КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Предмет психологии и ее основные задачиТема 1. Предмет, задачи и методологические основы психологии РАЗДЕЛ 1. ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ Вопросы: 1. Предмет психологии и ее основные задачи. 2. Связь психологии с другими отраслями научных знаний. 3. Общая методология психологии и ее основные принципы. Литература: Основная – 8,с.5-85; 18,с.5-28; 13,с.5-44. Дополнительная – 1, 9, 17, 21, 27, 30, 31. Психология – это область знаний о внутреннем (психическом) мире чело- века, о том, что часто называют его душевной жизнью. Специфической особенностью человека является наличие у него как бы двойной жизни: внешней, непосредственно наблюдаемой, и внутренней, ин- тимной, скрытой от посторонних глаз. Во внутренней жизни человек мыслит, определяет цели, составляет планы, ведет внутренний диалог с самим собой. Внешне наблюдаемая жизнь проявляется в актах поведения (словах, действиях, поступках). Внутренний мир человека сложно организован, он безграничен в про- странстве и включает в себя все измерения времени: прошлое, настоящее, бу- дущее и даже – вечное. Только человек может заглядывать в завтрашний день, строить планы, мечтать о будущем, выстраивать перспективу своей жизни, со- хранять в себе прошлое и соизмерять себя с вечностью. Сам термин «психология» образован от двух греческих слов: psyche – ду- ша, психика; logos -- знание, осмысление, изучение. Следовательно, в букваль- ном значении «психология» -- это знание о психике, наука, изучающая ее. Понятие «психология» впервые возникло в средневековом европейском богословии, в науку оно было введено в ХУIII в. немецким ученым Христианом Вольфом. Психика – есть свойство высокоорганизованной живой материи, субъек- тивное отражение объективной реальности, необходимое человеку (а также жи- вотным) для активной деятельности и управления своим поведением. Психология – это наука о закономерностях возникновения, развития и проявления психики и сознания человека. Объектом исследования в психологии является человек (люди), а предме- том – явления, закономерности и механизмы психики. Слово «психология» имеет и другое значение, которое является даже наи- более распространенным. Оно используется для обозначения психической, «душевной» жизни, представляющей собой особую реальность. Если свойства психики обычно характеризуют человека вообще, то особенности психологии – конкретного человека. При этом психология проявляется как совокупность ти- пичных для человека (или группы людей) способов поведения, общения, по- знания окружающего мира, убеждений и предпочтений, черт характера и др. Людей всегда интересовали проявления их внутренней жизни, и они пыта- лись дать этому объяснение, поэтому история психологического знания доста- точно длительна. В ней можно выделить несколько основных этапов, которым соответствовали определенные представления о предмете психологии: 1-й этап – психология как наука о душе, когда (более 2-х тысяч лет назад) мыслители того времени все непонятные явления пытались объяснить наличи- ем души. Например, Аристотель выделял растительную, животную и разум- ную душу, материалист Демокрит считал, что душа состоит из особых более тонких чем физические тела атомов, идеалист Платон считал, что душа иде- альна и не имеет ничего общего с материей. 2-й этап (начался с ХУII в.) – психология как наука о сознании. При этом под сознанием понималась способность думать, чувствовать, желать. Видней- шими представителями этого этапа были западноевропейские ученые Р. Де- карт, Д. Локк и др. 3-й этап (начался в ХХ в.) – психология как наука о поведении. При этом задачей психологии является наблюдение за тем, что можно увидеть, т.е. пове- дение, поступки, реакции человека. Мотивы, вызывающие поступки, при этом не учитывались. Основоположниками данного этапа были американские уче- ные Д. Уотсон, Э. Торндайк и др. 4-й этап (современный) – психология как наука, изучающая факты (явле- ния), закономерности и механизмы психики, основывающаяся на базе материа- листического взгляда на мир. Особенности психологии как науки состоят в том, что она изучает самый сложный предмет – свойство высокоорганизованной материи, называемое пси- хикой, при этом мысль как бы совершает поворот на себя(в психологии слива- ются объект и субъект познания), кроме того, психология имеет уникальное практическое значение для любого человека, так как позволяет: а) глубже познать самого себя, а значит, и изменять себя; б) научиться управлять своими психическими функциями, действиями и всем своим поведением; в) лучше понимать других людей и взаимодействовать с ними. Научная психология существенно отличается от житейской, при этом их соотношение проявляется в следующем: • житейские знания более конкретны, они приурочены, как правило, к конкретным ситуациям, научная же психология стремится к обобщениям, по- зволяет увидеть общие закономерности развития личности, группы; • житейские психологические знания обычно носят интуитивный харак- тер, приобретаются чаще всего путем практических проб, а научные – более рационально, осознанно и целенаправленно; • житейская психология в отличие от научной имеет ограниченные воз- можности для передачи информации, так как житейский опыт -- конкретный и интуитивный; • научная психология располагает уникальным фактическим материалом, не доступным ни одному носителю житейской психологии; • в научной психологии в отличие от житейской используется более фундаментальный и разнообразный инструментарий для получения знаний. Основные задачи психологии – это: 1) качественное изучение психических явлений; 2) анализ формирования и развития психических явлений; 3) изучение физиологических механизмов психических явлений; 4) содействие внедрению психологических знаний в практику жизни и деятельности людей. История развития психологии как самостоятельной науки представляет со- бой поиск своего предмета исследования, то есть, того главного и основного, что определяет внутренний мир человека и его «душевную жизнь». Будучи тес- но связанной с другими областями знаний: философией, естественными наука- ми и др., психология оказалась под их влиянием в решении этой важнейшей за- дачи. В результате предметом психологии в разное время являлись разные аб- страктно выраженные стороны психологии человека: сознание и его проявле- ния, поведение, бессознательная психика, целостные психические структуры, личность, индивидуальность, деятельность и др. Эти отдельные проекции целостной психологии человека использовались в качестве базовых категорий, на основе которых оформлялись отдельные науч- ные школы и направления. При этом каждая научная школа на основе своей ка- тегории и одностороннего представления о природе психического создавала собственное представление о человеке. Важнейшими из таких направлений являются следующие: б ихевиоризм (от англ. behaviour – поведение), – при котором базовой ка- тегорией считалось поведение, а все психические явления сводились к реакци- ям организма. За единицу поведения принималась связь стимула и реакции, внутренние же процессы не изучались, так как они не доступны прямому на- блюдению и, соответственно, научному анализу. Поведение же человека рас- сматривалось как пассивное, то есть являющееся «ответом» на внешние воз- действия. Основателями данного направления были Д. Уотсон, К. Лешли, Б.
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 669; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |