Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развитие психики и сознания

1. Мозг и сознание

2. Развитие психики в животном мире.

3. Происхождение сознания в человеческом обществе.

4. Сознание и самосознание как высшая форма пси­хического отражения.

Согласно теории отражения психическая деятель­ность является функцией мозга. Психика - это систем­ное качество, проявляющееся в идеальном (объектив­ном) отражении окружающего мира. Исходя из такого понимания психики, выделяются две функции психики - отражательная и регулирующая. О психическом от­ражении можно говорить тогда, когда окружающий че­ловека мир предстает перед ним как мир, воспринятый им. Психическая регуляция представляет собой установ­ление отношений между носителем психики и окружа­ющей действительностью, которое выступает в форме ответной реакции на отраженный раздражитель.

Отечественный физиолог И.М.Сеченов объяснял фун­кционирование психики рефлекторной деятельностью мозга, делая вывод о рефлекторном характере психики в целом. Он считал, что в основе работы мозга (т.е. психи­ки) лежит рефлекс (лат. "отражение"), который представ­ляет собой закономерно возникающий ответ организма на раздражения, идущие из внешней среды и внутрен­них органов. "Все факты сознательной и бессознатель­ной жизни по способу происхождения суть рефлексы" (И.М.Сеченов) [17]. Таким образом, психическая деятель­ность - это результат преобразования сигналов из внешней и внутренней среды, совершающихся в головном мозге.

Отечественный психолог А.Р.Лурия [12] на основе сво­их исследований предложил теорию вертикальной регу­ляции мозга, объясняющей особенности функциониро­вания психики. Он выделил три блока мозга. Первый из них называется энергетическим блоком, или блоком тонуса. Он расположен в глубине мозга, в пределах вер­хних отделов мозгового ствола, а также охватывает та­кие отделы, как средний, задний мозг, гипоталамус, таламус и ретикулярную формацию. Процессы, происхо­дящие в нервных клетках этого блока, обеспечивают потоки возбуждения, что приводит к состоянию бодр­ствования организма. Если приток импульсов возбуж­дения исчезает, человек впадает в полусонное состояние, а затем в сон. Итак, первый блок обеспечивает энерге­тическое питание мозга и организма в целом.

Второй блок человеческого мозга расположен в задних отделах больших полушарий (затылочная об­ласть, теменные и височные отделы). Это блок приема, переработки и хранения информации, доходящей до че­ловека из внешнего мира. Разные отделы головного моз­га выполняют здесь определенные функции. Затылочная область отвечает за зрительную работу, теменная - за осязательно-двигательную, а височная - за слуховестибулярную деятельность.

Третий блок мозга расположен в его передних от­делах, включает в себя лобные доли. Это блок програм­мирования, регуляции и контроля человеческой деятель­ности. Работа этого блока дает возможность человеку формировать и сохранять свои намерения, создавать программы действий, отслеживать и регулировать их протекание, а также контролировать их выполнение.

Впервые роль лобных долей была отмечена учеными после происшествия со старшим мастером бригады до­рожников-строителей Фениасом Гейджем. Он получил травму головы ломом, который прошел через левую щеку и вышел около темени. Оказались повреждены лобные доли. В течение часа Гейдж пребывал в оглушенном со­стоянии, после чего был доставлен к хирургу, где ему оказали помощь. Оправившись от травмы, Гейдж про­жил еще 12 лет. Все это время он оставался дееспособ­ной личностью. Вместе с тем у него наблюдались лично­стные изменения. До несчастного случая он был тактич­ным, уравновешенным человеком, после него стал не­выдержанным, грубым, упрямым и нерешительным. В связи с этим большинство исследователей считают, что наиболее заметными последствиями повреждения лоб­ных долей является изменение личности.

Функциональная организация мозга человека отлича­ется некоторыми особенностями. Речь идет о том, что правые и левые полушария человека выполняют различ­ные функции. Это было выявлено в 1960г. в лаборато­рии Роджера Сперри, в которой была проведена опера­ция, получившая название "расщепление мозга" и зак­лючающаяся в разъединении волокон мозолистого тела, связывающего два полушария. В результате была обна­ружена так называемая функциональная асимметрия мозга, позволяющая выяснить, какие функции выполня­ют левые и правые полушария в отдельности.

В лабораторных клинических условиях проводились эксперименты, в которых больным на одну половину

головы накладывались электроды, что приводило к уг­нетению мозговой деятельности одного из полушарий. В результате человек существовал только с одним бодр­ствующим полушарием. Таким образом, у исследовате­лей появилась возможность понять, за какие психичес­кие функции отвечает каждое полушарие. Основными функциями левого полушария головного мозга являют­ся речь, чтение, счет. Функции правого полушария - опе­рирование образами, ориентация в пространстве, раз­личение музыкальных тонов, мелодий и распознавание сложных объектов (человеческих лиц), продуцирование сновидений.

Таким образом, левое полушарие головного мозга яв­ляется базой логического мышления, а правое полуша­рие-база образного, интуитивного мышления. У боль­шинства людей проявляется полушарное доминирова­ние, когда деятельность одного из полушарий оказыва­ется ведущей и определяет мышление и поведение чело­века. Уровень проявления полушарного доминирования может быть различным - от скрытого до явного. В фун­кциональной организации мозга человека и животных наблюдаются существенные различия. В то время как у человека одно из полушарий является доминирующим, у животных оба полушария равноценны.

Для того, чтобы понять специфику психики человека, необходимо дать ответы на вопросы: когда и почему в ходе биологической эволюции возникла психика? Как развивалась и усложнялась психика?

В истории естествознания существовали различные попытки объяснить возникновение психики в природе. Среди них можно назвать теорию "панпсихизма", согласно которой душой наделена вся природа, в том числе и неживая (например, камни). Теория "биопсихизма" при­писывала психику всему живому, включая растения. На­против, сильно сужала круг обладателей психики тео­рия "антропопсихизма". Согласно ей психика существует. только у человека, а животные, как и растения, "только живые автоматы". Теория "нейропсихизма" относила психику только к существам, обладающим нервной сис­темой. Все перечисленные точки зрения относятся ско­рее к дискуссионным гипотезам, чем к хорошо разрабо­танным теориям.

Однако среди множества гипотез существует такая, ко­торая получила наибольшее развитие и признание. Это гипотеза А.Н. Леонтьева о происхождении психики. Со­гласно ей критерием появления психики у живых организ­мов является наличие чувствительности - способности ре­агировать на жизненно незначимые раздражители окру­жающей среды (звук, запах и т.п.), которые сигнализиру­ют о жизненно важных раздражителях (пище, опасности и т.п.). Критерием чувствительности является способность образовывать условные рефлексы. На основании того, что такая способность наблюдается практически у всех живот­ных и отсутствует у растений, А.Н. Леонтьев говорит о наличии психики именно в животном мире [10].

В ходе экспериментальной проверки своей гипотезы А.Н. Леонтьев пришел к выводу о том, что развитие пси­хики у животных проходит ряд этапов (рис. 1).

Первая стадия развития психики в животном мире на­зывается сенсорной или стадией элементарной чувстви­тельности. На этом этапе животные реагируют только на отдельные свойства предметов внешнего мира, и их

Рис. 1. Основные этапы развития психики и

форм поведения в животном мире

 

поведение определяется врожденными инстинктами (пи­тания, размножения, самосохранения и т.п.). К таким жи­вотным относятся многие простейшие (например, инфу­зория-туфелька, эвглена зеленая, кольчатые черви и т.п.).

Вторая стадия развития психики у животных получила название стадии перцептивной психики или предметного восприятия. Представители этой стадии отражают вне­шнюю действительность уже не в виде отдельных ощуще­ний, а в виде целостных образов предметов, обладают способностью к обучению, демонстрируют индивидуаль­но приобретенные навыки поведения. На этой стадии на­ходятся такие животные, как позвоночные, членистоногие.

Третья стадия была обозначена А.Н.Леонтьевым как стадия интеллекта. Этот этап характеризуется наличи­ем у животных способности к отражению межпредмет­ных связей, ситуации в целом. В результате такие жи­вотные умеют, например, обходить препятствия, нахо­дить способы решения задач, требующих предваритель­ных подготовительных действий. Интеллектуальный ха­рактер носят действия многих хищников, но в особен­ности - человекообразных обезьян и дельфинов. И все-таки интеллектуальное поведение животных не выходитза рамки биологической потребности, действует только в пределах наглядной ситуации.

Таким образом, по мнению А.Н.Леонтьева, психика возникает и развивается у животных именно потому, что иначе они не могли бы ориентироваться в среде и существовать.

Психика человека - это более высокий уровень, чем психика животных (Homo sapiens - человек разумный). Особенности психики человека возникли в процессе ан­тропогенеза и культурной истории человечества и были непосредственно связаны с переходом человека с био­логического на социальный (общественный) путь раз­вития. Главным событием в ходе этого процесса яви­лось возникновение сознания. Ведущими факторами возникновения сознания были труд и язык. Это поло­жение получило наибольшую конкретно-психологичес­кую разработку в работах таких отечественных психо­логов, как Л.С.Выготский, С.Я.Рубинштейн, А.Н.Ле­онтьев и др.

А.Н.Леонтьеву принадлежит гипотеза о происхожде­нии сознания. Согласно определению сознание - это та­кое отражение предметной действительности, в котором выделяются ее "объективные устойчивые свойства, вне зависимости от отношений к ней субъекта". В этом оп­ределении подчеркивается мысль о том, что у человека, в отличие от животных, с появлением сознания мир на­чинает отражаться независимо от биологических моти­вов. Как это стало возможным? По мнению А.Н.Леон­тьева, толчком к возникновению сознания послужило появление новой формы деятельности - коллективного труда. В ходе выполнения совместных трудовых действии появились первые элементы человеческой речи. Возможно, первые слова указывали на определенные действия, орудия, предметы, это были также "приказы", адресованные партнеру по совместным действиям. В сло­вах стали фиксироваться результаты познания. Уникаль­ная особенность человеческого языка - его способность аккумулировать знания, добытые поколениями людей. Благодаря ей язык стал носителем общественного созна­ния. Каждый человек в ходе индивидуального развития через овладение языком приобщается к "совместному знанию" и благодаря этому формируется его собствен­ное сознание.

Таким образом, по мнению А.Н.Леонтьева, овладе­ние человеком смысловых значений языка, наряду с кол­лективным трудом, сыграло основную роль в формиро­вании человеческого сознания [10].

Л.С.Выготский, исследуя механизмы формирования высших психических функций (мышления, сознания, са­мосознания), отмечал, что развитие сознания в челове­ческом обществе осуществлялось в ходе социального вза­имодействия между людьми. Научное решение пробле­мы развития психики человека Л.С.Выготский изложил в концепции, которую назвал культурно-исторической теорией психики человека. В этой теории он анализиру­ет причины принципиального отличия психики челове­ка от животных. По его мнению, оно состоит в том, что человек научился овладевать природой с помощью ору­дий груда. Это наложило существенный отпечаток на развитие психики человека: он научился овладевать соб­ственными психическими функциями, управлять собой. Для этого он также использовал орудия, но особые, психологические. В качестве таких орудий выступают зна­ки или знаковые средства, которые имеют культурное происхождение. Наиболее типичной системой знаков яв­ляется человеческая речь. Таким образом, рассматривая проблему формирования сознания в человеческом обще­стве, Л.С.Выготский отмечает, что решающая роль при­надлежит слову [3].

Итак, сознание представляет собой особенность че­ловеческой психики, связанную с познавательной дея­тельностью руки как органа труда, и речью, развиваю­щейся на основе труда. Именно деятельность и обще­ние детерминируют структуру сознания. В психологи­ческом плане сознание выступает прежде всего как про­цесс осознания человеком окружающего мира и само­го себя. Сознание и самосознание присущи только че­ловеку, но далеко не во всяком состоянии: оно отсут­ствует у новорожденного, у некоторых категорий ду­шевнобольных и, как правило, у спящих людей. Созна­ние и самосознание представляют собой активную, де­ятельную, преобразовательную силу, которая дает че­ловеку способность произвольного управления своим поведением. При помощи сознания человек не только пассивно отражает окружающую действительность, но и изменяет мир.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема 2 | Личность
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 1454; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.