Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виктор Иванович Слободчиков




Давид Иосифович Фельдштейн

 

Периодизация развития личности, предложенная Д.А. Фельдштейном, рассматривает разбиение онтогенеза на этапы в связи с анализом характеристик социального развития индивида. Важнейшей закономерностью социального развития личности является изменение социальной позиции. Социальное развитие личности идет по двум взаимосвязанным линиям – социализации (овладение общественным опытом) и индивидуализации (приобретение самостоятельности, относительной аномии.

Д.И. Фельдштейн (1999) выделяет промежуточные и узловые рубежи межуровневого социального развития человека. Промежуточные (1, 6, 15 лет) рубежи обозначают переход ребенка из одного периода онтогенеза в другой, узловые (0, 8, 10, 17 лет) – качественные сдвиги в социальном развитии, переход на новый этап развития.

Д.И. Фельдштейн выделяет 3 этапа социального развития индивида: 1) социализация в форме освоения предметных действий других (до 3 лет); 2) осознание своего Я, освоение норм человеческих отношений, ориентация на оценку общества (с 3 лет); 3) стремление утвердить свое Я в системе общественных отношений (с 10 лет). Эти этапы включены в 2 фазы развития личности от рождения до зрелости: 1 фаза – детство (от рождения до 10 лет), связана со становлением личности при еще не развитом самосознании; 2 фаза – подростничество (от 10 до 17 лет), связана с активным формированием самосознания, развитием общественной ответственности.

Примером еще одной попытки разработать полную, всеобъемлющую периодизацию психического развития человека является «Интегральная периодизация развития субъективной реальности», предложенная В.И. Слободчиковым в 80-х гг. XX в.

 

 

В основе данной периодизации лежит идея о развитии в психике особого личностного образования — субъективности (или внутреннего мира человека). В.И. Слободчиков в качестве механизма обретения субъективности определяет изменение форм взаимодействия развивающегося человека с миром и социальным окружением. Формами такого взаимодействия являются со-бытие (со-бытие – бытие вместе, отождествление человека с социальным окружением) и само-бытность (само-бытность – обособление человека от социального окружения, переживание своей особости). Анализируя предложенные ранее подходы к пониманию психического развития, В.И. Слободчиков (2000) пишет: «Как это ни парадоксально, но в классической возрастной психологии понятие развития подменялось представлением о развитии, которое в свою очередь сводилось к фиксации наблюдаемых изменений какого-либо психологического явления. В результате вместо показа самого хода развития предлагается рассказ о развитии, что не одно и то же» (Слободчиков В.И., Исаев Е.И., «Основы психологической антропологии. Психология развития человека», 2000, с. 7).

В.И. Слободчиков связывает психическое развитие человека с его взаимодействием с обществом, и предлагает периодизацию психического развития представлять в виде «карты человеческих общностей, внутри которых только и могут быть достигнуты различные уровни развития всех психических функций, тех способностей, которые необходимы для пребывания внутри этих общностей, их преобразования и построения новых». (Слободчиков В.И., 2000, с. 191)

В предложенной Слободчиковым схеме развития субъективности – «матрице возраста» – каждая ступень есть относительно завершенный цикл развития, выстроенный в логике процесса развития как горизонтальная последовательность периодов (становления и реализации) и стадий (критических и стабильных).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 1492; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.