Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развитие правовой системы европейских сообществ до создания ЕС


Тема №1: Основные этапы исторического развития правовой системы ЕС

Идея создания единого европейского государства и интеграции европейских стран существовала достаточно давно, однако к практической реализации этой идеи западно-европейские государства приступили лишь после 2 Мировой войны.

09 мая 1950 года министр иностранных дел Франции Роберт Шуман (эльзасец) выступил с заявлением, в котором он предложил поставить производство стали и угля во Франции и ФРГ под контроль наднациональных органов. Также он предложил другим государства присоединиться к такому объединению.

В апреле 1951 года в Париже представители Франции, ФРГ, Италии, Бельгии, Нидерландов и Люксембурга подписали 50-летнее соглашение, учреждавшее Европейское объединение угля и стали.

С конца 19 века французскими, австрийскими мыслителями высказывалась идея создания единого европейского государства по примеру США, однако эти идеи оказались «одиноким голосом в пустыне». Реально же эта идея была принята только после двух мировых войн, когда вся Европа лежала в руинах.

Политических деятелей к реализации идеи европейской интеграции подтолкнула 2 Мировая война, послевоенная разруха, разделенное положение Европы. Европе стало ясно, что по одиночке государства не смогут всерьез отстаивать свою самостоятельность, преодолеть разруху. Более того, сами граждане не хотели новой, следующей войны.

Уголь и сталь — ключевые отрасли для военной промышленности. Война есть выражение господствующего класса, которому война приносит огромные прибыли. Соответственно, производства угля и стали являются потенциальными носителями таких интересов. Выведя эти отрасли из-под контроля национальных органов, подчиняющихся интересам промышленников, поставив их под контроль наднациональных органов, интересом которых является мирная интеграция.

Великобритании предлагали вступить в Европейское объединение угля и стали, но она не вступила-таки, сохранив такое же отношении к европейской интеграции до сих пор.

Соглашение, учреждавшее Европейское объединение угля и стали предусматривало создание единого рынка угля и стали для государств-участников. В соответствии с ним отменялись все таможенные пошлины, а также количественные ограничения на ввоз и вывоз продукции сталелитейной промышленности. Лица, работающие в данных отраслях, получили право на свободное перемещение и трудоустройство на всей территории Объединения. Для управления Объединением были созданы специальные органы: Специальный совет министров, Верховный орган, Общая ассамблея и Суд.



К слову, подобная структура органов интеграционных сообществ повторяется до сих пор. Так, создается два исполнительных органа сообщества, что является неким «изобретением»: в Специальный совет министров входят министры правительств государств-участников (выражение национального интереса, что мешает принятию общих решений), но основные функции реализует Верховный орган, в который входят поименно назначенные граждане государств-участников, которые кровно заинтересованы в процессах интеграции (интеграционное объединение может развалиться без контроля со стороны Специального совета министра, поскольку предлагаемая интеграция зашла бы слишком далеко, и государства-участники прекратили бы исполнять принятые решения).

25 марта 1957 года те же 6 государств подписали в Риме Соглашение об учреждении Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и Европейского сообщества по атомной энергии. Таким образом, было создано 3 европейских сообщества.

С 1952 года по 1957 год успех Европейского объединения угля и стали стал очевиден, и появилась идея дальнейшего политического и военного объединения. То, к чему только сейчас подошли 27 стран ЕС было решено еще в 1950-х годах. Однако в августе 1954 года Французский парламент (коммунисты и сторонники де Голя) отказался ратифицировать соглашение о создании Европейского оборонного сообщества, и наступил первый из многих кризисов интеграционных процессов в Европе. Это показало, что только по завершении экономической интеграции можно приступать к политической интеграции.

20 мая 1950 года министры иностранных дел стран Бенелюкса выступили с идеей приостановления политической интеграции и развитием экономической интеграции. Это выступление вылилось в дальнейшем создании трех европейских сообществ, оформивших сотрудничество практически во всех сферах экономики.

Основной целью учреждения ЕЭС было провозглашено создание общего рынка государств-участников и таможенного союза. Общий рынок основывался (и основывается до сих пор) на предоставлении всем гражданам государств-участников свободы передвижения товаров, свободы передвижения капиталов, свободы в предоставлении услуг и свободы в личном передвижении, включая и право на трудоустройство, на всей территории Сообщества. Государства-члены ЕЭС создали единую таможенную границу, а также согласились проводить единую политику в области внешней торговли, сельского хозяйства, транспорта, защиты свободы конкуренции.

Все интеграционные процессы всегда начинаются со сноса таможенных границ внутри объединения и создания высоких таможенных границ «по границе» таможенного объединения. Смысл этого шага с экономической точки зрения состоит в том, что создается огромный единый рынок, не сопоставимый с рынками отдельных государств. Однако для действительно свободной конкуренции на огромном рынке, требуется приблизительно равный уровень экономического развития (одно государство получает разоренную промышленность, а второе — социальную напряженность от миграции огромного уровня).

В соответствии с соглашением об учреждении ЕЭС были созданы специальные органы управления: Совет (министров), Комиссия, Парламент (Ассамблея), Суд.

По соглашению 1965 года у всех трех европейских сообществ органы управления стали едиными. К слову, всегда было право, суд и прочее Европейских сообществ (их всегда было несколько), но не право, суд и прочее Европейского сообщества.

Европейское сообщество по атомной энергии было создано в соответствии с соглашением 1957 года. В соответствии с ним был создан общий рынок государств-участников сырья и оборудования для атомной промышленности. Одной из задач сообщества является обеспечение использования атомной энергетики в целях, определяемых законами. Такой порядок определяется особой ролью атомной энергетики (любая страна с атомным реактором потенциально способна создать атомное оружие на основе) и опасениями за ФРГ.



В 1972 году было подписано соглашение о вступлении в Европейские сообщества Великобритании, Ирландии и Дании. Такое соглашение было подписано и с Норвегией, но на референдуме в Норвегии большинство выступило против вступления страны в Европейские сообщества. В 1981 году в Европейские сообщества вступила Греции, а 1986 году — Испания и Португалия.

В 1986 году в учредительные договоры Европейских сообществ были внесены первые серьезные изменения: был подписан так называемый Единый европейский пакт, в соответствии с которым был изменен принцип голосования государств в совете с принципа единогласия на принцип принятия решений квалифицированным большинством.

Во всех универсальных международных образований, за исключением Совета Безопасности ООН (не нормоустанавливающий, но правоприменительный орган) соблюдается принцип суверенитета государств, согласно которому ни одно решение сообщества не может обязать государства без его согласия. В рамках Европейских сообществ государство, не согласное с решением, может быть обязанным его выполнять: это говорит о том, что был сделан шаг к интеграционному сообществу нового типа.

 

Поможем в написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой
<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Акон Волгоградской области от 19 апреля 2006 г. N 1214-ОД | Развитие правовой системы ЕС после 1992 года

Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 225; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2022) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.