Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 4.3. Прибыль и рентабельность




Прибыль предприятия является важнейшим показателем эффективности его деятельности, источником финансирования производственных и социальных расходов, дополнительного вознаграждения работников.

Предприятие получает прибыль, если выручка превышает себестоимость. Поэтому в общем случае величина прибыли рассчитывается как разница между выручкой от реализации товара (работ, услуг) и затратами на производство продукции (себестоимостью).

Прибыль – основной источник финансовых ресурсов предприятия, связанный с получением валового дохода.

Валовой доход предприятия – выручка от реализации продукции (работ, услуг) за вычетом материальных затрат, то есть включающий в себя оплату труда и прибыль.

Выручка от реализации товаров, работ, услуг – это сумма денежных средств, полученных предприятием за произведенную продукцию, выполненные работы, оказанные услуги. Это главный источник средств для возмещения затрат и обоснования доходов предприятий. Выручка – это не доход, а источник покрытия затрат.

На предприятии рассчитывают несколько видов прибыли

Валовая прибыль – разница между выручкой от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и других аналогичных платежей) и себестоимостью проданных товаров, продукции, работ, услуг.

Валовая прибыль, уменьшенная на величину коммерческих и управленческих расходов (расходов, связанных с реализацией продукции), представляет собой прибыль (убыток) от продаж (реализации).

Прибыль (убыток) от продаж, увеличенная на величину прочих доходов и уменьшенная на величину прочих расходов, является прибылью (убытком) до налогообложения.

В состав прочих доходов входят:

- проценты, полученные по договорам займа, кредита, банковского вклада,

- внереализационные доходы,

- прочие операционные доходы.

В состав прочих расходов входят:

- проценты к уплате по договорам займа, кредита,

- внереализационные расходы,

- прочие операционные расходы.

После уплаты налога из прибыли до налогообложения формируется чистая прибыль предприятия. Сумма налога на прибыль определяется произведением налогооблагаемой прибыли на ставку налога на прибыль. Чистая прибыль остается в распоряжении предприятия и используется для технического его совершенствования, расширения производства и социального развития.

В формализованном виде балансовая прибыль определяется по формуле:

,

где Ппр – прибыль от реализации продукции (работ, услуг);

Ппр=В – Сс (здесь В – выручка от реализации продукции (работ, услуг); Сс – затраты на производство и реализацию продукции (работ, услуг);

Прмц – прибыль от реализации иных материальных ценностей;

Пво – доходы от внереализационных операций, уменьшенные на сумму расходов по этим операциям.

Согласно НК РФ прибыль является обобщающим показателем хозяйственной деятельности предприятия и в общем виде представляет собой чистый доход предприятия, полученный из выручки от реализации продукции (работ, услуг) и других финансовых результатов деятельности после возмещения материальных затрат и выделения средств на оплату труда. Необходимо различать балансовую (валовую) и чистую (остаточную) прибыль.

Пдо н/о – прибыль до налогообложения (то есть бухгалтерская прибыль, ее также называют балансовой или валовой прибылью предприятия);

Ппрод – прибыль от продаж;

Д – доход;

ОД – операционный доход;

ОР – операционный расход;

ВНД – внериализационные доходы;

ВНР – внериализационные расходы.

Согласно статье 265 (Внериализационные расходы) пункт 14 «расходы в виде сумм штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных или долговых обязательств, а также в виде сумм на возмещение причиненного ущерба» штрафы, пени, неустойки за нарушение хозяйственных договоров относятся к внериализационным расходам.

Выплачиваются они из валовой прибыли.

В – выручка; Сс – себестоимость; УК – управленческие расходы; КР - коммерческие расходы; ТН – торговые надбавки (например, НДС).

Пн/о – прибыль налогооблагаемая; К – корректировки.

Сн/п – ставка налога на прибыль.

ЧП – чистая прибыль;

НПР – налог на прибыль; Ш – обязательства по штрафам; ЧД – чрезвычайный доход; ЧР – чрезвычайный расход.

Распределение чистой прибыли предприятия приведено на рисунке.

 
 

Для определения основных направлений поиска резервов увеличения прибыли, факторы, влияющие на ее получение, классифицируют по различным признакам.

Абсолютный размер прибыли характеризует экономический эффект. Эффективность деятельности предприятия определяется рентабельностью.

Рентабельность – это доходность, прибыльность предприятия; показатель экономической эффективности производства промышленного предприятия, который отражает конечные результаты хозяйственной деятельности. Ее рассчитывают как отношение балансовой прибыли к среднегодовой стоимости основного капитала и нормируемых оборотных средств. Различают два вида рентабельности: рентабельность, рассчитанная на основе балансовой (общей) прибыли, и рентабельность, рассчитанная на основе чистой прибыли.

Различают следующие виды рентабельности:

— Рентабельность производства определяется по формуле:

,

где ОПФ – среднегодовая стоимость основных производственных фондов, руб.; НОС – норматив оборотных средств, руб.

— Рентабельность реализованной продукции определяется по формуле:

.

— Рентабельность производственной деятельности (окупаемость издержек) – исчисляется путем отношения прибыли к сумме затрат по реализованной продукции: ,

где П – прибыль предприятия (валовая, налогооблагаемая, чистая); Сс - полная себестоимость реализуемой продукции.

— Рентабельность продаж – исчисляется отношением прибыли от реализации продукции к сумме полученной выручки;

— Рентабельность капитала – отношение прибыли к среднегодовой стоимости всего инвестиционного капитала или отдельных его слагаемых: собственного, заемного, перманентного, основного, оборотного и др.

Резервы повышения рентабельности

Рост прибыли за счет увеличения объема производства и реализации продукции определяется по формуле:

,

где Q1, Q0 – объем реализованной продукции соответственно в отчетном и базисном периоде, руб.;

Прп 0 – прибыль от реализации продукции в базисном периоде.

Рост (снижение) уровня общей рентабельности в результате изменения балансовой прибыли определяется по формуле:

.

Увеличение (уменьшение) прибыли в результате изменения уровня общей рентабельности определяется по формуле:

.

Тема 4.4. Финансы организации (предприятия)

Финансовые ресурсы предприятия – это денежные средства, имеющиеся в распоряжении предприятия и предназначенные для осуществления текущих затрат и затрат по расширенному воспроизводству, для выполнения финансовых обязательств и экономического стимулирования работников. Финансовые ресурсы направляются также на содержание и развитие объектов непроизводственной сферы, потребление, накопление, в специальные резервные фонды и др.

Формирование финансовых ресурсов осуществляется за счет целого ряда источников. На основе права собственности различают две крупные группы источников:

· собственные средства: уставной капитал, добавочный капитал, резервный капитал, фонды накоплений, целевые финансирования и поступления, нераспределенная прибыль прошлых лет, прибыль отчетного года,

· заемные средства: долгосрочные кредиты банков, долгосрочные займы, краткосрочные кредиты, краткосрочные займы.

Наиболее распространена более детальная классификация: собственные и приравненные к ним средства, ресурсы, мобилизуемые на финансовом рынке, денежные поступления, поступающие в порядке перераспределения.

Финансовые ресурсы формируются главным образом за счет прибыли (от основной и других видов деятельности), а также выручки от реализации выбывшего имущества, устойчивых пассивов (уставный капитал, резервный фонд, долгосрочные займы, кредиторская задолженность) и др.

Значительные финансовые ресурсы могут быть мобилизованы на финансовом рынке. Формами их мобилизации являются различные виды ценных бумаг, доходы от финансовых операций и др.

Предприятия могут получать финансовые ресурсы от ассоциаций и концернов, в которые они входят, от страховых организаций и др.

Использование финансовых ресурсов предприятия осуществляется по следующим направлениям:

· текущие затраты на производство и реализацию продукции (работ, услуг);

· инвестирование средств в капитальные вложения, связанные с расширением производства и его техническим обновлением, использованием нематериальных активов;

· инвестирование финансовых ресурсов в ценные бумаги;

· платежи финансовой, банковской системам, взносы во внебюджетные фонды;

· образование различных денежных фондов и резервов;

· благотворительные цели, спонсорство и др.

Финансовые вложения. Временная стоимость денег

Потребность предприятия в финансовых ресурсах проявляется в 2-х видах:

- вложение в долгосрочные активы, или инвестиции;

- средства для финансирования текущей деятельности.

Инвестиции – это долгосрочные или среднесрочные вложения в активы с целью получения прибыли. С экономической точки зрения инвестиции рассматриваются как накопление основного и оборотного капитала. С финансовой точки зрения инвестиции – это замораживание ресурсов с целью получения доходов в будущем периоде. С бухгалтерской точки зрения ­ это объединение произведенных капитальных затрат в одну или несколько статей активов и пассивов баланса.

Классификация инвестиций:

· по натурально-вещественному воплощению:

- материальные,

- нематериальные,

- финансовые,

· по назначению:

- прямые, направленные на приобретение основных и оборотных средств,

- портфельные, предназначенные для покупки ценных бумаг,

· по источникам финансирования:

- собственные,

- заемные,

· по происхождению:

- национальные,

- иностранные,

· по срокам существования:

- долгосрочные,

- среднесрочные,

- краткосрочные,

· по объекту:

- производственные,

- непроизводственные.

Инвестированные сегодня средства должны в будущем принести прибыль. Поэтому временная стоимость денежных средств – важный момент, который нужно учитывать при принятии решения по финансированию или инвестированию. На практике определение временной стоимости денег осуществляется на основе вычисления сложного процента, используемого для установления будущих результатов инвестирования.

Та сумма денежных средств, которую необходимо вложить сегодня, называется текущей стоимостью денежных средств (), а сумма денежных средств, которую можно будет получить по окончании периода инвестирования, называется будущей стоимостью ().

Будущая стоимость инвестиций, рассчитанная по методу начисления сложных процентов (т. е. начисление процентов на уже наращенную сумму денежных средств), выглядит следующим образом:

,

где – ставка процента за период инвестирования (месяц, квартал, год);

– период времени, в течение которого осуществляется инвестирование.

Из данного уравнения можно выразить текущую стоимость денежных средств:

.

Временная стоимость денежных средств позволяет сравнивать денежные суммы в разное время: определять будущую стоимость в ценностях сегодняшнего дня и текущую стоимость в ценностях завтрашнего дня.

Процесс приведения будущей стоимости к текущей называется дисконтированием, а текущей стоимости к будущей компаундингом.

 

РАЗДЕЛ 5. ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ (ПРЕДПРИЯТИЯ)

 

Тема 5.1. Планирование деятельности организации (предприятия)

Любой процесс управления производством независимо от его объема, назначения и формы собственности представляет собой единство пяти функций управления: организация, планирование, мотивация, координация, контроль.

Планирование – важнейшая функция управления, на которой:

Ø определяются цели деятельности;

Ø устанавливаются необходимые средства для достижения этих целей;

Ø определяются методы (пути) реализации этих целей.

Выделяют два подхода к планированию:

Ø управленческий;

Ø общеэкономический.

Общеэкономическое понимание планирования вытекает из его сущности - умения предвидеть цели организации. Управленческое понимание планирования связано с принятием оперативных решений, вытекающих из повседневных задач, реализующих цели управления, т.е.

Планирование – это процесс формирования образа будущего (далекого или близкого) и принятие решений для успешного функционирования организации.

План – это система взаимосвязанных, объединенных общей целью заданий, обеспечивающих реализацию целей производственной системы.

А.Файоль определил четыре основных принципа планирования, назвав их «общие черты хорошей программы действия»:

Ø единство;

Ø непрерывность;

Ø гибкость;

Ø точность.

Позднее, современный ученый-экономист Р.Акофф назвал еще один принцип – участие.

Принцип единства предполагает, что планирование в организации имеет системный (комплексный) характер; это означает единство целей как для вертикальной управленческой иерархии, так и горизонтальных связей.

Принцип участия рассматривается в тесной связи с принципом единства. Он означает, что работник предприятия независимо от занимаемой и выполняемой функции становится участником планируемой деятельности.

Принцип непрерывности означает, что процесс планирования во времени должен быть непрерывным исходя из следующих предпосылок:

Ø изменение внешней среды может носить непредсказуемый характер и потребует корректировок плана;

Ø не всегда возможно предусмотреть изменение во внутренней сфере.

Принцип гибкости заключается в необходимости предусматривать при составлении планов определенные производственные резервы. Величина резервов зависит от уровня профессиональной компетентности плановиков. Они должны быть достаточными для достижения поставленной цели, не завышенными или заниженными.

Принцип точности связан с понятием «эффективности» плана и принципом гибкости, т.е. планы должны быть максимально приближены к существующим возможностям предприятия.

Типы внутрифирменного планирования

Тип планирования определяется следующими признаками:

Ø степенью неопределенности планирования;

Ø временной ориентации целей;

Ø горизонтом планирования.

При полной предсказуемости внешней и внутренней среды тип планирования относится к детерминированному. Планирование в условиях полной неопределенности результатов относят к вероятностному (стохастическому) типу.

Временная ориентация целей планирования определяет четыре типа планирования:

Ø реактивное;

Ø инактивное;

Ø преактивное;

Ø интерактивное.

Реактивное планирование – планирование, нацеленное на использование опыта прошлого. Сторонники такого подхода исключают возможность правильного предвидения будущих событий и склонны преувеличивать прошлые достижения. Такой подход возможен и целесообразен при устойчивой внешней и внутренней среде.

Инактивное планирование - полное удовлетворение настоящим. Инактивисты стремятся в максимальной степени сохранить существующий метод принятия решения. В результате организация практически теряет способность приспосабливаться к изменениям.

Преактивное (предупреждающее) планирование – это полный противовес инактивному планированию. Оно направлено на поиск оптимального решения, выбор альтернатив развития. Ему идентично стратегическое планирование.

Интерактивное планирование в зарубежной практике принято называть идеальным. Оно предполагает создать такой прообраз будущего, параметры которого идеальны для производителя.

Горизонт планирования определяет временную направленность, продолжительность реализации целей планирования. Это долго-, средне-, краткосрочное планирование. Долгосрочное планирование охватывает длительные периоды времени. Среднесрочное планирование охватывает период от трех до пяти лет. Краткосрочный план охватывает короткий промежуток времени, до одного года. Это конкретные планы (документы), которые доводятся до всех внутризаводских подразделений.

 

Типы планирования

Признаки, определяющие тип планирования Характеристика типа планирования Примечание
Степень неопределенности планирования Детерминированная система Вероятностная система Среда полностью предсказуема Среда может меняться под влиянием каких-либо факторов
Временная ориентация идей планирования Реактивное планирование Инактивное планирование Преактивное планирование Интерактивное планирование Ориентация на прошлое Ориентация на настоящее Ориентация на будущее Идеальное
Горизонт планирования Долгосрочное Среднесрочное Краткосрочное До 10 – 15 лет 5 – 5 лет до одного года

 

Этапы планирования

Из принципов планирования вытекает, что это непрерывный процесс, предполагающий внесение коррективов в планы при появлении изменений во внутренней и внешней среде. Процесс планирования представлен в таблице.

Процесс планирования

Этап планирования Содержание этапа планирования
Прогнозирование Время, как далеко вперед мы пытаемся заглянуть. Направление, тенденции будущего и величина предполагаемых перемен.
Стратегический анализ Анализ внешних и внутренних факторов, определяющих конкурентоспособность предприятия на момент разработки плана.
Выбор варианта развития, формулировка целей и сроков их достижения Стратегическое планирование. Разработка плана развития предприятия на долгосрочную перспективу.
Выработка программы действий Среднесрочное и краткосрочное планирование.
Формирование бюджета Определение необходимых финансовых ресурсов и путей их обеспечения.

 

 

Взаимосвязь этапов планирования и их непрерывность представлена на рисунке.

 

 

Рисунок – Взаимосвязь этапов планирования и их непрерывность

Система планов предприятия

Результатом процесса планирования является система планов. Поскольку план – это документ, то на каждом этапе планирования составляется документ, соответствующий поставленным целям.

В связи с этим в практике планирования различают:

Ø проекты;

Ø стратегические планы;

Ø долгосрочные планы;

Ø среднесрочные планы;

Ø годовые планы;

Ø оперативные планы.

В переводе с греческого слово «прогноз» означает предвидение, предсказание о развитии чего-либо. Прогноз – это предположение о возможном состоянии объекта в будущем. В связи с этим на стадии прогнозирования может решаться вопрос даже об изменении миссии предприятия. На этом этапе составляются научно-технические и экономические прогнозы на основе опроса специалистов, исследования и научных разработок в области развития техники и технологии. На стадии прогнозирования составляются проекты, которые в общепринятом понимании не входят в систему планов, но являются основой для последующего стратегического планирования.

Стратегические планы определяются политикой предприятия, вытекающей из результатов стратегического анализа. Стратегия фирмы – это совокупность ее главных целей и основных способов их достижения.

Выявление главных целей устанавливается в результате изучения внешнего окружения, возможностей производственного потенциала предприятия. На этапе стратегического планирования уточняется правильность товарной стратегии, устанавливаются ее возможные альтернативы, соответствие внутрипроизводственных мощностей рыночным потребностям, необходимые инвестиции. На этом этапе обосновывается наиболее оптимальная программа развития. Как показывает опыт, как на зарубежных, так и на отечественных предприятиях данные о ранжировании основных целей деятельности фирмы свидетельствуют о приоритетности показателя прибыльности.

На основе выбора стратегического варианта развития предприятия составляются конкретные планы – долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные и оперативные. Совокупность этих планов, реализующих стратегию развития предприятия, называется тактическим планированием.

До настоящего времени в экономической литературе понятия «долгосрочное планирование» и «стратегическое планирование» рассматривались как идентичные. Долгосрочные планы имеют целью установление количественных характеристик на долгосрочную перспективу. Они носят характер документов и основаны, как правило, на экстраполятивном подходе, т.е. за точку отсчета принимается база. Так, ранее в долгосрочных планах, устанавливаемых до 20-ти лет, ставились задачи:

Ø довести объем производства до …..;

Ø увеличить производительность труда в ….. раз;

Ø увеличить фондоотдачу до …..;

Ø увеличить коэффициент сменности до 1,6 и т.д.

Долгосрочные планы устанавливаются на основе трех методов:

1. Метод экстраполяции трендов, т.е. перенос в будущее сложившихся тенденций развития предприятия. Целесообразен только в условиях детерминированной системы, предсказуемости факторов, оказывающих влияние на систему планируемых показателей деятельности. Используется, как правило, на сравнительно короткие периоды времени (не более 10-ти лет).

2. Метод экспертных оценок предполагает получение необходимых данных на основе опроса специалистов, научных и практических работников, имеющих опыт в исследовании конкретного вопроса. При привлечении к опросу большого количества специалистов данный метод называется «методом комиссий». На основании экспертного опроса строится модель прогнозируемого объекта и определяется система планируемых показателей на перспективу.

3. Эконометрическое моделирование основано на построении математической модели, отражающей влияние отдельных факторов на прогнозируемые показатели.

Таким образом, система планов предприятия может быть представлена рисунке.

 

Рисунок – Система планов предприятия

 

Краткосрочные планы, как правило, устанавливаются на один год. Ранее они разрабатывались по единой государственной системе на основе унифицированной методики Госплана СССР (техпромфинпланы предприятий). Оперативные планы разрабатываются на более короткие отрезки времени и доводятся внутризаводским подразделениям ежемесячно. Внутри цехов в оперативном планировании действует система календарно-плановых нормативов.

Методы планирования

Методы планирования – это совокупность способов и приемов, с помощью которых обеспечивается разработка и обоснование плановых документов. К ним относятся: нормативный, балансовый, программно-целевой, математический.

Нормативный метод основан на использовании плановой системы норм и нормативов по важнейшим направлениям функциональной деятельности предприятия.

Как отмечается в отечественном энциклопедическом словаре термин «норма» в переводе с латинского означает установленную меру, среднюю величину чего-нибудь. А норматив – это расчетная величина. В практике планирования и специальной экономической литературе нередко эти понятия путаются. Однако с учетом приведенного толкования в отечественной энциклопедии под нормой следует понимать абсолютно значение планируемого показателя (например, нормы расхода сырья, энергии, топлива, трудозатрат на единицу продукции и т.д.), а под нормативом – соотношение каких-либо показателей (например, выработка на одного работающего, фондоотдача, рентабельность и т.д.). Нормы и нормативы могут устанавливаться как на длительную перспективу, так и в краткосрочном планировании.

Балансовые методы используются для увязки внутризаводской потребности в комплектующих изделиях, полуфабрикатах собственного изготовления, литье, поковках и штамповках с их обеспечением собственным производством и по кооперации.

Принципиальная схема баланса (как в натуральном, так и денежном измерении) представлена в таблице.

Принципиальная схема баланса

Источники ресурсов Распределение ресурсов
1. Остаток на начало периода 1. Текущее потребление
2. Внешние поступления 2. Реализация на сторону
3. Внутренние резервы 3. Остаток на конец периода
ИТОГО ИТОГО
БАЛАНС БАЛАНС

 

Программно-целевой метод предполагает разработку целевых комплексных программ при реализации конкретной производственной задачи, вызванной необходимостью комплексного участия в ее решении работников различных функциональных подразделений предприятия.

Математические методы позволяют использовать экономико-математические модели (особенно при долгосрочном планировании) и вычислительную технику при научном обосновании планов и их оптимизации.

Все перечисленные методы при разработке планов используются в их взаимоувязке и взаимодополнении или независимо друг от друга при решении различных производственных задач.

Бизнес-планирование

Бизнес-планирование – явление относительно новое в экономике России, несмотря на то, что многие понятия рыночной экономики уже вошли в деловую жизнь в практику наших предприятий (организаций). необходимость составления бизнес-планов осознана на государственном уровне. Первым шагом в этом направлении была разработка инвестиционных программ предприятиями, находящимися в процессе приватизации: 15% уставного капитала этих предприятий выставлялось на инвестиционный конкурс. Победитель инвестиционного конкурса обязывался реализовать инвестиционную программу, разработанную предприятием. Отдавая себе отчет в том, что эти инвестиционные программы далеко не тот бизнес-план, о котором мы говорим, тем не менее составление этих программ заставило руководителей предприятий задуматься о том, какие инвестиции и под какие программы им необходимы для нормального функционирования предприятия, т.е. как привлечь инвестиционный капитал.

Согласно Закону РФ «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» составлением бизнес-планов должны заниматься и антикризисным управляющим, так как назначение этих управляющих должно осуществляться на основе конкурса бизнес-планов.

В целях развития инициативы частных инвесторов и более эффективного использования частных инвестиций в Российской Федерации Президентом России издан Указ «О частных инвестициях в РФ» от 17 сентября 1994г. №1928, согласно которому ежегодно будут выделяться государственные инвестиции на финансирование высокоэффективных инвестиционных проектов, при условии размещения этих средств на конкурсных началах. Согласно п.3 этого Указа конкурсный инвестиционный проект должен иметь бизнес-план, заключение государственной экологической экспертизы, государственной вневедомственной или независимой экспертизы.

В Москве действует распоряжение о мерах по привлечению инвестиций в реконструкцию и модернизацию приватизированных предприятий, расположенных на территории Москвы, согласно которому приватизированные предприятия смогут приобретать арендуемые ими нежилые помещения на условии реализации инвестиционного проекта, включающего в себя инвестиционный контракт, технико-экономическое обоснование и бизнес-план.

Таким образом, значение бизнес - планирования резко возросло, и предпринимателям, всем без исключения, начиная от директоров крупных государственных предприятий и акционерных обществ и заканчивая представителями малого бизнеса, необходимо знать и уметь составлять бизнес-план.

Бизнес-планирование в России имеет свои особенности:

меняющиеся экономические отношения ставят руководителей перед необходимостью самим просчитывать свои будущие действия и учиться вести борьбу с конкурентами;

появляется новое поколение руководителей, которые не были руководителями коммерческих организаций, и они плохо представляют весь круг ожидающих их экономических проблем, особенно в рыночной экономике;

российские предприниматели должны научиться обосновывать свои заявки, доказывая инвесторам, что они могут просчитать все аспекты использования инвестиций не хуже бизнесменов из других стран.

В современной экономической литературе выделяются несколько функций бизнес - планирования.

1) Первая функция связана с возможностью использования бизнес-плана для разработки общей концепции, генеральной стратегии развития предприятий (фирмы).

2) Вторая функция – функция планирования, которая дает возможность оценить и контролировать процесс развития основной деятельности предприятия (фирмы).

3) Третья функция – привлечение денежных средств (ссуды, кредиты) со стороны. Однако получить кредит становится все труднее из-за возрастающей невозвратности кредитов, инфляционных процессов. Банки принимают меры для защиты выданных ссуд и важным фактором при решении вопроса о предоставлении кредита является наличие обоснованного бизнес-плана.

4) Четвертая функция – привлечение к реализации планов развития предприятия (фирмы), осуществлению проектов потенциальных партнеров, которые могут вложить собственный капитал или технологию.

Бизнес-план – это документ, который дает описание основных аспектов будущего фирмы анализирует все риски, с которыми она может столкнуться, определяет способы решения этих проблем и отвечает в конечном счете на вопрос: «Стоит ли вообще вкладывать деньги в этот проект и принесет ли он доходы, которые окупят все затраты (сил и средств?)».

Каковы же общие требования, предъявляемые к бизнес-плану? Нужно помнить, что бизнес-план, с одной стороны, серьезный аналитический документ, а с другой – эффективное средство рекламы, поэтому он должен быть написан деловым языком, понятным финансистам, банкирам, партнерам по бизнесу; информация должна быть четкой, емкой, но в то же время краткой. Следует учитывать, что банки, инвестиционные компании рассматривают множество предложений, поэтому бизнес-план должен быть подготовлен с учетом требований и стандартов организаций и лиц, которым предполагается представить этот документ.

Составлять бизнес-план может сам руководитель с привлечением сотрудников фирмы. Но лучше пригласить независимых экспертов, что, повысит уровень обоснованности документа.

Объем бизнес-плана зависит от его цели. Если это план внутрифирменного развития, то объем его не регламентируется. Для получения небольших или средних инвестиций бизнес-план обычно состоит из 20-25 листов, а бизнес-план, цель которого – привлечение крупного инвестиционного капитала, может состоять из 50-80 листов, без учета приложений.

Цель и основные задачи разработки бизнес-плана

Бизнес-план основывается на обобщении результатов деятельности фирмы в прошлом и настоящем и должен содержать ясный план на будущее. Если вы только планируете открыть свое дело, его важнейшая задача – помочь вам убедиться, что все тщательно спланировано и целесообразно в финансовом и оперативном отношении. Бизнес-план – это план вашей игры. В нем в письменном виде излагаются цели, задачи и основные направления развития фирмы. Процесс подготовки бизнес-плана в общем виде может быть представлен схематично (в виде схемы).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 1463; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.115 сек.