КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Правила педагогического общения
1. Формирование чувства «Мы». Оно достигается устранением ряда психологических барьеров, которые могут возникать в процессе совместной работы. Психологические барьеры мешают общению, отрицательно сказываются на самочувствии педагога и учащихся. Основные барьеры, которые могут возникнуть в процессе общения между учителем и учениками: 1) Барьер предвзятости и беспричинной негативной установки. Выражается в следующем: вы внешне беспричинно начинаете отрицательно относиться к тому или иному человеку в результате первого впечатления или не понятно по каким причинам. Следует установить возможные мотивы появления у вас такого отношения к человеку и преодолевать их. 2) Барьер отрицательной установки, введенной в ваш опыт кем-либо из людей. Кто-то сообщил вам отрицательную информацию об учащемся, и у вас складывается негативная установка по отношению к нему, хотя вы сами о нем мало что знаете, не имеете опыта личного взаимодействия с ним. 3) Барьер «боязни» контакта с учащимися. Этот барьер может возникнуть у молодого педагога, не имеющего достаточного опыта общения с учащимися. 4) Терминологический. Общаясь с учениками, учитель должен опираться на их жизненный опыт, учитывать их уровень понятий и представлений. 5) Барьер отношений — возникновение чувства неприязни, недоверия к педагогу, которое распространяется и на передаваемую им информацию. Психологические барьеры нужно преодолевать. Ведь от того, как складываются взаимоотношения с учащимися, во многом зависит продуктивность воспитательного процесса. Для преодоления психологических барьеров нужно: — Постараться как бы «остановиться - оглянуться» и тщательно проанализировать, не возникает ли у вас тот или иной барьер в общении; - в процессе общения стремиться уходить от тех стереотипов, которые мешают успешному взаимодействию (манерность, дистанционность, дидактизм и др.) Чем выше авторитет учителя, тем меньше преград на пути усвоения предлагаемой информации. 2. Обязательное установление личностного контактах детьми. Людей всегда волнует их личность - отношение к ней, понимание, уважение и т. п. Учащийся, особенно подросток, хочет, чтобы его воспринимали именно как личность. Этим объясняется его стремление к самоутверждению, к самореализации. Поэтому в процессе общения с учащимися весьма важно устанавливать личностный контакт. Вспомним, что все люди делятся на 3 категории по ведущему каналу восприятия (кинестетик, визуал, аудиал). Одному ребенку будет приятно наше тактильное прикосновение (дотронуться до руки, погладить по голове, прижать к себе). К другому нужно обратиться с какими-нибудь словами (назвать по имени, сказать что-либо в его адрес), а третьему, возможно, будет достаточно того, что мы смотрим на него и устанавливаем визуальный контакт. 3. Демонстрация собственной расположенности, которая проявляется в том, как мы улыбаемся (открыто, непринужденно или с ехидцей), с какой интонацией говорим (по-дружески, авторитарно и т. д.), как экспрессивно окрашиваются наши движения (сдержанно, пренебрежительно, суетливо и т. д.). 4. Постоянное проявление интереса к своим ученикам. В общении с учащимися всегда должен присутствовать неподдельный интерес к личности ребенка. Проявление интереса выражается в том, как педагог слушает своего собеседника, задает вопросы, сопереживает ему, подтверждая свое внимание репликами. 5. Оказание и просьба помощи. Во всякой деятельности учеников нужно создать положительный психологический фон, фон радости и одобрения через авансирование, через подчеркивание индивидуальной исключительности, через снятие страха, через оказание скрытой помощи. 3. Педагогическое требование. Посредством своих педагогических воздействий мы формируем у учащихся ценностное отношение или добиваемся проявления желаемого поведения. Для этого мы предъявляем разнообразные требования к учащимся. Предъявление требования сочетается с уважением: если учитель не требователен, то это характеризует его беспечность по отношению к воспитанникам. Как предъявлять педагогическое требование? /. Требование должно быть доведено до конца. Если вы попросили что-то сделать, то необходимо добиться выполнения этого требования. Нельзя останавливаться на полпути: в этом случае у ребенка создается впечатление, что учитель сам несерьезно относится к своему требованию. 2. Требование должно подкрепляться четкой инструктивной программой действий. Грамотная, продуманная, а иногда и подробная инструкция -гарантия успеха. 3. Требование должно предъявляться в этичной форме. Следует помнить, что и ребенку, и взрослому психологически легче выполнять требование, излагаемое как совет или предложение. Как можно начать общение с учеником? С каких речевых формул? (Сделай, пожалуйста; будь добр.) 4. Требование должно произноситься решительным, энергичным тоном, побуждающим к действию. Требование, произнесенное робким, дрожащим голосом, проигрывает по сравнению с тем, которое предъявляется уверенно. Здесь педагогу понадобится его умение произносить одну и ту же фразу с разнообразными интонационными вариациями. 5. Целесообразность и разумность требования, его аргументированность помогают ученику вникнуть в суть того, что от него хотят. 4. Педагогическое поощрение. Важной частью педагогического общения является позитивное отношение педагога к личности учащегося и система приемов поощрения. Однако само поощрение может быть как эффективным, так и неэффективным. Рассмотрим критерии и признаки эффективного общения: 411) Осуществляется постоянно. 2) Сопровождается объяснением, что именно достойно поощрения. 3) Учитель поощряет достижения определенных результатов. 4) Ориентирует учащегося на умение организовывать работу с целью достижения хороших результатов. 5) Связывает достигнутое с затраченными усилиями, полагая, что такой успех может быть достигнут и впредь. 6) Учитель дает сравнение прошлых и настоящих достижений учащегося. Если педагогическое поощрение соответствует данным требованиям, то оно воздействует на мотивационную сферу личности учащегося. Опираясь на внутренние стимулы, учащийся с удовольствием выполняет задание, потому что оно интересное, или хочет развить соответствующее умение, то есть получает удовлетворение от самого процесса учения. Такое поощрение способствует проявлению заинтересованности в новой работе, когда прежнее задание выполнено.
Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 1771; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |