Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Потребности и мотивы деятельности личности




Свойства личности формируются в процессе активного взаимодействия

человека с окружающим миром. Активность личности обнаруживается в ее

деятельности. Источник активности личности – ее потребности. Потребность

это состояние личности, выражающее ее зависимость от конкретных условий

существования. Активность личности проявляется в процессе удовлетворения

потребностей.

Потребности – это испытываемая личностью нужда в чем-либо.

В отличие от потребностей животных, носящих более или менее стабиль-

ный характер и связанных в основном с биологическими нуждами, потребности

человека все время изменяются и развиваются. В этом постоянном обновлении

потребностей немалую роль играет общественное производство: предлагая все

новые и новые предметы потребления, оно тем самым создает и новые потреб-

ности, которых не было у предшествующих поколений.

Потребности человека имеют общественно-личный характер, они форми-

руются в процессе его воспитания. Например, потребность посмотреть по теле-

визору вечером программу новостей – это всегда чья-то конкретно личная по-

требность, но она есть у этого человека потому, что он живет в современную

эпоху, в нынешних общественно-исторических условиях (потребности посмот-

реть программу телевизионных новостей не было у деда или прадеда нашего

героя, прежде всего потому, что они жили в другую общественно-

историческую эпоху, когда телевидения не было).

Характерными особенностями потребностей является:

а) конкретный содержательный характер потребности, связанный обычно

с определенным предметом, которым человек стремится обладать, или с кон-

кретной деятельностью, которая должна доставлять человеку удовольствие

(определенная работа, игра и т. д.);

б) более или менее ясное осознание данной потребности, что сопровожда-

ется характерным эмоциональным состоянием (привлекательность объекта по-

требности и неудовольствие, или даже страдание от неудовлетворения потреб-

ности);

в) наличие хотя часто и слабо осознаваемого, но всегда присутствующего

эмоционально-волевого состояния, ориентирующего на поиск путей возможно-

го удовлетворения потребности;

г) ослабление, а иногда и полное исчезновение вышеназванных состояний,

а в некоторых случаях даже превращение их в противоположные состояния

при удовлетворении ранее испытываемой потребности (например, после удов-

летворения потребности в пище вид, ее может вызывать даже чувство отвраще-

ния);

д) повторное возникновение потребности, когда нужда, лежащая в ее осно-

ве, вновь дает о себе знать.

По своему происхождению потребности могут быть естественными и

культурными. У человека и естественные потребности имеют общественно-

исторический характер (например, использование _________при еде вилок, ложек, ножей

в Европе или специальных палочек – во многих восточных странах).

По характеру предмета потребности могут быть материальными и духов-

ными. В материальных выявляется зависимость человека от предметов матери-

альной культуры (потребность в пище, одежде, предметах быта), в духовных –

зависимость от продуктов общественного сознания (музыки, литературы, кино

и т.д.).

Потребности человека могут быть также нравственно-оправданными и

безнравственными. Первые – это те, которые отвечают требованиям общества.

Рис.3.2 Основные потребности личности (по В.Д.Шадрикову).

Существует множество подходов к классификации потребностей. Один из

них подразделяет потребности на три группы по числу структур человека: био-

логическую, психологическую и социальную. В первой структуре возникают

биогенные потребности, во второй - психогенные, в третьей – социогенные по-

Потребности

Материальные Духовные Социальные

Физиологически

необходимые Эстетические

Прочие: социально обусловленные,

эстетически обусловленные

В общении

В социальном

признании

В служении

обществу

В самоактуали-

зации

Специфически Познавательные

познавательные

Направленные

на существова-

ние в обществе

Познание само-

го себя

Познание мира

Материаль-

ных явлений

Эмоциональных отношений

Синтетические потребности

Социальных явлений

требности. Например, В.Д.Шадриков предлагает следующую классификацию

потребностей (рис.3.2).

Широкую известность получила классификация личных потребностей че-

ловека, предложенная известным американским психологом Абрахамом Мас-

лоу. Автор выделяет пять ступеней личных потребностей человека:

• физиологические нужды;

• потребность в безопасности и уверенности в завтрашнем дне;

• потребности в принадлежности к группам, в симпатии и участии, в

уважении и любви;

• личностные потребности: в самоуважении, самовыражении, независи-

мости;

• потребности самоутверждения: в творчестве, культурных развлечениях,

достижении целей.

Согласно А.Маслоу, все потребности образуют иерархическую структуру,

которая, как доминанта, определяет поведение человека. При этом проявление

потребностей имеет следующую закономерность: потребности более высокой

ступени начинают проявляться тогда, когда удовлетворены, по крайней мере,

частично, потребности более низкой ступени. Например, удовлетворение по-

требностей физиологических и в безопасности (низкие ступени) служит осно-

вой для проявления потребностей высших ступеней (личностных потребностей

и потребностей самоутверждения).

В процессе жизни человека его потребности не остаются постоянными,

они развиваются и изменяются.

В зависимости от конкретных условий существования личности, потреб-

ности человека выступают в виде системы мотивов.

Мотивы – это связанные с удовлетворением определенных потребностей

побуждения к деятельности.

Деятельность человека может определяться одним мотивом, но чаще –

системой мотивов.

Мотивы отличаются видом потребности, которая в них проявляется, фор-

мами, которые они принимают, широтой или узостью, конкретным содержани-

ем деятельности, в которой они реализуются.

Мотивы могут быть осознаваемыми и неосознаваемыми, а также они могут

быть устойчивыми (свойственными данной личности длительное время) или

ситуативными (определяемыми текущими условиями).

К осознаваемым мотивам относят интересы, убеждения, стремления.

Интересы – это эмоциональные проявления познавательных потребностей

человека. Субъективно они проявляются в положительном эмоциональном фо-

не, который окрашивает процесс познания. Интересы выступают в качестве по-

стоянного побудительного мотива процесса познания. Их можно классифици-

ровать по содержанию, цели, широте и устойчивости.

По цели интересы могут различаться на непосредственные (вызванные

эмоциональной привлекательностью объекта) и опосредованные (вызванные

значимостью u1077 его для конкретной личности). Например, когда мы просматрива-

ем полки в книжной лавке, наше внимание привлекают книги в ярких, краси-

вых обложках (это непосредственный интерес), а когда мы берем невзрачные

на вид книги по специальности и подолгу их листаем, то это уже проявление

интереса опосредованного.

Интересы – высшая сторона мотивации деятельности личности, но далеко

не единственная. Существенным моментом поведения человека являются его

убеждения.

Убеждения – это система осознанных потребностей личности поступать в

соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением. У каждого

человека в системе его потребностей есть потребность самоуважения, которая и

побуждает его действовать в соответствии со своими взглядами и принципами,

а не вести себя как флюгер во время неустойчивой погоды.

Стремления – это мотивы поведения, где выражена потребность в таких

условиях существования, которые в данный момент отсутствуют, но могут

быть созданы в результате специально организованной деятельности.

Стремления могут приобретать различные психологические формы:

мечта – созданный фантазией образ желаемого;

идеал – пример, принятый личностью за образец;

страсть – мотив, в котором выражена потребность, обладающая непре-

одолимой силой.

Когда человек осознает не только условия, в которых он испытывает по-

требность, но и средства их достижения, то такой мотив поведения называется




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 810; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.