Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Т е м а 4. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе




Упражнение на преодоление страха начала разговора.

Упражнение на определение эмоционального состояния учащихся.

Упражнение по отработке выразительности интонации.

Работа над речью педагога.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ТЕМЕ 3

Проанализируйте свою речь по следующим показателям:

1. Нет ли у вас в речи словечек-паразитов («ну», «так зна­чит», «в общем» и т. д.).

2. Способны ли вы точно строить высказывания, не отвлека­ясь от главных мыслей.

3. Следите за темпом речи, помните, что от него во многом зависит эффективность усвоения знаний.

4. Обратите особое внимание на интонирование. Помните, что верно расставленные интонационные акценты влияют на каче­ство восприятия информации, уровень интенсивности ее запомина­ния.

5. Исключите из своей речи окрик, резкие интонации, кото­рые негативно влияют на учащихся, дестабилизируя их, вызывая дискомфорт.

1) Произнесите совершенно по-разному одни и те же очень простые слова: «да», «нет», «ты»:

громко задумчиво

тихо вызывающе

кратко скорбно

растянуто нежно

заикаясь иронично

утвердительно злобно

удивленно разочарованно

восторженно торжественно

2) Произнесите фразу «Однажды в студеную зимнюю по­ру...»:

шепотом,

с максимальной громкостью,

переходя волнообразно от шепота до крика,

с пулеметной скоростью,

со скоростью улитки,

как будто вы страшно замерзли,

с «горячей картошкой» во рту,

как будто Вас сейчас расстреляют;

как бы это прочел марсианин или лошадь, только что на­учившиеся говорить,

пятилетняя девочка,

как будто этим Вам надо объясниться в любви, и другой воз­можности нет.

3. Тест «Умение общаться».

Инструкция. Этот тест поможет вам определить коэффи­циент своей общительности. Оцените каждое высказывание по 4-балльной шкале, припомнив при этом конкретные ситуации.

1. Мой собеседник не упрям и смотрит на вещи широко.

2. Он уважает меня.

3. Обсуждая различные точки зрения, смотрим на дело по существу. Мелочи нас не волнуют.

4. Мой собеседник понимает, что я стремлюсь к хорошим взаимоотношениям.

5. Он всегда по достоинству оценивает мои высказывания.

6. В ходе беседы он чувствует, когда надо слушать, а когда -говорить.

7. При обсуждении конфликтной ситуации я сдержан.

8. Я чувствую, когда мое сообщение интересно.

9. Мне нравится проводить время в беседах.

10. Когда мы приходим к соглашению, то хорошо знаем, что делать каждому из нас.

11. Если нужно, мой собеседник готов продолжать обсужде­ние.

12. Я стараюсь идти навстречу просьбам собеседника.

13. Я верю его обещаниям.

14. Мы оба стараемся угодить друг другу.

15. Мой собеседник обычно говорит по существу и без лиш­них слов.

16. После обсуждения разных точек зрения я чувствую, что это полезно мне.

17. В любой ситуации я избегаю слишком резких выражений.

18. Я искренне стараюсь понять собеседника.

19. Я вполне могу рассчитывать на его искренность.

20. Я считаю, что хорошие взаимоотношения зависят от обоих.

21. После неприятного разговора мы обычно стараемся быть внимательными друг к другу и обиды не держим.

Обработка результатов. Подсчитывая баллы, вы по­лучите три результата.

Взаимная поддержка - сумма баллов по строкам № 2, 5, 9, 12, 14, 18,20.

Слаженность в общении -№ 1, 4, 6, 8, 11, 15, 19.

Улаживание конфликта -№ 7, 10, 13, 16, 17, 21.

Интерпретация результатов. 21 балл и выше при­нимается за норму. Если недобор по взаимной поддержке, то, зна­чит, вам следует быть внимательнее к собеседнику.

Плохая слаженность в общении - симптом того, что само общение проходило в неблагоприятной обстановке - спешка, от­сутствия повода для обсуждения и т. п.

4. Тест «Умение слушать».

Инструкция. С помощью ответов на вопросы определите, насколько хорошо Вы умеете слушать собеседника. Дайте оценку в баллах: всегда - 4 балла, часто — 3, иногда — 2, никогда - 1 балл.

1. Даете ли вы собеседнику возможность высказаться?

2. Обращаете ли внимание на подтекст высказывания?

3. Стараетесь ли запомнить услышанное?

4. Обращаете ли внимание на главное в сообщении?

5. Слушая, стараетесь ли сохранить в памяти основные факты?

6. Обращаете ли вы внимание собеседника на выводы из его сообщения?

7. Подавляете ли вы свое желание уклониться от неприятных вопросов?

8. Воздерживаетесь ли от раздражения, когда слышите про­тивоположную точку зрения?

9. Стараетесь ли удержать внимание на словах собеседника?

10. Охотно ли беседуют с вами?

Обработка результатов. Подсчитайте сумму баллов. 32 и более - отлично, 7-31 - хорошо, 22-26 - посредственно, менее 22 баллов - вам надо потренироваться слушать собеседника.

Комментарии психолога.

Чтобы научиться слушать собеседника, необходимо:

- забыть личные предубеждения против собеседника;

- не спешить с ответами и заключениями;

- разграничивать факты и мнения;

- следить за тем, чтобы ваша речь была предельно ясной и точной;

- быть беспристрастным в оценке того, что услышали от со­беседника;

- действительно слушать, а не делать вид, будто слушаешь;

- настроить себя на волну внутренней заинтересованности темой беседы;

- слушая, выделять для себя главную мысль собеседника и постараться правильно понять ее;

- быстро сопоставить полученную информацию с собствен­ной и сразу мысленно возвращаться к основному содержанию спо­ра, беседы;

- внимательно слушая и даже не высказывая своего мнения, быть активным участником беседы, обсуждения, спора.

По словесному описанию поз и жестов определите эмоцио­нальное состояние учащегося.

1. Ученик сидит, придерживая свешивающуюся голову, гла­за полузакрыты; машинально что-то рисует на бумаге, теребит ручку и карандаш. Внешне заторможен. (Скука.)

2. Ученик часто покашливает, наблюдается изменение тона голоса, подтягивание ладоней к губам и подбородку, подрагивание шеи, затылка, волос, движения мелкие, суетливые. (Нервозность.)

3. Ученик стоит, заведя руки за спину, и сильно сжимает од­ной рукой другую (если сидит, то скрещивает ноги). (Самокон­троль.)

4. Ученик переплетает пальцы рук: большие пальцы нервно двигаются и пощипывают ладони; ученик грызет или сосет конец карандаша, трогает спинку стула и раскачивает ее, но не садится; топчется, перебирает ногами. (Неуверенность.)

5. Ученик стоит, скрестив руки на груди. (Недоверие и за­крытость, психологическая защита.)

Ситуация: Вам предстоит неприятный разговор с учащим­ся (коллегой, родителем). Вы боитесь партнера по общению (как он отреагирует), ожидаете неприятных последствий общения (не­понимание, конфликт). Как преодолеть страх начала разговора?

комментарии психолога. Начиная разговор:

- готовьте свой первый вопрос так, чтобы он был коротким, интересным, но не дискуссионным;

- добивайтесь предельной краткости в изложении мыслей;

- обосновывайте свои суждения;

- не употребляйте слов с двойным значением;

- следите, чтобы ваши вопросы содержали слова «почему», «когда», «как». Это исключит односложные ответы «да» и «нет»;

- выслушайте сразу несколько возражений;

- не спешите с ответом, пока не поймете их существо;

- выясните, действительно ли возражения вызваны различ­ными точками зрения или, может быть, была разной постановка во­проса;

- не отвечайте на возражения в категоричном тоне. Это по­может вашему собеседнику и вам найти ответ на собственные воз­ражения.

ПЛАН

1. Понятие конфликта.

2. Виды педагогических ситуаций и конфликтов.

3. Особенности педагогических конфликтов.

4. Причины конфликтов.

5. Стиль поведения в конфликтной ситуации.

6. Психологический анализ конфликтов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 670; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.