КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Способности
Способности – это такие психологические особенности человека, от кото- рых зависит успешность приобретения знаний, умений, навыков, но которые сами к наличию этих знаний, умений и навыков не сводятся. Способности, а также знания, умения и навыки не тождественны друг дру- гу, но едины, поскольку по отношению к знаниям, умениям и навыкам способ- ности выступают как некоторая возможность для их приобретения. Способности обнаруживаются только в деятельности, которая не может осуществляться без их наличия. Они обнаруживаются не в знаниях, умениях _________и навыках, как таковых, а в динамике их приобретения, т. е. в том, на сколько при прочих равных условиях быстро, глубоко, легко и прочно осуществляется про- цесс овладения знаниями, умениями и навыками, существенно важными для данной деятельности. Исследованиями установлено, что способности – прижизненные образова- ния, что их развитие идет в процессе индивидуальной жизни, что среда и вос- питание активно формируют их. Глубокий анализ проблемы способностей был дан Б.М.Тепловым. Соглас- но разработанной им концепции, врожденными свойствами человека являются задатки, т. е. анатомо-физиологические и функциональные особенности чело- века, создающие определенные предпосылки для развития способностей. За- датки весьма многозначны, они лишь предпосылки развития способностей. Способности развиваются на их основе, обуславливаются, но не предопределя- ются ими. Характерным для задатков является то, что они сами по себе еще ни на что не направлены. Задатки влияют, но не решающим образом, на процесс формирования и развития способностей, которые формируются прижизненно в процессе дея-
тельности и воспитания. Задатки обуславливают разные пути формирования способностей, влияют на уровень достижения и быстроту развития. Задатки многозначны. На основе одного задатка могут формироваться многие (самые различные) способности. Например, такой задаток как подвиж- ная нервная система, может способствовать развитию многих способностей в любых видах деятельности, где требуется быстро реагировать на ситуацию, ак- тивно перестраиваться, менять темп и ритм работы. Различают два вида способностей: общие и специальные. Первые обеспе- чивают относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями и осуществлении различных видов деятельности, вторые являются системой свойств личности, которая помогает достигнуть высоких результатов в какой- либо области деятельности. Общие способности важны для многих u1074 видов дея- тельности (например, возможности развития у человека находчивости, сообра- зительности и т. п.), специальные – важны для какого-то конкретного вида дея- тельности (поэтому их называют также профессиональными, например, воз- можность развития педагогической внимательности – это важная специальная способность, необходимая педагогу). Каждая способность имеет свою структуру, в ней различают ведущие и вспомогательные свойства. Выделяют следующие уровни способностей: • репродуктивный, обеспечивающий высокое умение овладевать зна- ниями, осваивать деятельность; • творческий, обеспечивающий создание нового, оригинального. У одного и того же человека могут быть разные способности, при этом од- ни из них могут быть значительней, чем другие. С другой стороны, у разных людей могут наблюдаться одни и те же способности, но различающиеся по уровню развития. Иными словами, способности людей могут существенно раз- личаться. С начала ХХ века предпринимались попытки измерить способности. Для
измерения способностей использовались различные тесты. Однако более вер- ный путь определения способностей – это выявление динамики успехов в про- цессе деятельности. Успешность выполнения любой деятельности определяется не какими-то отдельными способностями самими по себе, а лишь сочетанием способностей, присущим каждому человеку. При этом успех в овладении деятельностью мо- жет достигаться различными путями. Например, недостаточное развитие той или иной отдельной способности может быть компенсировано развитием дру- гих способностей, от которых также зависит успешное выполнение той же са- мой деятельности. Развитие общих способностей у человека предполагает прежде всего раз- витие его познавательных процессов (памяти, восприятия, внимания, мышле- ния, воображения). Совокупность общих и специальных способностей, свойственных кон- кретному человеку, составляет одаренность. Одаренность может u1087 проявляться в различных сферах деятельности: интел- лектуальной, учебной, творческой, художественной, в сфере общения. Одарен- ность определяется прежде всего общими способностями, обеспечивающими относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями в различных видах деятельности. Одаренных людей отличает прежде всего: внимательность, собранность, постоянная готовность к деятельности; им свойственна настойчивость в дости- жении цели, а также интеллект, превышающий средний уровень. Высокая степень одаренности, реализованная человеком в определенной области, называется талантом. Талант представляет собой высокий уровень развития специальных способностей. Так же как и способности, талант прояв- ляется и развивается в деятельности. Высший уровень развития способностей называют гениальностью. Гени- альность всегда проявляется в выдающихся результатах, достигнутых одновре- менно в различных областях деятельности.
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 376; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |