КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Характер
Как мы уже отмечали, в течение жизни человека, в процессе формирова- ния его личности свойства темперамента переходят в черты характера. Каждый человек обладает множеством присущих ему особенностей, неко- торые из них являются наиболее выраженными чертами и свойствами, лучше всего проявляющимися в его деятельности и общении с другими людьми, а по- тому и характеризующими его как личность. Совокупность таких ярких осо- бенностей человека принято называть характером. Характер – это общее качество личности в целом, совокупность таких ее черт, в которых наиболее отчетливо выражено ее своеобразие. Он не представ- ляет собой простой суммы отдельных особенностей личности. У каждого чело- века число отдельных характерологических черт может быть очень велико, а количество их оттенков практически необозримо. Например, аккуратность мо- жет иметь оттенки: пунктуальность, педантичность, чистоплотность, порядоч- ность, опрятность и т.д. Однако какие-то свойства всегда будут ведущими и именно по ним можно охарактеризовать человека. Следовательно, под характе- ром следует понимать не любые отдельные индивидуальные особенности чело- века, а индивидуально-своеобразные сочетания существенных особенностей личности, отличающих данного человека как члена общества, выражающих от- ношение к действительности и проявляющихся в его поведении. Изучить ха- рактер человека – значит с точки зрения его психологических особенностей от- ветить на вопрос: что же в нем главное? Характер - это психологическое образование, заключающее в себе закре- пившиеся в процессе жизни эмоциональные отношения человека к типичным жизненным ситуациям и стереотипы когнитивных и поведенческих схем реаги- рования на эти ситуации. Отношения личности определяют индивидуальное своеобразие характера двояким образом: во-первых, от отношения личности зависит индивидуальное своеобразие эмоциональных переживаний каждой типичной ситуации, в кото- рой проявляется данное свойство характера; во-вторых, от отношений зависит индивидуальное своеобразие способов и качеств действий в каждой типичной ситуации. Поэтому для того чтобы правильно понять характер человека, оценить от- дельные его свойства, важно не только наблюдать действия и поступки челове- ка, но и раскрыть всю глубину его эмоциональных переживаний в ряде типич- ных ситуаций. Многие черты характера представляют собой глубокие и активные побуж- дения, определяющие действия и поступки человека. Физиологической основой характера, как и темперамента, является тип нервной системы, но эта связь не прямая, а опосредованная. Люди с различны- ми типами нервной системы могут иметь одинаковые черты характера, точно так же, как и люди с одним типом нервной системы - разные. Тип нервной сис- темы может помогать или затруднять формирование тех или иных свойств ха- рактера человека. В психологии выделяют четыре системы свойств характера, выражаю- щих следующие отношения личности, в их числе: • отношение к коллективу и отдельным людям (доброта, отзывчивость, требовательность, заносчивость и т.д.); • отношение к труду (трудолюбие, лень, добросовестность, ответствен- ность и т.п.); • отношение к вещам (аккуратность, неряшливость, бережное отношение и т.д.); • отношение к самому себе (самолюбие, честолюбие, тщеславие, гор- дость, скромность и т.д.). Характер человека не представляет собой чисто случайную совокупность различных свойств. Отдельные свойства характера зависят друг от друга, свя- заны друг с другом, образуют целостную организацию, которую и называют структурой характера. Именно поэтому, зная одну или несколько черт характе- ра человека, мы можем предсказать и другие неизвестные нам черты характера человека. Например, зная, что человек высокомерен и тщеславен, можно пред- положить, что он недоброжелателен к людям, если человек скромен, то он ус- тупчив и т.д. Свойства характера человека определяются не одним каким-то отношени- ем к действительности, а всей системой отношений. В то же время необходимо отметить, что в системе отношений личности имеется определенная иерархия, т.е. имеются центральные стержневые отношения и зависящие от них произ- водные. Центральными, или стержневыми, отношениями личности являются отно- шение личности к окружающим (коллективу__________) и отношение личности к труду. Существование центральных, стержневых отношений, и обусловленных ими свойств в структуре характера имеет важное практическое значение в вос- питании человека. Невозможно преодолеть отдельные недостатки характера (например, гру- бость и лживость) и воспитать отдельные положительные свойства (например, вежливость и правдивость), игнорируя центральные, стержневые отношения личности, а именно -- отношение к людям. Иными словами, нельзя формиро- вать только определенное свойство, воспитывать можно только целую систему взаимосвязанных свойств, обращая при этом основное внимание на формиро- вание центральных, стержневых отношений, личности, а именно отношений к людям (коллективу) и труду. Целостность характера, однако, не абсолютна. Это связано с тем, что цен- тральные, стержневые отношения не всегда целиком и полностью определяют остальные. Кроме того, степень целостности характера индивидуально- своеобразна. Встречаются люди с более целостным и менее целостным или противоречивым характером. Свойства характера определяются не биологическими закономерностями (наследственными факторами), а общественными (социальными факторами). В характере каждого человека всегда есть черты, отражающие своеобразие его жизненного пути, поэтому характер человека – сгусток его биографии. О формировании характера говорят: ”Посеешь поступок – пожнешь привычку, посеешь привычку – пожнешь характер, посеешь характер – пожнешь судьбу”. Принято различать общие(глобальные), и частные(локальные) свойства характера. Глобальные свойства оказывают свое действие на широкую сферу поведенческих проявлений, а локальные влияют на частные, узкие ситуации. Обычно выделяют пять глобальных черт характера: 1) самоуверенность – неуверенность; 2) дружелюбие – враждебность; 3) сознательность – импульсивность; 4) эмоциональная стабильность – тревожность; 5) интеллектуальная гибкость – ригидность. Среди локальных свойств характера можно выделить следующие: общи- тельность – замкнутость; лидерство – подчиненность; оптимизм – уныние; со- вестливость – бессовестность; смелость – осторожность; впечатлительность – толстокожесть; доверчивость – подозрительность; мечтательность – практи- цизм; деликатность – грубость; самостоятельность – зависимость от группы; активность – пассивность; демонстративность – скромность и др. Чрезмерная выраженность некоторых свойств характера называется акцен- туацией. Акцентуация характера часто приводит к ухудшению взаимодействия с другими людьми. Она может быть выражена в различной степени и часто встречается у подростков и юношей. Известный немецкий психиатр К. Леон- гард выделил 12 типов акцентуации характера, которые описаны в его книге «Акцентуированные личности». В жизни достаточно часто приходится иметь дело с такими людьми, поэтому важно знать и предвидеть специфические осо- бенность их поведения.
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 326; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |