Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Взаимосвязь кибернетических и социально-экономических принципов управления





Доверь свою работу кандидату наук!
1500+ квалифицированных специалистов готовы вам помочь

Кибернетические принципы (законы) в общенаучном и прикладном понимании.

Факторы, определяющие принципы управления.

Лекция 4. Закономерности управления различными системами

В принципах обобщены познанные законы и закономерности и оправдавший себя опыт управления. Закономерности, повторяемые в значительном количестве положительных результатов решения задач управления, становятся принципами. Принципы не привнесены извне, они вытекают из самой сущности общества, из уровня развития его производительных сил, культуры и т.п.

 

Принципы управления можно разделить на:

- общие для всех видов управления;

- относящиеся ко всем компонентам системы управления;

- специфические для управления конкретным производством;

- относящиеся к отдельным частям системы управления.

Общие принципы управления следуют из объективных законов развития природы и общества.

Для системного представления принципов управления экономическими объектами необходимо исходить из более общих кибернетических принципов.

Основными группами функций системы управления являются:

1) функции принятия решений (преобразования содержания информации)– выражаются в создании новой информации в ходе анализа, планирования (прогнозирования) и оперативного управления (регулирования, координации действий). Это связано с преобразованием содержания информации о состоянии ОУ и внешней среды в управляющую информацию при решении логических задач и выполнении аналитических расчетов, проводимых ЛПР при порождении и выборе альтернатив. Эта группа функций является главной, поскольку обеспечивает выработку информационных воздействий по удержанию в существующем положении или при переводе системы в новое состояние;

2) рутинные функции обработки информации охватывают учет, контроль, хранение, поиск, отображение, тиражирование, преобразование формы информации и т.д. Эта группа функций преобразования информации не изменяет ее смысл, т.е. это рутинные функции, не связанные с содержательной обработкой информации;



3) функции обмена информацией связаны с доведением выработанных воздействий до ОУ и обменом информацией между ЛПР (ограничение доступа, получение (сбор), передача информации по управлению в текстовой, графической, табличной и иных формах по телефону, системам передачи данных и т.д.).

Лекция 5. Управление социально-экономическими системами (организациями)

Организация (от позднелат. organize – сообщаю стройный вид, устраиваю) – это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей. Основными составляющими любой организации являются: люди, входящие в данную организацию; задачи, для решения которых данная организация существует; управление, которое формирует, мобилизует и приводит в движение потенциал организации для решения стоящих перед ней задач.

Миссия организации – выражение ее философии и смысла существования. Миссия обычно декларирует статус предприятия, принципы его работы, намерения руководств, устремлена в будущее и не должна зависеть от текущего состояния организации. Миссия формируется высшим руководством организации, которое несет полную ответственность за ее воплощение в жизнь путем постановки и реализации целей организации. Миссия каждой компании определяется пятью элементами: история, существующие предпочтения владельцев и управляющих, рыночная среда, ресурсы, определенные деловые способности и возможности.

Под структурой управления понимается упорядоченная совокупность устойчиво взаимосвязанных элементов, обеспечивающих функционирование и развитие организации как единого целого. Организационная структура аппарата управления – форма разделения труда по управлению производством. Каждое подразделение и должность создаются для выполнения определенного набора функций управления или работ, наделяются определенными правами на распоряжения ресурсами и несут ответственность за выполнение закрепленных за подразделением функций. Организационная структура регулирует: разделение задач по отделениям и подразделениям; их компетентность в решении определенных проблем; общее взаимодействие этих элементов. В рамках организационных структур протекает весь управленческий процесс, а, следовательно, и движение потоков информации, в котором участвуют менеджеры всех уровней.

Любая организация имеет свою внутреннюю среду и среду внешнюю, в которой осуществляются ее операции. Внутренние переменные – это цели, структура, задачи, технология, люди. Все внутренние переменные взаимосвязаны. В своей совокупности они рассматриваются как социотехнические подсистемы. Изменение одной из них в определенной степени влияет на все другие.

Организация как открытая система зависит от внешнего мира в отношении поставок ресурсов, энергии, кадров, а также потребителей, что обуславливает необходимость анализа внешней среды. К внешней среде организации относят поставщиков, конкурентов, покупателей, партнеров по бизнесу, государство и его структуры, культуру, мораль, традиции, экономические и политические факторы, международное окружение.

Выделяют внешнюю среду прямого воздействия (поставщики, конкуренты, покупатели, партнеры по бизнесу, государство и его структуры) и внешнюю среду косвенного воздействия (культура, мораль, традиции, экономические и политические факторы, международное окружение).

Под внутренними переменными понимают ситуацион­ные факторы внутри организации. Они находятся в поле зрения менеджеров. Главными переменными внутренней среды организа­ции являются цели, структура, задачи, технология и люди.

1. цели. Организация, по определению, это группа людей с общими целями. Цель — это конкретное конечное состояние или желаемый ре­зультат, которого стремится добиться организованная груп­па. Все участники производства дол­жны знать к чему стремиться.

У организаций в зависимости от их типов могут быть разнообразные цели. Но независимо от вида фирмы ее глав­ными общими целями будут те, что направлены на: выживание; прибыль; перспективы.



Крупные организации — многоцелевые. Они формули­руют цели в разных областях, таких как разработка новой продукции, качество услуг, подготовка кадров и т.д. В под­разделениях организации также вырабатываются цели, для того чтобы достичь общей цели организации. Цели подраз­делений координируются менеджерами в рамках общей цели.

2. структура. Она устанавливает также взаимоотношения уров­ней управления и функциональных подразделений, кото­рые позволяют наиболее эффективно достигать целей орга­низации.

Важным понятием является сфера контроля. Сфера кон­троля — это число лиц, непосредственно подчиненных одному руководителю. Сфера контроля может быть широ­кой и узкой. Сфера контроля определяет тип организационной струк­туры. Широкая сфера контроля дает плоскую структуру управления (с небольшим числом уровней управления), узкая сфера контроля — многоуровневую (или высокую) структуру.

Вопрос о том, какая сфера контроля и какая структура наилучшая, некорректен. Это зависит от специфики орга­низации, ее целей и решаемых ею проблем.

3. Задачи - это предписанная работа, которая должна быть выполнена установленным способом и в установленные сроки. Каждая должность включает ряд задач как необхо­димый вклад в достижение целей организации.

Традиционно задачи делятся на 3 категории:

1) работа с людьми;

2) работа с предметами (машинами, сырьем, инструментами);

3) работа с информацией.

Задачи характеризуются частотой повторения и временем выполнения. Если задача может быть выполнена за короткое время (несколько секунд) и она повторяется мно­жество раз в день, то труд носит монотонный характер. Работники конвейерного производства заняты таким тру­дом.

Управленческая работа по своим задачам характеризуется разнообразием, а время на ее выполнение увеличива­ется от низового к высшему уровню.

4. Технология - это средство преобразования сырья в ис­комые продукты и услуги.

Производственные задачи выполняются по определен­ным конкретным технологиям.

5. Люди – эта переменная в свете современных концепций менеджмента по важности стоит на первом месте.

Организация может добиться успеха, только взаимодей­ствуя с внешней средой.

Внешние переменные, находятся вне орга­низации, они способствуют (или нет) ее функциониро­ванию, выживанию и эффективности.

В экономической литературе в качестве внешней среды приводится обычно от 7 до 12 факторов. Есть и двадцати-факторная модель внешней среды, которая представлена следующими факторами:


1. Поставщики материальных ресурсов.

2. Поставщики технологий, техники.

3. Поставщики персонала.

4. Поставщики финансов.

5. Профсоюзы.

6. Общеэкономические факторы.

7. Политические факторы.

8. Международные факторы.

9. Государственные органы управления.

10. Налоговая система.

11. Социальные факторы.

12. Факторы образования.

13. Национальные факторы.

14. Региональные факторы.

15. Конкуренты.

16. Конкурентная среда.

17. Научно-технический прогресс.

18. Культурные факторы.

19. Барьеры входа в рынок.

20. Покупатель.


Факторы внешней среды влияют на деятельность фир­мы, и организация должна быть в состоянии эффективно реагировать и приспосабливаться к изменениям среды, что­бы выживать и достигать поставленных целей.

Организации зарождаются, развиваются, добиваются успехов, ослабевают и в конце концов прекращают свое существование. Умеющие адаптироваться – процветают, негибкие – исчезают. Какие-то организации развиваются быстрее других и делают свое дело лучше, чем другие. Руководитель должен знать, на каком этапе развития находится организация, и оценивать, насколько принятый стиль руководства соответствует этому этапу.

Жизненный цикл организаций – определенная последовательность предсказуемых изменений состояний организации в течение времени. Применяя понятие жизненного цикла, можно видеть, что существуют отчетливые этапы, через которые проходят организации, и что переходы от одного этапа к другому являются предсказуемыми, а не случайными (рисунок).

Основные этапы жизненного цикла организации

Многочисленные исследования показывают, что организации в течение жизненного цикла уверенно развиваются, когда имеют обоснованную стратегию и эффективно используют ресурсы; перестраиваются, когда перестают отвечать избранным целям; погибают, когда оказываются неспособными выполнять свои задачи.

Важнейши­ми закономерностями существования организации являются:

• стремление к выживанию;

• постоянное преобразование, развитие, направленное на приспособление к внешней среде;

• создание и совершенствование своих «органов»;

• поддержание благоприятной внутренней среды;

• наличие целостности, единого предназначения для всех его частей.

Требова­ния, которым должна соответствовать группа, чтобы счи­таться организацией:

1) наличие хотя бы двух человек, которые считают себя частью данной группы;

2) наличие у этих людей единой цели;

3) эти люди намеренно работают вместе, чтобы достичь цели.

Менеджмент в основном связан со сложными органи­зациями. Сложные организации имеют не одну, а целый набор взаимосвязанных целей.

Все многообразные организации характеризуются общи­ми чертами:

o они используют ресурсы, основные из них — это люди (человеческие ресурсы), капитал, информация;

o они функционируют в определенной внешней среде и зависимы от нее.

o разделение труда.

Большие организации имеют громадный объем управ­ленческой работы. Эта работа тоже разделяется как по го­ризонтали, как и по вертикали.

Вертикальное разделение управленческого труда обра­зует уровни управления. Выделяют руководителей низово­го звена, среднего звена, высшего звена.

Интеграция подразделений и уровней управления пред­ставляет собой организационную структуру фирмы. Когда организация достигает некоторой величины и сложности - или когда в ней чрезмерное количество работающих, вза­имное согласование действий становится уже неэффектив­ным. Становится необходимой формальная структура — разделение на отдельные единицы, делающие возможным координирующее управление.

Формальная структура представлена организационной схемой. Она демонстрирует управленческую иерархию: кто отчитывается перед кем и кто за что отвечает. Она показы­вает, каким образом фирма делится на отделы и другие подразделения, какую работу осуществляет каждое подраз­деление.

По мере роста фирмы количество элементов в структу­ре и количество уровней «усиливаются».

Поскольку на предприятии действуют люди, то между ними возникают помимо официально установленных взаи­моотношений самые различные неформальные отношения. Таким образом, существует разрыв между тем, что долж­но быть, и что происходит в действительности. Неформальная организация существует в рамках формальной, она не менее реальна, чем формальная организация. Менеджер должен научиться управлять и ею.

Любое экономическое явление всегда существует в оп­ределенной среде. Это можно сказать и об организациях.

Поможем в написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой




Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 1097; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2022) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.039 сек.