КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Получение взятки
В ст. 290 УК РФ Федеральным законом от 4 мая 2011 г. № 97-ФЗ внесены существенные изменения. Вопросам квалификации действий взяткополучателей посвящено постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. № 6 «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе». Получение взятки (ст. 290 УК РФ) определено в законе как получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества либо в виде незаконных оказания ему услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе. Как видно из приведенного определения, обязательным признаком состава этого преступления является его предмет, в качестве которого выступает взятка. В соответствии с законом предметом взятки могут служить деньги, ценные бумаги, иное имущество, а также услуги имущественного характера и имущественные права. Предметом взятки может быть оказание услуг имущественного характера не только самому взяткополучателю, но также его родным и близким, если на это имелось согласие должностного лица. По форме взятка может быть открытой или завуалированной. В первом случае взятка передается в неприкрытой, незамаскированной форме - именно как незаконное вознаграждение должностному лицу, вручаемое за совершение определенных действий по службе в интересах взяткодателя или представляемых им лиц. Во втором случае взятке придаются внешне правомерные формы - оплата работы по совместительству, консультационные или экспертные услуги, которые фактически не оказывались; подарок, явно не соответствующий по стоимости тому поводу, по которому он преподносится и т.п. В случае вручения завуалированной взятки ее целевое назначение осознается как взяткодателем, так и взяткополучателем. Объективная сторона данного преступления заключается в получении взятки должностным лицом лично или через посредника. При получении незаконного вознаграждения через посредника необходимым условием его квалификации как получения взятки является восприятие (оценка) должностным лицом получаемой имущественной выгоды именно как платы за использование им своих должностных полномочий или своего должностного положения в интересах взяткодателя или представляемых им лиц. Обязательным признаком получения взятки является ее обусловленность ответными действиями (бездействием) должностного лица в интересах взяткодателя или представляемых им лиц. В соответствии с законом обусловленность взятки может иметь четыре формы проявления. Во-первых, взятка принимается должностным лицом как плата за совершение в интересах взяткодателя или представляемых им лиц действий (бездействия), которые входят в его служебные полномочия, т.е. действий, которые это лицо было правомочно или обязано выполнить в соответствии с возложенными на него служебными обязанностями. Во-вторых, условием вручения должностному лицу взятки может быть оказание им содействия в совершении интересующих взяткодателя действий (бездействия) другим должностным лицом, в компетенцию которого входит решение данного вопроса. В подобных случаях взяткополучатель не обладает необходимыми полномочиями для совершения нужных взяткодателю действий (бездействия), однако в силу своего должностного положения имеет возможность оказать содействие в нужном взяткодателю направлении на другое должностное лицо, в компетенцию которого входит совершение действий (бездействия), за которые получена взятка. Факторами, используемыми в таких ситуациях взяткополучателем для воздействия на другое должностное лицо, являются значимость и авторитет должности взяткополучателя, его начальственное положение в отношении лица, в компетенцию которого входит совершение интересующих взяткодателя действий (бездействия), и т.п. В-третьих, взятка принимается должностным лицом под условием общего покровительства. В этом случае взяткодатель может как находиться в служебном подчинении от взяткополучателя, который берет взятку за создание благоприятных условий по службе для взяткодателя, необоснованное продвижение его по службе, оказание предпочтения его интересам перед интересами других сотрудников, так и не находиться в таком подчинении (например, получение супрефектом района взятки от собственника коммерческой организации за предоставление ей необоснованных льгот и преимуществ перед другими коммерческими организациями; получение руководителем лицензирующего органа взятки от индивидуального предпринимателя за не реагирование на нарушение лицензионных требований и условий). В-четвертых, должностное лицо получает взятку за попустительство по службе. В этом случае в качестве взяткодателя может выступать только лицо, подчиненное взяткополучателю по службе, а взятка вручается за непринятие мер в отношении взяткодателя за его служебные упущения или нарушения в служебной деятельности, не реагирование на его правонарушения или иные противоречащие интересам службы действия и т.д. При установлении получения взятки за общее покровительство или попустительство по службе должно быть установлено и отражено в приговоре, за какие действия (бездействие) должностного лица им была получена взятка. Если же должностное лицо получило незаконное вознаграждение, не обусловленное никакими конкретными действиями («на всякий случай»), такое деяние не может быть квалифицировано как получение взятки, но при наличии необходимых признаков может быть признано злоупотреблением должностными полномочиями. Так, Судебная коллегия по уголовным делам Омского областного суда оправдала Федорова по за отсутствием состава преступления, указав: «Утверждая в обвинении, что Федоров получил взятку за покровительство и попустительство, а именно создание благоприятных условий финансово-хозяйственной деятельности предприятия, органы расследования не указали, в чем конкретно выразились эти благоприятные условия и посредством каких конкретных действий по службе, с использованием служебного положения Федоров создавал такие благоприятные условия. Доказательства, которые бы подтверждали эти обстоятельства, также не получены». Состав получения взятки является формальным, поэтому данное преступление признается оконченным с момента получения должностным лицом хотя бы части передаваемых ценностей или принятия хотя бы части выгод имущественного характера. Совершение за взятку ответных действий должностного лица в интересах взяткодателя или представляемых им лиц не входит в объективную сторону получения взятки, поэтому их совершение или не совершение не влияют на квалификацию действий должностного лица. Если попытка должностного лица получить взятку была пресечена или получение взятки оказалось невозможным по иным причинам, не зависящим от воли получателя, его действия должны квалифицироваться как покушение на получение взятки (по ч. 3 ст. 30 и ст. 290 УК РФ). Поскольку совершение должностным лицом нужных взяткодателю действий (бездействия) не входит в объективную сторону получения взятки, время ее получения - до или после совершения желаемых для взяткодателя действий - на квалификацию преступления не влияет. По этому признаку принято различать взятку-подкуп, передаваемую до совершения должностным лицом нужных взяткодателю действий (бездействия), и взятку-вознаграждение, которая вручается взяткополучателю после совершения действий, составляющих условие передачи взятки. При этом следует иметь в виду, что принятие должностным лицом подарка, если это не было предварительно обусловлено и не могло повлиять на принятие решения соответствующим должностным лицом, не образует состава получения взятки, а подарок не может считаться взяткой-вознаграждением. Субъект получения взятки специальный: им может быть только должностное лицо, иностранное должностное лицо и должностное лицо публичной международной организации. Понятие должностного лица раскрывается в примечании 1 к ст. 285 УК РФ. Понятие иностранного должностного лица и должностного лица публичной международной организации раскрывается в примечании 2 к ст. 290 УК РФ, согласно которому иностранным должностным лицом признается любое назначаемое или избираемое лицо, занимающее какую-либо должность в законодательном, исполнительном, административном или судебном органе иностранного государства, и любое лицо, выполняющее какую-либо публичную функцию для иностранного государства, в том числе для публичного ведомства или публичного предприятия; под должностным лицом публичной международной организации понимается международный гражданский служащий или любое лицо, которое уполномочено такой организацией действовать от ее имени. Субъективная сторона получения взятки характеризуется прямым умыслом. Обязательным признаком этого преступления является корыстный мотив. Квалифицированным видом получения взятки является ее получение в значительном размере (ч. 2 ст. 290 УК РФ). Согласно примечанию 1 к ст. 290 УК РФ значительным размером взятки признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, превышающие двадцать пять тысяч рублей. Квалифицированным видом получения взятки является так же ее получение за незаконные действия (бездействие) - ч. 3 ст. 290 УК РФ. Данный признак имеет место в двух случаях: 1) при совершении должностным лицом за взятку действий, содержащих состав самостоятельного преступления (служебный подлог, фальсификация доказательств, незаконное освобождение от уголовной ответственности и пр.), требуется дополнительная квалификация по совокупности конкретных преступлений с получением взятки; 2) при совершении должностным лицом за взятку действий, содержащих состав не уголовного, а иного правонарушения, либо действий, не вытекающих из служебных полномочий должностного лица (такие действия полностью охватываются составом получения взятки (ч. 3 ст. 290 УК РФ) и не требуют дополнительной квалификации). Также квалифицированным видом данного преступления является получение взятки лицом, занимающим государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ, а равно главой органа местного самоуправления (ч. 4 ст. 290 УК РФ). Особо квалифицированные виды получения взятки характеризуются совершением этого преступления: а) группой лиц по предварительному сговору или организованной б) с вымогательством взятки; в) в крупном размере (ч. 5 ст. 290 УК РФ). Взятка считается полученной группой лиц по предварительному сговору, если в преступлении участвовали два или более должностных лица, заранее договорившиеся о совместном получении взятки с использованием служебных полномочий или должностного положения, независимо от того, какая сумма получена каждым из должностных лиц. Преступление считается совершенным организованной группой лиц, если в получении взятки участвовали два или более должностных лица, объединившихся в устойчивую группу для совершения одного или нескольких преступлений, предусмотренных ст. 290 УК РФ. В такую группу могут входить не только должностные лица, но и иные лица, выполняющие определенные действия по обеспечению получения взяток, которые в соответствии со ст. 291.1 УК РФ должны квалифицироваться как посредничество во взяточничество. Взятка должна признаваться полученной организованной группой независимо от того, одно или несколько должностных лиц, входящих в организованную группу, совершили в пользу взяткодателя действия (бездействие) с использованием своих должностных полномочий или своего должностного положения. Такое преступление является оконченным с момента принятия взятки хотя бы одним из должностных лиц. Вымогательство - это требование должностным лицом взятки под угрозой совершения действий, которые могут причинить ущерб законным интересам гражданина, либо умышленное поставление его в такие условия, при которых он вынужден дать взятку с целью предотвращения вредных последствий для его правоохраняемых интересов. Крупным размером взятки признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, превышающие сто пятьдесят тысяч рублей (Примечание 1 к ст. 290 УК РФ). Особо квалифицированным составом признается также получение взятки в особо крупном размере (ч. 6 ст. 290 УК РФ). Особо крупным размером взятки признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, превышающие один миллион рублей (Примечание 1 к ст. 290 УК РФ). Получение взятки с внешней стороны весьма сходно с коммерческим подкупом (ст. 204 УК РФ) в виде незаконного получения вознаграждения. Различаются эти преступления по объекту, субъекту и процессуальному порядку привлечения виновных к уголовной ответственности.
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 681; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |