Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные показатели уровня жизни в 1998 г




Вопросы для самопроверки

1. Назовите функции, выполняемые социальными трансфертами.

2. Какие виды социальных трансфертов вы знаете?

3. Как изменяется структура социальных трансфертов в переходный пе­риод?

4. Назовите основные источники финансирования социальных транс­фертов.

5. В чем состоит неэффективность функционирования системы соци­альных трансфертов в современной России?

6. Каковы основные принципы и направления реформирования системы социальных трансфертов?

Глава 8. Методы прогнозирования динамики доходов и потребления населения

8.1. Временной горизонт и система показателей прогноза

Составной частью разработки политики доходов на перспективу являются прогнозные расчеты динамики и структуры доходов и по­требления населения. Эти расчеты, с одной стороны, должны оценить последствия выдвигаемых и уже принятых к реализации положений политики доходов, а с другой стороны, их результаты сами служат базой для формулировки новых принципов перспективной политики доходов.

Временной горизонт

Первая из названных задач решается преимущественно в рамках краткосрочного прогнозирования (горизонт прогноза до двух лет). Характерным признаком краткосрочного прогноза является отсутствие сколько-нибудь широкого спектра альтернативных вари­антов экономической политики. Иными словами, совершенно раз­личные с точки зрения своих конечных целей подходы к решению социально-экономических проблем приводят приблизительно к одним последствиям в течение этого периода. На этапе краткосроч­ного прогноза формулировка целей социально-экономического раз­вития, безусловно, важна для оценки последствий принятых реше­ний, однако она не оказывает прямого воздействия на прогнозные траектории.

По мере удлинения горизонта прогноза, перехода к средне­срочному прогнозированию (пять — семь лет), возникает необходимость не только оценить последствия уже принятых ранее решений, но и после такой оценки на основе вариантных расчетов определить меры социально-экономической политики, наилучшим образом отвечающие сформулированным целям развития.

Наконец, в рамках долгосрочного прогноза определе­ние целей социально-экономического развития приобретает принци­пиальное значение. Именно в долгосрочном периоде имеется наи­большая свобода формирования динамики доходов и потребления в соответствии с этими целями. В свою очередь, важным элементом является конкретизация этих целей в системе показателей — целевых нормативов или ориентиров. Вне такой количественной определен­ности невозможны оценочные суждения о мере реализации целей раз­вития.

Система показателей уровня жизни в прогнозных исследованиях

Прежде всего, уровень жизни населения оценивается через сред­ние по всему населению показатели, которые могут быть сгруппиро­ваны в следующие блоки:

• объем и структура доходов населения;

• объем и структура расходов и потребления населением товаров и услуг;

• обеспеченность населения предметами длительного пользо­вания;

• обеспеченность населения жильем и характеристики жилищ­ного фонда;

• показатели обеспеченности сетью учреждений социально-культурной сферы;

• занятость и безработица.

Развернутая характеристика уровня жизни населения предпола­гает также использование показателей социальной дифференциации, основными из которых являются:

• параметры дифференциации населения по доходам и потреб­лению. В отечественной статистике в наибольшей мере используются такие показатели дифференциации, как фондовый коэффициент, от­ражающий отношение среднего дохода 10% самого обеспеченного на­селения к среднему доходу 10% самого бедного, и коэффициент Джини, характеризующий неравномерность распределения населе­ния по доходу;

• уровень прожиточного минимума, определяемый как уровень доходов, обеспечивающий минимальное потребление. В соответствии с этим уровнем определяется и доля населения, проживающего за чертой бедности.

Понятие уровня жизни чрезвычайно многоаспектное. Поэтому разрабатываются концепции и подходы к его описанию, использую­щие, помимо указанных индикаторов, показатели накопления чело­веческого капитала, уровня человеческого развития и т.д.

Соответственно строится и множество статистических показате­лей, интегрирующих такие элементы, как продолжительность жизни, смертность, экология, образование, а также показатели, отражающие участие населения в управлении. Подобные аналитические разработ­ки используются в качестве дополнительной информации при поста­новке целей прогнозного периода и оценке существующего положе­ния. Однако непосредственное использование их в прогнозной ра­боте, т.е. при получении количественных характеристик прогнозного периода, невозможно.

Основные элементы (этапы) прогнозной работы обобщенно можно объединить в три блока:

• аналитические процедуры, связанные с выявлением и количе­ственной идентификацией узловых проблем базового периода — пе­риода, предшествующего прогнозному;

• количественное определение целевых ориентиров развития, вы­ражаемых обычно через уровни потребления отдельных видов благ и услуг и показатели развития отраслей социально-культурного ком­плекса;

• собственно прогнозные расчеты, включающие и выбор наи­лучшего из альтернативных вариантов.

Эти составляющие прогнозных исследований характерны для прогноза всех секторов и сфер экономики. Определение целевых ори­ентиров и отбор альтернатив важны прежде всего в среднесрочном и долгосрочном прогнозировании, однако в той или иной степени они реализуются и при разработке краткосрочного прогноза.

Существенным моментом при построении прогноза является учет взаимосвязи уровня и динамики доходов и всех основных элементов экономики.

Например, уровни заработной платы и начислений на нее обу­словливают уровень издержек производства в рыночном секторе, объем бюджетных расходов в социальной сфере. В свою очередь, из­держки и выручка рыночного сектора, доходы бюджета формируются в зависимости от динамики физического объема производства и уровня цен. Поэтому заданное изменение уровня реальной заработной платы в перспективе возможно только при определенном сочетании динами­ки производства, занятости, уровня цен, доходной части бюджета.

Практика прогнозной работы состоит в том, что построение про­гноза уровня жизни сначала опирается на предельно агрегированные показатели динамики производства и цен в перспективном периоде. Они играют роль начальных приближений и в дальнейшем последо­вательно уточняются.

8.2. Инструментарий прогнозных расчетов Баланс денежных доходов и расходов населения

Основу инструментария прогнозных расчетов составляет баланс денежных доходов, расходов и сбережений населения (БДДР). Общая схема его с незначительными упрощениями приводится ниже.

Схема баланса денежных доходов и расходов населения

Доходы

1. Оплата труда

2. Доходы рабочих и служащих от предприятий и организаций, кроме оплаты труда.

3. Дивиденды.

4. Поступления от продажи продуктов сельского хозяйства.

5. Пенсии и пособия.

6. Стипендии.

7. Поступления из финансовой системы:

страховые возмещения;

ссуды на индивидуальное жилищное строительство и другие цели;

изменение задолженности по ссудам, выданным на потребительские цели;

проценты по вкладам.

8. Доходы населения от продажи иностранной валюты.

9. Прочие поступления.

10. Деньги, полученные по переводам (за вычетом переведенных и внесенных сумм).

Всего денежных доходов

Превышение расходов над доходами

Баланс

Расходы и сбережения

1. Покупка товаров и оплата услуг

В том числе:

покупка товаров во всех каналах реализации;

оплата услуг и другие расходы.

2. Обязательные платежи и добровольные взносы

В том числе:

налоги и сборы;

платежи по страхованию;

взносы в общественные и кооперативные организации;

возврат ссуд.

3. Прирост сбережений во вкладах и ценных бумагах

В том числе:

прирост вкладов в учреждениях Сберегательного банка;

прирост вкладов в коммерческих банках;

приобретение облигаций Российского внутреннего займа 1992 г.;

приобретение облигаций Государственного сберегательного займа;

приобретение сертификатов Российской Федерации;

прирост (уменьшение) средств физических лиц, депонированных в банках для расчетов с использованием пластиковых карт;

приобретение акций предприятий.

4. Покупка жилых помещений.

5. Расходы населения на приобретение иностранной валюты.

6. Деньги, отосланные по переводам за вычетом полученных сумм.

Всего денежных расходов и сбережений

Прирост денег на руках у населения

Баланс

Как правило, для обоснования общих концептуальных положений политики доходов на перспективу достаточно разрабатывать БДДР в гораздо более агрегированной структуре. Вместе с тем в зависимости от конкретных особенностей решаемых задач и выдвигаемых на пер­спективный период целей наряду с крупными статьями доходов и рас­ходов необходимо включать в расчет показатели, имеющие в базовом периоде незначительный удельный вес.

Так, расходы на покупку жилых помещений составляют лишь около 0,7% общей суммы денежных расходов и сбережений населе­ния. Очевидно, что рост указанной величины даже в несколько раз практически не оказывает влияния на общий баланс доходов и рас­ходов. Поэтому макроэкономические результаты политики доходов оказываются инвариантными по отношению к принципиально раз­личной политике в области форм приобретения и доступности жилья. Однако такое изменение в БДДР оказывается важным качественным показателем; для подробной характеристики динамики уровня жизни отражение показателей расходов на покупку жилья в прогнозных рас­четах оказывается необходимым.

Использование БДДР в прогнозных расчетах

Использование БДДР в прогнозных расчетах обеспечивается сле­дующим образом.

Прежде всего, отдельные элементы его доходной и расходной час­тей связываются между собой системой уравнений. Часть таких урав­нений — балансовые уравнения — носит характер тождеств. Так, сумма всех расходов и сбережений и прироста денег у населения по опре­делению равна общей величине денежных доходов.

