Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Способности

Способности – это такие психологические особенности человека, от кото-

рых зависит успешность приобретения знаний, умений, навыков, но которые

сами к наличию этих знаний, умений и навыков не сводятся.

Способности, а также знания, умения и навыки не тождественны друг дру-

гу, но едины, поскольку по отношению к знаниям, умениям и навыкам способ-

ности выступают как некоторая возможность для их приобретения.

Способности обнаруживаются только в деятельности, которая не может

осуществляться без их наличия. Они обнаруживаются не в знаниях, умениях _________и

навыках, как таковых, а в динамике их приобретения, т. е. в том, на сколько при

прочих равных условиях быстро, глубоко, легко и прочно осуществляется про-

цесс овладения знаниями, умениями и навыками, существенно важными для

данной деятельности.

Исследованиями установлено, что способности – прижизненные образова-

ния, что их развитие идет в процессе индивидуальной жизни, что среда и вос-

питание активно формируют их.

Глубокий анализ проблемы способностей был дан Б.М.Тепловым. Соглас-

но разработанной им концепции, врожденными свойствами человека являются

задатки, т. е. анатомо-физиологические и функциональные особенности чело-

века, создающие определенные предпосылки для развития способностей. За-

датки весьма многозначны, они лишь предпосылки развития способностей.

Способности развиваются на их основе, обуславливаются, но не предопределя-

ются ими. Характерным для задатков является то, что они сами по себе еще ни

на что не направлены.

Задатки влияют, но не решающим образом, на процесс формирования и

развития способностей, которые формируются прижизненно в процессе дея-

тельности и воспитания. Задатки обуславливают разные пути формирования

способностей, влияют на уровень достижения и быстроту развития.

Задатки многозначны. На основе одного задатка могут формироваться

многие (самые различные) способности. Например, такой задаток как подвиж-

ная нервная система, может способствовать развитию многих способностей в

любых видах деятельности, где требуется быстро реагировать на ситуацию, ак-

тивно перестраиваться, менять темп и ритм работы.

Различают два вида способностей: общие и специальные. Первые обеспе-

чивают относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями и

осуществлении различных видов деятельности, вторые являются системой

свойств личности, которая помогает достигнуть высоких результатов в какой-

либо области деятельности. Общие способности важны для многих u1074 видов дея-

тельности (например, возможности развития у человека находчивости, сообра-

зительности и т. п.), специальные – важны для какого-то конкретного вида дея-

тельности (поэтому их называют также профессиональными, например, воз-

можность развития педагогической внимательности – это важная специальная

способность, необходимая педагогу).

Каждая способность имеет свою структуру, в ней различают ведущие и

вспомогательные свойства.

Выделяют следующие уровни способностей:

репродуктивный, обеспечивающий высокое умение овладевать зна-

ниями, осваивать деятельность;

творческий, обеспечивающий создание нового, оригинального.

У одного и того же человека могут быть разные способности, при этом од-

ни из них могут быть значительней, чем другие. С другой стороны, у разных

людей могут наблюдаться одни и те же способности, но различающиеся по

уровню развития. Иными словами, способности людей могут существенно раз-

личаться.

С начала ХХ века предпринимались попытки измерить способности. Для

измерения способностей использовались различные тесты. Однако более вер-

ный путь определения способностей – это выявление динамики успехов в про-

цессе деятельности.

Успешность выполнения любой деятельности определяется не какими-то

отдельными способностями самими по себе, а лишь сочетанием способностей,

присущим каждому человеку. При этом успех в овладении деятельностью мо-

жет достигаться различными путями. Например, недостаточное развитие той

или иной отдельной способности может быть компенсировано развитием дру-

гих способностей, от которых также зависит успешное выполнение той же са-

мой деятельности.

Развитие общих способностей у человека предполагает прежде всего раз-

витие его познавательных процессов (памяти, восприятия, внимания, мышле-

ния, воображения).

Совокупность общих и специальных способностей, свойственных кон-

кретному человеку, составляет одаренность.

Одаренность может u1087 проявляться в различных сферах деятельности: интел-

лектуальной, учебной, творческой, художественной, в сфере общения. Одарен-

ность определяется прежде всего общими способностями, обеспечивающими

относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями в различных

видах деятельности.

Одаренных людей отличает прежде всего: внимательность, собранность,

постоянная готовность к деятельности; им свойственна настойчивость в дости-

жении цели, а также интеллект, превышающий средний уровень.

Высокая степень одаренности, реализованная человеком в определенной

области, называется талантом. Талант представляет собой высокий уровень

развития специальных способностей. Так же как и способности, талант прояв-

ляется и развивается в деятельности.

Высший уровень развития способностей называют гениальностью. Гени-

альность всегда проявляется в выдающихся результатах, достигнутых одновре-

менно в различных областях деятельности.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Направленность личности | Тема 4. Познавательные процессы личности
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 376; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.