КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Организация производственной деятельности и рекламы
Самообслуживание - применяется в столовых, кафе, буфетах. Услугами этих предприятий пользуются проживающие в гостиницах, в том числе и иностранные туристы, имеющие документы удешевленного и школьного туров, а также рабочие и служащие гостиницы. Метод самообслуживания состоит из двух стадий: · реализации готовой продукции; · организации ее потребления.
Подготовку раздаточной к работе, отпуск готовой продукции и расчет с посетителями осуществляет обслуживающий персонал: повара-раздатчики и кассиры. В процессе самообслуживания посетителям предоставлена возможность самостоятельно брать на раздаточной (витрине) холодные блюда и закуски, сладкие блюда и напитки, кондитерские и другие изделия, столовые приборы. Горячие блюда раздатчики порционируют непосредственно перед отпуском. Посетители устанавливают отобранные блюда на подносы, перемещают их к расчетному узлу вдоль раздаточной линии, а после расчета переносят к обеденным столам. Различают следующие виды самообслуживания: · полное самообслуживание; · частичное самообслуживание.
При полном самообслуживании посетители все операции (взятие подноса, столовых приборов, получение блюд, доставка их к обеденному столу, уборка посуды) выполняют самостоятельно. Обслуживающий персонал лишь отпускает блюда и напитки. При частичном самообслуживании значительную часть переречисленных операций выполняет обслуживающий персонал. В предприятиях общественного питания при гостиницах применяется самообслуживание с предварительным, последующим, непосредственным расчетом и саморасчетом. С учетом характера расчета за услуги питания различают:
· самообслуживание с предварительным расчетом o с предварительным выбором блюд; o комплексное питание по абонементам и чекам; · самообслуживания с последующим расчетом: o с расчетом в конце раздаточной линии; o с расчетом после приема пищи · самообслуживание с непосредственным расчетом · саморасчет Самообслуживание с предварительным расчетом имеет две разновидности. Первая заключается в том, что потребители сначала знакомятся с ассортиментом блюд в меню, а затем приобретают чеки в кассе, по которым и получают выбранные блюда на раздаточной или в буфете. Предварительный расчет стоимости кулинарных и других изделий позволяет предприятию учитывать реализованную продукцию в блюдах. Однако при такой организации самообслуживания посетители несколько раз становятся в очередь (в кассе, на раздаточной, в буфете). Более рациональной разновидностью этой формы самообслуживания является комплексное питание по абонементам и чекам, предварительно приобретенным за наличный расчет или по безналичному расчету. Оплатив стоимость рациона заранее, потребители освобождают себя от ежедневных расчетов. Кроме того, они могут лучше планировать часть личного бюджета, расходуемого на питание, а предприятие — выпуск кулинарных изделий по ассортименту и количеству. Помимо ускорения обслуживания реализация комплексных видов питания дает возможность при составлении меню руководствоваться требованиями рационального питания. Такая форма самообслуживания применяется при организации питания различных контингентов питающихся. Питание по абонементам может быть организовано также в столовой для рабочих и служащих гостиниц, промышленных предприятий, учебных заведений, школ и др. Для этих контингентов в кафе и столовых применяется самообслуживание с последующим расчетом.
Форма самообслуживания с последующим расчетом имеет две разновидности с расчетом в конце раздаточной линии и с расчетом после приема пищи. При самообслуживании с расчетом в конце раздаточной линии потребители выбирают блюда на раздаточной, а затем в конце оплачивают их стоимость. При самообслуживании с расчетом после приема пищи потребители получают на раздаточной продукцию и чек (счет), по которому рассчитываются после приема пищи при выходе из торгового зала. В процессе самообслуживания с последующим расчетом потребителю предоставлена возможность осмотра, сравнения и выбора блюд в ассортименте, удовлетворяющем его вкусы и запросы. Однако чек, на котором обозначена общая сумма, не отражает количества и ассортимента реализуемой продукции, поэтому не может быть использован для учета блюд. Самообслуживание с расчетом после приема пищи позволяет усилить контроль за ведением расчетных операций, так как первый кассир подсчитывает стоимость покупки и выбивает чек, а второй — производит денежный расчет с посетителем после приема им пищи. Применение этой формы обслуживания связано с увеличением численности кассиров-контролеров на предприятии, с решением такого вопроса, как направление потока посетителей. Лучшим вариантом является направление его непосредственно на раздаточную. При этом необходимо предусматривать обособленный вход и выход из торгового зала. При самообслуживании с непосредственным расчетом присутствует одновременность процессов выбора, получения и оплаты стоимости кулинарных изделий. Если при самообслуживании с предварительным и последующим расчетом существует разделение функций отпуска и расчета между работниками предприятия (первую определяют раздатчики, вторую - кассир или буфетчик), то при непосредственном расчете отпуск продукции и расчет производит один работник. Самообслуживание с непосредственным расчетом применяется в поэтажных буфетах, а также в буфетах, расположенных в торговых залах столовых и кафе. Саморасчет применяется на предприятиях с постоянным контингентом питающихся. Посетители свободно выбирают блюда, напитки, кулинарные, кондитерские изделия и самостоятельно рассчитываются, без кассира. О стоимости изделий посетителей информируют ценники.
Такая форма самообслуживания может быть применена в столовой для рабочих и служащих гостиницы. В столовой в дополнение к основной раздаточной, через которую реализуют комплексные виды питания или блюда свободного выбора, организуют витаминные и чайные столы, которые работают без продавца, т. е. в них применяют саморасчет. В кафе при гостиницах применяют различные методы обслуживания. В кафе высшей и первой категории посетителей обслуживают так же, как и в ресторанах. В кафе второй категории применяется самообслуживание. При гостиницах, кемпингах, мотелях имеются столовые второй категории для обслуживания тех, кто в них проживает, и третьей категории — для обслуживания рабочих и служащих гостиниц. В них применяется самообслуживание. В зависимости от вместимости залов и интенсивности потоков потребителей для кафе и столовых рекомендованы различные формы самообслуживания.
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 282; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |