Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 4.2. Ценообразование




Важнейшими категориями рыночной экономики являются цена и ценообразование.

Цена – это денежное выражение стоимости товара.

Ценообразование – это процесс формирования цен, определение их уровней и соотношений.

В рыночной экономике действует множество законов, но для установления цены наиболее важными являются

- закон стоимости,

- закон спроса,

- закон предложения,

- закон рыночного ценообразования.

Закон стоимости прежде всего проявляется в том, что в условиях свободного рынка и конкуренции цены отображают общественно необходимые затраты труда.

Обратная связь между ценой и величиной спроса называется законом спроса, а прямая связь между ценой и количеством предлагаемой продукции – законом предложения.

Закон рыночного ценообразования проявляется в следующем

- цена стремится к такому уровню, при котором спрос равен предложению;

- если под влиянием неценовых факторов, например, мода, возрастает спрос при неизменном предложении или уменьшается предложение при неизменном спросе, то цена возрастает;

- при неизменном предложении уменьшение спроса или при неизменном спросе увеличение предложения ведет к понижению цены.

Особенно важным понятием в рыночном обмене является равновесная цена, т. е. цена, уравновешивающая спрос и предложение в результате действия конкурентных сил.

Покажем графически равновесную цену и перечисленные выше законы. На

 
 

рисунке D – спрос,S – предложение, P – цена, Q – количество спроса или предложения (объем), Е – точка равновесия.

Е – точка равновесия, т. е. объем спроса равен объему предложения и цена предложения равна цене спроса.

В условиях рыночных отношений механизм ценообразования проявляется через цены, их динамику. Существуют 2 важнейших фактора, под воздействием которых формируется динамика цен: стратегический и тактический.

Стратегический фактор проявляется в том, что цены образуются на основе стоимости товаров и подвержены изменениям вокруг стоимости. Данный фактор ставит в более выигрышные условия те предприятия, у которых издержки производства на единицу продукции ниже, чем у конкурентов.

Тактический фактор проявляется в том, что цены на конкретные товары и услуги формируются под влиянием конъюнктуры рынка и по этой причине они могут часто меняться (в течение нескольких дней, часов). Здесь в выигрыше оказываются те предприятия, которые умеют с пользой для себя оперативно пользоваться конъюнктурой рынка.

Функции цены:

o Учетная – для измерения товарной продукции, объема капитальных вложений, заработной платы, прибыли, рентабельности производства и других показателей.

o Стимулирующая – то есть стимулирует снижение трудовых и денежных затрат.

o Распределительная.

В зависимости от того, какой признак взят для классификации, все виды цен можно разделить на различные группы.

Ценовая система – это единая упорядоченная совокупность различных видов цен, обслуживающих и регулирующих экономические отношения между различными участниками национального и мирового рынков.

Ценовая система:

1) по характеру обслуживаемого оборота:

- оптовые цены покупки и продажи. Оптовой считается цена, по которой предприятия реализуют произведенную продукцию другим предприятиям, сбытовым организациям обычно крупными партиями (оптом). К числу оптовых относят закупочные и биржевые цены.

- розничные цены – это цены продажи индивидуальному или мелкооптовому потребителю, преимущественно населению.

2) в зависимости от государственного воздействия, регулирования:

- свободные (рыночные) – цены, устанавливаемые производителями продукции и услуг на основе спроса и предложения на данном рынке. Сюда относятся цена спроса, цена предложения, цена производства. Цена спроса – цена, которая складывается на рынке покупателя. Цена предложения – цена, которая указывается покупателем. Цена производства – цена, определяемая на основе издержек производства с добавлением средней прибыли на весь авансированный капитал.

- регулируемые цены – это цены, устанавливаемые соответствующими органами управления. В числе регулируемых цен выделяют предельные цены – это такие цены, выше которых предприятия не могут устанавливать цену своей продукции и услуг, и фиксированные цены – это цены, устанавливаемые на определенном уровне, изменение которых возможно только по решению органа или субъекта рынка, утвердившего их.

3) по способу установления, фиксации различают:

- твердые цены (постоянные) – это такие цены, которые устанавливаются в момент договора и не меняются в течение всего срока поставки.

- подвижные цены – такая цена, когда в договоре предусмотрено, что цена, фиксированная в момент заключения договора, может быть пересмотрена в дальнейшем, если к моменту исполнения договора рыночная цена изменится.

- скользящие – это цены, исчисляемые в момент исполнения договора путем пересмотра первоначальной договорной цены с учетом изменений в издержках производства за период времени, необходимый для производства продукции.

4) по способу получения информации об уровне цен:

- публикуемые цены – это цены, сообщаемые в специальных и фирменных источниках информации.

- расчетные цены – это цены, которые рассчитываются и обосновываются поставщиком для каждого конкретного заказа с учетом технических и коммерческих условий заказа.

5) с учетом фактора времени различают

- постоянные цены, срок действия которых заранее определен;

- сезонные цены, срок действия которых определен периодом времени;

- ступенчатые цены – ряд последовательно снижающихся цен на продукцию в заранее обусловленные моменты времени по предварительно определенной шкале.

6) мировые цены – это цены, по которым проводятся крупные экспортные и импортные операции, достаточно полно характеризующие состояние международной мировой торговли конкретными товарами.

По сфере обслуживания национальной экономики:

§ Оптовые цены на продукцию промышленности;

§ Закупочные цены на продукцию сельского хозяйства;

§ Цены на продукцию строительства;

§ Тарифы транспорта;

§ Цены на потребительские товары;

§ Тарифы на услуги;

§ Внешнеторговые цены (экспортные и импортные).

По степени участия государства в ценообразовании:

§ Рыночные цены (свободные, монопольные, демпинговые);

§ Регулируемые (фиксированные и предельные).

По стадиям ценообразования:

§ Оптовые цены изготовителя;

§ Оптовые отпускные цены;

§ Оптовые цены закупки;

§ Розничные цены.

По транспортной составляющей в цене:

§ Цены франко-склад поставщика;

§ Цены франко-станция отправления;

§ Цены франко-вагон станция отправления;

§ Цены франко-вагон станция назначения;

§ Цены франко-склад потребителя.

По характеру ценовой информации:

§ Цены фактических сделок;

§ Аукционные цены;

§ Биржевые цены;

§ Справочные цены;

§ Ценовые индексы (индивидуальный и свободный).

Ценовые методы – это способы формирования цен на товары и услуги. Они могут быть представлены в виде следующей системы.

Наиболее распространенными методами ценообразования на предприятии являются следующие:

1.Метод «средние издержки плюс прибыль».

2.Метод анализа безубыточности и обеспечения целевой прибыли.

3.Медот установления цены на основе ощущаемой ценности товара.

4.Метод установления цены на основе текущего уровня цен.

5.Метод установления цены на основе закрытых торгов.

Самым простым методом ценообразования считается метод «издержки плюс прибыль», когда на себестоимость товара начисляется определенная наценка.

Недостатки метода:

- данный метод не позволяет найти оптимальную для предприятия цену, так как не учитывает текущий спрос и конкуренцию.

Достоинства метода:

- продавцы имеют о себестоимости больше достоверной информации, чем о спросе, поэтому им не придется часто корректировать цены в зависимости от колебаний спроса

- если этим методом пользуется большинство предприятий отрасли, то их цены близки к среднеотраслевым, а конкуренция сводится к минимуму

- метод считается наиболее справедливым по отношению к покупателям, и к продавцам, так как при высоком спросе продавцы не наживаются за счет покупателей

Метод расчета цен на основе анализа безубыточности и обеспечения целевой прибыли предполагает использование графика безубыточности и установления такой цены, которая позволит получить желаемый объем прибыли на вложенный капитал.

Метод установления цены на основе ощущаемой ценности товара в современных предприятиях находит все большее применение. Основным фактором ценообразования считаются не издержки, а покупательское восприятие. При этом необходимо определить, кокой товар является ценным (нужным) для покупателя. При использовании данного метода предприятие исходит из того, что потребитель определяет соотношение между ценой товара и его ценностью и сравнивает это соотношение с такими же показателями для аналогичных товаров, выпускаемых другими предприятиями.

Метод установления цены на основе текущих цен заключается в том, что назначая цену на свой товар, предприятие ориентируется на цены конкурентов и мало внимания обращает на показатели собственных издержек производства.

Установление цены на основе закрытых торгов применяется в процессе конкурентной борьбы, когда предприятие желает завоевать контракт, а это возможно, если запрашиваемая цена ниже, чем у других продавцов.

Цены дифференцируются по ряду критериев: по степени участия государства в ценообразовании, по стадиям ценообразования, по транспортной составляющей в цене, по характеру ценовой информации.

Любая цена включает в себя определенные элементы. При этом в зависимости от вида цены состав этих элементов может меняться.

Соотношение отдельных элементов цены, выраженное в процентах или долях единицы, представляет собой структуру цены.

Предприниматель нуждается в информации о ценовой эластичности, которая характеризует реакцию величины спроса на изменение цены и определяет, на сколько процентов изменится величина спроса на товар при изменении цены на один процент. Степень ценовой эластичности выражается коэффициентом эластичности:

, или ,

где Q1 – объем продаж по старым ценам; Q2 – объем продаж по новым ценам; P1 – старая цена; P2 – новая цена.

Спрос считается эластичным при Эс > 1, цену повышать не следует.

Под ценовой конкуренцией понимают вид конкурентной борьбы посредством изменения цен на товары. Постоянное совершенствование производства и снижение себестоимости являются основными условиями успеха в ценовой конкуренции.

Состав и структура цены

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 2328; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.03 сек.