КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Структура этики бизнеса представлена тремя группами норм
1. Нормы высшего уровня (гипернормы), основанные на общечеловеческих ценностях и зафиксированные в «Принципах международного бизнеса» — всемирном этическом кодексе, принятом в 1994 г. в Швейцарии представителями ведущих компаний и консультантов бизнеса из США, Западной Европы и Японии. Они сводятся к следующему: ü социальная ответственность бизнеса (создание общественных благ, рабочих мест, повышение уровня жизни клиентов, служащих и акционеров, а также населения); ü модернизация технологий, методов производства, маркетинга и коммуникаций; ü повышение доверия к бизнесу (при сохранении коммерческой тайны — искренность, честность, выполнение обещаний); ü уважение правовых норм и обеспечение равных возможностей в конкуренции; ü признание верховенства этических норм (некоторые сделки, разрешенные законом, могут быть неприемлемы с точки зрения морали); ü содействие свободе многосторонней торговли; ü уважительное отношение к окружающей среде; ü отказ от противозаконных действий (взяточничество, Особо выделяются моральные обязательства компаний и предпринимателей по отношению к: • покупателям — высокое качество товаров и услуг, честность в рекламе, уважение человеческого достоинства; • работникам — достойная оплата и условия труда, охрана здоровья и трудоспособности, равные права и возможности трудоустройства независимо от пола, возраста, расовой принадлежности, религиозных убеждений; • владельцам и инвесторам — отношения доверия, обязанность менеджеров по гарантированию справедливой прибыли на вложенный капитал, свободный доступ к информации, ограниченный лишь рамками закона и условиями конкуренции; • поставщикам — справедливые и честные отношения с ними, включая ценообразование, лицензирование, отсутствие принуждения и излишних судебных разбирательств, развитие долговременных и устойчивых отношений, обмен информацией и привлечение к участию в процессе планирования, своевременная оплата поставок согласно условиям договоров, предпочтение тех поставщиков и подрядчиков, которые уважают человеческое достоинство; • конкурентам — взаимное уважение, развитие открытых рынков товаров и капиталов, отказ от использования сомнительных средств достижения конкурентных преимуществ, уважение физических и интеллектуальных прав собственности; • местному населению — поддержание мира и безопасности, соблюдение прав человека, уважение культурной целостности, спонсорские акции, участие компаний в гражданской жизни. Гипернормы являются главенствующими по отношению к национальным, отраслевым и корпоративным этическим кодексам и нормам. 2. Национальные нормы (макроуровень, в масштабе отрасли или национальной экономики). Это гипернормы и близкие к ним этические постулаты, реализуемые в отраслевых и национальных кодексах этики бизнеса. Важнейшими тут являются уважение частной собственности и рыночной конкуренции, достоверность информации, отсутствие несправедливой дискриминации на рынке труда. 3. Корпоративный уровень (микроуровень, в масштабе отдельной фирмы и ее клиентов). Это принципы доверия и отсутствия дискриминации в отношениях между поставщиками и покупателями, персоналом и администрацией, менеджерами и акционерами и т.д. Нарушение данных правил также влечет за собой различные потери (рост накладных расходов, конфликты и конфликтные ситуации и др.). На этом уровне решаются и частные этические проблемы, которые возникают буквально на каждом шагу, особенно в сфере управления людьми. Обращение к вопросам этики в современной России особенно актуально. В современной России 90-х годов был принят ряд профессиональных этических кодексов, среди которых Кодекс чести банкира (1992), Правила добросовестной деятельности членов профессиональной ассоциации участников фондового рынка (1994), Кодекс чести членов Российской гильдии риэлтеров (1994), Кодекс профессиональной чести членов российского общества оценщиков (1994). Сегодня профессиональные этические кодексы уже приняты или находятся в процессе обсуждения в большинстве сфер предпринимательства. На уровне отдельных предприятий все большее распространение получает практика принятия корпоративных кодексов. Социальная ответственность руководителя и социальная ответственность организации Ответственность — это обязательства выполнять задания и обеспечивать их удовлетворительное завершение. Ответственность всегда относилась к определенному субъекту и отражала объем задач и обязанностей личности, т.е. пределы долга. Под долгом понимают обязанность личности перед кем-то или перед своей совестью, а под совестью — осознание и переживание ответственности, т.