КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Развитие психики и сознания
1. Мозг и сознание 2. Развитие психики в животном мире. 3. Происхождение сознания в человеческом обществе. 4. Сознание и самосознание как высшая форма психического отражения. Согласно теории отражения психическая деятельность является функцией мозга. Психика - это системное качество, проявляющееся в идеальном (объективном) отражении окружающего мира. Исходя из такого понимания психики, выделяются две функции психики - отражательная и регулирующая. О психическом отражении можно говорить тогда, когда окружающий человека мир предстает перед ним как мир, воспринятый им. Психическая регуляция представляет собой установление отношений между носителем психики и окружающей действительностью, которое выступает в форме ответной реакции на отраженный раздражитель. Отечественный физиолог И.М.Сеченов объяснял функционирование психики рефлекторной деятельностью мозга, делая вывод о рефлекторном характере психики в целом. Он считал, что в основе работы мозга (т.е. психики) лежит рефлекс (лат. "отражение"), который представляет собой закономерно возникающий ответ организма на раздражения, идущие из внешней среды и внутренних органов. "Все факты сознательной и бессознательной жизни по способу происхождения суть рефлексы" (И.М.Сеченов) [17]. Таким образом, психическая деятельность - это результат преобразования сигналов из внешней и внутренней среды, совершающихся в головном мозге. Отечественный психолог А.Р.Лурия [12] на основе своих исследований предложил теорию вертикальной регуляции мозга, объясняющей особенности функционирования психики. Он выделил три блока мозга. Первый из них называется энергетическим блоком, или блоком тонуса. Он расположен в глубине мозга, в пределах верхних отделов мозгового ствола, а также охватывает такие отделы, как средний, задний мозг, гипоталамус, таламус и ретикулярную формацию. Процессы, происходящие в нервных клетках этого блока, обеспечивают потоки возбуждения, что приводит к состоянию бодрствования организма. Если приток импульсов возбуждения исчезает, человек впадает в полусонное состояние, а затем в сон. Итак, первый блок обеспечивает энергетическое питание мозга и организма в целом.
Второй блок человеческого мозга расположен в задних отделах больших полушарий (затылочная область, теменные и височные отделы). Это блок приема, переработки и хранения информации, доходящей до человека из внешнего мира. Разные отделы головного мозга выполняют здесь определенные функции. Затылочная область отвечает за зрительную работу, теменная - за осязательно-двигательную, а височная - за слуховестибулярную деятельность. Третий блок мозга расположен в его передних отделах, включает в себя лобные доли. Это блок программирования, регуляции и контроля человеческой деятельности. Работа этого блока дает возможность человеку формировать и сохранять свои намерения, создавать программы действий, отслеживать и регулировать их протекание, а также контролировать их выполнение. Впервые роль лобных долей была отмечена учеными после происшествия со старшим мастером бригады дорожников-строителей Фениасом Гейджем. Он получил травму головы ломом, который прошел через левую щеку и вышел около темени. Оказались повреждены лобные доли. В течение часа Гейдж пребывал в оглушенном состоянии, после чего был доставлен к хирургу, где ему оказали помощь. Оправившись от травмы, Гейдж прожил еще 12 лет. Все это время он оставался дееспособной личностью. Вместе с тем у него наблюдались личностные изменения. До несчастного случая он был тактичным, уравновешенным человеком, после него стал невыдержанным, грубым, упрямым и нерешительным. В связи с этим большинство исследователей считают, что наиболее заметными последствиями повреждения лобных долей является изменение личности.
Функциональная организация мозга человека отличается некоторыми особенностями. Речь идет о том, что правые и левые полушария человека выполняют различные функции. Это было выявлено в 1960г. в лаборатории Роджера Сперри, в которой была проведена операция, получившая название "расщепление мозга" и заключающаяся в разъединении волокон мозолистого тела, связывающего два полушария. В результате была обнаружена так называемая функциональная асимметрия мозга, позволяющая выяснить, какие функции выполняют левые и правые полушария в отдельности. В лабораторных клинических условиях проводились эксперименты, в которых больным на одну половину головы накладывались электроды, что приводило к угнетению мозговой деятельности одного из полушарий. В результате человек существовал только с одним бодрствующим полушарием. Таким образом, у исследователей появилась возможность понять, за какие психические функции отвечает каждое полушарие. Основными функциями левого полушария головного мозга являются речь, чтение, счет. Функции правого полушария - оперирование образами, ориентация в пространстве, различение музыкальных тонов, мелодий и распознавание сложных объектов (человеческих лиц), продуцирование сновидений. Таким образом, левое полушарие головного мозга является базой логического мышления, а правое полушарие-база образного, интуитивного мышления. У большинства людей проявляется полушарное доминирование, когда деятельность одного из полушарий оказывается ведущей и определяет мышление и поведение человека. Уровень проявления полушарного доминирования может быть различным - от скрытого до явного. В функциональной организации мозга человека и животных наблюдаются существенные различия. В то время как у человека одно из полушарий является доминирующим, у животных оба полушария равноценны. Для того, чтобы понять специфику психики человека, необходимо дать ответы на вопросы: когда и почему в ходе биологической эволюции возникла психика? Как развивалась и усложнялась психика?
В истории естествознания существовали различные попытки объяснить возникновение психики в природе. Среди них можно назвать теорию "панпсихизма", согласно которой душой наделена вся природа, в том числе и неживая (например, камни). Теория "биопсихизма" приписывала психику всему живому, включая растения. Напротив, сильно сужала круг обладателей психики теория "антропопсихизма". Согласно ей психика существует. только у человека, а животные, как и растения, "только живые автоматы". Теория "нейропсихизма" относила психику только к существам, обладающим нервной системой. Все перечисленные точки зрения относятся скорее к дискуссионным гипотезам, чем к хорошо разработанным теориям. Однако среди множества гипотез существует такая, которая получила наибольшее развитие и признание. Это гипотеза А.Н. Леонтьева о происхождении психики. Согласно ей критерием появления психики у живых организмов является наличие чувствительности - способности реагировать на жизненно незначимые раздражители окружающей среды (звук, запах и т.п.), которые сигнализируют о жизненно важных раздражителях (пище, опасности и т.п.). Критерием чувствительности является способность образовывать условные рефлексы. На основании того, что такая способность наблюдается практически у всех животных и отсутствует у растений, А.Н. Леонтьев говорит о наличии психики именно в животном мире [10]. В ходе экспериментальной проверки своей гипотезы А.Н. Леонтьев пришел к выводу о том, что развитие психики у животных проходит ряд этапов (рис. 1). Первая стадия развития психики в животном мире называется сенсорной или стадией элементарной чувствительности. На этом этапе животные реагируют только на отдельные свойства предметов внешнего мира, и их Рис. 1. Основные этапы развития психики и форм поведения в животном мире
поведение определяется врожденными инстинктами (питания, размножения, самосохранения и т.п.). К таким животным относятся многие простейшие (например, инфузория-туфелька, эвглена зеленая, кольчатые черви и т.п.). Вторая стадия развития психики у животных получила название стадии перцептивной психики или предметного восприятия. Представители этой стадии отражают внешнюю действительность уже не в виде отдельных ощущений, а в виде целостных образов предметов, обладают способностью к обучению, демонстрируют индивидуально приобретенные навыки поведения. На этой стадии находятся такие животные, как позвоночные, членистоногие. Третья стадия была обозначена А.Н.Леонтьевым как стадия интеллекта. Этот этап характеризуется наличием у животных способности к отражению межпредметных связей, ситуации в целом. В результате такие животные умеют, например, обходить препятствия, находить способы решения задач, требующих предварительных подготовительных действий. Интеллектуальный характер носят действия многих хищников, но в особенности - человекообразных обезьян и дельфинов. И все-таки интеллектуальное поведение животных не выходитза рамки биологической потребности, действует только в пределах наглядной ситуации. Таким образом, по мнению А.Н.Леонтьева, психика возникает и развивается у животных именно потому, что иначе они не могли бы ориентироваться в среде и существовать. Психика человека - это более высокий уровень, чем психика животных (Homo sapiens - человек разумный). Особенности психики человека возникли в процессе антропогенеза и культурной истории человечества и были непосредственно связаны с переходом человека с биологического на социальный (общественный) путь развития. Главным событием в ходе этого процесса явилось возникновение сознания. Ведущими факторами возникновения сознания были труд и язык. Это положение получило наибольшую конкретно-психологическую разработку в работах таких отечественных психологов, как Л.С.Выготский, С.Я.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев и др. А.Н.Леонтьеву принадлежит гипотеза о происхождении сознания. Согласно определению сознание - это такое отражение предметной действительности, в котором выделяются ее "объективные устойчивые свойства, вне зависимости от отношений к ней субъекта". В этом определении подчеркивается мысль о том, что у человека, в отличие от животных, с появлением сознания мир начинает отражаться независимо от биологических мотивов. Как это стало возможным? По мнению А.Н.Леонтьева, толчком к возникновению сознания послужило появление новой формы деятельности - коллективного труда. В ходе выполнения совместных трудовых действии появились первые элементы человеческой речи. Возможно, первые слова указывали на определенные действия, орудия, предметы, это были также "приказы", адресованные партнеру по совместным действиям. В словах стали фиксироваться результаты познания. Уникальная особенность человеческого языка - его способность аккумулировать знания, добытые поколениями людей. Благодаря ей язык стал носителем общественного сознания. Каждый человек в ходе индивидуального развития через овладение языком приобщается к "совместному знанию" и благодаря этому формируется его собственное сознание. Таким образом, по мнению А.Н.Леонтьева, овладение человеком смысловых значений языка, наряду с коллективным трудом, сыграло основную роль в формировании человеческого сознания [10]. Л.С.Выготский, исследуя механизмы формирования высших психических функций (мышления, сознания, самосознания), отмечал, что развитие сознания в человеческом обществе осуществлялось в ходе социального взаимодействия между людьми. Научное решение проблемы развития психики человека Л.С.Выготский изложил в концепции, которую назвал культурно-исторической теорией психики человека. В этой теории он анализирует причины принципиального отличия психики человека от животных. По его мнению, оно состоит в том, что человек научился овладевать природой с помощью орудий груда. Это наложило существенный отпечаток на развитие психики человека: он научился овладевать собственными психическими функциями, управлять собой. Для этого он также использовал орудия, но особые, психологические. В качестве таких орудий выступают знаки или знаковые средства, которые имеют культурное происхождение. Наиболее типичной системой знаков является человеческая речь. Таким образом, рассматривая проблему формирования сознания в человеческом обществе, Л.С.Выготский отмечает, что решающая роль принадлежит слову [3]. Итак, сознание представляет собой особенность человеческой психики, связанную с познавательной деятельностью руки как органа труда, и речью, развивающейся на основе труда. Именно деятельность и общение детерминируют структуру сознания. В психологическом плане сознание выступает прежде всего как процесс осознания человеком окружающего мира и самого себя. Сознание и самосознание присущи только человеку, но далеко не во всяком состоянии: оно отсутствует у новорожденного, у некоторых категорий душевнобольных и, как правило, у спящих людей. Сознание и самосознание представляют собой активную, деятельную, преобразовательную силу, которая дает человеку способность произвольного управления своим поведением. При помощи сознания человек не только пассивно отражает окружающую действительность, но и изменяет мир.
Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 1454; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |