КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Библиографический список
1. Ганицкая, И. Направления развития национальных библиотек субъектов Российской Федерации / И. Ганицкая // Библиотека. – 2002. – № 10. – С. 53-54; продолж.: № 11. – С. 46-49. 2. Демидов, А. Доступ к информации: создание Президентской библиотеки / А. Демидов // Библ. дело. – 2007. – № 7. – С. 6-9. 3. Зайцев, В. Н. Ответственность национальной библиотеки за развитие инфосферы страны: доклад / В. Н. Зайцев // Библиотековедение. – 2006. - № 4. – С. 22 – 26. 4. Федоров, В. В. «Откуда есть пошла…» - РГБ: страницы биографии // В. В. Федоров // Вестник БАЕ. – 2003. – № 3. – С. 36-41. 5. Фирсов, В. Р. Штаб отраслевой науки / В. Р. Фирсов // Библиотека. – 2003. – № 6. – С. 56-59. Л. В. Сокольская 8. Общедоступные (публичные) библиотеки: значение, социальные функции, виды. Современные проблемы функционирования общедоступных (публичных) библиотек Общедоступные публичные (ОП) библиотеки – элемент государственного механизма социальной защиты населения (бесплатность обслуживания в условиях дороговизны книг, досуга; доступность). «Общедоступная библиотека – библиотека, которая предоставляет возможность пользования ее фондом и услугами юридическим лицам независимо от их организационных форм и форм собственности и гражданам без ограничений по уровню образования, специальности, отношения к религии». Видовые особенности О(П) библиотек: 1. Обслуживание всех категорий населения (от детей дошкольного возраста). 2. Максимальная приближенность к пользователям (к месту жительства и работы за счет использования стационарных и нестационарных форм). 3. Использование активных форм продвижения информации и документов к пользователям. Социальное назначение О(П) библиотек – способствовать общему развитию пользователей. Задачи О(П) библиотек: максимальное обеспечение самообразовательных информационных потребностей и интересов пользователей; максимальное привлечение населения к чтению; поддержка авторитета книги и чтения как важнейшего средства культурно-образовательного и духовного развития личности. ГОСТ 7.0 – 99: «публичная общедоступная библиотека, предназначенная для удовлетворения информационных потребностей широких слоев населения». Значительная сеть библиотек представлена разнообразными по виду библиотеками, различающимися по следующим признакам. I. Порядок учреждения и форма собственности 1) государственные – учрежденные органами государственной власти субъектов Федерации (областные, краевые, республиканские – в составе РФ – детские, юношеские библиотеки и библиотеки для слепых); 2) муниципальные – учрежденные органами местного самоуправления; 3) общественные – учрежденные и финансируемые общественными организациями: а) профсоюзные ( отличия от муниципальных: другие ведомство, наличие литературы по профдвижению, связь со специальными библиотеками предприятия); б) политико-идеологические (партийные и различных политических организаций и движений: библиотека ЛДПР, Независимая общественная библиотека в Москве); в) конфессиональные (религиозные) библиотеки; г) библиотеки национальных обществ; д) кооперативные библиотеки, создаваемые группой лиц на их средства и предоставляющие услуги, как правило, за плату; е) частные библиотеки, учрежденные отдельным физическим лицом на собственные средства; ж) библиотеки другихразличных обществ (Всероссийского общества глухих, обществ любителей собак и т. п.); з) библиотеки различных организаций, фондов (Московская деловая библиотека, учрежденная Американским фондом «XXI век») II. Категории пользователей 1) детские; 2) юношеские; 3) для всех возрастных категорий; 4) для слепых, для глухих. III. Территориальное размещение 1) Городские; 2) сельские. IV. Территориальный статус 1) поселенческие; 2) межпоселенческие; 3) районные; 4) городские; 5) окружные (Москва, ХМАО); 6) областные (республиканские, краевые) детские, юношеские, для слепых. V. Профиль фонда а) универсальные; б) специализированные (семейного чтения, духовного возрождения, религии, истории, экологии и др.). VI. Вид документа а) библиотеки с документами рельефно-точечного шрифта и машиночитаемыми (для слепых); б) специализированные по виду документа филиалы (периодики). ЦБС общедоступных библиотек – особое библиотечное учреждение. ЦБС – библиотечное объединение, представляющее собой целостное учреждение, функционирующее на основе общего управления, единого штата, фонда, организационного и технологического единства. ЦБС состоит из центральной библиотеки и библиотек-филиалов Специализированная библиотека – библиотека, назначение которой – удовлетворить потребности пользователей по виду документов или обслуживать отдельную особую группу читателей. Виды специализированных О(П) библиотек: 1. Специализированные О(П) библиотеки без выраженного профилирования фонда (библиотеки семейного чтения: ориентация в содержании и формах на обслуживание всей семьи; библиотеки культурные комплексы и социально-досуговые центры; библиотеки информационно-образовательные центры. 2. Специализированные О(П) библиотеки с выраженным профилированием фонда по какой-либо теме, отрасли, жанру, языку (культурно-историческая направленность: библиотеки фантастики, бестселлера, периодики и др.) Виды библиотек на селе: общедоступные, специальные. Основной вид сельской библиотеки – общедоступная муниципальная. Сельская библиотека – публичная библиотека, расположенная в сельской местности, обслуживающая население нескольких сел или одного села, его части. Задачи общедоступных муниципальных сельских библиотек: 1. Содействие общему развитию пользователей; 2. Помощь специалистам (педагоги, медики, специалисты с/х, предприниматели и др.); 3. Содействие учебной деятельности школьников, студентов (дистанционное обучение, филиалы с сельской местности). В качестве почти единственного вида сельская библиотека масштабно выполняетфункции содействия учебной, самообразовательной и досуговой деятельности. Широкий спектрявленческих функций сельской ОБ: культурно-просветительная, историко-краеведческая, социализирующая, педагогическая и др. Особенности положения современных сельских библиотек 1. Повышение значения в культурно-досуговой и образовательной среде села. 2. Снижение финансирования, технологическая неадаптированность к современным требованиям большей части сельских библиотек. 3. Несовершенство сети. 4. Проведение общероссийских и региональных акций, направленных на поддержку сельских библиотек. 5. Изменение положения сельских библиотек в связи с реализацией ФЗ № 131. Нестационарное обслуживание – вид обслуживания, обеспечивающий приближение библиотечных услуг к месту жительства, работы, учебы, отдыха, лечения пользователей. Формы нестационарного обслуживания; библиотечный пункт, передвижная библиотека, библиобус, книгоношество. Повышение значения детских библиотек и библиотечного обслуживания детей связано со следующими факторами. 1. Падение интереса детей к книге, чтению в условиях конкуренции с ТВ, компьютерами, новых форм досуга электронного, как правило, досуга (Интернет-клубы, игровые автоматы и др.); 2. Обострение морально-нравственных и педагогических проблем воспитания детей. Отсюда следует, что библиотечное обслуживание детей должно стать привлекательным для них (МТБ, комфорт, специализированная среда, персонал с соответствующей подготовкой, качество мероприятий и др.) В зависимости от уровня физического и интеллектуального развития ребенка, его читательского опыта, детей обслуживают библиотеки трех групп: 1. Научные, специальные, вузов обслуживают детей через посредников (родители, учителя и др.), т. к. эти библиотеки, юридически, территориально и организационно недоступные юным читателям; 2.Общедоступные государственные, муниципальные, профсоюзные библиотеки, юридически, территориально и организационно доступные детям, обслуживают их лично и через посредников; 3. Специализированные библиотеки для детей, юридически, территориально и организационно предназначенные им. Организационные формы специализированного библиотечного обслуживания детей. Детская библиотека – библиотека, осуществляющая библиотечное обслуживание детей (до 14 лет) и воспитателей. Детская библиотека – это библиотека с доступной для ребенка специализированной средой, т. е обладающая комплексом библиотечно-библиографических ресурсов специфически «детского» характера: фонд, МТБ, СБА. Игровые атрибуты оформления приближены к интеллектуальным и физическим возможностям детей. Задачи ДБ библиотек как особого вида учреждения: 1. Привлечение к чтению всех детей; 2. Организация системного по содержанию, систематическогопо продолжительности чтения детей; 3. Формирование гармонически развитой личности. Организационные формы специализированного библиотечного обслуживания молодежи: 1. Учебные библиотеки(школьные, профессиональных учебных заведений – училищ, техникумов, вузов); 2. Общедоступные библиотеки для взрослых; 3. Специализированные юношеские библиотеки (ЮБ). Юношеская библиотека – библиотека универсального профиля, обслуживающая пользователей в возрасте от 14 до 20 лет, а также всех интересующихся проблемами молодежи. Специализированная ЮБ – культурно-просветительное и информационное учреждение, способствующее процессу социализации и воспитания молодого человека путем создания условий для обеспечения его общеобразовательного, культурного развития, организации досуга и межличностного общения. Виды специализированных ЮБ: 1. Библиотеки-филиалы ЦБС – городские юношеские библиотеки (только в крупных городах, всего в стране более 20); 2. Областные (республиканские) юношеские библиотеки; 3. РГЮБ. Современная особенность: значительная активизация деятельности ЮБ. Библиографический список 1. Высоцкая, Е. Проблемы функционирования ЦБС и реорганизация местного самоуправления / Е. Высоцкая // Библиотека. – 2005. – № 11. – С. 12-13. 2. Кузьмин, Е. И. Состояние и перспективы развития сельских библиотек в Российской федерации / Е. И. Кузьмин, Т. Л. Манилова // Библиотековедение. – 2005. – № 2. – С. 8-13. 3. Проблемы юных читателей и пути их решения // Библ. дело. – 2004. – № 1. – С. 29-31. 4. Тищенко, М. Н. Изменения в федеральном законодательстве и муниципальные биб лио теки / М. Н. Тищенко // Библиотековедение. – 2005. – № 6. – С. 17-21. Л. В. Сокольская
9. Универсальные библиотеки: значение, социальные функции, виды, современные проблемы функционирования Универсальная библиотека (УБ) – библиотека, удовлетворяющая универсальные информационные потребности пользователей и имеющая для этого фонд документов. УБ – библиотека, удовлетворяющая разнообразные информационные потребности пользователей и содействующая их всестороннему развитию, самообразованию, учебно-профессиональной подготовке и научной деятельности, имеющая, как правило, универсальный по составу фонд, являющаяся региональным культурным и информационным центром, центром библиотечного краеведения и региональной библиотечной системы. Типологические черты УБ: 1. Функциональная универсальность; 2. Региональность – комплексный типообразующий признак: А) подчинение деятельности библиотеки интересам региона (региональная направленность деятельности); Б) региональный масштаб деятельности; В) создание документно-информационного фонда о регионе и обеспечение доступа к нему; Г) функционирование в качестве центров библиотечного обслуживания в регионе (их фонды – наиболее масштабные, они – организатор координации библиотек региона); Д) финансовая и административная принадлежность региону. 3. Тематическая универсальность фонда, запросов, СБА. В соответствии с приоритетом типообразующей функции УБ делятся на 3 вида: 1.общедоступные (публичные) библиотеки – (по приоритетности функции содействия самообразованию и организации досуга); 2. универсальные служебные библиотеки – (по приоритетности функции содействия самообразованию и организации досуга); 3. универсальные научные библиотеки – (по приоритетности функции содействия научной деятельности).
Библиографический список 1. Сулимова, Н. С. Областная научная библиотека и муниципальные библиотеки Свердловской области: новые технологии и новые формы сотрудничества / Н. С. Сулимова // Молодые в библиотечном деле. – 2004. – № 1-2. – С. 59-65. 2. Фенелонов, Е. А. Универсальные научные библиотеки в ХХ веке / Е. А. Фенелонов // Библиотековедение. – 2000. – № 6. – С. 10-14. Л. В. Сокольская
10. Специальные библиотеки: значение, социальные функции, виды, современные проблемы функционирования Специальная библиотека (СП) – библиотека, обеспечивающая профессиональные (научные, производственные, учебные) информационные потребности пользователей на основе соответствующего фонда и информационно-поискового аппарата. Виды специальных библиотек на основе типообразующей функции: производственные; научные; учебные. На основе профиля фондов (отрасли): технические, сельскохозяйственные, медицинские, общественно-политические, др. Характеристика отдельных сетей СБ. А) Отраслевые библиотеки. Техническая библиотека (ТБ) – специальная библиотека, обеспечивающая информационные потребности работников предприятия, организации и формирующая фонд в соответствии с их производственным профилем. Виды технических библиотек 1. технические библиотеки фабрик, заводов (производственные);характерна максимальная как территориальная, так и содержательная приближенность к пользователям; 2. НТБ производственных объединений; 3. Многоотраслевые региональные ЦНТИ; 4. Технические библиотеки НИИ ( профиль комплектования по научной проблеме НИИ); 5. Библиотеки учебных технических заведений (вузов, техникумов); 6. ЦНТБ отрасли ( информационные и организационно-методические центры отраслевой библиотечной системы); 7. ЦНТБ федерального значения (паранациональные) – (ГПНТБ России; ВПТБ: РИФС (Российский информационный фонд стандартов); ЦПБ (Центральная политехническая библиотека). Сельскохозяйственные библиотеки – специальные библиотеки, обеспечивающие информационные потребности работников сельского хозяйства, ученых и специалистов сельскохозяйственного производства и формирующие фонд соответствующего профиля. Виды сельскохозяйственных библиотек: библиотеки опытных с/х станций; библиотеки с/х НИИ; библиотеки с/х вузов и других учебных заведений; ЦНСХБ Россельхозакадемии. Медицинские библиотеки – специальные библиотеки, обеспечивающие информационные потребности работников медицины и здравоохранения и формирующие фонд соответствующего профиля. Виды медицинских библиотек: библиотеки медицинских и лечебно-профилактических учреждений; библиотеки медицинских НИИ; библиотеки медицинских вузов и других учебных заведений; областные медицинские библиотеки; ГЦНМБ Министерства здравоохранения. Специальные библиотеки Министерства культуры: библиотеки музеев, театров, филармоний, цирков, художественных школ, школ искусств; Всероссийская государственная библиотека иностранной литературы им. М. И. Рудомино; РГБ по искусству; Государственная общественно-политическая библиотека (ГОПБ); Государственная публичная историческая библиотека (ГПИБ). Академические библиотеки (библиотеки РАН): Академические библиотеки – комплекс научных библиотек, действующих в системе учреждений Российской академии наук (РАН) и обеспечивающих библиотечно-информационное обслуживание научных коллективов. Типологические особенности академических библиотек: профиль комплектования соответствует тематике научных исследований учреждений, в которых функционирует библиотека; научная и историко-культурная ценность фондов академических библиотек; «вечное» хранение фондов; локальность деятельности (служебное обслуживание); высокий образовательный ценз сотрудников; разнообразие библиотек сети; уникальность состава читателей. Виды академических библиотек: БАН, БЕН РАН; фундаментальная библиотека ИНИОН РАН, ВИНИТИ РАН, ГПНТБ СО РАН, библиотеки республиканских АН, библиотеки научных центров и филиалов РАН; библиотеки НИИ РАН. Учебная библиотека – специальная библиотека, обеспечивающая удовлетворение специфических познавательных потребностей, возникающих в процессе учебной деятельности в школах, училищах, техникумах, вузах и т. п.Система учебных библиотек представлена школьными и библиотеками профессиональных учебных заведений – средних и высших. Библиотеки вузов – специальные библиотеки, действующие в составе высших учебных заведений и обеспечивающие библиотечно-информационное обслуживание студентов, аспирантов, докторантов, профессорско-преподавательского состава, вспомогательного персонала вуза. Школьная библиотека – библиотека, действующая в структуре общеобразовательной школы и обеспечивающая библиотечное обслуживание учащихся в соответствии с учебными программами, а также учителей – по методике преподавания учебных дисциплин и воспитательной работе со школьниками. Библиографический список 1. Борцова, Н. Н. Библиотека в информационном обеспечении учебной и научной деятельности вуза / Н. Н. Борцова // Библиотековедение. – 2007. - № 2. – С. 50-53. 2. Земсков, А. И. ГПНТБ России: день сегодняшний, день завтрашний / А. И. Земсков // Библиотековедение. – 2002. – № 2. – С. 80-85. 3. Каленов, Н. Е. Ученым – новейшую информацию / Н. Е. Каленов // Библиотека. – 2007. – № 3. – С. 50-52. 4. Лаврик, О. Л. Академическая библиотека: перспективы развития в электронном веке / О. Л. Лаврик // Библиотековедение. – 2003. – № 5. – С. 40. Л. В. Сокольская 11. Библиография как общественное явление: сущность, основные трактовки, структура В XIX – начале XX в. господствовало представление о библиографии как науке, особом знании о книге (М. Н. Куфаев), её описании (Н. М. Лисовский). «Библиография» воспринималась также как отрасль идеологической работы, которая занимается раскрытием содержания книжных богатств с точки зрения их идейной, научной и практической ценности (В. Н. Денисьев); как область знания и научной деятельности, которая ориентирует среди конкретной массы произведений печати и обеспечивает возможность научного анализа состояния и целенаправленности печатной продукции в целом или в отдельных её отраслях (Л. Н. Троповский). О. П. Коршунов трактует библиографию в самом широком значении – как систему видов деятельности, охватывающих все библиографические явления. Он включает в её состав: библиографическую деятельность (практическую часть библиографии), библиографоведение (научную и учебную дисциплину, объектом которой является библиография), подготовку кадров и организационно-методическое руководство. И. Г. Моргенштерн считает, что логичнее выделять три составляющих библиографии: библиографическая деятельность – библиографоведение – инфраструктура библиографии (вспомогательные области деятельности, обеспечивающие её функционирование, а именно: библиографическое образование, материально-техническая база библиографической деятельности, библиографоведческая литература и информационно-библиографическое обеспечение библиографии). ГОСТ 7.0–99 «Информационно-библиографическая деятельность. Библиография. Термины и определения» не отождествляет понятия «библиография» и «библиографическая деятельность»: первое используется как широкое интегративное понятие для обозначения сущности всего библиографоведения: «библиография – это информационная инфраструктура, обеспечивающая подготовку, распространение и использование библиографической информации», а второе – его деятельностной основы: «библиографическая деятельность – это область деятельности по удовлетворению потребностей в библиографической информации». Таким образом, основными категориями и компонентами библиографии рассматриваются библиографическая информация и библиографическая деятельность. Ключевым для теоретического осмысления сущности библиографии является системно-деятельностный подход. Деятельность – это человеческая форма отношения к окружающему миру, содержанием которой является его целесообразное изменение и преобразование. Начало использования деятельностного подхода к библиографии как метода относится к концу 1960-х гг. (А. И. Барсук, Ю. М. Тугов, Е. Н. Фомина, Э. К. Беспалова, М. Г. Вохрышева, О. П. Коршунов). Элементами деятельности являются её субъекты, цели, объекты, процессы, средства и результаты.
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 1216; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |