КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция 4. Природа власти и политическое господство
Вопрос о власти - это квинтэссенция фундаментальной политологии. Власть- это концентрированное целое общества в его многообразии, представленное в конкретной форме единичного, особенного. Власть - это индивидуальное выражение целого. Вот почему уже в древности понятие власти обожествлялось (например древнегреческое слово - “архэ” означало одновременно власть-главенство и первопричину, первоначало). Это указывает на глубокий мировоззренческий смысл этого понятия. Однако, уже в древности подметили внутреннюю противоречивость, двойственность феномена власти - это и благо и очень часто - зло. Отсюда берет начало культурная традиция - любить власть и ненавидеть власть одновременно. И сегодня миллионы соотечественников не знают ответа на вопрос - кому принадлежала и принадлежит власть в стране: народу или господствующему классу, номенклатуре или мафии, элите экономическому или политической истеблишменту. Эта трудность связана с тем, что природа власти противоречива. С одной стороны, она призвана выражать интересы целого (всех), а с другой стороны - по способу своего существования она слишком конкретна, индивидуальна и в силу этого легко подвержена влиянию частных интересов. Универсальные орудия власти оказываются в руках корыстных политических сил, на деле противопоставляющих свои интересы интересам других и интересам целого. Но в самом общем виде власть предстает, как средство достижения порядка и согласия между людьми, как инструмент регулирования и управления в обществе.
В зависимости от мировоззрения человека различают следующие источники власти (ср. с источниками прав человека): * от Бога; * от естества природы; * от индивида (биологические и духовные источники власти); * от общества, как особой реальности.
Власть предстает в единстве 3-х ипостасей: 1) Власть, как воля, как потенциал, как готовность к действию, как первоначало, как сущностное единство целого (Гегель, Маркс, Ницше); 2) Власть, как реальная сила, инструмент или средство реализации воли (Гоббс, Вебер); 3) Власть, как интегральное свойство социальной системы, направленное на поддержание ее целостности, на комбинацию, регуляцию элементов, то есть нечто витающее и по-своему неуловимое (Хабермас). Здесь просматривается определенная аналогия с Божественной Троицей в ипостасях Бога - Отца, Бога-Сына и Святого Духа. Власть (по Хабермасу) - это макромеханизм опосредования между публичной и частной жизнью. Он, наряду с деньгами, обеспечивает воспроизводство естественных каналов - коммуникаций между политическими субъектами. Хабермас выделяет два аспекта функционирования власти: 1) власть, непосредственно рождающаяся из коммуникационного естества общественных связей; 2) административно оформленная власть - власть, как институт. Стабильность общества зависит от гармонизации отношений между ними. Возникает проблема соотношения власти и денег. Например, Б.Констан утверждает, что “деньги - есть самое опасное оружие деспотизма, вместе с тем, и самая крепкая узда для него”. Это говорит о двух моментах: Механизмы власти и денег различны: первый действует в системе публичных отношений, второй в системе приватных отношений гражданского общества. Но в то же время они взаимно дополняют друг друга и образуют единый феномен власти. Следовательно, чем больше один из них, тем меньше другой. Там, где власть денег абсолютна, публичная власть отходит на второй план (модель дикого капитализма) и, наоборот, там, где фактор денег, как стороны в системе властных отношений, пытаются свести к минимуму или вовсе устранить, появляется абсолютизм публичной власти, который вынуждено приобретает деспотический характер (модель дикого социализма). Власть - это орудие укрощения или недопущения хаоса общественной системы. Чем больше хаоса, неупорядоченности в обществе, тем власть более жесткая и решительная, вплоть до элементов прямого насилия. Н. Бердяев в книге “Философия неравенства” пишет: “Первый насильник, образовавший власть в хаосе, установивший различия, поставивший цели - был благодетелем человечества”. Таким образом, выделение власти, как особого механизма общественной организации, связано с появлением элементов хаоса и неупорядоченности, неспособности к саморегуляции в общественной системе. Вот, почему тот хаос, который постиг Россию в 1917 г. мог быть преодолен лишь в рамках предельно жесткой политической власти, на которую в тех условиях мало кто был способен. Политическая власть характеризуется реальной способностью проводить свою волю в жизнь, как в отношении отдельных элементов общественной системы, так и общества в целом. При этом политическая власть действует через свои публичные институты и организации. Возникает вопрос о видах и ресурсах власти. Виды и ресурсы власти Власть - это единство воли и средства. Воля - это единство цели и стремления ее достижения. Средства - это конкретные ресурсы власти, то есть реальные рычаги воздействия на общество. Различают следующие ресурсы власти: * административно принудительные (силовые) ресурсы власти; * экономические ресурсы (деньги); * социальные ресурсы (социальный статус, престиж, обеспечение); * культурно-информационные ресурсы; * демографические ресурсы (ресурсы народонаселения и их параметры). На базе каждого из ресурсов власти возникает тот или иной вид власти: политическая, экономическая, социальная, культурно-информационная и демографическая власти. Они находятся во взаимодействии и требуют регуляции. Эту функцию и выполняет прежде всего политическая власть. Вот почему политическая власть называется интегральной (объединительной). Все прочие виды власти могут выступать ее ресурсами. Существует проблема взаимодействия властей в обществе. В зависимости от того, как она решается, появляются тенденции монополизма власти или плюрализма властей.
Признаки политической власти: публичность, верховенство (централизм), легальность, легитимность, эффективность.
Все они реализуются через диалектику субъектов и объектов власти, функциональность актуальных и номинальных носителей власти.
Субъекты и объекты власти Субъекты и объекты власти в единстве с ресурсами и средствами власти образуют структуру властных отношений. Различают четыре уровня функционирования субъектов и объектов власти:
1 - ЛИДЕРЫ 2 - ЭЛИТЫ 3 - ОРГАНИЗАЦИИ И ИНСТИТУТЫ 4 - НАРОД (МАССЫ), КАК ИСТОЧНИК ВЛАСТИ
Субъектное качество власти одно, но оно распределяется между различными субъектами, которые в зависимости от обстоятельств могут выступать и объектами власти. Текучесть субъективного качества власти определяет драматизм властных отношений. Ведь в самых диктаторских формах правления народ остается субъектом власти, его источником, хотя удельный вес властных полномочий в каждом человеке в отдельности минимален и мимолетен. Все субъекты власти находятся во взаимосвязи и взаимодействии. Если преобладает роль лидера в политической системе, то появляется автократическая тенденция власти. Если преобладает роль элиты, противопоставляющей себя другим субъектам власти, то появляется олигархические тенденции власти. Если преобладает народ, как субъект власти, то появляются тенденции к самоуправлению и подлинной демократии. Но если при этом народ не достаточно организован в себе социально и национально или встречает ожесточенное сопротивление избранным программам действия со стороны какой-либо своей части или извне, то появляется тоталитарная модель организации субъекта власти. Субъект власти - это источник реализации власти. Это та клавиша, на которую нажимает в данный момент субъектное качество власти, разыгрывая свою партитуру властных отношений. Само же субъектное качество власти, выступая интегральной характеристикой общественной целостности, остается скрытым и лишь угадывается по действиям множества субъектов власти. Объект власти - это то, на что направлено воздействие власти. Главное качество субъекта - это способность воздействовать на других. Главное качество объекта - это способность к подчинению, готовность принимать воздействие, переплавляя его, если нужно, в ответное воздействие, в качество я - субъекта, противостоящее он - субъекту. Таким образом, диалектика субъект-объективного отношения принимает в политике форму субъект-субъективного отношения. Средства, орудия осуществления власти, действующие на стороне субъекта власти: авторитет личности, убеждение, авторитет традиций, право (закон), манипулирование, принуждение, насилие. На стороне объекта действует система мотивации к подчинению: страх, привычка, традиция, интерес, понимание необходимости к подчинению, авторитет (обычно авторитет внушают качества учености, деловой хватки, публичного статуса, а также моральной чистоты и религиозной святости). Различают два типа готовности к подчинению, два образа свободы: * установка на дифференциацию свободы и подчинения, - свобода от... свобода, как независимость от внешнего диктата; * установка на идентификацию подчинения и свободы, готовность видеть свободу в самом подчинении целому, - свобода для... свобода, как Служение. Мотив идентификации с властью возникает, как результат интеграции нескольких мотивов к подчинению - это интерес (прямая заинтересованность), убежденность в необходимости подчинения и авторитет в единстве его составляющих - идеалы, традиции и убеждения (пример идентификации - добровольное служение отечеству и его символам). Человек обретает внутреннюю свободу через свою самоидентификацию с властвующим субъектом или, напротив, через свою оппозицию к нему. Идентификацию можно понимать, как благо и как зло. Существует положительный пример самоидентификации, о которой писал Гегель, когда человек обретает свободу через слияние с моральным целым живой общественности, когда это слияние не навязано ему суммой негативных социальных обстоятельств, а возникает органически от осознания своего единства с обществом, с единой человеческой сущностью. Это находит свое законченное выражение во внутреннем качестве личности в человеке, его способности нести в себе образ целого, общества, других людей. Отрицательный пример идентификации - отношение вождь-масса. Абсолютизация первого типа подчиненности (через дифференциацию) способна привести к ограниченному пониманию свободы, как свободы от чего-либо, вместо более широкого понимания свободы для чего-либо. Это особенно характерно для абстрактно-либеральной идеологии с ее установкой на частнособственническое обособление всего и вся. Политическое господство Политическая власть реализует себя в форме политического господства, которое нужно отличать от деспотизма. Политическое господство - это норма, а деспотия - отклонение от нормы. Политическое господство - это такая организация политической власти, которая достигает стабильности принятых (легализованных) ценностей и форм их реализации. Отсутствие политического господства приводит к анархии, хаосу и, как реакция на них - к деспотии.
-?!- Сравни понятия политического господства и классового господства: в чем их общность и различие? Легитимность власти Прочность и устойчивость власти зависит от ее легитимности. Легитимность власти - это признание политической власти, ее господства со стороны граждан.
-?!- Ответь на вопрос: была ли легитимной советская власть - по форме и по существу?
М. Вебер выделяет три классических типа легитимности, которым соответствуют три типа политического господства: Традиционная легитимность - следование традиции. (Характерно, что в традиционном обществе при смене династий решающую роль в легитимации нового монарха принадлежала церкви.) Харизматическая легитимность - вера в личность лидера, в его “божественные качества”, способность внушать авторитет. (Характерна для автократических режимов.) Рационально-правовая легитимность или демократическая - соблюдение формальных демократических процедур избрания политического лидера и господствующей политической силы. Различают формальную и содержательную легитимность. Например, при смене общественного строя соблюсти формальную легитимность почти невозможно. И тогда вступает в права содержательная легитимность.
Эффективность (результативность) политической власти Это одна из центральных характеристик властных отношений. Эффективность политической власти - это способность достигать намеченных целей. Иногда в условиях общественного хаоса, анархии ценность эффективности власти оказывается выше ценности ее легитимности. Тогда нелегитимность, как бы восполняется или оправдывается эффективностью, способностью власти быстро и решительно разрешить насущные проблемы общественной жизни.
-?!- Сравни ситуацию октября 1917 года и сентября 1993 года с точки зрения соотношения легитимности и эффективности власти. Как проявились при этом формальная и содержательная легитимность власти?
Сущность политической власти В современной политологии сохраняется несколько вариаций и подходов к осмыслению феномена власти, ее генезиса, ее первопричины: * Биологический подход понимает власть, как органическая характеристика живого существа (не только человека), например, инстинкт доминирования в животном сообществе. Социал-дарвинизм - разновидность биологического подхода к обществу в аспекте его эволюции и переноса идеи борьбы видов на социальный процесс, на идею классовой борьбы. * Антропологический подход рассматривает власть, как характеристику человека вообще, независимо от каких-либо исторических и социальных особенностей. Всякая власть понимается, как политическая, даже власть в семье. * Психологический подход характеризует власть на уровне психологических механизмов межличностных отношений господства и подчинения, рассматривает особенности психологической склонности к власти и к властвованию и, наоборот, к отторжению и нелюбви к власти и властвованию. * Социологический подход характеризует власть в системе отношений между социальными группами. Власть, как механизм влияния одной социальной группы на другую, как способ согласования - добровольного или силового - частных и общественных интересов, как интегральная характеристика социального целого, способная инструментально оказывается в руках части. * Философский подход (наиболее характерный для традиции немецкой классической мысли) рассматривает власть, как духовный синтез, как волю к воздействию на других людей с целью разумной организации общества и действующую с помощью авторитета, права или насилия. На этом основании философский подход стремится синтезировать все остальные, вычленяя лишь особый духовный феномен власти: как изначальный - у идеалистов, как производный от социальности и всего остального - у материалистов. * Теологический подход стремится представить феномен власти в качестве Божественного духовного эпицентра Вселенной, который представительствует на Земле в качестве слабого прообраза подленника. Подведем некоторые итоги. В самом общем виде власть - это внутренняя интенция (стремление) социальной системы к самосохранению в условиях общеисторической тенденции к социальной дифференциации, а порой и прямой разинтеграции и хаоса. Эта общая устремленность социальной системы осознается людьми, как некий дух, как воля, которая находит свое концентрированное выражение в отдельных личностях, группах или вещах (см. например, анализ товарного фетишизма у Маркса), а также в Божественных образах.
Исторические типы традиционализации феномена власти: Религиозно-авторитарная традиция. Сначала - это культ власти предков, затем богов, Бога и его наместника на Земле, будь то в качестве Папы Римского, Патриарха (главы церкви) или монарха (главы светской власти): политическая власть как духовная всеобщность. Либерально-демократическая традиция. Вычленение в рамках общественной организации “гражданского общества” и разделение некогда единого образа власти на власть денег (в системе гражданского общества) и собственно политическую власть: власть как частичность. Коммунитарная традиция - промежуточная между первой и второй - авторитарно-тоталитарная, когда от религиозной святости первой формы кристаллизации власти ушли, а до второй - секуляризированной - еще не дошли, когда монархия утратила свой ореол божественности, а демократия еще не создала достаточную экономическую и социальную базу для себя: власть как инструментальная всеобщность. Интегральная традиция - стремится к универсальному синтезу трех предыдущих традиций. Типология субъектов власти Базовым субъектом политической власти выступает народ - отсюда понятие народовластия, как органического источника власти. Инструментальным субъектом политической власти выступают организации и институты (партии и движения, государство и право) - отсюда способность чиновника, бюрократа, отождествлять себя с той организацией, которую он представляет, отсюда и значимость аппарата, как автономного субъекта политической власти. Центральным субъектом политической власти выступают политические элиты и их лидеры: именно в них достигается наибольший удельный вес властных полномочий, их повседневная актуализированность.
Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 438; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |