КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Направленность личности
Направленность является сложным личностным образованием, опреде- ляющим все поведение личности, отношение к себе и окружающим. В целом направленность личности – это система устойчиво характери- зующих человека побуждений (что человек хочет, к чему стремится, так или иначе понимая мир, общество; чего избегает, против чего готов бороться). Она определяет избирательность отношений и активности человека и как подструк- тура личности включает в себя различные побуждения (интересы, желания склонности и т.д.). Все эти побуждения взаимосвязаны в мотивационной сфере личности, т.е. представляют собой систему. Данная система является индиви- дуальной, она формируется в процессе формирования и развития личности. При этом она достаточно динамична, т.е. составляющие её побуждения (моти- вы) не остаются постоянными, они взаимосвязаны, влияют друг на друга, изме- няются и развиваются. При этом одни из компонентов являются доминирую- щими, в то время как другие выполняют второстепенную роль. Доминирующие побуждения определяют основную линию поведения личности. Различают общую направленность личности и профессиональную направ- ленность. Характеризуя направленность личности, выделяют следующие её качества: уровень, широту, интенсивность, устойчивость, действенность. Уровень направленности – это общественная значимость направленно- сти человека (его убеждений и мировоззрения). Широта направленности характеризует круг интересов личности. Следу- ет помнить, что широкая направленность – это не разбросанность и дилетантст- во во всех видах деятельности, которыми занимается человек. Среди большого круга интересов должен быть центральный, главный интерес, направленный на профессиональную деятельность, выполняемую личностью. Интенсивность направленности связана с её эмоциональной окраской. Она может иметь большой диапазон выраженности, колеблясь от смутных, не- чётких влечений через осознанные желания и активные стремления до глубо- ких убеждений. Устойчивость направленности характеризуется длительностью и со- хранностью побуждений в течение жизни. Это качество направленности лично- сти связано, в первую очередь, с волевыми характеристиками личности: на- стойчивостью, целеустремленностью. Действенность направленности личности определяет активность реали- зации целей направленности в деятельности. В основе направленности человека лежат потребности, т.е. состояния, от- ражающие нужды в чём-либо. Потребности бывают биологические (отражаю- щие нужду организма в пище, воздухе, движении, отдыхе и т.п.) и социальные, исторически сложившиеся в человеческом обществе. Социальные потребности подразделяют на материальные (в одежде, жилье и т.п.) и духовные (познава- тельные, моральные, эстетические, творческие, а также потребность в обще- нии). Неудовлетворённые потребности, выступая в качестве мотивов поведе- ния, могут приобретать различные формы в зависимости от степени осознания цели и содержания: установки, впечатления, желания, склонности, стремления убеждения, мировоззрения. В процессе совершения поведенческих актов мотивы, будучи динамиче- скими образованиями, могут изменяться, что возможно на всех фазах соверше- ния поступка и поведенческий акт нередко завершается не по первоначальной, а по преобразованной мотивации! За любыми поступками человека всегда кро- ются определённые причины. Мотив поведения человека и цели поведения мо- гут не совпадать: одну и ту же цель можно ставить перед собой, руководствуясь разными мотивами. Цель показывает, к чему стремится человек, а мотив – по- чему он к этому стремится. Мотив может быть неосознанным, если осознание потребности не вполне соответствует подлинной нужде, вызывающей неудов- летворение, т.е. человек не знает подлинной причины своего поведения. К не- осознанным мотивам относятся установки и влечения. Установка – это не осознаваемое личностью состояние готовности к оп- ределённой деятельности, с помощью которой может быть удовлетворена та или иная потребность. Установка чаще всего складывается в результате повто- рения установочных ситуаций, а которых человек реагирует на внешние воз- действия определённым образом, т.е. естественным путём. Однажды вырабо- танная, она остаётся на более или менее длительное время. Скорость образова- ния и затухание установок, их подвижность разная у разных людей. Установки по отношению к различным фактам общественной жизни (со- бытиям, людям и др.) могут быть позитивными и негативными, принимаю- щими характер предубеждения. Установка как неосознаваемая готовность воспринимать окружающий мир под определённым углом зрения и реагировать определённым образом, без полного объективного анализа конкретной ситуации, формируется как на осно- ве личного прошлого опыта человека, так и под влиянием других людей. Установка может быть направлена на различные объекты или даже на раз- ные стороны одного и того же объекта, например, в беседе отрицательная уста- новка может быть направлена: • лично на самого собеседника; • на суть беседы; • на обстоятельства разговора и т.д. Явлению психологической установки посвящено большое число экспери- ментальных исследований, которые позволили выделить три составляющие (подструктуры) установки: когнитивную (познавательную) – образ того, что готов познать и воспринять человек; эмоционально-оценочную – комплекс симпатий и антипатий к объекту установки; поведенческую – готовность опре- делённым образом действовать в отношении объекта установки, осуществлять волевые усилия. Влечение – недостаточно чётко осознанная потребность, когда человеку не ясно, что влечёт его, каковы его цели, что он хочет. Влечение – это этап формирования осознанного мотива. Неосознанность влечения преходяща, вре- менна, то есть потребность, в нем представленная, либо угасает, либо осознаёт- ся. Некоторые авторы к неосознанным мотивам относят также гипнотиче- ские внушения, но они носят искусственный характер, сформированный “из- вне”, в то время как установки и влечения формируются естественным путём в течение жизни человека. К осознанным мотивам поведения относятся: интересы, склонности, жела- ния, стремления, намерения, убеждения и мировоззрения. Интерес – это избирательное отношение личности к объекту в силу его жизненного значения и (или) эмоциональной привлекательности. Интересы яв- ляются эмоциональным проявлением познавательной потребности человека, они дают о себе знать как положительный эмоциональный фон, который окра- шивает процесс познания. Интересы человека определяются общественно-историческими и индиви- дуальными условиями его жизни. Интересы людей чрезвычайно разнообразны, как разнообразна человеческая деятельность. Их можно различать по содержа- нию, объёму, глубине, степени устойчивости, направленности на цели деятель- ности или на ее процесс, уровню действенности, кроме того, интересы могут быть непосредственными и опосредованными. Первые определяются эмо- циональной привлекательностью объекта (внешними признаками), вторые – его значением для личности (содержанием). Склонность – это мотив, в котором ярко выражена потребность личности в определённой деятельности. Довольно часто постоянный, устойчивый и дей- ственный интерес перерастает в склонность. Желание – это мотив, в основе которого лежит осознанная по содержанию потребность, но она не выступает ещё в качестве сильного побуждения к дейст- вию. Этот мотив часто направлен на объект, в возможности достижения кото- рого человек не очень уверен, или необходимость в котором у него не очень сильна. Стремление – это побуждение, где выражена потребность в таких услови- ях существования, которые в данный момент отсутствуют, но могут быть соз- даны в результате специально организованной деятельности личности. Стремления могут приобретать различные психологические формы, такие как: мечта – созданный фантазией образ желаемого; страсть – мотив, в котором выражена потребность, обладающая непреодо- лимой силой; идеал – мотив, в котором выражена потребность подражать или следовать примеру, принятому личностью за образец. Намерение – это стремление, при котором осознаются условия, в которых человек испытывает потребность, а также средства их достижения. Убеждения – это система осознанных потребностей личности, побуждаю- щих её поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоз- зрением. Содержание потребностей, выступающих в форме убеждений – это знания о мире, определённое его понимание. Мировоззрение – это система взглядов человека на мир, его закономерно- сти. Мировоззрение личности прежде всего отражает общественное u1073 бытие. Это отражение совершается в процессе жизни, в реальных отношениях людей, в их деятельности. Мировоззрение служит высшим регулятором поведения. Прида- вая стойкость и твёрдость характеру, оно сказывается на всём облике человека, на всей совокупности особенностей поведения, действий, привычек и склонно- стей. Направленность как система отношений личности к действительности представляет собой следующую триаду: отношение к другим людям как членам коллектива; отношение к труду и результатам, продуктам труда; от- ношение к самому себе, своей личности. Она включает в себя влечения, жела- ния, интересы, склонности, идеалы, взгляды, убеждения человека, его мировоз- зрение, особенности характера и самооценки. Иными словами, направленность личности человека – это совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличных ситуаций. В соответствии с этим различают направленность на взаимодействие (ВД), деловую направленность на задачу (НЗ) и личную направленность, или направ- ленность на себя (НС). Определение направленности личности того или иного работника имеет важнейшее значение для практики кадровой работы, поскольку от этого зави- сит эффективность подбора, расстановки и дальнейшего использования кадров на производстве. Данное положение станет понятным после ознакомления с характеристиками различных видов направленности. Направленность на взаимодействие имеет место, когда поступки работ- ника определяются его потребностью в общении, стремлением поддерживать хорошие отношения с товарищами по работе. Как правило, лица с направлен- ностью на взаимодействие уступают давлению группы, не принимают на се- бя руководства. Такой работник проявляет интерес к совместной деятельно- сти, даже если это не способствует успешному выполнению задания, и его фак- тическая помощь - минимальна. Его интересует не столько конечный результат деятельности, сколько сама совместная деятельность. Деловая направленность отражает преобладание мотивов, связанных с достижением группой поставленной цели. Работник с такой направленностью берет руководство в свои руки, когда речь идет о выборе задачи, старается обоснованно доказать свою точку зрения, которая считается полезной для вы- полнения задания. Обычно такой работник стремится сотрудничать с коллек- тивом и добиваться наибольшей продуктивности работы подчиненных. Для не- го характерны увлеченность в овладении новыми навыками и умениями, са- мим процессом деятельности, стремление к познанию. Личная направленность создает преобладание мотивов собственного благополучия, стремление к личному первенству и престижу. Такой человек чаще всего бывает занят самим собой, своими чувствами, переживаниями и мало реагирует на потребности окружающих его людей, игнорирует сотрудни- ков или работу, которую должен выполнять. В работе видит прежде всего воз- можность удовлетворить свои притязания вне зависимости от интересов дру- гих работников и коллег. Направленность личности может быть определена с помощью ориентиро- вочной анкеты В.Смейкла и М.Кучера, которая позволяет получить полезную информацию о человеке. Направленность личности и характер человека – это не одно и то же. Люди с разными типами характера могут иметь одну и ту же направленность лично- сти.
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 779; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |