Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Библиографический список





Доверь свою работу кандидату наук!
1500+ квалифицированных специалистов готовы вам помочь

1. Ганицкая, И. Направления развития национальных библиотек субъектов Российской Федерации / И. Ганицкая // Библиотека. – 2002. – № 10. – С. 53-54; продолж.: № 11. – С. 46-49.

2. Демидов, А. Доступ к информации: создание Президентской библиотеки / А. Демидов // Библ. дело. – 2007. – № 7. – С. 6-9.

3. Зайцев, В. Н. Ответственность национальной библиотеки за развитие инфосферы страны : доклад / В. Н. Зайцев // Библиотековедение. – 2006. - № 4. – С. 22 – 26.

4. Федоров, В. В. «Откуда есть пошла…» - РГБ: страницы биографии // В. В. Федоров // Вестник БАЕ. – 2003. – № 3. – С. 36-41.

5. Фирсов, В. Р. Штаб отраслевой науки / В. Р. Фирсов // Библиотека. – 2003. – № 6. – С. 56-59.

Л. В. Сокольская

8. Общедоступные (публичные) библиотеки: значение, социальные функции, виды. Современные проблемы функционирования общедоступных (публичных) библиотек

Общедоступные публичные (ОП) библиотеки – элемент государственного механизма социальной защиты населения (бесплатность обслуживания в условиях дороговизны книг, досуга; доступность).

«Общедоступная библиотека – библиотека, которая предоставляет возможность пользования ее фондом и услугами юридическим лицам независимо от их организационных форм и форм собственности и гражданам без ограничений по уровню образования, специальности, отношения к религии». Видовые особенности О(П) библиотек:

1. Обслуживание всех категорий населения (от детей дошкольного возраста).

2. Максимальная приближенность к пользователям (к месту жительства и работы за счет использования стационарных и нестационарных форм).

3. Использование активных форм продвижения информации и документов к пользователям.

Социальное назначение О(П) библиотек – способствовать общему развитию пользователей. Задачи О(П) библиотек: максимальное обеспечение самообразовательных информационных потребностей и интересов пользователей; максимальное привлечение населения к чтению; поддержка авторитета книги и чтения как важнейшего средства культурно-образовательного и духовного развития личности.



ГОСТ 7.0 – 99: «публичная общедоступная библиотека, предназначенная для удовлетворения информационных потребностей широких слоев населения».

Значительная сеть библиотек представлена разнообразными по виду библиотеками, различающимися по следующим признакам.

I. Порядок учреждения и форма собственности

1) государственные учрежденные органами государственной власти субъектов Федерации (областные, краевые, республиканские – в составе РФ – детские, юношеские библиотеки и библиотеки для слепых);

2) муниципальные – учрежденные органами местного самоуправления;

3) общественные – учрежденные и финансируемые общественными организациями:

а) профсоюзные (отличия от муниципальных: другие ведомство, наличие литературы по профдвижению, связь со специальными библиотеками предприятия);

б) политико-идеологические (партийные и различных политических организаций и движений: библиотека ЛДПР, Независимая общественная библиотека в Москве);

в) конфессиональные (религиозные) библиотеки;

г) библиотеки национальных обществ;

д) кооперативные библиотеки, создаваемые группой лиц на их средства и предоставляющие услуги, как правило, за плату;

е) частные библиотеки, учрежденные отдельным физическим лицом на собственные средства;

ж) библиотеки другихразличных обществ (Всероссийского общества глухих, обществ любителей собак и т. п.);

з) библиотеки различных организаций, фондов (Московская деловая библиотека, учрежденная Американским фондом «XXI век»)

II. Категории пользователей

1) детские; 2) юношеские; 3) для всех возрастных категорий;

4) для слепых, для глухих.

III. Территориальное размещение

1) Городские; 2) сельские.

IV. Территориальный статус

1) поселенческие; 2) межпоселенческие; 3) районные; 4) городские;

5) окружные (Москва, ХМАО); 6) областные (республиканские, краевые) детские, юношеские, для слепых.

V. Профиль фонда

а) универсальные;

б) специализированные (семейного чтения, духовного возрождения, религии, истории, экологии и др.).

VI. Вид документа

а) библиотеки с документами рельефно-точечного шрифта и машиночитаемыми (для слепых);

б) специализированные по виду документа филиалы (периодики).

ЦБС общедоступных библиотек – особое библиотечное учреждение. ЦБС – библиотечное объединение, представляющее собой целостное учреждение, функционирующее на основе общего управления, единого штата, фонда, организационного и технологического единства. ЦБС состоит из центральной библиотеки и библиотек-филиалов

Специализированная библиотека – библиотека, назначение которой – удовлетворить потребности пользователей по виду документов или обслуживать отдельную особую группу читателей. Виды специализированных О(П) библиотек:

1. Специализированные О(П) библиотеки без выраженного профилирования фонда (библиотеки семейного чтения: ориентация в содержании и формах на обслуживание всей семьи; библиотеки культурные комплексы и социально-досуговые центры; библиотеки информационно-образовательные центры.

2. Специализированные О(П) библиотеки с выраженным профилированием фонда по какой-либо теме, отрасли, жанру, языку (культурно-историческая направленность: библиотеки фантастики, бестселлера, периодики и др.)

Виды библиотек на селе: общедоступные, специальные. Основной вид сельской библиотеки – общедоступная муниципальная. Сельская библиотека – публичная библиотека, расположенная в сельской местности, обслуживающая население нескольких сел или одного села, его части.

Задачи общедоступных муниципальных сельских библиотек:

1. Содействие общему развитию пользователей;

2. Помощь специалистам (педагоги, медики, специалисты с/х, предприниматели и др.);

3. Содействие учебной деятельности школьников, студентов (дистанционное обучение, филиалы с сельской местности).

В качестве почти единственного вида сельская библиотека масштабно выполняетфункции содействия учебной, самообразовательной и досуговой деятельности.Широкий спектрявленческих функций сельской ОБ: культурно-просветительная, историко-краеведческая, социализирующая, педагогическая и др.



Особенности положения современных сельских библиотек

1. Повышение значения в культурно-досуговой и образовательной среде села.

2. Снижение финансирования, технологическая неадаптированность к современным требованиям большей части сельских библиотек.

3. Несовершенство сети.

4. Проведение общероссийских и региональных акций, направленных на поддержку сельских библиотек.

5. Изменение положения сельских библиотек в связи с реализацией ФЗ № 131.

Нестационарное обслуживание – вид обслуживания, обеспечивающий приближение библиотечных услуг к месту жительства, работы, учебы, отдыха, лечения пользователей. Формы нестационарного обслуживания; библиотечный пункт, передвижная библиотека, библиобус, книгоношество.

Повышение значения детских библиотек и библиотечного обслуживания детей связано со следующими факторами.

1. Падение интереса детей к книге, чтению в условиях конкуренции с ТВ, компьютерами, новых форм досуга электронного, как правило, досуга (Интернет-клубы, игровые автоматы и др.);

2. Обострение морально-нравственных и педагогических проблем воспитания детей.

Отсюда следует, что библиотечное обслуживание детей должно стать привлекательным для них (МТБ, комфорт, специализированная среда, персонал с соответствующей подготовкой, качество мероприятий и др.)

В зависимости от уровня физического и интеллектуального развития ребенка, его читательского опыта, детей обслуживают библиотеки трех групп:

1. Научные, специальные, вузов обслуживают детей через посредников (родители, учителя и др.), т. к. эти библиотеки, юридически, территориально и организационно недоступные юным читателям;

2.Общедоступные государственные, муниципальные, профсоюзные библиотеки, юридически, территориально и организационно доступные детям, обслуживают их лично и через посредников;

3. Специализированные библиотеки для детей, юридически, территориально и организационно предназначенные им.

Организационные формы специализированного библиотечного обслуживания детей. Детская библиотека – библиотека, осуществляющая библиотечное обслуживание детей (до 14 лет) и воспитателей. Детская библиотека это библиотека с доступной для ребенка специализированной средой, т. е обладающая комплексом библиотечно-библиографических ресурсов специфически «детского» характера: фонд, МТБ, СБА. Игровые атрибуты оформления приближены к интеллектуальным и физическим возможностям детей. Задачи ДБ библиотек как особого вида учреждения:

1. Привлечение к чтению всех детей;

2. Организация системного по содержанию, систематическогопо продолжительности чтения детей;

3. Формирование гармонически развитой личности.

Организационные формы специализированного библиотечного обслуживания молодежи:

1. Учебные библиотеки(школьные, профессиональных учебных заведений – училищ, техникумов, вузов);

2. Общедоступные библиотеки для взрослых;

3. Специализированные юношеские библиотеки (ЮБ).

Юношеская библиотека – библиотека универсального профиля, обслуживающая пользователей в возрасте от 14 до 20 лет, а также всех интересующихся проблемами молодежи. Специализированная ЮБ – культурно-просветительное и информационное учреждение, способствующее процессу социализации и воспитания молодого человека путем создания условий для обеспечения его общеобразовательного, культурного развития, организации досуга и межличностного общения.

Виды специализированных ЮБ:

1. Библиотеки-филиалы ЦБС – городские юношеские библиотеки (только в крупных городах, всего в стране более 20);

2. Областные (республиканские) юношеские библиотеки;

3. РГЮБ.

Современная особенность: значительная активизация деятельности ЮБ.

Библиографический список

1. Высоцкая, Е. Проблемы функционирования ЦБС и реорганизация местного самоуправления / Е. Высоцкая // Библиотека. – 2005. – № 11. – С. 12-13.

2. Кузьмин, Е. И. Состояние и перспективы развития сельских библиотек в Российской федерации / Е. И. Кузьмин, Т. Л. Манилова // Библиотековедение. – 2005. – № 2. – С. 8-13.

3. Проблемы юных читателей и пути их решения // Библ. дело. – 2004. – № 1. – С. 29-31.

4. Тищенко, М. Н. Изменения в федеральном законодательстве и муниципальные библиотеки / М. Н. Тищенко // Библиотековедение. – 2005. – № 6. – С. 17-21.

Л. В. Сокольская

 

9. Универсальные библиотеки: значение, социальные функции, виды, современные проблемы функционирования

Универсальная библиотека (УБ) – библиотека, удовлетворяющая универсальные информационные потребности пользователей и имеющая для этого фонд документов. УБ – библиотека, удовлетворяющая разнообразные информационные потребности пользователей и содействующая их всестороннему развитию, самообразованию, учебно-профессиональной подготовке и научной деятельности, имеющая, как правило, универсальный по составу фонд, являющаяся региональным культурным и информационным центром, центром библиотечного краеведения и региональной библиотечной системы.

Типологические черты УБ:

1. Функциональная универсальность;

2. Региональность комплексный типообразующий признак:

А) подчинение деятельности библиотеки интересам региона (региональная направленность деятельности);

Б) региональный масштаб деятельности;

В) создание документно-информационного фонда о регионе и обеспечение доступа к нему;

Г) функционирование в качестве центров библиотечного обслуживания в регионе (их фонды – наиболее масштабные, они – организатор координации библиотек региона);

Д) финансовая и административная принадлежность региону.

3. Тематическая универсальность фонда, запросов, СБА.

В соответствии с приоритетом типообразующей функции УБ делятся на 3 вида:

1.общедоступные (публичные) библиотеки(по приоритетности функции содействия самообразованию и организации досуга);

2. универсальные служебные библиотеки(по приоритетности функции содействия самообразованию и организации досуга);

3. универсальные научные библиотеки(по приоритетности функции содействия научной деятельности).

 

Библиографический список

1. Сулимова, Н. С. Областная научная библиотека и муниципальные библиотеки Свердловской области: новые технологии и новые формы сотрудничества / Н. С. Сулимова // Молодые в библиотечном деле. – 2004. – № 1-2. – С. 59-65.

2. Фенелонов, Е. А. Универсальные научные библиотеки в ХХ веке / Е. А. Фенелонов // Библиотековедение. – 2000. – № 6. – С. 10-14.

Л. В. Сокольская

 

10. Специальные библиотеки: значение, социальные функции, виды, современные проблемы функционирования

Специальная библиотека (СП) – библиотека, обеспечивающая профессиональные (научные, производственные, учебные) информационные потребности пользователей на основе соответствующего фонда и информационно-поискового аппарата.

Виды специальных библиотек на основе типообразующей функции: производственные; научные; учебные.

На основе профиля фондов (отрасли): технические, сельскохозяйственные, медицинские, общественно-политические, др.

Характеристика отдельных сетей СБ.

А) Отраслевые библиотеки.

Техническая библиотека (ТБ) – специальная библиотека, обеспечивающая информационные потребности работников предприятия, организации и формирующая фонд в соответствии с их производственным профилем.

Виды технических библиотек

1. технические библиотеки фабрик, заводов (производственные);характерна максимальная как территориальная, так и содержательная приближенность к пользователям;

2. НТБ производственных объединений;

3. Многоотраслевые региональные ЦНТИ;

4. Технические библиотеки НИИ(профиль комплектования по научной проблеме НИИ);

5. Библиотеки учебных технических заведений (вузов, техникумов);

6. ЦНТБ отрасли(информационные и организационно-методические центры отраслевой библиотечной системы);

7. ЦНТБ федерального значения (паранациональные) – (ГПНТБ России; ВПТБ: РИФС (Российский информационный фонд стандартов); ЦПБ (Центральная политехническая библиотека).

Сельскохозяйственные библиотеки – специальные библиотеки, обеспечивающие информационные потребности работников сельского хозяйства, ученых и специалистов сельскохозяйственного производства и формирующие фонд соответствующего профиля. Виды сельскохозяйственных библиотек: библиотеки опытных с/х станций; библиотеки с/х НИИ; библиотеки с/х вузов и других учебных заведений; ЦНСХБ Россельхозакадемии.

Медицинские библиотеки – специальные библиотеки, обеспечивающие информационные потребности работников медицины и здравоохранения и формирующие фонд соответствующего профиля. Виды медицинских библиотек: библиотеки медицинских и лечебно-профилактических учреждений; библиотеки медицинских НИИ; библиотеки медицинских вузов и других учебных заведений; областные медицинские библиотеки; ГЦНМБ Министерства здравоохранения.

Специальные библиотеки Министерства культуры: библиотеки музеев, театров, филармоний, цирков, художественных школ, школ искусств; Всероссийская государственная библиотека иностранной литературы им. М. И. Рудомино; РГБ по искусству; Государственная общественно-политическая библиотека (ГОПБ); Государственная публичная историческая библиотека (ГПИБ).

Академические библиотеки (библиотеки РАН): Академические библиотеки – комплекс научных библиотек, действующих в системе учреждений Российской академии наук (РАН) и обеспечивающих библиотечно-информационное обслуживание научных коллективов.

Типологические особенности академических библиотек: профиль комплектования соответствует тематике научных исследований учреждений, в которых функционирует библиотека; научная и историко-культурная ценность фондов академических библиотек; «вечное» хранение фондов; локальность деятельности (служебное обслуживание); высокий образовательный ценз сотрудников; разнообразие библиотек сети; уникальность состава читателей.

Виды академических библиотек: БАН, БЕН РАН; фундаментальная библиотека ИНИОН РАН, ВИНИТИ РАН, ГПНТБ СО РАН, библиотеки республиканских АН, библиотеки научных центров и филиалов РАН; библиотеки НИИ РАН.

Учебная библиотека – специальная библиотека, обеспечивающая удовлетворение специфических познавательных потребностей, возникающих в процессе учебной деятельности в школах, училищах, техникумах, вузах и т. п.Система учебных библиотек представлена школьными и библиотеками профессиональных учебных заведений – средних и высших.

Библиотеки вузов – специальные библиотеки, действующие в составе высших учебных заведений и обеспечивающие библиотечно-информационное обслуживание студентов, аспирантов, докторантов, профессорско-преподавательского состава, вспомогательного персонала вуза.

Школьная библиотека – библиотека, действующая в структуре общеобразовательной школы и обеспечивающая библиотечное обслуживание учащихся в соответствии с учебными программами, а также учителей – по методике преподавания учебных дисциплин и воспитательной работе со школьниками.

Библиографический список

1. Борцова, Н. Н. Библиотека в информационном обеспечении учебной и научной деятельности вуза / Н. Н. Борцова // Библиотековедение. – 2007. - № 2. – С. 50-53.

2. Земсков, А. И. ГПНТБ России: день сегодняшний, день завтрашний / А. И. Земсков // Библиотековедение. – 2002. – № 2. – С. 80-85.

3. Каленов, Н. Е. Ученым – новейшую информацию / Н. Е. Каленов // Библиотека. – 2007. – № 3. – С. 50-52.

4. Лаврик, О. Л. Академическая библиотека: перспективы развития в электронном веке / О. Л. Лаврик // Библиотековедение. – 2003. – № 5. – С. 40.

Л. В. Сокольская

11. Библиография как общественное явление: сущность, основные трактовки, структура

В XIX – начале XX в. господствовало представление о библиографии как науке, особом знании о книге (М. Н. Куфаев), её описании (Н. М. Лисовский). «Библиография» воспринималась также как отрасль идеологической работы, которая занимается раскрытием содержания книжных богатств с точки зрения их идейной, научной и практической ценности (В. Н. Денисьев); как область знания и научной деятельности, которая ориентирует среди конкретной массы произведений печати и обеспечивает возможность научного анализа состояния и целенаправленности печатной продукции в целом или в отдельных её отраслях (Л. Н. Троповский).

О. П. Коршунов трактует библиографию в самом широком значении – как систему видов деятельности, охватывающих все библиографические явления. Он включает в её состав: библиографическую деятельность (практическую часть библиографии), библиографоведение (научную и учебную дисциплину, объектом которой является библиография), подготовку кадров и организационно-методическое руководство. И. Г. Моргенштерн считает, что логичнее выделять три составляющих библиографии: библиографическая деятельность – библиографоведение – инфраструктура библиографии (вспомогательные области деятельности, обеспечивающие её функционирование, а именно: библиографическое образование, материально-техническая база библиографической деятельности, библиографоведческая литература и информационно-библиографическое обеспечение библиографии).

ГОСТ 7.0–99 «Информационно-библиографическая деятельность. Библиография. Термины и определения» не отождествляет понятия «библиография» и «библиографическая деятельность»: первое используется как широкое интегративное понятие для обозначения сущности всего библиографоведения: «библиография – это информационная инфраструктура, обеспечивающая подготовку, распространение и использование библиографической информации», а второе – его деятельностной основы: «библиографическая деятельность – это область деятельности по удовлетворению потребностей в библиографической информации». Таким образом, основными категориями и компонентами библиографии рассматриваются библиографическая информация и библиографическая деятельность.

Ключевым для теоретического осмысления сущности библиографии является системно-деятельностный подход. Деятельность – это человеческая форма отношения к окружающему миру, содержанием которой является его целесообразное изменение и преобразование. Начало использования деятельностного подхода к библиографии как метода относится к концу 1960-х гг. (А. И. Барсук, Ю. М. Тугов, Е. Н. Фомина, Э. К. Беспалова, М. Г. Вохрышева, О. П. Коршунов). Элементами деятельности являются её субъекты, цели, объекты, процессы, средства и результаты.

Поможем в написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой




Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 1116; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2022) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.064 сек.