Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Номинализм и реализм в средневековой философии




Средневековые философы, писатели, ученые в большин­стве своем происходили из духовного сословия. В руках церкви была организация образования. Школы организовывались в основном при монастырях и соборных капиту­лах, существовали также придворные школы. Преподава­ние велось преимущественно монахами-проповедниками. В школах постепенно складывались основы педагогиче­ской и научной системы, которая получала название схо­ластики, т. е. школьной учености.

У истоков схоластики стоял Боэций (480-524), кото­рого позднее называли «отцом схоластики». Он предло­жил систему обучения, включавшую две группы наук: три­виум («трехпутье»), в который входили грамматика, рито­рика и диалектика (логика), и квадривиум, в котором были элементы арифметики, геометрии, акустики («музыки») и астрономии. Изучение этих наук должно предшествовать, считал он, изучению теологии.

Одной из важных проблем схоластики стала проблема универсалий, соотношения общего и отдельного. Этот во­прос обсуждался еще в античной философии и через творчество Боэция перешел в схоластику.

 

В ранней схоластике сформировались два противопо­ложных направленияреализм и номинализм.

* Сторонни­ки реализма утверждали, что универсалии (всеобщее) яв­ляются духовными сущностями и существуют реально.

Такая точка зрения в общем восходит к Платону. В край­нем варианте реализм исходил из того, что реально суще­ствует только общее, а индивидуальное реально не суще­ствует, оно лишь кажется существующим и есть не более чем обман чувственного восприятия.

* Приверженцы номинализма (от лат. nomen — имя) утверждали, что реально существуют только отдельные предметы. При этом в своей крайней форме номинализм утверждал, что общее — это только имена, слова и не име­ет никакого значения вне языка.

 

Философские споры между реалистами и номинали­стами могли поставить под сомнение догмат о едином Бо­ге и Его трех ипостасях и поэтому привлекли к себе настороженное внимание Церкви.

* Одним из главных реалистов в раннем Средневековье был Иоанн Скот Эриугена (ок. 810 — ок. 877). Он развил учение о том, что изначально есть не сотворенная, но творя­щая природа — Бог; затем — вторая природа, сотворенная и вместе с тем творящая — порожденная Богом совокуп­ность первообразов, идей всех вещей. Начинается процесс дробления первоединой духовной сущности. Затем — тре­тья природа — сотворенная и не творящая — мир чувст­венных предметов и явлений.

* Видный представитель номинализма в ранней схоласти­ке — Росцелин (ок. 1050-1110). Он утверждал, что дейст­вительным, реальным существованием обладают только единичные вещи. Общее есть лишь слово. Ни роды, ни ви­ды реально не существуют. Конечно, язык позволяет нам создать, например, слово «белизна», но оно ничего не выражает, поскольку в действительности существуют только белые предметы.

* Умеренный номинализм (концептуализм) был пред­ставлен Пьером Абеляром (1079-1142), который считал, что уни­версалии не пустые слова, они имеют определенное значе­ние, относятся к классам предметов. При этом говорилось, что универсалии не существуют до и независимо от еди­ничных предметов.

* Наиболее известным в эту эпоху представителем номи­нализма был Дунс Скот (ок. 1261-1308). Он утверждал, что реально существуют только индивиды. При этом он считал, что есть особый принцип индивидуализации, де­лающий одну вещь не похожей ни на какие другие.

В позднем Средневековье к реализму склонялся Фома Аквинский.

 

4. Философия Фомы Аквинского – вершина зрелой схоластики.

Фома Аквинский (Аквинат) (1224/5—1274), прозванный за необычайную силу мысли Ангельским доктором, происходил из аристократического немецко-итальянского рода и с 19 лет был монахом-доминиканцем. Он создал наиболее влиятельное в католическом мире философское учение (то­мизм), которое в виде неотомизма признавалось со 2-й пол. XIX в. до нач. XXI в. официальной философией католицизма. Главные произведения Фомы — «Сумма теологии», «Сумма про­тив язычников» (ее другое название — «Сумма философии»), а также работа «О правлении государей».

Философия Аквината развивается в русле аристотелизма и несет такие его черты, как жизнеутверждающий оптимизм, уверенность в возможности и значимости теоретического познания мира, представление всего существующего как единства в многообразии, утвержде­ние ценности единичного, индивидуального существования с его особым местом в общем строе.

Фома Аквинский возвели­чивает человека, утверждая, что ради него создан мир. Философ стремится представить гармонично отношения: Бог — чело­век — природа; существование — сущность; разум — воля; вера — знание; душа — тело; индивид — общество; мораль — право; церковь — государство. В системе Фомы нашли продолжение античный рационализм, юридизм, индивидуализм вместе с христианским теоцентризмом и персонализмом.

Фома принимает уже определившееся к XIII в. различие между теологией и философией, путь первойот Бога к миру, от причины к следствиям, второйот мира к Богу, от следст­вий к причинам. Сферы разума и веры отчасти совпадают.

Руководствуясь идеями аристотелевской метафизики, Фома выдвигает рациональные доводы в пользу бытия Бога. Это космологические и телеологические доказательства. Философ явным образом не прибегает к онтологическому аргументу, считая, что из понятия о Боге нельзя вывести его существова­ния: поскольку сущность Бога непознаваема, человеческий ум лишен понятия о нем.

Суть пяти доказательств Фомы Аквинского такова: в мире существует иерархия:

1) источников дви­жения, значит, на вершине ее должен быть внешний перводвигатель; 2) производящих причин, они должны восходить к ко­нечной производящей причине; 3) необходимого, пределом здесь должна быть безусловная необходимость; 4) совершенного, венцом его должно быть абсолютное совершенство; 5) це­лей, они должны подниматься к высшей цели. А перводвигатель, первичную производящую причину, безусловную необхо­димость, абсолютное совершенство, т. е., заключает Фома, «разумное существо, полагающее цель для всего, что происхо­дит в природе [...] мы именуем Богом».

По проблеме универсалий Фома Аквинский, следуя Аристо­телю, занимает позиции реализма. Он считает, что общие по­нятия существуют трояко: 1) до вещей (как образцы в уме Бога); 2) в вещах (как их сущности); 3) после вещей (в уме че­ловека как понятия).

 

Оппозиция реализма и номинализма получила отклик и в последующей философии.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 3833; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.