Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

II. Единство и отличие права и морали


Доверь свою работу кандидату наук!
1500+ квалифицированных специалистов готовы вам помочь

Напрям підготовки: 6.030601-Менеджмент

Напрям підготовки: 6.010201-Фізичне виховання

Напрям підготовки: 6.010203- Здоров’я людини

Напрям підготовки: 6.020107 – Туризм

Філії кафедри історії та теорії держави і права

Севастопольський економіко-гуманітарний інститут

Таврійський національний університет імені В.І. Вернадського

МІНІСТЕРСТВО ОСВІТИ І НАУКИ МОЛОДІ ТА СПОРТУ УКРАЇНИ

 

УТВЕРЖДАЮ

Директор СЭГИ ТНУ

_______________ И.Н. Воронин

«____ » _____________ 20__ г.

ОПОРНЫЕ КОНСПЕКТЫ ЛЕКЦИЙ

Правознавство

для студентів 3 курсу очної, 3 курсу заочної форми навчання

освітньо-кваліфікаційного рівня «бакалавр»

для студентів 4 курсу заочної форми навчання

галузь знань:0102-«Фізичне виховання,спорт і здоров’я людини»

освітньо-кваліфікаційного рівня «бакалавр»

для студентів 3 курсу заочної форми навчання

галузь знань:0102-«Фізичне виховання,спорт і здоров’я людини»

освітньо-кваліфікаційного рівня «бакалавр»

для студентів 1 курсу заочної форми навчання

галузь знань:0301-«Соціально-політичні науки»

напрям підготовки: 6.030102- «Психологія»

освітньо-кваліфікаційного рівня «бакалавр»

 

для студентів 1 курсу заочної форми навчання

галузь знань:0306-«Менеджмент та администруваня»

освітньо-кваліфікаційного рівня «бакалавр»

 

Укладач: ст. выкладач Фомічов В.С.
Затверджено на засіданні Філії кафедри історії та теорії держави та права «1_»_вересня_2011 _р. (протокол №2_)

 

Севастополь, 2011

 

 

Тема: Теория государства.

Вопросы.

Основные теории происхождения государства.

Понятие и признаки государства.

Понятие функций государства.

Внутренние и внешние функции государства.

Классификация государства в зависимости от формы ( формы правления, форме государственного устройства, политического режима).

 

1. Основные теории проихождения государства.



Прежде чем говорить, что такое государство, следует начать с вопроса об его происхождении. Археологические и этнографические исследования не дают нам достоверные знания не только о первобытном обществе, но и причинах его эволюции в государственно-организованное общество. Отсутствие документальных свидетельств о процессе их становления не дают возможности, уловить момент качественного перехода от одного состояния в другое и это породило множество теорий, объясняющих причины возникновения государства.

Теологическая теория. Её сторонники утверждали, что государство и право результат Божественной воли. Фома Аквинский.

Патриархальная теория- причина возникновения государства в развитии семьи. Освновополжниками являются Конфуций и Аристотель.

Естественно-правовая теория, Естественное право определяет фундаментальные условия существования человеческой личности: право на жизнь, свободу, безопасность, сопротивление насилию. Все государственные законы должны соответствовать естественному прав. Основоположники Бенедикт Спиноза, Жан Жак Руссо они полагали, что кроме права установленного государством, существуют вечные, разумные правила поведения, вытекающие из самой природы человека. Эти правила они назвали естественным правом.

Теория насилия – её основоположниками являются Шан Ян, Людвиг Гумилович, Карл Каутский. Данная теория имеет большое распространение. Происхождение государства и права они связывают с внешним и внутренним насилием. Внешнее насилие- завоевание одного народа другим, внутреннее – экономическое насилие одного сословия общества над другим.

Органическая теория – основоположник английский философ Герберт Спенсер. Гос-во рассматривается как результат социальной (органической ) эволюции. Будучи частью природы, человек вел борьбу за выживание, Средством выживания и приспособления к окружающей природе стало объединение людей в единый организм – государство.

Классовая ( материалистическая, экономическая) теория происхождения гос-ва и права. Основоположники К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин. Гос-во и право возникли одновременно в силу появления частной собственности и раскола общества на классы. Гос-во и право стали инструментом защиты интересов экологически господствующих классов.

Психологическая теория – автор польской теории Лев Петрожицкий. Происхождение гос-ва и права он объясняет свойствами человеческой психики. Право возникло из эмоций и переживаний человека, его представлений о должном и не должном поведении ( нормы морали). Возникновение гос-ва связанно с потребностью человека жить в коллективе, психологической зависимостью большинства людей от мнения авторитета лидера.

2. Понятие и признаки государства.

В юридической литературе нет общепринятого определения гос-ва.

Для этого необходимо выяснить, отличительные признаки данного явления гос-ва. Данные признаки делятся на две группы.

Первая группа признаков отличает гос-во от первобытной социальной организации.

Наличие публичной политической власти, тоесть власти выделившейся из общества, не совпадающей с ним, стоящей над ним. Гос-венная власть имеет свой особый аппарат в виде органов гос-ва и профессиональных управленцев (армия, полиция, чиновники, судьи и т.д.)

Система сбора финансовых средств (дань, налоги, всевозможные сборы, разного рода повинности). Эти средства необходимы для решения обще значимых проблем.

Деления населения потерриториальному признаку. Кровнородстенные связи в гос-ве либо вовсе не имеют значение, либо отходят на второй план.

Наличие системы общеобязательных правил поведения – права.

Вторая группа признаков гос-вва отличают его от иных социальных структур ( политических партий, общественных организаций). Эти признаки называются атрибутами гос-ва.

народ – совокупность индивидов, объединённых правовой связью с государством. Выражается эта связь в институте гражданства, подданства.

Территория – материальная база гос-ва. Это часть земного шара, скоторой исторически связан государственный народ, имеющий границы, признаннве международным сообществом. Территория гос-ва –это пространство, в пределах которого осуществляется государственная власть.



Гос. власть – организационно оформленная функция по руководству, управлению и координации жизни общества. Её назначение – руководство общезначимыми для народа делами.

Гос. власть- это разновидность политической власти. Отличительные свойства:

суверинетет,т.е. независимость во внешних сношениях и верховенство во внутренних делах страны.

высший авторитет, добровольно или вынужденно признаваемый всеми членами общества.

вооплащение в профессиональном сословии управителей чиновников, составляющих государственный аппарат.

наличие органов легального (узаконенного) принуждения в лице армий, полиции, тюрем.

Государсто – политическая организация народа, обладающая властными полномочиями по управлению территориально – организованным населением и имеющая главной целью – выполнения общесоциальных дел.

III. Сущность гос-ва и содержание его деятельности, его социальное назночение раскрываются через понятие функций гос-ва.

Функции гос-ва - это основные направления и стороны деятельности гос – ва. Они классифицируются по разным основаниям.

в зависимости от продолжительности действия различают постоянные и временные функции гос – ва.

в зависимости от значения различают основные и второстипенные функции гос-ва.

В зависимости от сферы приложения различают внутренние и внешние функции гос – ва.

К внутренним функциям функциям относятся:

- экономическая функция ( формирование и исполнение бюджета, составление и выполнение программ экономического развития.

- функция защиты прав и свобод человека и гражданина ( конституционное закрепление личных, политических и социальных прав человека, деятельность государственных органов, защищающих права человека и гражданина.

 

- социальная функция ( обеспечение достойного уровня жизни человека, помощь гражданам гос-ва, которые по объективным причинам не могут участвовать в создании материальных благ.

- функция финансового контроля ( выявление и учёт доходов производителей материальных и духовных благ, взимание налогов, распределение налоговых средств)

- функция охраны правопорядка ( обеспечение точного и полного осуществления правовых предписаний всеми участниками правовых отношений внутри гос-ва привлечение к юридической ответственности правонарушителей)

-природоохранная или экологическая функция ( регулирование процесса использования природных ресурсов, сохранение и восстановление естественной среды обитания)

-Культурная ( духовная)функции ( организация образования, обеспечение сохранности культурного наследия и доступ граждан к нему).

- информационная функция ( организация и обеспечение системы получения, использования, распространения и хранения информации).

К внешним функциям гос- ва относятся.

-функции обеспечения безопасности гос-ва ( защита страны от нападения извне, защита общенациональных интересов от враждебных действий других государств\0

- функция международного сотрудничества ( сотрудничество в политической и экономической сфере, участие в поддержании мирового порядка, помощь населению других государств, оказавшихся в условиях стихийного бедствия или техногенной катострофы, культурное, спортивное, научное сотрудничество.

IV.Форма государства – это государственно правовая конструкция состоящая из тёх элементов: форма правления, форма государственного правления, форма государственного режима .

Форма правления – это организация, порядок образования и взаимодействия высших органов государственной власти.

Различают две разновидности формы правления – манархию и республику.

Монархия – это такая форма правления при которой голавой гос-ва является лицо, получающее и передающее свой пост и титул, как правило по наследству и пожизненно.

Признаки монархии:

1 власть главы гос-ва существует исторически и не делегируется ему народом.

2 власть монарха осуществляется бессрочно (пожизненно) и передаётся как правило, по наследству.

3. монарх не ответственен за принятые им политические решения.

Разновидности монархий.

абсолютная монархия. В руках монарха сосредоточена вся полнота власти;

дуалистическая монархия. Власть делится между парламентом и монархом, Парламент и монархом. Парламент принимает законы, но у монарха есть право абсолютного вето. Правительство назначается монархом, подчиняется ему и несёт ответственность перед ним.

парламетская монархия. Монарх юридически является главой гос-ва либо не имеет права вето по отношению к законопроектам, либо фактически не применяется .Парламент формирует правительство и оно отвуетственно перед парламентом.

Республика – это такая форма правления, при которой главой гос – ва является президент, избираемый гражданами на определённый срок:

власть главы гос-ва и высших государственных органов делегируется народом;

полномочия главы гос-ва ограничены определённым сроком.

глава гос-ва несёт политическую ответственность за свою деятельность.

Разновидности республик.

-президентская. Президент избирается всенародным голосованием или коллегией выборщиков. Он возглавляет не только гос-во, но и правительство. Правительство назначается презедентом и ответственно только перед ним.

-парламентская республика. Презедент избирается парламентом или особой коллегией выборщиков. Презедент не является главой правительства и не свободен в его формировании. Главу и состав какбинета определяет парламент, точнее, партия, победившая на парламентских выбоах и имеющая большинство в парламенте. Правительство несёт ответственность перед парламентом.

-презедентско –парламентская. Такя республика соединяет черты парламентской и презедентской республики, Выборы президента проводятся всенародным голосованием, но презедент не возглавляет правительство, Правительство назначается презедентом, но с согласия парламента, перед которым и несёт политическую ответственность.

ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА. – это способ территориально – политического устройства гос-ва, порядок взаимоотношений между государством и его отдельными частями.

Госва делятся – на простые (унитарные) и сложные.

Унитарные гос-ва это единое гос-во состоящее из административно – территориальных единиц. ( областей, провинций, губерний)

Признаки унитарного гос-вав.

1 наличие единого центра и единой системы органов власти и упраления.

2 наличие единой системы права.

Федерация – союзное гос-во, состоящее из государств –членов или государствоподобных образований.

Признаки федерации:

1 наличие нескольких правовых систем, из которых одна (система федерального права) обладает верховенством по отношению к праву субъекта федерации;

2 наличие двух уровней государственной власти, Федеральная власть обладает всей полнотой внешнего суверенитета и значительной частью внутреннего суверенитета. Власть субъекта федерации обладает внутренним суверенитетом.

Федерации могут быть

-территориальными

-национальными

-смешенными

Конфедерация – это временный союз гос-ва созданный для достижения

конкретной цели. В данном случае государства обединяют лиш отдельные направления своей деятельности.

ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕЖИМА – совокупность приёмов и методов осуществления государственной власти.

Гос. режимы : деление государства на демократические и антидемократические ( авторитарные и тоталитарные).

1. демократический режим – реальность политических прав и свободграждан;

-политический и идеологический плюрализм;

-формирование органов власти путем свободных всеобщих выборов;

-деятельность и власти и оппозиции в строго конституционных рамках.

2. Авторитарный режим

- ограничение объема политических прав и свобод;

-ограниченный политический и идеологический плюрализм;

-фактическое , а порой и формальное отсутствие разделение властей;

-не демократический характер выборов ( отсутствие у избирателей реальной возможности выбора).

3. Тоталитарный режим:

-принципиальный отказ от идей прав человека и гражданина;

-приоритет парии или гос-ва в системе социальных ценностей;

- однопартийная политическая система и запрет на существоание оппозиции;

-наличие общеобязательной государственной идеологии;

-формальность и декоративный характер выборов;

-принципиальное отверждение разделения властей;

- вождизм.

V. Расистский режим.

 

 

Тема: Теория права.

 

Вопросы:

1. Право – особый вид социальных норм. Понятие и признаки права.

2. Единство и отличие права и морали. Функции права.

3. Источники (формы) права.

4. Понятие и структура правоотношений.

 

Реализация своих прав и интересов людей происходит в обществе. Вне общества человек и

все присущие ему качества не имеют смысла. Общение или иначе – общественные отношения не хаотичны, они подчинены (хотя люди это не всегда осознают) особым правилам поведения – то есть социальным нормам.

 

I. Социальные нормы – это правила человеческого общежития, регулирующие отношения людей между собой. Обеспечение большинства социальных норм обеспечивается негосударственными средствами: общественным осуждением, санкциями со стороны объединений нраждан и церкви (исключение из партии, покаяние или отлучение от церкви). Государство обеспечивает только нормы права.

 

Право представляет собой совокупность социальных норм, имеющих особый характер.

Для понимания, что такое право необходимо обозначить его признаки.

Признаки права:

1) общеобязательность – правовые предписания адресованы всем участникам правовых отношений и обязательны для них;

2) нормативность – право состоит из правил общего характера, оасчитанных на неоднократное применение и оно вытупает как равный масштаб и модель поведения людей.

3) Формальная определённость – правовые нормы, как правило фиксируются в письменном виде, они имеют определённую логическую структуру, оно устанавливает определённые рамки поведения человека, четко формулируя его права и обязанности.

4) Системность – право представляет собой целостную систему взаимосвязанных норм.

5) Связь с государством – право связано с государством прежде всего тем, что правовые нормы устанавливаются или санкционируются государством. Право охраняется государственным принуждением.

6) Регулятивность – право выступает в качестве регулятора общественных отношений и в этом состоит его главная социальная ценность.

Выражение меры свободы и справедливости- право воплощает основные права и свободы человека, предоставляет человеку легальную возможность

7) реализовать свои интересы, оно устанавливает баланс между поведением человека и его социальным положением (справедливость)

Из вышеперечисленного можно сделать следующее определение права.

ПРАВО – это система общеобязательных, формально определённых, установленных и охраняемых государством правил поведения, выражающих меру свободы и справедливости и направленные на урегулирование общественных отношений.

Мораль и право- главные регуляторы поведения людей. Соотношение между ними сложное, оно представляет собой взаимосвязь единства и различия.

Единство права и морали состоит в следующем:

1) право и мораль является системами социальных норм;

2) право и мораль преследуют одни и те же цели – упорядочение общественных отношений, утверждение свободы, равенства, гуманизма и справедливости;

3) Предписания права и морали во многом совпадают. Одни и те же акты поведения , право и мораль запрещают и поощряют;

4) Право имораль адресуются одному и тому же кругу лиц;

5) Право и мораль выступают в качестве фундаментальных общечеловеческих ценностей, показателей социального и культурного прогресса общества.

РАЗЛИЧИЯ ПРАВ И МОРАЛИ:

1) способы установления- правовые нормы создаются либо санкционируются гос-вом, норы морали – возникают и развиваются стихийно. В отличии от права мораль носит не официальный характер.

2) Методы обеспечения- право обеспечивается и охраняется государствам, которое следит за соблюдением правовых норм и наказывает тех, кто их нарушает, а мораль опирается на силу общественного мнения.

3) Формы выражения – правовые нормы закрепляются в специальных юридических актах государства, а нравственные нормы возникают и существуют в сознании людей.

4) Оценочные понятия – право оперирует понятиями правомерного и неправомерного, законного и незаконного, а мораль оценивает человеческие поступки с позиции добра и зла, совести, чести, долга.

5) Разный характер ответственности за нарушение и разный порядок реализации ответственности. Нарушение норм права влечет за собой негативную реакцию гос-ва – юридическую ответственность. Формы юридической ответственности и порядок её реализации строго регламентированы законом, ответственность за нарушение норм морали не устанавливает форм и чётких процедур. К нарушителю применяются различные стихийно складывающиеся формы морального воздействия ( бойкот, высмеевание, презрение, публичное осуждение)

6) Сферы действия – мораль может регулировать практически все общественные отношения, а право регулирует лишь наиболее важные области общественной жизни ( собственность, власть, труд, управление, правосудие).

 

 

ФУНКЦИИ ПРАВА- это основные направления воздействия права на общественные отношения.

1) Регулятивная функция права проявляется в том, что предписания правовых норм вносят упорядоченность в общественные отношения. Выполняя функцию регулятора общественных отношений, правовая норма указывает человеку на линию поведения в том или ином случае. Различают разновидности регулятивной функции: регулятивно статистическую и регулятивно динамическую.

Статистическая функция права проявляется в закреплении тех или иных стабильных состояний (статусов). {унитарное устройство нашего гос-ва}.

Динамическая функция права «обслуживает» социальные процессы: торговлю, производство новых ценностей, переход имущества и иных благ от одних лиц к другим.

2) Охранительная функция заключается в том, что право защищает социальные ценности, блага, общественные отношения путем установления запретов, ограничений и наказаний за нарушение запретов. ( наказуемость за грабёж)

 

III. Источники права – это способ выражения и закрепления норм права их четыре вида.

 

1) правовой обычай – стихийно сложившееся устойчивое правило поведения, санкционированное гос-вом. Правовой обычай был основой и зачастую единственной формой права. Сечас используется редко в гражданском праве, международном праве.

2) Юридический (судебный или административный) прецендент – решение по конкретному делу, которому придана нормативная сила и которое служит образцом для решения аналогичных дел. Распространёт США, Великобритания.

3) Нормативно-правовой акт – письменный документ принятый в установленном порядке компетентным органом гос-ва и содержащий правовые нормы общего характера. (Конституция)

4) Нормативный договор- это соглашение мужду двумя и более субектами права, содержащие обязательные для них предписания. Нормативные договоры получают всё более широкое распространение в конституционном, трудовом, гражданском, международном. Они бывают внутри государственными и международными, учредительными и обычными, типовыми и текущими.

 

VI. Понятие и структура правоотношений.

 

Правовые отношения – это общественные отношения, урегулированные нормой права, участники которого обладают взаимными правами и обязанностями.

Признаки правоотношения:

1) Правовое отношение является разновидностью общественного отношения, т.е. может возникнуть только в человеческом обществе, между конкретными субъектами – обладателями определённых юридических качеств ( правоспособности и дееспособности).

2) Правовое отношение возникает исключительно на основе нормы права. Нет соответствующей нормы права – нет правоотношения.

3) Между участниками правового отношения возникает специфическая юридическая связь в виде субъективного права одного лица и соответствующая ему обязанность другого лица.

4) Правовое отношение имееи волевой характер т.е. для его возникновения необходима водя как минимум одного из участноков.

5) Правовое отношение возникает по поводу реально существующего блага.

6) Правовое отношение охраняется и обеспечивается силой государчтвенного принуждения.

ВИДЫ правовых отношений : подразделяются по

1) по отраслевому признаку- выделяют конституционные, административные, гражданские , симейные, трудовые, уголовные и др. правоотношения.;

2) по функциям права – различают регулятивные и охранительные правоотношения

3) Регулятивные возникают из правомерных, а охранительные из неправомерных действий субъектов.( правоотношения между арендодателем и арендатором возникает из правомерных действий, а ( правоотношения между следователем и подозреваемым а совершении кражи явл. неправомерными то есть охранительными.

4) По характеру обязанностей различают активные и пассивные правоотношения. В активном обязанность субъекта заключается а необходимости совершить определённые действия ( передать вещь, выполнить работу), в пассивном обязанность состоит в том,что не совершать ни каких действий.

Структура правоотношения:

Правоотношение является конструкцией, в которую входят следующие структурные элементы.

1 субъект – как минимум два. Один из них является уполномоченным лицом (носителем права), другой – обязанным лицом ( носителем обязанностей).

2 объект – реальное (материальное или нематериальное) благо, по поводу которого субъекты вступают в правовые отношения.

3 содержание – субъективные права и юридические обязанности участников правового отношения.

Субъективное право – предусмотренная правом линия возможного поведения лица.

Юридическая обязанность – предписанная правом линия должного поведения лица.

В каждом правовом отношении субъективному праву одного участника соответствует юридическая обязанность другого участника.

(Договор займа. Субъектами правоотношения являются два лица: заимодавец и заёмщик. Объектом правоотношения является реальное благо – взятая в займы сумма.

Субъективным правом заимодавца является требование о возврате заёмной суммы.

Юридической обязанностью заёмщика является возврат денег.

 

 

Тема: Понятие законодательства.

 

 

Учебные воросы:

1 Понятие законодательства, его система.

2 Конституция, законы и подзаконные акты.

3. Цель и формы систематизации нормативно правовых актов.

I. Понятие законодательства, его система.

 

Понятие законодательства используется в двух основных значениях.

1. Как совокупность всех действующих нормативно- правовых актов высшей юридической силы – законов ( узкое понимание);

2. Как совокупность действующих законов и подзаконных нормативно-правовых актов в их взаимосвязи и взаимодействии ( широкое понимание)

Термин «законодательства» в Украине употребляется преимущественно в значении совокупности законов и других нормативно – правовых актов, регламентирующих ту или иную сферу общественных отношений и являющихся источниками определённой отрасли права. Этот термин без определения его содержания используется Конституцией Украины. (в часности ст.ст. от 9,19, 118)

« Конституционный Суд Украины в решении по делу о толковании термина «законодательство» от 9 июля 1998г. указал на то, что термин « законодательство» охватывает: законы Украины, действующие международные договоры Украины, согласие на обязательность которых дано Верховной Радой Украины; постановления Верховной Рады Украины, Указы Президента Украины, декреты и постановления кабинета министров Украины, принятые в пределах их полномочий и в соответствии с Конституцией Украины и законами Украины.

Система законодательства – это совокупность нормативно – правовых актов, расположенных в определённом порядке.

Различают вертикальную (иерархическую) и горизонтальную (отраслевую) структуру законодательства.

Иерархия в широком смысле означает порядок подчинения низших форм высшим. При вертикальной структуре законодательства нормативно – правовые акты расположены в определённом иерархическом порядке в зависимости от юридической силы (значимости). На вершине законодательной пирамиды находится конституция или конституционные законы, которым должены соответствовать все нормативно-правовые акты государства. Ступенью ниже в иерархии законов находятся обычные (текущие) законы. В систему законодательства государства включаются так же международные договоры, ратифицированные парламентом.

Система законодательства Украины включает:

1. Конституция Украины;

2. Обычные (текущие) законы,

3. Подзаконные акты.

Международные договоры, ратифицированные Верховной Радой Украины, могут иметь как конституционный так и обычнй характер. Например Европейская конвенция по защите прав человека и свобод, несомненно, имеет конституционный «ранг», а договор Украины и Литовской Республики о социальном обеспечении – статус обычного закона

Законы и подзаконные акты имеют свою внутреннюю структуру: закон – преамбула (введение), разделы (главы), статьи; подзаконный акт- раздел и пункты.

Кроме иерархическог строения, система законодательства делится также по отраслевому признаку ( по горизхонтали) конституционное, административное, гражданское, Гражданско – процессуальное, семейное, трудовое, уголовное и другие.

Система законодательства и система права представляют две стороны, два аспекта одной и той же сущности права. Система права включает, помимо нормативно – правовых актов, иные источники права ( правовые обычаи, юридические прецеденты, нормативные договоры).

 

II.Конституция, законы, и подзаконные акты.

Конституция – является основным законом государства. Она имеет высшую юридическую силу: ни один закон или кокой – либо нормативно – правовой акт не может противоречить конституции. Как указанно с ст.8 Конст. Украины, законы и другие нормативно – правовые акты принимаются на основе Конституции Украины и должны соответствовать ей. Нормы Конституции являются нормами прямого действия.

Это в частности, означает, что обращение в суд для защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина непосредственно на основании КонституцииУкраины гарантируется. Это положение отсутствовало в советских конституциях вплоть до 1986 года.

Но в полную силу конституция начинает действовать только тогда, когда приняты все законы, в которых предусмотрены основания и порядок реализации определённых ею положений. Во многих случаях законы развивают нормы конституции.

Это касается, например, оснований ограничения личной неприкосновенности граждан, которые согласно Конституции Украины, могут быть установлены только законом ( в ст. 29 Конституции указанно: « Никто не может быть арестован или содержаться под стражей иначе как по мотивированному решению суда и только на основании и в порядке установленном законом») Основание и порядок задержания лица и содержание его под стражей в качестве меры пресечения определяется Уголовно – процессуальном кодексом Украины.

Как правило конституции при нимаются в особом порядке: Учредительным и Конституционном собранием, всенародным референдумом, парламентом (конституционным большинством парламентариев не менее 2/3 голосов. Особым также является порядок изменения конституции. Это сделано для обеспечения стабильности основного закона, без чего не может быть стабильности всего законодательства, стабилиности государства и общества.

За конституцией в иерархии идут законы. Согласно общему правилу они принимаются законодательным органом простып большинством голосов. Во всех демократических государствах достаточно детально регламентирован порядок разработки, обсуждения, принятия закона и вступления его в силу. Этот порядок называется законодательным процессом.

Все законы должны быть доведены до сведения граждан, то есть опубликованы. Официальное опубликование законов – необходимое условие вступление их в силу. Не опубликованные зщаконы считаются не вступившими в силу и применению не подлежат. В Украине не существует « секретного законодательства «, кА это было в советский период. Поэтому власть имеет право требовать от граждан точного и неукоснительного соблюдения законов, выполнения их требований и никто не может сослаться на незнание законов.

Закны действуют во времени и в пространстве. Во времени они действуют только в настоящем и будующем – с момента вступления в силу. Действие закона не распространяется не события, поризошедшие до этого момента, это выражается в формуле: закон обратной силы не имеет. Из этого правила есть исключение, установленное ст. 58 Конституции Украины: обратная сила предоставляется закону, когда он смягчает или отменяет ответственность лица.

Законы действуют во времени до тех пор, пока не будет отменён или заменён другим законом, или не закончится срок действия закона, на который он принят(закон временного действия Государственный Бюджет Украины).

Действие закона в пространстве определяется двумя принципами: территориальной и гражданства. Украинские законы действуют на всей территории Украины или на её части, указанной в самом законе.

Например, Закон « О выборах народных депутатов Украины» действует на всей территории Украины. В месте стем на примере этого закона можно увидить, как действует принцип гражданства: право учавствовать в вывборах имеет только граждане Украины.

Принцип гражданства означает, что гражданин Украины, гдебы он ни находился, обязан соблюдать законы Украины. Если он совершил преступление на территории другого гос-ва, то не несёт ответственность по законам Украины есле иное не предусмотрено соответствующим международным договорам Украины.

Все остальные нормативно – правовые акты, кроме конституционных и законов, называются подзаконными актами. Их содержание должно отвечать законам, а в случае не соответствия закону подзаконный акт признаётся недействительным.

К подзаконным актам в Украине, прежде всего относятся указы и распоряжения Президента Украины, постановления и распоряжения Кабинета Министров Украины, инструкции , приказы и другие акты министерств и ведомств, решения местных органов исполнительной власти органов местного самоуправления. Они издаются соответствующими органами власти и их должностными лицами во исполнение законов и для осуществления своих полномочий.

Подзаконные акты, не соответствующие законам, могут быть отменены в установленном законом порядке.

 

III. Цель и формы систематизации нормативно правовых актов.

 

Нормативно правовые акты современного государства издаются разными государственными органами, в разное время и при разных обстоятельствах.

Для удобства пользования нормативно-правовой базой необходимо привести её в определённую систему, тоесть осуществить систематизацию. Это и есть цель систематизации.

Систематизация – это деятельность, направленная на упорядочение нормативно – правовых актов, приведение их в определённую согласованную систему.

Существуют следующие основные формы систематизации:

1 инкорпарация – это объединениенормативно – правовых актов без изменения их содержания в сборник по тематическому или хронологическому признаку. Инкорпорация может осуществлятся государственным органом ( официальная инкорпорация) и негосударственными организациями, частными лицами ( неофициальная инкорпорация). Примером официальной инкорпорации являются Ведомости Верховной Рады Украины», где все принимаемые Верховной Радой акты расположены встрогой хронологической последовательности.

2 кодификация – создание нового логически цельног нормативно правового акта ( кодекса, основ) с использованием старых актов, при частичном или полном изменении их содержания, с устранением пробелов и противоречий.

Кодификация – это один из приёмов правотворчества. Этот вмд кодификации может осуществляться только государством. Кодексы Гражданский , Уголовный, и т.д.

3 Консолидация – принятие укрупнённого унифицированного акта на основе объединения норм разрозненных актов. Новые нормы не создаются, всего лишь устраняются повторы, Эта форма систематизации с успехом прнименяется в англоязычных странах.

 

Тема 4. Система права.

 

Учебные вопросы:

1. Понятие системы права. Распределение права на отрасли, правовые институты и правовые нормы.

2. Общая характеристика основных отраслей право Украины.

 

 

I.

Системное построение права имеет важное значение, так как позволяет более полно и точно истолковать отдельно взятую норму права и правильно применять её на практике.

Система права – это внутренняя структура действующего права, состоящая из отраслей, институтов и норм права.

Центральным звеном системы права является – отрасль – крупная упорядоченная совокупность правовых норм, регулирующих определённую область общественных отношений.

Каждая отрасль права включает в себя меньшее по объёму группы правовых норм. Их называют правовыми институтами. Они охватывают те юридические нормы, которые регулируют определённую сторону однородных общественных отношений.

( отношение собственности регулирует институт права собственности, который входит в структуру гражданского права. )

В основе деления рава на отрасли и институты лежат два критерия: предмет и метод

правового регулирования. Каждая отрасль, имеет свой набор принципов и общих положений , специфических средств и приёмов правового регулирования.

Предмет правового регулирования – это область общественных отношений, которую регулирует данная отрасль, это то, что подлежит регулированию. ( отрасль гражданского права Украины регулирует имущественные и личные неимущественные отношения граждан и юридических лиц.

Метод правового регулирования – это приёмы и способы воздействия права на общественные отношения, это то, как право влияет на них. ( для метода правового регулирования в гражданском праве характерны равенство участников отношений)

 

Основные методы правового регулирования:

 

1. Императивный метод – это метод безусловных властных предписаний, устанавливающих, как правило, обязанности и запреты. Он используется главным образом в уголовном, административном. Императивные нормы права не могут быть изменены по договорённости между участнинами правового отношения.

2. Диспозитивный метод противоположен императивному. Он даёт субъектам возможность выбора вариантов поведения в рамках закона. Этот метод в большей степени присущь гражданскому, коммерческому, хозяйственному. ( договор хранения считается безвозмедным, если иное не установлено законом и договором.).

 

К этим основным методам правового регулирования восходят иные методы, которые тоже составляют пары противоположностей.

1. метод поощрений (стимулов) и метод ограничений. Метод поощрений свойственен, в основном, трудовому праву, где действуют льготные системы, направленные на стимулирование моральной и материальной заинтересованности работников. Метод ограничений предусматривает установление запретов и наказаний за нарушение запретов, что свойственно административному и уголовному праву.

2. метод координации и метод субординации. Метод координации типичен для процессуальных отраслей права, где истец и ответчик, другие участники судебного разбирательства находятся в одинаковом процессуальном положении друг перед другом, законом и судом их отношения характеризуются самостоятельностью. Этот метод характерен также для гражданского и семейного права: участники гражданского договора не подчинены друг другу, супруги имеют равные права и обязанности. Метод субординации характерен для административного права. Он предпологает неравенство участников правового отношения, подчиненность одного из них другому.

Для каждой отрасли права характерен свой набор методов правового регулирования. Чем более развитой является система права, тем больше отраслей она включает в себя. Наряду с базовыми отраслями права Украины: конституционным, административным, гражданским, уголовным – формируются такие новые отрасли права как нологовое, муниципальное, предпринимательское.

Отрасль права, в свою очередь, представляет собой подсистему, состоящую из институтов права.

Институт права –это упорядоченная совокупность норм права, регулирующих определённый вид общественных отношений. Например , отрасль гражданского права Украины включает такие институты, как институт права собственности, институт наследования и т.д.

Институт права состоит из норм права, которые являются первичными элементами, ячейками системы права. Нормы права относятся к числу социальных норм. Отличие их от всех иных социальных норм характеризуют следующие признаки:

1 общеобязательность. Нормы права распространяются на всех людей, независимо от того, знакомы ли они с этими нормами или нет. Нормы права обязательны для исполнения, независимо от признания или непризнания их людьми.

2 формальная определённость. Нормы права чётко сформулированы и зафиксированы в официальном источнике права. Норма права однозначно определяет линию возможного или должного поведения своего адресата. Ч.2 ст. 27 КУкр. Гласит « Никто не может быть произвольно лишен жизни.Обязанность гос-ва –защищать жизнь человека. « В данном случае для всех установлен запрет посягательства на жизнь другого человека, а для государства – обязанность обеспечить безопасность человека.

3 связь с государством. Нормы права либо устанавливаются государством, либо санкционируются государством. Исполнение норм права обеспечивается силой государственного принуждения. (совершение кражи влечет за собой применение государственного наказания.

4 системность. Норма права сама по себе представляет микросистему состоящую из гипотезы, диспозиции и санкции. Кроме того каждая норма неразрывно связанна с другими, образуя целостную систему национального или международного права.

Из выше сказанного можно сделать следующее определение понятия нормы права. Норма права –это общеобязательноеБ формально определенное установленное или санкционированное государством и обеспеченное его принудительной силой правило поведения.

Каждая система права состоит из огромного количества норм права. Нормы права отличаются не только системностью, но и специализацией- каждая из них «отвечает» за свой «участок» работы. Для лучшей ориентации в многообразии норм их классифицируют по определённым категориям:

1 в зависимости от предмета правового регулирования различают конституционные, уголовно правовые, гражданско-правовые, административно – правовые и другие отраслевые нормы;

2 в зависимости от основных методов правового регулирования различают императивные нормы (содержание властных предписаний, не допускающие никаких откланений) и диспозитивные ( их предписания могут варьироваться по усмотрению участников отношений). Императивные нормы характерны для конституционного, административного, уголовного права. Такие нормы невозможно изменить частным соглашением сторон. Диспозитивные нормы характерны для гражданского, семейного, хозяйственного прапва. Их предписания оставляют право выбора линии поведения.

3 в зависимости от характера правового предписания, содержащенося в норме, различают дозволительные, обязывающие и запрещающие нормы.

Дозволительная норма предоставляет адресату нормы права совершать какое - либо действие.

Обязывающая норма содержит обязанность адресата нормы совершить кокое – либо действие.

Запрещающая норма предписывает воздержатся от указанного в норме действия.

4 в зависимости от времени действия различаютпостоянные и временные правовые нормы.

5 в зависимости от круга лиц, на которые распространяется действие нормы, различают общие и специальные правовые нормы. Конституция Украины содержит общие нормы, относящиеся для всех граждан, а закон Укр. « О милиции» содержит специальные нормы касающиеся только работников милиции;

6 в зависимости от действия в пространстве различают общие и локальные правовые нормы. Напр. Конст, Укр. Распространяется на всю территорию Украины, а Конст. АРК – только на территорию Крыма.= тоесть на один регион.

7 по функциональной направленности различают регулятивные и охранительные нормы. Регулятивные устанавливают права и обязанности лиц, а охранительные устанавливают вид и меру ответственности за нарушение права и за неисполнение обязанностей.

 

Норму права составляют следующие взаимосвязанные структурные части (эленменты):

1 гипотеза – часть нормы права, которая указывает на условия ( жизненные обстоятельства), при которых данная норма права вступает и действие.

2 диспозиция – часть нормы права, которая содержит указание на линию поведения при насткплении указанных в гипотезе обстоятельств;

3 санкция – часть нормы права, которая предусматривает негативные последствия в случае нарушения предписания, указанного в диспозиции.

Таким образом все элементы нормы права логически вытекают одно из другого, образуя целостную упорядоченную систему, Её можно представить в виде словлсочетания» если-то= иначе» Если (гипотеза) существуют определённые обстоятельства, то (диспозиция) следует принять предписанную норму поведения, иначе наступят (санкция) указанные неблагоприятные последствия.

Ст. 385 Уг.кодекса гласит: « Уклонение от призыва на срочную военную службу – наказывается ограничением свободы на срок до трёх лет.»

Призыв на срочную военную службу – гипотеза; обязанность призывника явиться для прохождения срочной военной службы – диспозиция: ограничение свободы на срок до трёх лет – санкция за неисполнение обязанностей.

 

Тема: Понятие правового государства.

 

1. Загальні поняття про громадянське суспільство.

2. Головні напрями формування правової держави.

 

 

1. Идеи о правовом государстве получили свое развитие еще с времен

глубокой древности. Идею единства власти и права, справедливых законов,господства права и законности развивали еще такие древние мыслители как Солон, Платон, Аристотель. Большой вклад в разработку теории о правовом государствевнесли И Кант,Гегель, Д. Локк. Среди русских государствоведов известностидостигли А.С. Алексеев, В.М. Гессен, Б.А. Кистяковский.Теоретические разработки позволили юридической науке сформулироватьпризнакиправового государства, или критерии, которым должно отвечать государство,претендующее называться правовым.В настоящее время пвыделятьчетыре основных признака правовогогосударства:

1) господство права в общественной и политической жизни;

2) принцип разделения властей;

3) незыблемость прав и свобод личности, их гарантированность и реальность осуществления;

4) взаимная ответственность государства и личности.

Господство права предполагает правовую организацию государственной власти,т.е. создание и формирование всех государственных структур строго на основезаконов; правовой характер принимаемых законов, которые по своему содержаниюдолжны быть справедливыми, основываться на естественных, неотъемлемых правах и свободах человека; связанность государства им же созданными законами;

самоограничение государства законом, установление рамок для деятельности государства и его органов; верховенство конституционного закона в системе нормативных правовых актов государства, прямое действие конституционных норм. Принцип разделения властей предполагает относительно самостоятельное существование и функционирование трех ветвей государственной власти –законодательной, исполнительной и судебной, каждая из которых служит своеобразным противовесом другой. Данный принцип означает, что все споры и конфликты между ветвями власти разрешаются правовым путем. Незыблемость и гарантированность прав и свобод личности означает, что правовое государство может считаться таковым лишь в случае, если оно устанавливает, закрепляет и реально обеспечивает равенство всех людей как субъектов правового общения, равенство всех перед законом. Люди должны обладать равной правосубъектностью, равными возможностями для достижения

каких-либо не противоречащих закону целей или приобретения каких-либо прав. Кроме того, государство должно не только признавать, но и гарантировать полный набор прав и свобод, признаваемых мировым сообществом в качестве естественных прав человека, т.е. принадлежащих ему от природы, от рождения. К числу таких прав относятся: право на жизнь, на человеческое достоинство, неприкосновенность личности, жилища, свобода передвижения, свобода совести и др. Государство также призвано защищать каждого от произвола властей идолжностных лиц.

Взаимная ответственность личности и государства проявляется в том, что в своих взаимоотношениях личность и государство выступают равными партнерами и обладают взаимными правами и обязанностями. Государство вправе не толькотребовать от личности выполнения установленных законом обязанностей, но и само несет перед личностью определенные обязанности. Следовательно, личностьможет требовать от государства реальности закрепленных прав и свобод, защиты их от нарушений. Такие возможности предоставляет судебный порядок обжалования действий и решений, а также актов государственных органов и должностных лиц,

которыми были нарушены права и свободы граждан. В числе названных признаков правового государства стержневым является признак

господства права. Без него не возможна нормальная жизнедеятельность общества. Важным условием формирования правового государства является высокая правоваякультура общества, утверждение в обществе главенства общечеловеческих ценностей, климата соблюдения и поддержки демократических традиций.

2. Воплощение в жизнь идей, принципов, функций правового государства, построение его в Украине, возможно только при реализации ряда важнейших условий, необходимых для существования правового государства. В их число входят экономические, политические, а также государственно-правовые условия. Правовое государство является продуктом гражданского общества, его экономической основой является рыночная экономика, социальной базой – граждане-собственники. Поэтому основным экономическим условием существования правового государства является создание в стране гражданского общества, рыночной экономики, основанной на частной собственности, и возникновение, так называемого, среднего класса – граждан-собственников.

Основным политическим условием существования правового государства является наличие в стране многопартийной политической системы. Главенствующим направлением реализации политических условий существования правового государства является становление в Украине сильных политических партий парламентского типа.

Государственно-правовые условия существования правового государства включают реформу органов государственной власти и действующего законодательства. Реформа государственных органов должна заключаться в реализации принципа разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную, создании надежного механизма сдержек и противовесов, баланс с целью обеспечения верховенства права над государством. Ни одна задача в области экономики, политики, культуры не может быть решена без прочной правовой базы, без опоры на закон. Исключительно важную роль в существовании правового государства играет создание эффективно действующей судебной власти, которая должна быть основным средством обеспечения верховенства права над государственными органами, разрешения конфликтов между законодательной и исполнительной властями, установления равновесия между ними, обеспечения соблюдения принципа правового государства. Это основная задача Конституционного Суда. В связи с переходом к рыночной экономике важную роль играет совершенствование государственного, административного, финансового, хозяйственного, гражданского и других отраслей законодательства и создание необходимых правовых условий для предпринимательской деятельности.

 

Тема : ПРАВОНАРУШЕНИЯ.

 

1. Поняття, ознаки і види правопорушень.

2.Поняття та види юридичної відповідальності.

3. Підстави і цілі юридичної відповідальності

 

1.Правонарушениеявляетсяпрямойпротивоположнос-тью правомерному поведению.

Правонарушение — это противоправное, виновное, на-носящее вред личности, обществу или государству деяние Деликтоспособного лица.

Признаки правонарушения:

противоречие конкретному правовому пред-писанию — невыполнение обязанности или нарушение
запрета;

виновность — правонарушением является лишь Деяние, совершенное умышленно или по неосторожности;

нанесение вреда личности, обществу или государству или, в ряде оговоренных законом случаев — реальная угроза нанесения такого вреда;

правонарушение является волевым, осознанным деянием, которое выражается в форме действия или бездействия. Образ мысли, убеждения, воззрения, какими бы антигуманными или злонамеренными они ни были — не-наказуемы;

ответственным за правонарушение может быть только физическое или юридическое лицо (в некоторых случаях — государство),способное нести ответственность за свои действия (деликтоспособное лицо).

Взависимости от степени опасности правонарушения и нанесенного им вреда правонарушения разделяют на
преступления и проступки.

Преступления — наиболее опасные для общества правонарушения, посягающие на наиболее значимые соци-
альные ценности (жизнь, здоровье индивида, собственность, •безопасность государства, общественную безопасность и
т.д.). Преступлениями являются только уголовные правонарушения .

Проступки — менее опасные правонарушения (нарушение трудовой дисциплины, общественного порядка, неисполнение гражданско-правового договора и т.д.).

В зависимости от вида юридической ответственности в национальном праве Украины правонарушения подразделяются на:

1) уголовные правонарушения (преступления);

2) гражданско-правовые проступки (например, неисполнение договорного обязательства, нарушение авторскогоправа);

3) административные проступки (например, нарушение общественного порядка, правил торговли, нарушение правил дорожного движения, не повлекшее тяжких последствий);

4) дисциплинарные проступки (например, нарушениетрудовой дисциплины).

Международное право также содержит понятие международного правонарушения. По степени общественной опасности они подразделяются на:

тягчайшие — преступления, ставящие под угрозу мировой правопорядок в целом (геноцид, подготовка иведение агрессивной войны, нарушение законов и обычаеввойны и др.);

серьезные — правонарушения, хотя и не создающие неп осредственной угрозы миру и безопасности, но все жезатрагивающие их существенные интересы (загрязнение окружающей среды, государственное пиратство, производство или передача другой стране запрещенных видов оружия);

ординарные - - правонарушения, затрагивающие интересы отдельных государства (нарушение границ исключительной морской экономической зоны, нарушение соглашения о распределении водных ресурсов пограничиных речки или озера).

К международной юридической ответственности могут привлекаться как государства, так и физические лица. Например, юрисдикция Международного уголовного трибунала для судебного преследования лиц, ответственных за серьезные нарушения международного гуманитарного права, совершенные на территории бывшей Югославии, распространяется исключительно на физических лиц.

 

 

СОСТАВ ПРАВОНАРУШЕНИЯ

 

Возложение на лицо юридической ответственности возможно только при наличии в его деянии юридического состава правонарушения. Правонарушение рассматривается в данном случае как система.

Состав правонарушения — это система элементов правонарушения. Ее полнота и целостность является необходимым условием для привлечения лица к юридической ответственности. Норма права — правовое основание,а составправонарушения — фактическое основание дляюридической ответственности (юридический факт).

В состав правонарушения входят:

субъект правонарушения — деликтоспособное лицо. В основном правонарушения совершают физические лица
(а преступления — исключительно физические лица), но субъектом гражданского проступка может выступать и
юридическое лицо, а международного правонарушения -государство;

объект правонарушения — общественные отношения, социальные блага, ценности, права и свободы личности, интересы государства, на которые посягает правонару-шитель;

субъективная сторона правонарушения — отношение лица к совершаемому им деянию и его последствиям. Главный элемент субъективной стороны -- вина в форме умысла или неосторожности. Факультативными (необязательными) элементами субъективной стороны являются мотив и цель правонарушения. Ответственность за гражданский проступок может наступать и при отсутствии вины (в случаях, специально оговоренных законом);

объективная сторона правонарушения — это внешняя характеристика правонарушения, включающая противоправное деяние (действие или бездействие), результат деяния и причинно-следственную связь между деянием и результатом.

Отсутствие хотя бы одного из указанных элементов означает, что данный акт поведения не является правонарушением.

 

2. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Юридическая ответственность является следствием правонарушения.

Юридическая ответственность — это применение виновному лицу мер государственного принуждения за совершенное правонарушение.

Меры государственного принуждения могут носить характер личных ограничений (например, лишение свободъ лишение права заниматься определенным видом деятельности), имущественных взысканий (конфискация имущества, обязанность возместить причиненный ущерб).

Юридическая ответственность — это правовое отношение между государством и правонарушителем, в силу которого государство имеет право предпринять по отношению к правонарушителю определенные меры воздействия, а правонарушитель обязан претерпеть установленные государством лишения личного и имущественного
характера.

Единственным основанием юридической ответствен-ности является совершение правонарушения, т. е. наличие в деянии правонарушителя состава правонарушения.
Юридическая ответственность тесно связана с санкцией правовой нормы, выступает в качестве ее реализации. Составправонарушения — фактическое основание для юридической ответственности (юридический факт), а норма права — правовое основание, без которого юридическаяответственность немыслима.

Юридическая ответственность характеризуется следующими признаками:

— ее основанием является только правонарушение;

— она всегда связана с государственным принуждением;

— юридическая ответственность характеризуется лишениями для лица, совершившего правонарушение.

Цель юридической ответственности — формирование правомерного поведения не только лиц, совершивших пра вонарушение, но и всех иных членов общества.

1) Виды юридической ответственности:

1) уголовная - - применяется только за совершение преступления. Это наиболее суровый вид ответственности, предполагающий самые жесткие ограничения личного и имущественного характера;

2) административная — применяется за совершение административного проступка. Налагаемые в данном случае взыскания личного и имущественного характера носят гораздо более мягкий характер;

3) гражданско-правовая — наступает за неисполнение договора, причинение имущественного вреда. Носит исключительно имущественный характер;

4) дисциплинарная — наступает за нарушение трудовой, служебной, учебной дисциплины и носит, как правило, личный характер (например, выговор). Если в результате дисциплинарного проступка нанесен имущественный ущерб, то применяется также материальная ответственность, которая состоит в обязанности возместить нанесенный ущерб.

Сравнительно новым видом юридической ответственности является конституционная, примерами которой являются импичмент президента, отставка правительства. В системе международного права существуют различ-
ные виды международной юридической ответственности. Таковы, например, экономические санкции (запрет на торговлю, совместную экономическую деятельность) против государства — нарушителя норм международного права.

3. Цели юридической ответственности:

2) охранительная — заключается в защите правопорядка. Юридичесв;ая ответственность представляет собой меру защиты личв:ости, общества, государства от неправомерных социально опасных деяний. Правонарушитель обязан претерпеть определенные ограничения своих прав в качестве кары, наказания. В этом проявляется справедливость юридической ответственности;

3) правовосстановительная — заключается в восстановлении нарушенного права. Эта цель особенно характерна для гражданско-правовой ответственности. Она состоит в необходимости возместить убытки, возместить моральный вред, нанесенный пострадавшему лицу;

4) профилактическая — заключается в предупреждении совершения новых правонарушений (превенция). Юридическая ответственность призвана, с одной стороны, ограничить возможности правонарушителя совершить новое правонарушение, с другой — удержать от правонарушений других лиц;

5) воспитательная — формирует уважение к праву. Применение мер юридической ответственности должно способствовать исправлению и перевоспитанию правонарушителя. В его сознании и поведении должны сформироваться и закрепиться уважительное отношение к праву и закону, правам, свободам и законным интересам других лиц.

 

 

Тема: Конституційне законодавство.

1. Закріплення державного, народного й національного суверенітету в декларації про державний суверенітет України.

2. Акт проголошення незалежності України. Референдум 1 грудня 1991р.

3.Питання правопріемства України.

 

 

1. Термин «суверенитет» возник в средневековье. Первоначально он означал полновластие крупного феодала (се-
ньора) на принадлежащей ему земле, независимость от внешней власти, в том числе и от короля. В Новое время средневековое понятие было наполнено иным содержанием. В зависимости от носителя этого свойства различают три вида суверенитета: государственный, народный, национальный.

Многогранность суверенитета Украины была закреплена Декларацией о государственном суверенитете Украины, принятой 16 июля 1990 г. Верховной Радой УССР.
Декларация — это политическое заявление от имени государства, правительства, народа, партии или иных субъектов политической деятельности. В отличие от закона она содержит не правовые нормы, а самые общие,принципиальныеположения по определенному вопросу.

Государственный суверенитет Украины — это верховенство государственной власти внутри государства и независимость ее во внешних сношениях.

Декларация о государственном суверенитете Украины закрепила следующие проявления (компоненты) государственного суверенитета:

1) верховенство Конституции и законов Республики на своей территории;

2) гражданство Украины;

3) неприкосновенность территории Украины;

4) экономическую самостоятельность Украины;

5) самостоятельность Украины в организации охраны природы и использования ее природных ресурсов;

6) самостоятельность в решении вопросов науки, образования, культурного и духовного развития украинской нации и всех национальностей, проживающих на ее территории;

7) право Украины на собственные вооруженные силы, внутренние войска, органы государственной безопасности.

Следует учитывать, что в современном мире государственный суверенитет во всех его проявлениях не абсолютен. У любого государства, в том числе и у Украины, есть внешнеполитические связи и обязательства, которые в известной степени ограничивают его суверенитет. Признание верховенства международного права (особенно в области прав человека) также формирует определенные рамки суверенитета.

Народный суверенитет -- это право народа определять конституционный строй своего государства, прини-
мать участие в управлении государственными и общественными делами.

Поможем в написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой
<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Избирательное право и избирательные системы | ВЕРХОВНАЯ РАДА УКРАИНЫ»

Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 1064; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:

  1. Familia. Общее понятие о семейных правах
  2. II. Объекты и субъекты права собственности на природные ресурсы
  3. II. Предмет договора. Права и обязанности сторон
  4. III. Основания возникновения права собственности на природные ресурсы
  5. Автономия воли субъектов правоотношения как источник международного частного права
  6. Административно-процессуальное право как отрасль российского права
  7. Адміністративне право - галузь права, норми якої регулюють суспільні відносини, що виникають в процесі організації і реалізації виконавчої влади.
  8. Адміністративно-процесуальні документи, що приймаються під час провадження у справах про адміністративні правопорушення.
  9. Акционерные общества (понятие, виды, характеристика, порядок создания, права акционеров, органы управления и контроля).
  10. Александр II и отмена крепостного права.
  11. Альтернативные режимы права собственности

studopedia.su - Студопедия (2013 - 2022) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.3 сек.