Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Организация контроля за соблюдением законодательства об охране труда




Полномочия министерств в области охраны труда.

Министерство труда и социальной политики Украины осуществляет государственную экспертизу условий труда, определяет порядок и осуществляет контроль за качеством проведения аттестации рабочих мест относительно их соответствия нормативам по охране труда, а также принимает участие в разработке нормативных актов по охране труда.

Относительно полномочий других министерств и центральных органов государственной исполнительной власти, то они:

- проводят единую научно-техническую политику в области охраны труда;

- разрабатывают и реализуют комплексные мероприятия по улучшению безопасности, гигиены труда и производственной среды;

- осуществляют методическое руководство деятельностью предприятий в области охраны труда;

- финансируют разработку и пересмотр нормативных актов об охране труда;

- организуют обучение и проверку знаний по охране труда работниками отрасли;

- осуществляют внутриведомственный контроль за состоянием охраны труда.

Местные государственные администрации выполняют такие функции:

- обеспечивают реализацию государственной политики в области охраны труда;

- формируют при участии профсоюзов программы мероприятий по вопросам безопасности, гигиены труда и производственной среды;

- осуществляют контроль за соблюдением нормативных актов охраны труда;

- создают за необходимости фонды охраны труда.

 

3.2 Государственное управление охраной труда

 

 

Различают государственный, ведомственный и общественный контроль за охраной труда.

Соответственно статье 44 Закона Украины «Об охране труда» государственный надзор за соблюдением законодательства и других нормативных актов об охране труда осуществляют:

- Департамент государственного надзора за соблюдением законодательства о труда;

- Государственный комитет Украины по ядерной и радиационной безопасности;

- органы государственного пожарного надзора управления пожарной охраны Министерства внутренних дел Украины;

- органы и учреждения санитарно-эпидемиологической службы Министерства здравоохранения Украины, которые осуществляют надзор за соблюдением условий санитарного законодательства.

Ведомственный контроль за охраной труда осуществляют местные государственные администрации и Советы народных депутатов в пределах соответствующей территории, которые:

- обеспечивают реализацию государственной политики в области охраны труда;

- формируют при участии профсоюзов программы мероприятий по вопросам безопасности, гигиены труда и производственной среды, которые имеют межотраслевое значение;

- осуществляют контроль за соблюдением нормативных актов об охране труда.

Внутриведомственный контроль за состоянием охраны труда в отрасли осуществляют министерства и ведомства.

Так, контроль за соблюдением законодательства о труде осуществляет государственная инспекция труда Министерства труда и социальной политики Украины.

Общественный контроль за выполнением законодательства об охране труда осуществляют:

- трудовые коллективы через избранных ими уполномоченных;

- профсоюзы в лице своих избранных органов и представителей. Уполномоченные действуют соответственно положению о работе уполномоченных трудовых коллективов по вопросам охраны труда, которое разрабатывается на предприятии на основании типового положения, утвержденного Госнадзорохрантруда.

Профсоюзы осуществляют контроль за соблюдением владельцем законодательных и других нормативных документов об охране труда, созданием безопасных и безвредных условий труда, соответствующего производственного быта для работников и обеспечение их средствами коллективной и индивидуальной защиты.

Профсоюзы имеют право беспрепятственно проверять состояние условий и безопасности труда на производстве, ход выполнения соответствующих программ улучшения гигиены и безопасности труда, обязательств коллективного договора (соглашения), вносить владельцу или государственному органу управления охраной труда предложения по вопросам охраны труда и получать от них аргументированные ответы.

 

Рисунок 3.1 – Государственный надзор и общественный контроль за охраной труда

 

Особого значения в рыночных условиях приобретает создание эффективной системы управления охраной труда – организационно - нормативной и финансово-экономической основы для реализации государственной политики в этой области.

Есть необходимость в дальнейшем развитии законодательства об охране труда, разработке на его основе новых законодательных актов, которые бы регламентировали различные аспекты этой многогранной работы.

Остро стоит вопрос усовершенствования устаревшей системы предоставления льгот и компенсаций за неблагоприятные условия труда, которая в нынешнем виде не побуждает ни работодателей, ни самых работников принимать меры относительно улучшения упомянутых условий.

Неотложными являются задачи создания отечественной промышленности средств индивидуальной и коллективной защиты работающих, научного ее обеспечения.

Существенного значения приобретает социальное страхование, которое является важным фактором социальной защиты населения.

Принят Закон «Об общеобязательном социальном страховании от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, которые послужили причиной потери трудоспособности».

Социальное страхование представляет собой систему прав и гарантий, направленных на материальную поддержку граждан, прежде всего работающих, и членов их семей в случае потерь ими из независимых от них обстоятельств (заболевание, несчастный случай на производстве) заработка (дохода), а также осуществление мероприятий, связанных со здравоохранением застрахованных лиц.

Средства на указанные цели формируются путем уплаты страховых взносов.

Источником финансирования обязательного социального страхования от несчастных случаев и профессиональных заболеваний являются взносы владельцев (предприятий), вычисленные от затрат на оплату труда и включенные в себестоимость продукции (необходимые затраты по воспроизведению рабочей силы).

 

 


4 СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА И ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТЬЮ НА ПРЕДПРИЯТИИ

 

С точки зрения обеспечения нормальных условий труда систему управления охраной труда на предприятии можно рассматривать как мероприятия по обеспечению выполнения работниками и должностными лицами обязанностей согласно законодательству об охране труда.

4.1 Обязанности собственника и работника по охране труда на предприятии

Собственник обязан создать в каждом структурном подразделении и на рабочем месте условия труда соответственно требованиям нормативных актов, а также обеспечить соблюдение прав работников, гарантированных законодательством об охране труда.

С этой целью собственник обеспечивает функционирование системы управление охраной труда, для чего:

1) Создает соответствующие службы и назначает должностных лиц, которые обеспечивают решение конкретных вопросов охраны труда, утверждает инструкции по их обязанностях, правах и ответственности за выполнение возложенных на них функций;

2) Разрабатывает с участием профсоюзов и реализует комплексные меры по достижению установленных нормативов по охране труда, внедряет прогрессивные технологии, достижения науки и техники, средства механизации и автоматизации производства, требования эргономики, положительный опыт по охране труда и т.п.;

3) Обеспечивает устранение причин, которые приводят к несчастным случаям, профессиональных заболеваний, и выполнение профилактических мероприятий, определенных комиссиями по итогам расследования этих причин;

4) Организовывает проведение лабораторных исследований условий труда, аттестации рабочих мест на соответствие нормативным актам по охране труда в порядке и сроки, которые устанавливаются законодательством, контролирует выполнение мероприятий по устранению опасных и вредных для здоровья производственных факторов;

5) Разрабатывает и утверждает положения, инструкции, другие нормативные акты об охране труда, которые действуют в границах предприятия, и устанавливают правила выполнения работ и поведения работников на территории предприятия, в производственных помещениях, на строительных площадках, рабочих местах в соответствии с государственными, межотраслевыми и отраслевыми нормативными актами по охране труда, обеспечивает бесплатно работников нормативными актами по охране труда;

6) Осуществляет постоянный контроль за соблюдением работниками технологических процессов, правил обращения с машинами, механизмами, оборудованием и другими средствами производства, использование средств коллективной и индивидуальной защиты, выполнение работ в соответствии с требованиями охраны труда;

7) Организовывает пропаганду безопасных методов работы и сотрудничество с работниками в области охраны труда.

 

Перечень вопросов по управлению охраной труда должен включать решение таких основных задач:

1) Обучение работающих безопасности труда и пропаганды вопросов охраны труда;

2) Обеспечение безопасности производственного оборудования;

3) Обеспечение безопасности производственных процессов;

4) Обеспечение безопасности зданий и сооружений;

5) Нормализация санитарно-гигиенических условий труда;

6) Обеспечение работающих средствами индивидуальной защиты;

7) Обеспечение оптимальных режимов труда и отдыха работающих;

8) Организация лечебно – профилактического обслуживания работающих;

9) Санитарно-бытовое обслуживание работающих;

10) Профессиональный отбор работающих по отдельными специальностями.

 

Обязанности, права и ответственность должностных лиц за выполнение возложенных на них функций по вопросам охраны труда должны предусматриваться в должностных инструкциях, форма которых разработанная Госнадзорохрантруда и согласована с Государственным комитетом по стандартизации, метрологии и сертификации и Главным архивным управлениям при Кабинете Министров Украины.

В рамках этих мероприятий работник обязан:

1) Знать и выполнять требования нормативных актов по охране труда, правила обращение с машинами, механизмами, оборудованием и другими средствами производства, пользоваться средствами коллективной и индивидуальной защиты;

2) Соблюдать обязательства относительно охраны труда, предусмотренные коллективным договором (соглашением, трудовым договором) и правилами внутреннего трудового распорядка предприятия;

3) Проходить в установленном порядке предварительные и периодические медицинские осмотры;

4) Сотрудничать с собственником в деле организации безопасных и безвредных условий труда, лично принимать посильные меры относительно устранения любой производственной ситуации, которая создает угрозу его жизни или здоровью людей, которые его окружают, и окружающей природной среде, сообщать об опасностях своего непосредственного руководителя или другое должностное лицо.

 

Задачей представителей профсоюзов является защита прав и законных интересов работников в сфере охраны труда, предоставление им практической помощи в решении этих вопросов. Соответственно Закону “Об охране труда” представители профсоюзов принимают участие в разработке:

1) Национальной, отраслевых и региональных программ улучшения состояния безопасности, гигиены труда и производственной среды, а также соответствующих соглашений по вопросам улучшения условий и безопасности труда;

2) Государственных межотраслевых и отраслевых нормативных актов по охране труда.

Профсоюзный орган, который подписал коллективный договор, имеет право требовать от собственника или уполномоченного им органа разрыва трудового договора (контракта) с руководящим работником или устранение его от занимаемой должности, если он нарушает законодательство о труде и не выполняет обязательств по коллективному договору. Требование профсоюзного органа может быть обжаловано работником, собственником или уполномоченным им органом в вышестоящем профсоюзном органе или в суде.

Профессиональные союзы имеют право по результатам проверки соблюдения требований законодательных и других нормативных актов по охране труда вносить собственникам или уполномоченным им органам, а также государственным органам управления представления по вопросам охраны труда и получать от них аргументированный ответ (ст. 48 Закона Украины “Об охране работы”). В представлении может быть поставлен вопрос и о привлечении виновных работников к ответственности, в том числе дисциплинарной.

 

 

4.2 Обязанности рабочих и должностных лиц

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 1197; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.035 сек.