КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Типология политических культур. Функции политической культуры
Функции политической культуры
Рис. 6.
3. Типы политических культур
Сравнительный подход к изучению политической культуры обнаруживает, что существуют, пускай и не многочисленные, но все же разные типы политических культур. Причем, можно говорить о существовании целого ряда самих типологий политической культуры. Это зависит от того, что типы культур можно выделить по самым разным основаниям. Например, у. Розенбаум в качестве основания типологизации политической культуры рассматривает степень консенсуса между членами общества относительно основополагающих политических ценностей и правил политической игры. В результате он получает спектр типов, полюса которого составляют две политические культуры – «фрагментарная» и «интегративная» политические культуры. Но это наиболее простая типология (она осуществляется по частному признаку). Имеются однако более сложные типологии политических культур. Например, типология г. Алмонда и с. Вербы. (см. Рис. 7).
(по г. Алмонд и с. Верба)
За ее основание взят тип ориентации субъекта политического процесса на «специализированные политические объекты», проявляющийся, в частности, в «различных видах когнитивной, аффективной, оценочной ориентаций в отношении политической системы в целом, аспектов ее входа и выхода и самого себя как политического субъекта». В результате они выделяют три типа политической культуры. 1) Провинциалистская (африканские племена, местные и автономные общины). Ориентация на центральное правительство тут почти отсутствует: им нет дела до этого всего. Иное дело - шаманы, но это уже религия, а не политика. 2) Подданическая – члены обществ знают о специальных политических институтах, но отношение к ним на административном уровне – «на выходе» – носят в целом пассивный характер). 3) Партиципаторная – члены общества внутренне сориентированы на политическую систему, включая политические и административные институты, то есть на «вход» и «выход»; на активное участие в политической жизни общества. К этому у них добавляются еще и три типа смешанных политических культур - они находятся ближе к жизни: первые же три похожи на идеал. 1) Провинциалистско-подданическая политическая культура. Характерна для периода перехода к централизованному государству. 2) Подданическо-партиципаторная (франция, германия, италия xix и xx вв.). 3) Провинциалистско-партиципаторная (страны, становящиеся на путь буржуазной демократии). Они выделяют, кроме того, еще один смешанный тип (уже 4-ый) политической культуры – гражданская культура. Авторы считают, что такая культура существует в сша. Ей характерны: Консенсус относительно легитимности политических институтов, направления и содержания общественной политики; Терпимость в отношении плюрализма интересов и убеждение в их примиримости; Чувство политической компетентности и взаимной веры в граждан. Так, носитель культуры гражданственности характеризуется целым рядом достоинств: - осознанно оценивает деятельность национального правительства как положительную для себя лично; - проявляет высокий интерес к работе правительства и хорошо осведомлен в этой области; - обладает чувством гордости за политические институты своей нации; - рассчитывает на оказание ему внимательного отношения со стороны официальных лиц; - с желанием обсуждает вопросы политики; - открыто и лояльно выражает оппозиционные настроения; - с удовольствием участвует в общенациональных политических мероприятиях; - компетентно оценивает правительственную политику и считает своим долгом воздействовать на эту политику лично или совместно с кем-нибудь из сограждан; - компетентно использует правовые установления в целях успешного противодействия актам произвола; - верит в то, что демократия участия является необходимой и желательной системой государственного управления. Таким образом, гражданская культура - это смешанная политическая культура, основными компонентами которой являются ответственность власти перед гражданами за свои действия; потенциальная влиятельность граждан на политику правительства; смешанный тип политической активности; сбалансированное включение в политику, как прагматическое, так и эмоциональное; социальное доверие и сотрудничество в обществе. Польский политолог е. Вятр выделяет три типа политической культуры (основание типологии – связь политической культур с политическими системами и лежащими в их основе общественно-экономическими формациями). Это – традиционная и буржуазно-демократическая культуры, а также политическая культура социалистической демократии. К ним он добавляет три второстепенных типа: 1) сословная демократия; 2)автократическая; 3) реликтовая автократическая. При этом «буржуазно-демократическая» выступает в двух видах: 1. Консервативно-либеральной и 2. Либерально-демократической
Автократическая политическая культура (она характерна для милитаристского и фашистского режима) имеет две разновидности: авторитарную и тоталитарную. В этой типологии используются социально-классовые идейно-политические измерения. Е. Вятр как бы апологизирует социалистическую политическую культуру. по э.я. баталову существуют две политические культуры: рыночная и этатистская. Первая отвечает рынку, а вторая – государству как двум основным (универсальным) механизмам цивилизации. Первый тип характеризуется следующими чертами: А) политика – разновидность бизнеса; политик – это почти бизнесмен; ориентация на борьбу; высшая цель – партикулярное (индивидуальное, групповое, национальное) существование; Б) ориентация на спонтанность, естественность, саморегулирование (антибюрократическая культура). Для второго типа характерны: государственное регулирование (бюрократическая культура); регулирование конкурентной борьбы, социальных и политических конфликтов, тотальная культура. Интересы целого ставятся здесь выше частных интересов. Это своего рода полюса в системе политической культуры. Есть промежуточные: буржуазно-демократическая, тяготеющая к рыночной и автократическая, тяготеющая к этатистской, политические культуры. существующая в том или ином обществе политическая культура адекватна наличной политической системе. Она сама – часть политической системы и одновременно ее отражение. Чтобы изменить политическую культуру следует изменить политическую систему. Однако, – легко сказать. Но как изменить политическую систему, не изменяя политическую культуру?! 4. Политическая культура современной россии:
Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 485; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |