Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Снятие психические расстройства разного типа с т.зр. поведенческого подхода




Бихевеористический

Общая характеристика современных психотерапевтических подходов (бихевиорально-когнитивный, психодинамический, экзистенциональный, гуманистический и пр.)

БИЛЕТ №22

 

Психотерапия более узкое понятие, изначально связанное с лечением психических и психосоматических заболеваний психосоматическими средствами.

 

В последнее годы наблюдается всплеск психологического неблагополучия, которое выражается во внутренних конфликтах, депрессии, тревоге, страхах, в нарушении общения в связи с этим заболеваниями. Методы психологической коррекции и психотерапии позволяют снять психологическое неблагополучие, но выбор методов зависит от психолога и от того, к какой школе он принадлежит.

 

Методы коррекции подразделяются по теоретическим концепциям, которые имеются в мировой практике.

 

В рамках поведенческого подхода отклонение трактуются соответственно принципам бихевиоризма. Психологическая коррекция и психотерапия связываются с необходимость формирования у клиента и развития оптимальных поведенческих навыков.

Эти отклонения связаны с неадаптивным поведением личности. В поведенческой коррекции используются методы условно относимые к трем основным группам:

  • 1 группа методов контр обусловливания

Эти методы предполагают разрыв нежелательной установившейся связи между условным раздражителем и реакцией и замену ее новой реакцией и связью. Практикуются приемы как сочетания приятного для клиента воздействия ситуацией, так и сочетание обычно для него неприятной.

Либо сочетания неприятного воздействия с ситуацией обычно доставляющей удовольствие.

ПРИМЕР. Избавление от вредных привычек. С использованием электрического тока + массажа.

 

  • 2 группа методов контр обусловливания

Другим вариантом контр обусловливания является парадоксальное для клиента сочетания приятной и неприятной ситуации не конкретного воздействия, а состояния.

ПРИМЕР. Человека обучают расслаблению, а затем ему, находящемуся в этом состоянии, предъявляют ситуацию обычно вызывающую минимальную тревогу. Следует напряжение. Когда он перестает чувствовать тревогу, переходят более стрессогенным ситуациям. Так сбивают старые связи и формируют новые.

 

Наряду с контр обусловливанием выделяют оперантные методы. Их разрабатывал Скинер.

В основе методов - система наград, которые получает клиент за действия называемые желательными. В следствие применения наград по Скинеру вероятность желательного поведения возрастает. Вариантом такого подхода является формирование желательного поведения на базе самоконтроля и самонаград, когда клиенту предоставляется возможность самому подбирать и создавать благоприятные ситуации и избегать нежелательные.

  • 3группа методов отражает взгляды социобихевиористов.

В основе разработки американского психолога Альберта Бандуры, автора теории социального научения. Бандура считал, что научение может идти через наблюдение моделей оптимального поведения. Этим моделям клиент должен следовать, имитируя саму модель. ПРИМЕР. Если ребенок боится собак, то терапевт демонстрирует ему бесстрашное поведение с собаками. Ребенок копирует поведение терапевта.

ДОПОЛНИТЕЛЬНО

Бандура (Bandura) Альберт (род. 1925, Мундеа, Альберта, Канада – 1988) — американский психолог, автор теории социального научения. В 1949 г. закончил университет в Британской Колумбии (бакалавр искусств), после этого приехал в США (гражданство в 1956 г.), проходил обучение по клинической психологии в университете Айовы (магистр философии, 1951; доктор философии, 1952). С 1953 г. работал в Станфордском университете в качестве профессора психологии, с 1973 г. — профессора социальных наук в области психологии. Здесь он познакомился с трудами Миллера и Долларда, значительное влияние на него оказал Спенс. Начав с методологии „стимул–реакция“, он пришел к выводу, что для человеческого поведения данная модель не вполне применима, и предложил свою модель, которая лучше объясняет наблюдаемое поведение.

На основании многочисленных исследований дал новую формулировку инструментального обусловливания, отведя в нем центральное место научению путем наблюдения за образцом. При этом подкрепление рассматривалось им не как единственная детерминанта научения, а лишь как способствующий фактор. Главной же детерминантой научения человека является наблюдение за образцами поведения других людей и за последствиями этого поведения: та или иная форма поведения становится мотивирующей в силу предвосхищения последствий данных действий. К числу таких последствий может относиться не только подкрепление со стороны других людей, но и самоподкрепление, обусловленное оценкой соблюдения внутренне обязательных стандартов поведения (стандарты самоподкрепления, которые демонстрируют другие люди).

Быстрота научения зависит от психологической доступности предмета подражания (это — и возможность непосредственного общения, и сложность представляемого поведения), и от эффективности словесного кодирования наблюдаемого поведения. Научение через наблюдение необходимо в таких ситуациях, когда ошибки могут приводить к слишком значимым, или даже фатальным последствиям. Основываясь на своей теории социального научения попытался дать новую интерпретацию агрессии („Agression: A Social Learning Analysis“. Englewood Cliffts, 1973).

Первоначально Бандура под агрессией понимал импульсивную, близкую к патологической реакцию на фрустрацию, но затем убедился, что это не так. Оказалось, что рия агрессии как фрустрации хуже объясняет имеющиеся факты, чем его теория научения на основе наблюдения за вознаграждением последствий агрессии. Он обнаружил, что агрессивное поведение развивается у детей, которые находятся в условиях научения на примерах агрессивного поведения взрослых. В частности, обнаружил, что отцы сверхагрессивных подростков служат им образцом такого поведения, поощряя их вне дома к проявлениям агрессии („Adolescent Aggression“, N.Y., 1959 (совм. с Walters R.H.)).

Проводя исследование на маленьких детях, где показывал им фильмы с поощрением вербальной агрессии, обнаружил, что в этом случае дети склонны повторять увиденное (1965). На основании этих исследований пришел к заключению, что гнев, как проявление общего возбуждения, способствующего агрессии, будет проявляться лишь только тогда, когда в данных ситуационных условиях социально принимаются образцы гневных реакций.

В рамках традиции изучения личности вклад Бандура заключается прежде всего в том, что он обратился в экспериментальном исследовании с обобщенных черт характера на ситуационно специфические формы поведения („Principles of Behavior Modification“, N.Y., 1969).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 460; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.032 сек.