КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Общая методология психологии и ее основные принципы
Для обеспечения продуктивного развития каждая наука должна опираться на определенные исходные положения, дающие правильные представления о феноменах, которые она изучает. В качестве таких положений выступает мето- дология и теория. Методология – это учение об идейных позициях науки, логике и методах ее исследования. Она учит, как надо действовать ученому или практику, чтобы получить истинный результат. В свою очередь, теория – это совокупность взглядов, являющихся результатом познания и осмысления реалий жизни, по- зволяющих строить конкретные рассуждения об изучаемых явлениях и процес- сах. Выделяют три уровня методологии любой науки. 1. Общая методология, которая дает правильные и точные представления о наиболее общих законах развития объективного мира, его своеобразии и со- ставляющих компонентах, а также месте и роли в нем тех явлений, которые изучает данная наука. На этом уровне действуют законы, которые формулирует философия. 2. Специальная методология или методология конкретной науки, позво- ляющая формулировать свои собственные (внутринаучные) законы и законо- мерности, описывающие своеобразие формирования, развития и функциониро- вания тех феноменов, которые она исследует. На этом уровне действуют раз- личные принципы, применяемые в данной области научного знания. 3. Частная методология, которая представляет собой совокупность мето- дов, приемов и методик исследования конкретной науки тех явлений, которые составляют предмет ее изучения. В качестве общей методологии современной психологии выступает диа- лектико-материалистический подход к пониманию окружающего мира, роли и месту психики и психического в нем. Содержание этого подхода составляют научные представления: • о первичности материи и вторичности сознания; • о движущих силах развития объективной реальности и психики; • о единстве внешней (материальной) деятельности и внутренней (психи- ческой); • о социальной обусловленности развития психики человека; • о психике как функции головного мозга; • о сознании как высшем этапе развития психики. Специальной методологией современной психологии являются ее методо- логические принципы. Принцип – это основание некоторой совокупности фак- тов или знаний, исходный пункт объяснений или руководство к действиям. Основными методологическими принципами современной научной психо- логии называют: принцип детерминизма, принцип единства сознания и дея- тельности, принцип развития и принцип личностного подхода. Принцип детерминизма, т.е. причинной обусловленности психических явлений, означает, что они опосредуются естественными и социальными усло- виями и изменяются с изменением этих условий. Другими словами это означа- ет, что психика обусловлена объективной действительностью, что все психиче- ские явления обусловлены деятельностью мозга, что психика определяется об- разом жизни и др. Принцип единства сознания и деятельности означает, что сознание и деятельность не противоположны друг другу, но и не тождественны, а образу- ют неразрывное единство. Сознание возникает, развивается и проявляется в деятельности. Деятельность выступает как форма активности сознания, а само сознание обеспечивает активный характер деятельности. Сознание - результат поведения и деятельности (предыдущей) и в то же время оно образует внутрен- ний план деятельности (последующей). Изменение содержания деятельности способствует формированию качественно нового уровня сознания. Принцип развития означает, что психика может быть правильно понята и адекватно объяснена, если она рассматривается u1082 как продукт развития и в про- цессе этого развития. Иными словами, психика постоянно количественно и ка- чественно развивается и изменяется, а характеристика психического явления возможна при одновременном выяснении его особенностей в данный момент, истории возникновения и перспектив изменения. Принцип личностного подхода означает, что все индивидуально- и соци- ально-психологические особенности человека следует рассматривать как осо- бенности его личности. Частная методология современной психологии представляет собой сово- купность методов познания психологической реальности. Метод – это путь ис- следования или способ познания. В современной психологии весь набор методов исследования можно раз- делить на три группы: 1. Методы сбора информации (эмпирические): наблюдение, экспе- римент, изучение документов, изучение результатов деятельности, опрос, тес- тирование, моделирование, биографический метод. 2. Методы обработки данных: методы математико-статистического ана- лиза данных, методы качественного анализа. 3. Интерпретационные методы: генетический (филогенетический и онто- генетический), структурные методы (классификация, типологизация).
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 1353; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |