Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 3. Философская мысль Средневековья




1. Формирование христианской философии. Патристика.

Христианство выступило на историческую арену во вто­рой половине I в. н. э. Учение, созданное на периферии ог­ромной Римской империи, становится ее государственной религией в IV в. В христианский канон вошли еврейский Ветхий Завет и Новый Завет (Евангелие), в котором рас­сказывалось об Иисусе и его учениках. Вместе Ветхий и Новый Завет образовали Библию. На соборах новой церк­ви была определена христианская догматика (Символ ве­ры, учение о трехипостасном божестве и др.).

По мере формирования христианского вероучения скла­дывалась христианская философия. Ее основоположники были, как правило, «отцами» и «учителями» христианской церкви, поэтому первый период христианской фило­софии (до VIII в.) называют периодом патристики (лат. patris — отцы). В этот период формируется основная про­блематика христианской философиисущность Бога, от­ношение человека к Богу, мир и его устроение, цель исто­рии, соотношение философии и теологии.

Христианская философия начиналась с идеи о том, что для достижения истины нужно раскрыть глубокий смысл библейских сказаний. Филон Александрийский (до сер. I в.) говорит, что в Писании есть два смысла: букваль­ный и сокровенный; последний можно понять, используя аллегорический метод (экзегетику). Так, например, исто­рию о том, что облако следовало за Израилем в пустыне можно понимать как премудрость; праздник Пасхи, с од­ной стороны, знаменует освобождение от египетского пле­на, а более глубокий смысл заключается в освобождении души от страстей.

* Ранний этап патристики — так называемая апологети­ка. Апологии — сочинения, целью которых была защита деятельности христиан от языческой критики и выработ­ка единой мировоззренческой позиции. Апологет Юстин не отрицал в целом античную философию, но по сравнению с христианством считал ее мудростью низшего поряд­ка. Татиан же резко выступал против античной филосо­фии, обвиняя ее в безнравственности. Теофил говорил, что всякое знание должно начинаться с веры; понимание этого дается только христианской религией.

Видный представитель патристики Климент Алексан­дрийский (ок. 150-215) выдвинул тезис о гармонии веры и разума. Он говорил о том, что философия служит подго­товкой к теологии, философия — союзница веры.

Ориген Александрийский (185-254) развивал учение о Боге, его лицах, предложил идею о сотворенности мате­риального мира «из ничего». (Заметим, что в античной фи­лософии говорилось о творении мира, космоса из некото­рой материи.)

Тертуллиан (160-220) утверждал, что христианская ве­ра, содержит в себе истину в готовом виде, истину, которая не нуждается в доказательстве или проверке. Спор о скрытом смысле Библии — бесцельное мудрствование, нужно буквальное понимание, а если что-то кажется непостижи­мым и невозможным, тем более в это нужно верить. Тертуллиану приписывается тезис: «Верую, ибо абсурдно», что полностью соответствует его взглядам.

 

Начиная со II в. в христианстве возникают ересигно­стицизм, манихейство, арианство. В первых ересях гово­рилось о том, что мир лежит во зле, создан злонамеренным Демиургом. Истинная жизнь человека — в ином мире, но попасть в него могут только те, кто обладает «гносисом», неким особым знанием.

 

2. Аврелий Августин – виднейший философ патристики.

Одним из самых авторитетных представителей патри­стики был Аврелий Августин (354-430). Он родился в г. Тагасте (Сев. Африка), крестился в 387 г., был епи­скопом Гиппонским, канонизирован христианской церковью. Главные произведения «Исповедь», «О Троице», «О граде Божием». Августин развил христианский платонизм, который был самым влиятельным направлением европейской филосо­фии до XIII в.

Для Августина характерны религиозно-художе­ственный стиль философствования, волюнтаризм, персона­лизм, психологизм. Центральная темачеловеческая душа, обращенная к Богу в поисках спасения. Основополагающая идея Августина: Бог — совершенная Личность и абсолютное бытие.

Из этой идеи следует его существование («онтологиче­ское доказательство бытия Бога»), Бог — абсолютно простой, неизменный, вне времени, вне пространства. Божественное триединство можно уразуметь, представляя душу как образ Бога: 1) душа естьутверждается Бытие, отличающее Бо­га-Отца; 2) душа разумеетутверждается Разум, Логос, отли­чающий Бога-Сына; 3) душа желает, утверждается Воля, отли­чающая Бога — Святого Духа.

В Божественном разуме заключен интеллигибельный мир, совершенные образцы, «экземпляры» всех вещей. Бог сотворил мир, в ко­тором бытие перемешано с небытием. Материяпочти ни­что, но она есть благо как возможность и субстрат для при­нятия формы. Человексоединение души и тела. Душаразумная субстанция, приспособленная для управления телом. Соединение души и тела непостижимо, душа «знает» о состо­яниях тела, не взаимодействуя с ним (проблема психофизиче­ского параллелизма). Жизнь сосредоточена в жизни души, в ее переживаниях и сомнениях. «Сомневаюсь,— говорит Ав­густин ,— следовательно, живу». Воля и любовь ценнее разума. Тело существует в пространстве и во времени, душатолько во времени.

Августин дает психологическое понимание време­ни как состояния души: душа помнитэто настоящее про­шедшего, душа созерцаетнастоящее настоящего, душа ждет, надеетсянастоящее будущего.

Любовь и воля, разум чело­века, как и все сотворенное, изначально устремлены к Богу. В соотношении веры и разума Августин отдает первенство вере, провозглашая: «Верую, чтобы понимать!» Но он считает, что вера не противоразумна, а сверхразумна. До определен­ных ступеней постижения истины разум может довести, но дальше — он бессилен, ведет вера.

Бог постигается душой как бы озарением (иллюминацией). Высший свет открывается в мистическом единении с Богом. Бог есть Абсолютное Добро, т. е. истинная цель, к которой должно стремиться. Он же — абсолютный предмет любви, все остальное — средст­ва. Свободаследование Божьей воле, любви к Богу.

Перво­родный грех, лежащий на каждом, искажает душу. Следствия греха: слабая воля к добру, склонность к дурному, шаткость разума, телесная смертность. Злоотклонение от направлен­ности к Богу как к абсолютной цели. Но и в грешной душе есть порыв к Богу, к спасению от греха. Теодицея Августина строится вокруг утверждения о том, что главную ответствен­ность за зло в мире несет человек, совершивший грехопаде­ние, злоупотребивший великим Божественным даром свобо­ды. Кроме того, сотворенное не может быть безусловно со­вершенным в двух смыслах: первое — равноценным Творцу, второе — равноценным во всех своих частях. Недостаток со­вершенства чего-либо в отрыве от целого выступает как зло. Люди делятся на составляющих Град Божий и Град земной. Люди Града Божьего несут на себе благодать и предопределе­ны к спасению, но до конца совершенно уверенно этого не знают. Земной град обречен на погибель. Крещение — необхо­димое, но не достаточное условие для спасения. Церковь выше государства, хотя земная церковь есть лишь несовер­шенное воплощение церкви небесной — духовной общности, Града Божьего. Государство, преследующее земные цели,— «шайка разбойников», царство насилия.

В историософии Ав­густина, построенной на принципах провиденциализма и откровения, преодолевается античный циклизм. История рас­сматривается как мировая. Она идет от Адама и Евы через грехопадение. Центральное ее событиеприход Христа, по­сле него — ничто не может «вернуться на круги своя».Утвер­ждается представление о линейности, необратимости истории как истории человечества.

 

Итогом патристики стал комплекс идей, которые бы­ли восприняты и продолжены последующей христианской философией. Основные из них:

- Теоцентризм. Источником всякого бытия, блага и кра­соты является Бог.

- Креационизм. Мир сотворен Богом «из ничего».

- Персонализм. Человек создан по образу и подобию Бога.

- Провиденциализм. Бог правит созданным им миром, че­ловеческой историей и людьми.

- Сотериологизм (от лат. soter — спаситель). Жизнь че­ловека должна быть направлена на спасение души.

- Ревеляционизм (от лат. revelation — откровение). По­знание истины достигается через постижение смысла Священного Писания, а также через учения апостолов, пророков, святых, через мистическую интуицию.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 418; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.