политика в рамках государственных закупок — скрытый метод торговой политики, требующий от государственных органов и предприятий покупать определенные товары только у национальных фирм, даже несмотря на то, что эти товары могут быть дороже импортных. Наиболее типичным объяснением такой политики являются требования национальной безопасности.

Требование о содержании местных компонентов — скрытый метод торговой политики государства, законодательно устанавливающего долю конечного продукта, которая должна быть произведена национальными производителями, если такой продукт предназначается для продажи на внутреннем рынке. Обычно требование о содержании местных компонентов используется развивающимися странами в рамках политики импортозамещения, которая предполагает создание и наращивание национальной базы производства импортируемых товаров, с тем, чтобы в дальнейшем отказаться от их импорта. Правительства развитых стран используют требование о содержании местных компонентов, чтобы избежать перемещения производства в развивающиеся страны с более дешевой рабочей силой и сохранить тем самым уровень занятости.

3) Финансовые методы, включают:

  • Экспортные кредиты – кредитование национальных производителей на льготных условиях, предоставление кредитов иностранным импортерам при условии закупки товаров только у фирм страны (связанные кредиты) и т.д.
  • Страхование экспортных рисков
  • Импортные депозиты – требование обязательного открытия счетов предприятий-импортеров в национальных банках

4) Ценовые методы:

Внутренние налоги и сборы — скрытые методы торговой политики, направленные на повышение внутренней цены импортного товара и сокращение тем самым его конкурентоспособности на внутреннем рынке. Могут вводиться как центральными, так и местными органами государственной власти. Налоги, накладываемые в основном на импортные товары, весьма разнообразны и могут быть прямыми (налог на добавленную стоимость, акцизный налог, налог на продажу) или косвенными (сборы за таможенное оформление, регистрацию и выполнение других формальностей, портовые сборы). Внутренние налоги и сборы играют дискриминационную роль только в том случае, если они накладываются только на импортные товары, при том, что товары местных производителей налогообложению не подлежат. Если же правила внутреннего налогообложения одинаковы как для национальных товаров, так и для импортных, то такая политика может рассматриваться как политика создания равных стартовых условий для конкуренции в цене и качестве. Во многих случаях внутренние налоги превышают по стоимости размер импортной пошлины и, более того, их ставка может изменяться в зависимости от внутренней конъюнктуры местного рынка.

Демпинг- продажа товаров на мировых рынках по ценам ниже внутренних, который может квалифицироваться как спорадический, постоянный, преднамеренный, взаимный и т.д. Как правило, законодательно преследуется, но требует расследования, доказательств. В случае обвинения в демпинге вводится антидемпинговая пошлина, равная разнице между ценами страны продажи и страны продавца, что исключает торговлю данным товаром между бывшими партнерами на длительный период времени.

5) Институциональные методы – образование союзов товаропроизводителей с целью монополизации рынков и влияния на объемы внешней торговли (классический пример – ОПЕК).

6) Политические меры, связанные с проведением экономических санкций по отношению к стране. Классическим вариантом внешнеторговой политики в этом плане является торговое эмбарго – запрещение ввоза товаров из какой либо страны (может применяться отдельной страной), или вывоза товаров (применяется международным сообществом).

Для измерения нетарифных методов обычно используют один из следующих индексов:

• Индекс частотности — индекс, показывающий долю тарифных позиций, покрытых нетарифными ограничениями. Обычно используется для определения уровня нетарифных ограничений, но не показывает относительную важность ограничения отдельных статей.

Индекс покрытия торговли — показывает стоимостную долю экспорта или импорта, покрытую нетарифными ограничениями. Слабостью этого индекса является то, что он недооценивает влияние наиболее интенсивных нетарифных барьеров.

Индекс воздействия на цены — соотношение цены мирового рынка и внутренней цены на товар, импорт или экспорт которого подвергается нетарифным ограничениям. Недостатком индекса является то, что далеко не вся разница между внутренней и мировой ценой на товар зависит от нетарифных ограничений.

Обычно для целей сопоставимости с помощью одного из перечисленных индексов рассчитывают стоимость нетарифных барьеров в виде эквивалента адвалорной пошлины (процент от таможенной стоимости товара).

Проведенное в США в середине 70-х годов исследование нетарифных ограничений импорта 90 различных товаров 15 развитыми странами показало, что, например, при импорте мясных продуктов Японией, номинальный тариф на которые составляет лишь 13%, нетарифные ограничения импорта мяса увеличивают его цену на японском рынке по сравнению с мировой еще на 161%. В США при номинальном тарифе на импорт фруктов в 7%, используемые кроме того нетарифные ограничения увеличивали внутреннюю цену фруктов еще на 128%. Но и здесь возникает проблема, связанная с тем, что на один и тот же товар могут накладываться и таможенная пошлина, и нетарифные ограничения; при этом если таможенная пошлина всегда является мерой ограничения, то нетарифные барьеры — только при определенных условиях. Например, если импорт товара подлежит обложению пошлиной и квотированию, то пошлина выполняет свою ограничительную функцию всегда, независимо от количества ввезенного товара. Квота же становится ограничителем только после того, как импорт достиг обусловленного властями объема.

 

 

 

Вопрос 1. Международная миграция труда: причины, формы, направления

Вопрос 2. Экономические последствия международной миграции труда.

Вопрос 3. Регулирование процессов международной миграции рабочей силы

 





Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 291; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2022) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.235 сек.