Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структура этики бизнеса представлена тремя группами норм




1. Нормы высшего уровня (гипернормы), основанные на общечеловеческих ценностях и зафиксированные в «Принципах международного бизнеса» — всемирном этическом кодексе, принятом в 1994 г. в Швейцарии представителями ведущих компаний и консультантов бизнеса из США, Западной Европы и Японии. Они сво­дятся к следующему:

ü социальная ответственность бизнеса (создание общественных благ, рабочих мест, повышение уровня жизни клиентов, служащих и акционеров, а также населения);

ü модернизация технологий, методов производства, маркетинга и коммуникаций;

ü повышение доверия к бизнесу (при сохранении коммерческой тайны — искренность, честность, выпол­нение обещаний);

ü уважение правовых норм и обеспечение равных возможностей в конкуренции;

ü признание верховенства этических норм (некоторые сделки, разрешенные законом, могут быть неприемлемы с точки зрения морали);

ü содействие свободе многосторонней торговли;

ü уважительное отношение к окружающей среде;

ü отказ от противозаконных действий (взяточничество,
отмывание денег, продажа оружия террористам, наркоторговля и др.).

Особо выделяются моральные обязательства компаний и предпринимателей по отношению к:

• покупателям — высокое качество товаров и услуг, честность в рекламе, уважение человеческого достоинства;

• работникам — достойная оплата и условия труда, охрана здоровья и трудоспособности, равные права и возможности трудоустройства независимо от пола, возраста, расовой принадлежности, религиозных убеждений;

• владельцам и инвесторам — отношения доверия, обязанность менеджеров по гарантированию справедливой прибыли на вложенный капитал, свободный доступ к информации, ограниченный лишь рамками закона и условиями конкуренции;

• поставщикам — справедливые и честные отношения с ними, включая ценообразование, лицензирование, отсутствие принуждения и излишних судебных разбирательств, развитие долговременных и устойчивых отношений, обмен информацией и привлечение к участию в процессе планирования, своевременная оплата поставок согласно условиям договоров, пред­почтение тех поставщиков и подрядчиков, которые уважают человеческое достоинство;

• конкурентам — взаимное уважение, развитие открытых рынков товаров и капиталов, отказ от использования сомнительных средств достижения конкурентных преимуществ, уважение физических и интеллектуальных прав собственности;

• местному населению — поддержание мира и безопасности, соблюдение прав человека, уважение культурной целостности, спонсорские акции, участие компаний в гражданской жизни.

Гипернормы являются главенствующими по отношению к национальным, отраслевым и корпоративным этическим кодексам и нормам.

2. Национальные нормы (макроуровень, в масштабе отрасли или национальной экономики). Это гипернормы и близкие к ним этические постулаты, реализуемые в отраслевых и национальных кодексах этики бизнеса. Важнейшими тут являются уважение частной собственности и рыночной конкуренции, достоверность информации, отсутствие несправедливой дискриминации на рынке труда.

3. Корпоративный уровень (микроуровень, в масштабе отдельной фирмы и ее клиентов). Это принципы доверия и отсутствия дискриминации в отношениях между поставщиками и покупателями, персоналом и администрацией, менеджерами и акционерами и т.д. Нарушение данных правил также влечет за собой различные потери (рост накладных расходов, конфликты и конфликтные ситуации и др.). На этом уровне решаются и частные этические проблемы, которые возникают буквально на каждом шагу, особенно в сфере управления людьми.

Обращение к вопросам этики в современной России осо­бенно актуально.

В современной России 90-х годов был принят ряд про­фессиональных этических кодексов, среди которых Кодекс чести банкира (1992), Правила добросовестной деятельнос­ти членов профессиональной ассоциации участников фон­дового рынка (1994), Кодекс чести членов Российской гиль­дии риэлтеров (1994), Кодекс профессиональной чести чле­нов российского общества оценщиков (1994). Сегодня про­фессиональные этические кодексы уже приняты или нахо­дятся в процессе обсуждения в большинстве сфер предпри­нимательства.

На уровне отдельных предприятий все большее распро­странение получает практика принятия корпоративных ко­дексов.

Социальная ответственность руководителя и социальная ответственность организации

Ответственность — это обязательства выполнять зада­ния и обеспечивать их удовлетворительное завершение.

Ответственность всегда относилась к определенному субъекту и отражала объем задач и обязанностей личнос­ти, т.е. пределы долга. Под долгом понимают обязанность личности перед кем-то или перед своей совестью, а под совестью — осознание и переживание ответственности, т.е. понимание смысла совершаемых действий и последствий.

Различают юридическую и социальную ответственность.

Юридическая ответственность означает следование кон­кретным законам и нормам государственного регулирова­ния. Эти нормы определяют, что организация или личность может и чего не должна делать.

Социальная ответственность выходит за пределы опре­деляемых законом требований и предполагает доброволь­ный отклик на социальные проблемы в соответствии с со­циальными нормами, ценностями, моральными обязанно­стями. Например, пожертвования в целях помощи инвали­дам или донорская деятельность не регулируются юриди­ческими законами и являются добровольными. Но это при­меры социально-ответственного поведения.

Социальная ответственность связана с выполнением общих правил, которые усваиваются человеком. Эти пра­вила формируются постепенно, начиная с детства и посте­пенно из внешних требований становятся внутренними, психологическими.

Социальная ответственность служит средством внутрен­него контроля личности (самоконтроля), т.е. психологичес­кой регуляции деятельности, которая осуществляется со­знательно и добровольно.

В организации руководитель является основным носителем социально-ответственного поведения и выполняет различные социальные роли:

• устанавливает смыслы меняющихся в коллективе процессов;

• способствует развитию отношений между членами группы;

• направляет действия подчиненных с тем, чтобы из­бежать лишней напряженности внутри группы;

• демонстрирует социально-ответственное поведение как один из членов группы, а также активность и широкий спектр умений, навыков.

Социальная ответственность руководителей может вы­ступать в противоречие с юридической ответственностью.

Можно выделить три компонента стратегии предпри­ятия для завоевания общественного доверия:

1. Ответственное поведение:

• решение задачи удовлетворения определенных по­требностей общества через обменные отношения рын­ка;

• решение задачи научно-технического развития обще­ства (через использование капитала, ноу-хау);

• несение ответственности за все действия и их послед­ствия, причиной которых предприятие само являет­ся. Например, если компания допустила загрязнение водного бассейна, то она отвечает за его очистку и несет расходы за причиненный ущерб.

2.Коммуникативное поведение или «диалог с обществом». Принципами работы с обществом являются:

• общественное доверие к источнику информации, создание атмосферы доверия между предприятием и обществом через конкретное поведение сотрудников предприятия;

• ориентация на сотрудничество;

• предоставление предприятием полной информации (как положительной, так и отрицательной) обществу;

• ориентация на противоположное мнение, т.е. признание права различных общественных групп на собственное мнение, которое может отличаться от цен­ностных представлений данного предприятия.

3. Инновационное поведение. Это поиск оптимального решения проблем, связанных с инновациями, которые должны находить одобрение со стороны общества. Существует не один аргумент за социальную ответ­ственность:

• предприятие является членом общества, поэтому нор­ мы морали должны управлять его поведением;

• благоприятные для бизнеса долгосрочные перспективы.

Социальные действия организации, улучшающие жизнь местного сообщества, могут приносить им определенные выгоды. В благополучном обществе и условия для бизнеса формируют более привлекательный образ предприятия.

• наличие ресурсов для оказания помощи в решении

социальных проблем.

Существуют препятствия для социальной ответ­ственности:

• нарушение принципа максимизации прибыли, ибо часть ресурсов корпорации «отвлекается» на решение проблем общества;

• расходы на социальную вовлеченность являются для предприятия издержками, которые в конечном счете переносятся на потребителей в виде завышенных цен, снижают конкурентоспособность продукции, в том числе и на мировом рынке;

•недостаточный уровень отчетности широкой публике.

•недостаток умения разрешать социальные проблемы.

Сегодня вырабатывается новая управленческая филосо­фия: главные интересы предприятия, коллектива, акцио­неров-собственников — это ответственность перед различ­ными социальными группами. Характерной чертой этой управленческой философии является рыночная ориентация предприятия, выстроенность в этом направлении всех зве­ньев управления: механизма действий на рынке, планиро­вания и финансового контроля, внтурифирменной полити­ки. На предприятиях сформировались элементы реализа­ции социально-ответственного менеджмента:

• виды деятельности: постоянно вести поиск новых видов деятельности (не в ущерб, а в дополнение к основной), обеспечивающих стабильность, надежность функционирования предприятия;

• сотрудничество: с уважением относиться к деловым партнерам, активно работать с ними, расширять сферы деловых взаимоотношений;

• персонал: быть внимательным и чутким к его запросам и нуждам, способствовать повышению отдачи труда;

• внешняя обстановка (среда): всемерно содействовать формированию стабильной в экономическом и социальном плане, экологически безопасной внешней среды;

• общественная ориентация предприятия — формирование климата социальной ответственности предприятия перед обществом и людьми: интегрировать свои экономические интересы с интересами общества.

Ориентация на эти принципы позволяет предприятию реализовывать деловую стратегию по организационному развитию, освоению новых сегментов рынка, а также раз­ного рода нововведения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 1085; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.