Другая часть уравнений — уравнения поведения — определяет функциональную зависимость одних переменных от других. Часть таких уравнений определяется самим содержанием рассчитываемых показателей. Например, сумма налогов на заработную плату — про­изведение фонда оплаты труда на среднюю ставку налогов. Другая часть уравнений поведения является уравнениями регрессии, пара­метры которых оцениваются на основе временных рядов или пере­крестных данных. Примером такого уравнения может служить зави­симость величины прироста сбережений от уровня среднедушевого денежного дохода за вычетом налогов.

Ряд показателей БДДР связывается системой уравнений с макро­экономическими показателями производства и использования ВВП.

Наконец, используется также система уравнений, связывающая общий объем расходов на товары и услуги в БДДР с показателями расходов на отдельные группы товаров и услуг. Она характеризует за­кономерности изменения структуры спроса при изменении среднего уровня потребительских расходов. Эта система позволяет оценить ре­зультаты политики доходов с точки зрения приближения показателей потребления населения к целевым ориентирам. Кроме того, сами зна­чения целевых ориентиров могут оцениваться также с ее помощью (пример такого расчета приводится на с. 160—162).

Показатели, определяемые в ходе прогнозных расчетов, называ­ются эндогенными переменными. Для определения их должен быть за­ранее задан ряд других переменных, называемых экзогенными. Так, в каждом цикле прогнозных расчетов заранее задаются динамика ВВП и индексы цен. Эти переменные каждый раз являются экзогенными. В то же время все показатели денежных доходов и расходов являются эндогенными.

8.3. Выявление основных проблем уровня жизни в базовом периоде

Оценка динамики уровня жизни

На данном этапе исследований в принципе может использоваться максимально широкий круг показателей уровня жизни. Непосредст­венно в прогнозных расчетах используется относительно узкий их круг. Соответственно ключевые проблемы базового периода должны быть количественно выражены именно в этой относительно ограни­ченной системе индикаторов. Рассмотрим в качестве примера оценку социально-экономического положения России на начало 1999 г.

В соответствии с данными Госкомстата России, за 1998 г. произо­шло значительное снижение реальных доходов населения при отно­сительно небольшом уменьшении общего объема розничного това­рооборота. Основной рост цен и снижение жизненного уровня насе­ления пришлись на сентябрь — декабрь, поэтому для сопоставимых периодов 1997 и 1998 гг. это падение было более глубоким (табл. 8.1).

Таблица 8.1.

Показатели 1998 г. в % к 1997 г. III кв. 1998 г. в % к 1997 г. 1998 г. в % к 1991 г.
Среднедушевые денежные доходы 81,8 72,2 50,3
Среднемесячная заработная плата 86,2 64,6 42,4
Товарооборот 95,5 85,6 88,0
Продовольственные товары 96,9 93,2 76,8
Непродовольственные товары 94,1 78,7 93,1
Услуги 97,6 93,6 27,7

 

На начало 1999 г. денежные доходы составляли примерно 44% от уровня 1991 г., а заработная плата—около 35%. Соответственно общий объем товарооборота составил менее 80% уровня 1991 г., при­чем уровень покупок продовольственных и непродовольственных то­варов по отношению к 1991 г. теперь примерно один и тот же. Расходы на оплату услуг составляют несколько более 25% уровня 1991 г. Сле­дует отметить, что принятые теперь методы исчисления денежных доходов населения несопоставимы в полной мере с дореформенным периодом. В сопоставимой с 1991 г. методологии уровень денежных доходов ниже официального примерно на 15%.

Отмеченный официальной статистикой в 1992-1998 гг. разрыв в динамике денежных доходов и расходов на товары в сопоставимых ценах в значительной степени также является результатом пересмотра методов исчисления общего объема товарооборота, приведшего к по­вторному счету продаж товаров. За счет этого фактора официальный объем товарооборота завышен примерно на 12—15%.

Количественные оценки дифференциации доходов и бедности

При оценке динамики уровня жизни населения России необхо­димо учитывать, что по сравнению с 1991 г. сильно выросла диффе­ренциация доходов. Значения фондового коэффициента составляли, по официальным данным, в 1998 г. около 13 раз по сравнению с 4,5 в 1991 г. Приводимые Госкомстатом РФ оценки дифференциации до­ходов также явно занижены. Достаточно сказать, что согласно по­квартальным данным выборочных обследований бюджетов домохозяйств, не охватывающих наиболее обеспеченные слои населения, фондовый коэффициент в 1998 г. превышал 20 раз. По нашим оцен­кам, в расчете на год в целом для всего населения это дает величину фондового коэффициента около 40 раз. Соответственно для помесяч­ных данных величина фондового коэффициента составляет около 60 раз. Согласно данным Всемирного банка, такие масштабы диф­ференциации доходов характерны лишь для таких отсталых стран, как Гватемала и Парагвай.

К концу первого полугодия 1998 г. примерно четверть населения России увеличила или сохранила неизменным дореформенный уро­вень потребления. В то же время остальные три четверти населения сократили свое потребление в среднем на 70%. При этом около трети населения имели денежный доход ниже прожиточного минимума.

Существование этой группы населения обеспечивается в значи­тельной мере за счет натурального потребления углеводистых про­дуктов питания (хлеба, картофеля) и накопленного в дореформен­ный период домашнего имущества. Поэтому кризис августа 1998 г. не оказал значительного влияния на эту группу, но добавил к ней еще 15-20 млн. человек, перешедших за черту прожиточного минимума. Масштабы этого приращения существенно меньше, чем в первые ме­сяцы 1992 г., что в большей мере объясняет видимую «адаптацию» населения к новому низкому среднему уровню потребления.

В то же время достаточно продолжительное существование за чер­той бедности половины населения страны будет иметь в долгосрочном периоде катастрофические последствия. Кроме того, именно эта груп­па населения и примыкающие к ней 30-40 млн человек, имеющие более высокий доход, при условии роста доходов могли бы обеспечить спрос на отечественные потребительские товары.

Поэтому скорейший подъем жизненного уровня части населения, пострадавшей в результате реформ, необходим с точки зрения соци­альной справедливости и прекращения деградации населения. Этот подъем является важнейшим условием роста отечественного произ­водства.

8.4. Разработка целевых ориентиров потребления

Методы определения целевых ориентиров

Для определения целевых ориентиров потребления в прогнозных расчетах используется нормативный метод. Он основывается на оценке потребностей населения в отдельных благах и услугах мас­сового потребления и уровней цен на них, что в конечном счете по­зволяет определить объем и структуру денежных расходов населения.

Оценка потребностей в продуктах питания может строиться на основе физиологических норм, в непродовольственных товарах — на основе эмпирических данных о накоплении предметов длительного пользования и сроках их обновления, необходимом уровне покупок одежды и обуви — исходя из климатических условий и т.д. Эти данные основываются преимущественно на экспертных оценках.

Примером использования нормативного метода является приме­нявшийся в перспективном планировании в СССР рациональный по­требительский бюджет (РПБ). Применение нормативного подхода в значительной мере определялось системой планирования, включав­шей и детальное регулирование цен.

Данный метод в различных вариантах использовался при разра­ботке планов и программ во многих странах. Широко применялось построение различных потребительских бюджетов и в экономическом анализе, прежде всего для определения динамики стоимости жизни отдельных социальных групп населения.

В условиях рыночной экономики нормативный метод в прежнем виде неприменим, поскольку необходимо учитывать закономерности формирования структуры потребительского спроса. Целесообразно использовать комбинацию нормативного подхода при оценке расхо­дов на продовольственные товары и статистических функ­ций, отражающих зависимость спроса на непродовольственные то­вары и услуги от общего уровня потребительских расходов.

Пример оценки целевых ориентиров

Приведем в качестве примера оценку целевых ориентиров потреб­ления для современных российских условий. Целью перспективного периода должно быть восстановление дореформенного уровня дохо­дов и потребления населения.

Количественная оценка среднего потребительского стандарта, со­ответствующая этой цели, основывалась на следующих предпосылках. Во-первых, учитывались закономерности формирования спроса на­селения на товары и услуги. Во-вторых, принималась в расчет необ­ходимость снижения дифференциации доходов населения, что свя­зано с задачей повышения оплаты труда в обрабатывающей промыш­ленности и сельском хозяйстве до уровня, обеспечивающего трудовую активность населения.

Поэтому восстановлению среднего уровня потребления будет со­ответствовать иная структура потребления по сравнению с дорефор­менным периодом.

Расчет нормативных уровней потребления населения по отдель­ным товарным группам строился на основе системы функций спроса, оцененных по данным бюджетной статистики, статистики товаро­оборота, цен, показателей баланса денежных доходов и расходов населения за 1995-1996 гг. В табл. 8.2 приведены характеристики этого нормативного стандарта, среднего для всего населения, пред­полагающие:

• фактический уровень потребления продовольствия в 1991 г.;

• фактический уровень обеспеченности жильем в 1995 г. и уро­вень цен на услуги жилищно-коммунального хозяйства, соответст­вующий полному возмещению населением затрат на него;

• расчетный объем спроса на непродовольственные товары, ал­коголь и платные услуги исходя из современных закономерностей формирования потребительского спроса.

Таблица 8.2.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 390; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.039 сек.