Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Соотношение политики и идеологии, их взаимодействие

 

Соотношение политики и идеологии определяется их специфическими особенностями.

Особенность (1). И та и другая представляет собой явление сознания (политология: энциклопедический словарь, м. 1993). Хотя здесь можно и спорить. Политика – явление идеологическое (надстроечное), однако вместе с тем, она не только – сфера сознания (не только явление духовное, но и материальное, вещественное). Вспомним, война – это продолжение политики иными средствами. Что, скажем, политика без государства, а государство без чиновников, без вооруженных отрядов, без тюрьмы (правда, эту последнюю некоторые определяют, как материальный придаток государства).

Особенность (2). Идеология также универсальна, как и политика: они обе могут охватывать самые различные стороны жизни.

Особенность (3). Политика и идеология в равной мере характеризуются значительной активностью. Они тесно связаны с борьбой различных взглядов, решений, программ. И та и другая обязательно поляризуется. Поэтому они почти дихотомически делятся на правые и левые, прогрессивные и реакционерные и т.д.

Хотя как политика, так и идеология могут идти на компромиссы. Правда идеология в меньшей мере компромиссна: она с трудом идет на компромиссы.

Взаимодействие (1). Идеология указывает политике систему идеалов и ценностей, к которой та должна стремиться. Так коммунизм появился как идеология раньше коммунистической политики.

Хотя опять же разве политика не насаждает в массах ту или иную идеологию. Достаточно вспомнить политику КПСС, важность идеологической работы (пропаганды формирования сознания людей). Причем, речь идет не только о насаждении того, что уже было, но и о развитии обосновании дальнейшей разработки самой идеологии.

Взаимодействие (2) - Политик и идеолог – это не одно и тоже (это разные лица), хотя, разумеется, (пускай и не так часто) они могут совмещаться в одном лице (вспомним Ленина).

- Политик принимает решения, отдает приказы, контролирует их выполнение. Идеолог создает доктрину (теорию), «оправдывающую» действия политика.

- Политик не может без идеолога. Идеолог должен обосновывать его политику. Идеолог стремиться найти политика, который проводил бы в жизнь его идеологию (если политик сам не найдет его как идеолога).

Взаимодействие (3). Идеология – это один из трех китов, на которых покоится власть (одного лица или группы лиц). Два других это – закон и физическое принуждение (насилие). Любая власть, как только она устанавливается, пытается легитимировать себя не только посредством закона, но и идеологии (оправдать себя в глазах народа, граждан).

Взаимодействие (4). Политика и идеология наиболее экспансивные, навязчивые системы общественного сознания и организации общества: они не только проникают в другие сферы жизни, стремясь их подчинить, но и проникают друг в друга (сочетаются друг с другом).

Политические социологи (политологи) отмечают, кстати, что дефицит политики, ее слабость, недостаток надежных политических решений неизменно и немедленно замещаются идеологией. Более того, идеология способна подменить, вытеснить, подчинить себе политику. Это происходит при неблагоприятных внутренних и внешних обстоятельствах.

Взаимодействие (5). По всем этим причинам естественным отношением политики и идеологии является их непосредственное объединение в единый, политико-идеологический комплекс. Идеология слита с политикой непосредственно в отличие от опосредованного влияния на политику морали, религии, философии.

- Политика идеологична по своей природе, сути (как стремление управлять, направлять, контролировать во имя определенный цели, идеи, тех или иных интересов.

- Но разве идеология не политична? Идеология также политична, как политика идеологична. Идеология политична потому, что здесь имеет место оппозиция «наши» и «ваши». А это, я напомню, главный политико-образующий фактор по К. Шмитту (ФРГ).

Взаимодействие (6). Однако существуют допустимые пределы взаимного проникновения идеологии в политику. Все дело в том, что гиперидеологизация разрушает политику, делает ее неспособной выполнять свои функции (дисфункционнальной); порождает тоталитарные и тиранические режимы. Тоталитарные режимы являются заидеологизированными системами, причем с господством одной идеологии.

Избыток идеологии порождает потребность в деидеологизации политики, в освобождении ее идеологических приоритетов. Но и политика может вмешиваться в идеологию, которое разрушает общечеловеческие и насаждает групповые (классовое, политическое, и т.д.).

 

2. Политическая идеология, ее место и социальные функции в современном мире

 

Понятие политическая идеология можно употреблять в двух смыслах:

1) широком;

2) узком.

В широком смысле политическая идеология – это любая система идей, отражающая интересы классов и различных социальных групп, независимо от того, какие стороны, какие проблемы в действительности затрагиваются. В узком смысле политическая идеология – это система идей, отражающая интересы различных классов и социальных групп собственно в сфере политики (отношение к власти, к государству и т. д.). Система политических идей может выступать в различных формах:

1) политическая доктрина или учение;

2) программа политической партии или какого-либо общественно- политического объединения;

3) политические декларации, заявления и т.д.

Прежде всего следует отметить, что политические идеологии представляют собой особый тип верований. Поэтому уместно начать наш анализ с краткой характеристики верований в целом. Верить во что-то, значит полагать, что это является частью нашей действительности, а потому мы должны учитывать это в наших действиях. Наши верования заставляют нас определенным образом видеть мир, оказывая решающее влияние на наши действия. На основании того, во что мы верим, мы ориентируем нашу деятельность. Понятно, что верование формируется в тесной связи с действительным опытом общественной жизни индивидов и групп. Как будет показано далее, это особенно справедливо в отношении политических верований.

Большая часть верований принимается без основывающих их в достаточной степени доказательств и считается справедливыми без какого-либо анализа. Это вызывается, в частности, тем, что они по большей части бессознательно усваиваются в семье, школе и посредством средств массовой информации. Верования усваиваются стихийно и закрепляются потому, что соответствуют интересам разделяющих их индивидов и групп. Иными словами, хотя отсутствуют обосновывающие их доказательства, имеются мотивы, оправдывающие их принятие.

Отличие верования и научной теории заключается именно в том, что последнее содержит объективные обоснования своего принятия, для чего систематически подвергается интерсубъективному контролю. Справедливость верований не подвергается какому-либо контролю, за исключением случаев, когда они испытывают кризис, то есть когда в них начинают сомневаться.

Существуют коллективные верования, разделяемые социальными классами и группами, что непосредственно сказывается на общественной жизни определенной исторической эпохи. Это означает, что широкие массы, объединенные в касты, сословия и классы, могут прийти к одинаковой интерпретации общей для них реальности. Эти коллективные верования, тесно связанные с интересами членов таких групп, ориентирующие и направляющие их действия в социально – политической жизни, мы и называются идеологиями. В политических системах идеологии играет существенную роль, поскольку они используются элитой, контр – элитой и массами для выражения своих коллективных интересов. Идеологическая борьба является важной составной частью политической жизни. Очевидно, что содержание идеологий различных групп, входящих в состав политических систем, может существенно различаться, однако элита при этом пытается осуществлять и идеологическое господство. Это господство для элиты чрезвычайно существенно, поскольку посредствам него она обеспечивает легитимность своей власти в рамках политической системы, добиваясь также, чтобы угнетенные примирились со своим положением. Когда легитимация элиты отвергается, она вынуждается к систематическому использованию физического насилия, что, в свою очередь, еще больше лишает ее престижа в глазах общества в целом.

Теперь, что касается непосредственно функций политической идеологии.

Политические идеологии выполняют по мнению Л. Санистербана, двойную функцию ориентации и оправдания действия тех, кто входит в соответствующую систему. Однако для этого они должны создать целостную картину политической системы, выявить ее существенные черты, объяснить ход ее функционирования и, возможно, тенденции развития. Иными словами, политические идеологии имеют познавательные цели в той мере, в какой они характеризуют политическую действительность, претендуя на ее объективное отражение такой, какова она. В данном отношении они имеют определенное сходство с научными теориями и даже могут опираться на них. Идеологии выдают себя за интерпретации политической действительности, основанные на объективных посылках и имеющие межсубъектное значение. В некоторых случаях они называют себя ІнаучнымиІ. Однако, поскольку одной из важнейших функций идеологии является оправдание определенной линии политического действия, ее ІаргументыІ, если их так можно назвать, тесно связанны с политической волей тех, кто ее разделяет. Поэтому идеологическая интерпретация политической действительности имеет тенденцию к ее искажению, если за счет этого она может оправдать линию действия, соответствующую интересам защитников идеологии. Объективное содержание идеологий не становится предметом контроля, они не подвергаются систематическому сравнению с реальностью, на отражение которой претендуют. Напротив, вместо того, чтобы приспосабливаться к реальности и адекватно отражать ее, они интерпретируют ее с учетом интересов разделяющих соответствующие идеологии групп. В любом случаи познавательная цель подчинена политическому действию. Политические идеологии являются прежде всего инструментами действия, поэтому они стремятся не столько к научной объективности, сколько к эффективному обоснованию целей и интересов своих защитников. По данной причине идеологическая борьба отличается от научной дискуссии, хотя и последняя может быть ІидеологизированнойІ.

Таким образом, политические идеологии имеют два аспекта: познавательный (описание и объяснение политической системы) и прагматический (ориентация действия в определенном направлении). Оба аспекта тесно связаны между собой, однако в политических идеологиях преобладающим является прагматический аспект. Главное в них – это не столько описание и объяснение политической системы сколько ориентация действия и оправдание его в глазах его участников. Поэтому в конечном счете политическая действительность рассматривается через Іидеологические очкиІ, и это видение не является адекватным, но, напротив, искажает действительность в соответствии с конкретными политическими потребностями. Следует отметить, что процесс искажения политической действительности является бессознательным в том смысле, что и теми, кто разрабатывает идеологию, и теми, кто находится под ее влиянием, он осуществляется не произвольно. Просто в рамках политических систем элита пытается обосновать свою господствующую роль как в собственных глазах, так и в глазах тех, над кем она господствует. Со своей стороны, контр – элита и массы пытаются оправдать свое политическое стремление к свержению элиты. Поэтому политические конфликты, как правило, сопровождаются идеологической борьбой. В ходе этой борьбы создатели идеологий (ІидеологиІ) выражают основные цели и интересы представляемых ими групп, выдвигая соответствующие им ІаргументыІ. Для самих идеологов их аргументы имеют объективный смысл и они практически не могут представить себе, что они суть выражения политических целей определенных групп. Отсутствие критического сознания общая черта и идеологов, и тех, кто находится под их влиянием.

В политических системах господствующая элита стремится к тому, чтобы контр – элита и массы приняли ее идеологию, и энергично отвергает критику в свой адрес. При этом она использует самые разные средства – от системы образования до средств массовой информации, а также учреждения культуры и поддержку и интеллектуалов, являющихся выразителями этой идеологии.

Существование политических идеологий обычно предполагает иерархические отношения между ними, что находит отражение в понятиях ІгосподствующейІ и Імаргинальной идеологииІ. Следует отметить, что при определенных социально – исторических условиях идеология может выглядеть как господствующая следствие широкого распространения в верхней политической системы, в то время как в действительности она разделяется весьма узком кругом лиц. В подобных случаях идеология обязана видимости своего влияния усилиям политической пропаганды. Это с особой яркостью проявляется когда очередная элита отстраняется от власти, и в своем истинном значении предстают другие идеологические течения, которые несмотря влияние, ранее казались слабыми или просто несуществующими. Таким образом, господствующей является не та идеология, которая наиболее распространена, а та, которая на деле ориентирует политическое действие большого количества людей.

Уже неоднократно говорилось об оправдательной роли политических идеологий. Однако что же именно они оправдывают? Прежде всего существующую форму организации общества (господствующие идеологии) или политическое действие, направленное на ее изменение (реформистские и революционные идеологии). Идеологии – это интеллектуальные орудия оправдания существования определенного социального порядка или его изменения. Это их главная функция. Именно поэтому они являются оружием в политической борьбе, а не просто интерпретацией политической действительности.

Что толкает однако членов политической системы к поиску подобных оправданий. Эти мотивы связаны с ценностями общества. Элиты, контр – элиты и массы обращаются к определенным ценностям, принятым в данном обществе, чтобы создать позитивный образ своего политического действия. Они пытаются представить дело таким образом, что их политическое поведение объективно обосновано в той степени, в какой оно воплощает социальное принятие ценности. Политическое действие предстает здесь не как произвольное выражение определенных интересов, а как реализация всеобщих нравственных, религиозных и т.д. принципов. В рамках своей оправдательной функции идеологии пытаются окружить положительным ореолом политическое действие сторонников определенной системы, внушая им, кроме того, чувства, что они исполняют свой долг, иными словами, что, независимо от их конкретных действий, их совесть чиста. Тем самым политические идеологии позволяют избежать чувства вины, которое может вызываться определенными формами политического поведения. Благодаря им люди чувствуют, что их политическое поведение служит благодарным целям, а сами они – лишь орудие этих целей.

Сказанное о функциях идеологий в политическом действии позволяет утверждать, что мы имеем дело с чрезвычайно сложным социальным явлением.

Какую форму принимают идеологии? Как мы соприкасаемся ними? Идеологии представляют перед нами в двух основных формах: языковой и через действительное поведение тех, кто их принимает. В языке идеологии выражаются посредствам документов, речей, манифестов, лозунгов и т.д. Здесь необходимо различать два плана: явный и скрытный. Явный план представлен открыто защищаемыми аргументами, тезисами, политическими идеями и т. д.

Поэтому задача анализа политической идеологии заключается в полном понимании сообщения, в точном определении смысла сообщаемого. На этом этапе мы движемся в плане значений и пытаемся ответить на вопрос: в чем состоит идеологическое сообщение? Установив его содержание, мы переходим в скрытый план, то есть пытаемся определить отношения между идеологическим сообщением и целями и интересами определенных социальных групп и классов, разделяющих его. При этом необходимо выявить мотивы принятия и защиты определенного идеологического сообщения. То есть задача, в конечном счете заключается в установлении связи между прагматическими интересами и их интеллектуальным выражении через идеологию.

Мы отвечаем на вопрос: почему такие-то группы и классы идентифицируют себя с данной идеологией? Просто политическое действие индивидов и групп определяется в первую очередь их положением в обществе, и их идеологическое видение мира в основных чертах обуславливается этим фактом. Чтобы избежать недоразумений, нужно оговориться, что место, занимаемое в обществе индивидами и группами, обусловливает их идеологическую позицию, но не механически определяет ее. Это означает, что занимаемая идеологическая позиция может вступить в противоречие с так называемой Істихийной идеологиейІ, то есть с идеологией, широко разделяемой людьми и организациями, занимающими конкретное место в обществе.

Создание и распространение политических идеологий обеспечивается слоем интеллигенции, который, как правило, также участвует в политической жизни. Интеллектуалы, участвующие в политическом действии, или политики, умеющие манипулировать идеями, являются главными творцами политических идеологий.

Содержание политических идеологий обычно не свободно от некоторой двусмысленности, чем часто объясняются расхождения в их интерпретации, отражающиеся также и в политическом действии. В идеологическом тексте всегда можно найти положение, которое приводит к различным интерпретациям важнейших вопросов. Здесь важно то, что различные интерпретации одной идеологии могут привести к возникновению соперничающих между собой политических движений. В подобных случаях каждое из этих движений претендует на роль Іподлинного интерпретатора І соответствующей идеологии. Весьма поучительно в этом отношении история марксистской социалистической идеологии.

 

3. Основные идейно – политические доктрины XX века.

Ложность призыва к тотальной деидеологизации, о котором было сказано во вступлении к лекции, доказывается тем, что жизнь идеологических доктрин в современном мире отнюдь не прекращается, а продолжается. Подтверждением тому служит многообразие форм современных идеологий.

В отечественной и зарубежной литературе указывается на такие основные виды современных политических идеологий:

1. Коммунистическая (марксизм-ленинизм);

2. Социал-демократизм;

3. Неолиберализм;

4. Неоконсерватизм.

Каждая из них характеризуется своими истоками, особенностями социальной базы, теоретико-мировоззренческих принципов и отстаиваемых социально-политических идей.

(1) Сегодня коммунистическая (социалистическая) идеология, безусловно нуждается в критическом переосмыслении, это понимают, да и делают сами марксисты в последние годы. Еврокоммунизм в западноевропейском коммунистическом движении в 70-е гг., концепция нового мышления в нашей стране представляют два направления освобождения общественно-политической мысли от догматизированного партийно-государственного марксизма-ленинизма.

(2) В настоящее время не существует единой марксистской идеологии. Скорее можно говорить о различных вариантах интерпретации марксизма. Ленинизм – основной из них. Кроме него, следует назвать сталинизм и неосталинизм, маоизм и евро-коммунизм, различные концепции социализма.

(3) Словосочетание «марксизм-ленинизм» не отражает, по мнению Д. П. Зеркина, реального содержания учения К. Маркса и концепции В. И. Ленина. Ленинизм – система философских, социально-экономических и политических взглядов, построенная на фундаменте марксистской диалектико-материалистической методологии, но отличающаяся по своему конкретному теоретическому и идеологическому содержанию от взглядов Маркса и Энгельса.

Основное в ленинизме, - пишет он, - это учение о социальной революции в России, диктатуре пролетариата и коммунистической партии как авангарде рабочего класса. Дело, однако, обстоит не совсем так. У Маркса тоже все это есть и занимает не последнее место.

Я бы сказал так: Марксизм более философичен и методологичен; ленинизм – более идеологичен и практичен (в смысле направленности, а не практичности); марксизм более объективен, ленинизм – субъективен; марксизм - интернационален, ленинизм – национален.

Главное отличие ленинизма от марксизма состоит в определенной ревизии марксизма, отступлении от него не в конкретно-исторической экстраполяции выводов Маркса на российскую действительность. Это касается прежде всего ленинского (не марксистского) вывода о возможности победы социалистической революции в одной отдельно взятой стране, да еще и сравнительно отсталой, какой была в начале XX века Россия. Кстати, некоторые критикуют критиков ленинизма за то, они отождествляют якобы ленинизм со сталинизмом, игнорируя краеугольные принципы ленинизма – принцип конкретно-исторического анализа конкретной ситуации.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Сущность и характерные черты идеологии, ее разновидности | Лекция 10. Политика и мораль
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 6684; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.