е. понимание смысла совершаемых действий и последствий. Различают юридическую и социальную ответственность. Юридическая ответственность означает следование конкретным законам и нормам государственного регулирования. Эти нормы определяют, что организация или личность может и чего не должна делать. Социальная ответственность выходит за пределы определяемых законом требований и предполагает добровольный отклик на социальные проблемы в соответствии с социальными нормами, ценностями, моральными обязанностями. Например, пожертвования в целях помощи инвалидам или донорская деятельность не регулируются юридическими законами и являются добровольными. Но это примеры социально-ответственного поведения. Социальная ответственность связана с выполнением общих правил, которые усваиваются человеком. Эти правила формируются постепенно, начиная с детства и постепенно из внешних требований становятся внутренними, психологическими. Социальная ответственность служит средством внутреннего контроля личности (самоконтроля), т.е. психологической регуляции деятельности, которая осуществляется сознательно и добровольно. В организации руководитель является основным носителем социально-ответственного поведения и выполняет различные социальные роли: • устанавливает смыслы меняющихся в коллективе процессов; • способствует развитию отношений между членами группы; • направляет действия подчиненных с тем, чтобы избежать лишней напряженности внутри группы; • демонстрирует социально-ответственное поведение как один из членов группы, а также активность и широкий спектр умений, навыков. Социальная ответственность руководителей может выступать в противоречие с юридической ответственностью. Можно выделить три компонента стратегии предприятия для завоевания общественного доверия: 1. Ответственное поведение: • решение задачи удовлетворения определенных потребностей общества через обменные отношения рынка; • решение задачи научно-технического развития общества (через использование капитала, ноу-хау); • несение ответственности за все действия и их последствия, причиной которых предприятие само является. Например, если компания допустила загрязнение водного бассейна, то она отвечает за его очистку и несет расходы за причиненный ущерб. 2.Коммуникативное поведение или «диалог с обществом». Принципами работы с обществом являются: • общественное доверие к источнику информации, создание атмосферы доверия между предприятием и обществом через конкретное поведение сотрудников предприятия; • ориентация на сотрудничество; • предоставление предприятием полной информации (как положительной, так и отрицательной) обществу; • ориентация на противоположное мнение, т.е. признание права различных общественных групп на собственное мнение, которое может отличаться от ценностных представлений данного предприятия. 3. Инновационное поведение. Это поиск оптимального решения проблем, связанных с инновациями, которые должны находить одобрение со стороны общества. Существует не один аргумент за социальную ответственность: • предприятие является членом общества, поэтому нор мы морали должны управлять его поведением; • благоприятные для бизнеса долгосрочные перспективы. Социальные действия организации, улучшающие жизнь местного сообщества, могут приносить им определенные выгоды. В благополучном обществе и условия для бизнеса формируют более привлекательный образ предприятия. • наличие ресурсов для оказания помощи в решении социальных проблем. Существуют препятствия для социальной ответственности: • нарушение принципа максимизации прибыли, ибо часть ресурсов корпорации «отвлекается» на решение проблем общества; • расходы на социальную вовлеченность являются для предприятия издержками, которые в конечном счете переносятся на потребителей в виде завышенных цен, снижают конкурентоспособность продукции, в том числе и на мировом рынке; •недостаточный уровень отчетности широкой публике. •недостаток умения разрешать социальные проблемы. Сегодня вырабатывается новая управленческая философия: главные интересы предприятия, коллектива, акционеров-собственников — это ответственность перед различными социальными группами. Характерной чертой этой управленческой философии является рыночная ориентация предприятия, выстроенность в этом направлении всех звеньев управления: механизма действий на рынке, планирования и финансового контроля, внтурифирменной политики. На предприятиях сформировались элементы реализации социально-ответственного менеджмента: • виды деятельности: постоянно вести поиск новых видов деятельности (не в ущерб, а в дополнение к основной), обеспечивающих стабильность, надежность функционирования предприятия; • сотрудничество: с уважением относиться к деловым партнерам, активно работать с ними, расширять сферы деловых взаимоотношений; • персонал: быть внимательным и чутким к его запросам и нуждам, способствовать повышению отдачи труда; • внешняя обстановка (среда): всемерно содействовать формированию стабильной в экономическом и социальном плане, экологически безопасной внешней среды; • общественная ориентация предприятия — формирование климата социальной ответственности предприятия перед обществом и людьми: интегрировать свои экономические интересы с интересами общества. Ориентация на эти принципы позволяет предприятию реализовывать деловую стратегию по организационному развитию, освоению новых сегментов рынка, а также разного рода нововведения.
Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 1085; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |