Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Система государственного управления охраной труда




Вопросы улучшения условий и охраны труда были и остаются важнейшими направлениями социально-экономической политики государства, требуют поиска и эффективного решения, как на государственном уровне, так и на уровне отраслей, регионов, хозяйствующих субъектов.

В совершенствовании управления охраной труда можно выделить 3 этапа:

1-й этап - до 1983 г. в бывшем СССР не было установлено каких-либо регламентации к построению систем управления охраной труда (СУОТ). Каждое министерство и ведомство СССР совместно с соответствующим ЦК отраслевого профсоюза устанавливали СУОТ для соответствующей отрасли;

2-й этап - с 1983 года до 1 ноября 2005 года. После введения в 1980 г. ГОСТ 24525.0-80 «Управление производственным объединением, промышленным предприятием. Основные положения» Госстандартом СССР и ВУЦПС в 1983 году были утверждены «Рекомендации. Система управления охраной труда. Общие положения». Рекомендации показали свою жизненность, логичность и длительное время служили ориентиром для разработки СУОТ. Однако в условиях перехода от директивно-плановой экономики к рыночным отношениям (либерализация экономики, совместные предприятия, интеграция Республики Беларусь в международное сообщество, создание совместных предприятий и т.д.) указанные Рекомендации уже не в полной мере отвечали происшедшим изменениям в сфере труда и в системе экономических отношений;

3-й этап - в РБ начался с 1 ноября 2005 года, когда были введены в действие национальные стандарты по управлению охраной труда - СТБ 18001-2005 «Системы управления охраной труда. Общие требования» и СТБ 18002-2005 «Системы управления охраной труда. Руководство по применению СТБ 18001-2005».

Эти стандарты разработаны на базе британских спецификаций OHSAS 18001: 1999 и OHSAS 18002: 2000, принятых многими странами мира как документы для международной сертификации систем управления профессиональным здоровьем и безопасностью.

Практика экономически развитых стран показала, что внедрение в организации СУОТ, соответствующей мировым стандартам, дает возможность снизить внеплановые экономические потери, улучшить свой имидж, повысить конкурентоспосособность на рынке продукции, труда и услуг.

Государственная политика в области охраны труда сформулирована в Концепции государственного управления охраной труда, одобренной постановлением Совета Министров РБ от 11 января 2001 г. № 28.

Цель государственной политики в области охраны труда - сохранение жизни и здоровья граждан в процессе трудовой деятельности.

Основными принципами государственной политики в области охраны труда являются:

-приоритет жизни и здоровья работников по отношению к результатам производственной деятельности;

-обеспечение гарантий права работников на охрану труда;

-установление обязанностей всех субъектов правоотношений в области охраны труда;

-совершенствование правоотношений и управления в этой сфере, включая внедрение экономического механизма обеспечения охраны труда.

В соответствии с Законом «Об охране труда» государственное управление в области охраны труда осуществляют Президент РБ, Правительство РБ, республиканские органы государственного управления, иные государственные организации, подчиненные Правительству РБ, местные исполнительные и распорядительные органы.

Президент РБ определяет единую государственную политику в области охраны труда и осуществляет иные полномочия в этой области в соответствии с Конституцией РБ и иными законодательными актами.

Правительство РБ обеспечивает проведение единой государственной политики в области охраны труда, определяет полномочия республиканских органов государственного управления, организует разработку республиканских целевых программ улучшения условий и охраны труда.

Республиканские органы государственного управления осуществляют:

-государственное управление охраной труда на отраслевом уровне;

-разработку и принятие отраслевых правил по охране труда, типовых инструкций, разработку отраслевых целевых программ по улучшению условий и охраны труда;

-государственный контроль за соблюдением требований по охране труда в подчиненных организациях;

-анализ результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, причин производственного травматизма и профзаболеваний в подчиненных им организациях;

-организацию обучения, повышения квалификации по вопросам охраны труда руководителей и специалистов;

-организацию проведения НИР в области условий и охраны труда;

-пропаганду и распространение передового опыта в области условий и охраны труда;

-международное сотрудничество в пределах своей компетенции по вопросам охраны труда.

Министерство труда и социальной защиты РБ помимо указанных полномочий осуществляет координацию деятельности по вопросам охраны труда республиканских органов государственного управления, специально уполномоченных органов государственного надзора и контроля, местных исполнительных и распорядительных органов, профессиональных союзов.

Местные исполнительные и распорядительные органы осуществляют: -государственное управление охраной труда на территориальном уровне; -разработку и реализацию территориальных целевых программ по улучшению условий и охраны труда;

-государственный контроль за соблюдением требований по охране труда на подведомственной им территории;

-организацию обучения, повышения квалификации и проверки знаний руководителей и специалистов организаций, расположенных на подведомственной им территории, которые не находятся в подчинении республиканских органов государственного управления;

-анализ причин производственного травматизма и профзаболеваний в организациях, расположенных на подведомственной им территории;

-информационное обеспечение организаций по вопросам охраны труда.

В Республике Беларусь осуществляется комплекс мер, направленных на обеспечение конституционных прав граждан на здоровые и безопасные условия труда.

Приняты законодательные акты по промышленной безопасности, техническому нормированию и стандартизации, сертификации продукции, работ и услуг на соответствие их требованиям безопасности жизнедеятельности человека.

В целях реализации положений Трудового кодекса Республики Беларусь принято около 100 нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области охраны труда в различных отраслях и видах производственной деятельности, а всего в настоящее время действуют свыше 3600 нормативных правовых актов по охране труда.

Проводится работа по переподготовке и повышению квалификации руководителей и специалистов в области охраны труда. Создана система проверки знаний по этим вопросам на всех уровнях управления.

Министерство труда и социальной защиты ежегодно представляет правительству Республики Беларусь доклад о соблюдении законодательства о труде и состоянии охраны труда на производстве, вносит предложения по решению проблем и совершенствованию государственного управления охраны труда.

Важным этапом в совершенствовании управления охраной труда стало принятие Президентом республики Беларусь Директивы от 11 марта 2004 г. №1 «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2004 г., №41, 1/5393) (далее - Директива). В соответствии с Директивой внесены изменения и дополнения в нормативные правовые акты по вопросам заключения и расторжения контрактов. Показатели состояния трудовой и исполнительской дисциплины, безопасности труда определены в качестве важнейших критериев оценки работы руководителей всех уровней. Директива способствует повышению ответственности субъектов государственного управления, нанимателей, профсоюзов и работников за соблюдение требований охраны труда.

В то же время во многих организациях государственные требования охраны труда не соблюдаются. Медленными темпами осуществляются модернизация и техническое перевооружение производства. В условиях, не отвечающих гигиеническим нормативам, занято около 440 тыс. человек. Отмечается значительная дифференциация показателей производственного травматизма по группам организаций с сопоставимыми видами производственной деятельности и численностью работающих.

Развитие рыночных отношений, рост числа организаций частной формы собственности требуют усиления государственного и общественного контроля за обеспечением конституционных прав граждан на здоровые и безопасные условия труда.

Для достижения цели государственного управления охраной труда на современном этапе предусматривается решение следующих задач: уточнение функций и ответственности субъектов государственного управления охраной труда; усиление профилактической направленности решений субъектов государственного управления охраной труда на всех уровнях; совершенствование государственного управления охраной труда, внедрение экономических механизмов и методов прогнозирования в этой сфере; сертификация систем управления охраной труда в организациях; включение системы управления охраной труда в общую систему управления производством; совершенствование нормативного правового обеспечения охраны труда.

Основным направлениями для достижения цели и реализации задач государственного управления охраной труда является: разработка и принятие законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда, технических нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда; разработка и реализация целевых программ по улучшению условий и охраны труда; создание систем управления охраной труда на всех уровнях, обеспечивающих профилактическую направленность деятельности в этой сфере; экономическое стимулирование создания безопасных условий труда, разработки и внедрения безопасных техники и технологий, производства средств индивидуальной и коллективной защиты работников; обучение и повышение квалификации работников по вопросам охраны труда, подготовка специалистов по охране труда и др.

Реализация государственной политики в области охраны труда осуществляется практической деятельностью всех институтов государства.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 394; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.