КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
II стадия- непосредственное общение
На этом этапе осуществляется обмен информацией, обмен оценками по поводу этой информации, взаимная оценка собеседников и самих себя. Нередко бывает, что спланированная система общения неожиданно как бы разбивается о непредвиденные условия самого межличностного процесса. Поэтому на данном этапе общения следует: 1) уточнить условия общения и в соответствии с этим оперативно конкретизировать избранные формы и методы; 2) почувствовать так называемый ситуативный эмоциональный микроклимат общения и соотнести его с прошлыми ощущениями от общения; 3) оперативно начать непосредственный процесс общения. Педагогическое общение должно строиться на взаимном доверии педагога и учащихся. Для этого необходимо создание атмосферы дружеской расположенности: • Не начинать разговор, если педагог или учащийся находятся в возбужденном, раздраженном состоянии; • В ходе беседы проявлять заинтересованность, дружелюбие, уважительное отношение к собеседнику, не допускать иронии, снисходительности; • Контролировать проявление своих эмоциональных состояний (можно искренне возмущаться, негодовать, радоваться, но не терять при этом чувства меры и никогда не кричать); • Очень внимательно, сосредоточенно выслушивать учащегося, никогда не перебивать его; • Не спешить с ответом, пока до конца не разберетесь в существе вопроса; • Чутко следить за малейшими изменениями эмоциональной сферы беседы, реагировать на них, корректировать психологические ходы в общении. Все знания, мысли, эмоциональные отношения педагога должны найти свое выражение в его речевой деятельности. Речь педагога должна быть четкая, понятная, образная. Слово для педагога было и остается основным средством влияния на учащихся. «Слово учителя - ничем не заменимый инструмент воздействия на душу воспитанника. Искусство воспитания включает, прежде всего, искусство говорить, обращаясь к человеческому сердцу», - писал В. А. Сухомлинский. Поэтому педагог должен следить за собственной речью, не употреблять вульгаризмов, не повторять речевые ошибки учащихся. Организуя педагогическое общение, педагог должен стремиться точно и адекватно ориентировать речь на конкретного собеседника. Прежде всего, необходимо учитывать индивидуально-типологические особенности учащегося, его позицию в классе, систему межличностных отношений с другими одноклассниками. В соответствии с этим нужно выбирать скорость речи, последовательность идей, их сочетание и логику. Сюда входят также интонирование, общий психологический контекст речи. Завершить контакт необходимо так, чтобы появилось желание встретиться вновь. Положительные стимулы должны укреплять потребность учащихся в единении со своими преподавателями. Ученик должен получать удовольствие от общения с педагогом. III стадия - анализ осуществленной технологии общения. Это очень важно для формирования культуры общения, так как подводится содержательный и эмоциональный итог совершенного межличностного взаимодействия. Постарайтесь ответить на следующие вопросы: - Не повлияло ли на характер беседы ваше настроение, не связанное с содержанием беседы? - Не проявили ли вы мимикой и позой недовольства разговором? - Не отвлеклись ли во время беседы? - Последовательно ли вели основную линию в разговоре? - Не навязывали ли собеседнику свои аргументы при выработке решения? · Основательны ли были замечания и возражения? · Удалось ли быть тактичным на всем протяжении разговора, не иметь предубеждений против собеседника? - Сумели ли добиться максимума полезности состоявшегося разговора? Определите недостатки в осуществленном общении. Типизируйте их и работайте над их преодолением: - попытайтесь определить причины ошибок: а) непонимание психологической ситуации и настроя партнеров по общению; б) «перескакивание» через некоторые обязательные этапы общения; в) недостаточная саморегуляция в общении; г) подмена задач общения только лишь задачами педагогическими; д) несоответствие предложенного вами стиля общения сложившемуся уровню взаимоотношений, атмосфере в классе, вашей собственной индивидуальности; е) механическое копирование стиля общения коллег; ж) психологические барьеры; - постарайтесь определить, какие закономерности общения были вами нарушены; - попытайтесь мысленно создать идеальную модель общения с учащимися; - продумайте ситуацию будущего общения. Анализ общения позволит вам разработать более плодотворную модель межличностного взаимодействия, тонко чувствовать партнера, находить точные психологические ходы во взаимодействии с ним.
Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 567; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |