КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Потребности и мотивы деятельности личности
Свойства личности формируются в процессе активного взаимодействия человека с окружающим миром. Активность личности обнаруживается в ее деятельности. Источник активности личности – ее потребности. Потребность – это состояние личности, выражающее ее зависимость от конкретных условий существования. Активность личности проявляется в процессе удовлетворения потребностей. Потребности – это испытываемая личностью нужда в чем-либо. В отличие от потребностей животных, носящих более или менее стабиль- ный характер и связанных в основном с биологическими нуждами, потребности человека все время изменяются и развиваются. В этом постоянном обновлении потребностей немалую роль играет общественное производство: предлагая все новые и новые предметы потребления, оно тем самым создает и новые потреб- ности, которых не было у предшествующих поколений. Потребности человека имеют общественно-личный характер, они форми- руются в процессе его воспитания. Например, потребность посмотреть по теле- визору вечером программу новостей – это всегда чья-то конкретно личная по- требность, но она есть у этого человека потому, что он живет в современную эпоху, в нынешних общественно-исторических условиях (потребности посмот- реть программу телевизионных новостей не было у деда или прадеда нашего героя, прежде всего потому, что они жили в другую общественно- историческую эпоху, когда телевидения не было). Характерными особенностями потребностей является: а) конкретный содержательный характер потребности, связанный обычно с определенным предметом, которым человек стремится обладать, или с кон- кретной деятельностью, которая должна доставлять человеку удовольствие (определенная работа, игра и т. д.); б) более или менее ясное осознание данной потребности, что сопровожда- ется характерным эмоциональным состоянием (привлекательность объекта по- требности и неудовольствие, или даже страдание от неудовлетворения потреб- ности); в) наличие хотя часто и слабо осознаваемого, но всегда присутствующего эмоционально-волевого состояния, ориентирующего на поиск путей возможно- го удовлетворения потребности; г) ослабление, а иногда и полное исчезновение вышеназванных состояний, а в некоторых случаях даже превращение их в противоположные состояния при удовлетворении ранее испытываемой потребности (например, после удов- летворения потребности в пище вид, ее может вызывать даже чувство отвраще- ния); д) повторное возникновение потребности, когда нужда, лежащая в ее осно- ве, вновь дает о себе знать. По своему происхождению потребности могут быть естественными и культурными. У человека и естественные потребности имеют общественно- исторический характер (например, использование _________при еде вилок, ложек, ножей в Европе или специальных палочек – во многих восточных странах). По характеру предмета потребности могут быть материальными и духов- ными. В материальных выявляется зависимость человека от предметов матери- альной культуры (потребность в пище, одежде, предметах быта), в духовных – зависимость от продуктов общественного сознания (музыки, литературы, кино и т.д.). Потребности человека могут быть также нравственно-оправданными и безнравственными. Первые – это те, которые отвечают требованиям общества. Рис.3.2 Основные потребности личности (по В.Д.Шадрикову). Существует множество подходов к классификации потребностей. Один из них подразделяет потребности на три группы по числу структур человека: био- логическую, психологическую и социальную. В первой структуре возникают биогенные потребности, во второй - психогенные, в третьей – социогенные по- Потребности Материальные Духовные Социальные Физиологически необходимые Эстетические Прочие: социально обусловленные, эстетически обусловленные В общении В социальном признании В служении обществу В самоактуали- зации Специфически Познавательные познавательные Направленные на существова- ние в обществе Познание само- го себя Познание мира Материаль- ных явлений Эмоциональных отношений Синтетические потребности Социальных явлений требности. Например, В.Д.Шадриков предлагает следующую классификацию потребностей (рис.3.2). Широкую известность получила классификация личных потребностей че- ловека, предложенная известным американским психологом Абрахамом Мас- лоу. Автор выделяет пять ступеней личных потребностей человека: • физиологические нужды; • потребность в безопасности и уверенности в завтрашнем дне; • потребности в принадлежности к группам, в симпатии и участии, в уважении и любви; • личностные потребности: в самоуважении, самовыражении, независи- мости; • потребности самоутверждения: в творчестве, культурных развлечениях, достижении целей. Согласно А.Маслоу, все потребности образуют иерархическую структуру, которая, как доминанта, определяет поведение человека. При этом проявление потребностей имеет следующую закономерность: потребности более высокой ступени начинают проявляться тогда, когда удовлетворены, по крайней мере, частично, потребности более низкой ступени. Например, удовлетворение по- требностей физиологических и в безопасности (низкие ступени) служит осно- вой для проявления потребностей высших ступеней (личностных потребностей и потребностей самоутверждения). В процессе жизни человека его потребности не остаются постоянными, они развиваются и изменяются. В зависимости от конкретных условий существования личности, потреб- ности человека выступают в виде системы мотивов. Мотивы – это связанные с удовлетворением определенных потребностей побуждения к деятельности. Деятельность человека может определяться одним мотивом, но чаще – системой мотивов. Мотивы отличаются видом потребности, которая в них проявляется, фор- мами, которые они принимают, широтой или узостью, конкретным содержани- ем деятельности, в которой они реализуются. Мотивы могут быть осознаваемыми и неосознаваемыми, а также они могут быть устойчивыми (свойственными данной личности длительное время) или ситуативными (определяемыми текущими условиями). К осознаваемым мотивам относят интересы, убеждения, стремления. Интересы – это эмоциональные проявления познавательных потребностей человека. Субъективно они проявляются в положительном эмоциональном фо- не, который окрашивает процесс познания. Интересы выступают в качестве по- стоянного побудительного мотива процесса познания. Их можно классифици- ровать по содержанию, цели, широте и устойчивости. По цели интересы могут различаться на непосредственные (вызванные эмоциональной привлекательностью объекта) и опосредованные (вызванные значимостью u1077 его для конкретной личности). Например, когда мы просматрива- ем полки в книжной лавке, наше внимание привлекают книги в ярких, краси- вых обложках (это непосредственный интерес), а когда мы берем невзрачные на вид книги по специальности и подолгу их листаем, то это уже проявление интереса опосредованного. Интересы – высшая сторона мотивации деятельности личности, но далеко не единственная. Существенным моментом поведения человека являются его убеждения. Убеждения – это система осознанных потребностей личности поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением. У каждого человека в системе его потребностей есть потребность самоуважения, которая и побуждает его действовать в соответствии со своими взглядами и принципами, а не вести себя как флюгер во время неустойчивой погоды. Стремления – это мотивы поведения, где выражена потребность в таких условиях существования, которые в данный момент отсутствуют, но могут быть созданы в результате специально организованной деятельности. Стремления могут приобретать различные психологические формы: мечта – созданный фантазией образ желаемого; идеал – пример, принятый личностью за образец; страсть – мотив, в котором выражена потребность, обладающая непре- одолимой силой. Когда человек осознает не только условия, в которых он испытывает по- требность, но и средства их достижения, то такой мотив поведения называется
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 810; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |