Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формы организации ЦБ и их функции




Операции Центрального банка

Формы организации ЦБ и их функции

2. Центральный банк РФ: сущность и функции

Ключевым элементом финансовой системы любого развитого государства сегодня является Центральный банк, выступающий официальным проводником денежно-кредитной политики. В свою очередь денежно-кредитная политика наряду с бюджетной составляет основу всего государственного регулирования экономики. Поэтому эффективная деятельность Центрального банка является одним из условий эффективного функционирования рыночной экономики.

Первые центральные банки возникли более 300 лет назад. Первым эмиссионным банком считается созданный в 1694 г. Банк Англии, поскольку он первым начал выпускать банкноты и учитывать коммерческие векселя.

Однако повсеместное распространение и современное значение они приобрели только в ХХ столетии. Так, международная финансовая конференция в Брюсселе в 1920г. отмечала, что «в странах, где не существует Центрального эмиссионного банка, его следует создать». Там же отмечалось, что «банки, особенно эмиссионный банк, нужно освободить от политического давления, они должны управляться на принципах разумных финансов».

Первоначально банки верхнего уровня назывались эмиссионными и образовывались как акционерные компании, наделенные особыми полномочиями. Термин «центральный банк» подразумевал самый крупный банк, находящийся в самом центре банковской системы. Затем они постепенно монополизировали некоторые специфические функции, а на определенном этапе их национализировали. При этом акционерный статус центральных банков в ряде стран сохранился. Например, капитал Банка Италии принадлежит банкам и страховым компаниям, капитал Федеральной резервной системы (ФРС) США принадлежит банкам – членам ФРС.

Центральные банки могут иметь смешанную форму собственности на капитал, когда часть капитала Центрального банка принадлежит государству, а часть находится в руках юридических и/или физических лиц. Так, например, 55% капитала Банка Японии принадлежит государству, а 45% - частным лицам; в Австрии 50% капитала принадлежит государству, а 50% - в собственности физических и юридических лиц-резидентов.

В большинстве случаев капитал Центрального банка полностью принадлежит государству (Англия, Франция, Дания, Россия и др.) Первоначально выделившись из числа коммерческих банков по размеру капитала, объемам проводимых операций, со временем Центральные банки стали по сравнению с коммерческими банками скромными по масштабам капиталов, операций и балансов, их функции и методы воздействия на финансовую систему модифицировались, а степень влияния на состояние денежно-кредитной системы страны неизмеримо возросла. При этом степень влияния Центрального банка на формирование денежно-кредитной системы в различных странах неодинакова и зависит от степеней свободы, какими обладает Центральный банк и его руководство.

Чаще всего Центральный банк подотчетен непосредственно парламенту или образованной последним специальной банковской комиссии. Управляющий Центральным банком не входит в правительство и его назначение на должность не совпадает по срокам с формированием нового кабинета министров.

Назначение может делаться монархом, президентом, парламентом, но правительство, опирающееся на парламентское большинство, обычно может провести свою кандидатуру (часто оно ее официально предлагает).

Высшее руководство Центрального банка может быть не ограничено в пребывании в должности (Дания, Финляндия, Норвегия) или назначаться на длительный срок, например, на 7 лет – в Канаде, Нидерландах, Австралии, 8 лет – в ФРГ.

Наиболее зависимыми от государственных органов являются Центральные банки Франции и Италии, где законодательно закреплено право правительства на вмешательство в деятельность Центральных банков. В законодательствах Великобритании, Японии, Швеции, Нидерландов установлена четкая возможность государственных органов отменять решения Центрального банка, инструктировать его. Центральные банки Германии и Швеции являются наиболее независимыми, и в законодательстве этих стран отсутствуют нормы, разрешающие правительству вмешиваться в денежно-кредитную политику, проводимую Центральным банком. Таким образом, уровень относительной независимости Центральных банков можно охарактеризовать следующим образом. Банк Англии занимает промежуточное место между Бундесбанком (ФРГ), как максимально влиятельным и независимым учреждением, и Банком Франции, находящимся в полной зависимости от правительства. В Финляндии традиционно Центральный банк замкнут на законодательную власть, играет влиятельную роль и выступает поставщиком высших государственных деятелей. В Италии роль Центрального банка повышается за счет стабильности его руководства на фоне постоянной смены правительств.

Поскольку правительство, как правило, озабочено, прежде всего, краткосрочными и среднесрочными целями, приближением очередных выборов, мнением избирателей и т.д., то деятельность правительства может вступать в противоречие с долгосрочными интересами государства. В этих условиях независимый Центральный банк обеспечивает стабильность экономического развития. Вместе с тем независимость Центрального банка имеет свои пределы. Это связано с тем, что между Центральным банком и правительством не должно быть принципиальных противоречий, поскольку тогда экономическая политика была бы неэффективной.

Принципиальное значение имеет четкое разграничение государственных финансов и банковской системы, т.е. ограничение возможности правительства пользоваться средствами Центрального банка.

Во многих странах прямое кредитование правительства практически отсутствует (США, Канада, Япония, Великобритания, Швеция, Швейцария) или законодательно ограничено (ФРГ, Франция, Нидерланды). В Законе об Австрийском Национальном Банке (1984г.) записано, что органы власти могут занимать у Центрального банка только под стопроцентное обеспечение золотом и иностранной валютой. Единственное исключение сделано для учета краткосрочных казначейских сертификатов для помощи правительству в управлении наличными ресурсами, причем только по особой просьбе министра финансов в пределах 5% дохода бюджета от налогов.

Относительно высокий удельный вес государств ценных бумаг в балансе Центрального банка не означает первичное участие Центрального банка в государственном долге, так как облигации в основном покупаются и продаются в ходе проведения денежно-кредитной политики. Например, в Великобритании упор делается на использование в операциях Банка Англии коммерческих векселей, и они являются основой обеспечения банкнотой эмиссии.

Государственный долг может находиться в руках Центрального банка, частного сектора (компаний и предприятий), населения. Центральный банк, как правило, не играет в этом решающую роль, так как не имеет соответствующих средств.

При этом правительство заинтересовано в таком размещении государственного долга, чтобы не воздействовать негативно на ликвидность банковской системы, не лишать частный сектор заемных ресурсов, не повышать процентных ставок. С другой стороны, в случае достаточно большего государственного долга ликвидность экономики опосредованно изменяется, и чрезмерные заимствования могут вызывать структурные дисбаланса. При узости национальных рынков капиталов или в тактических целях заимствования могут производиться за границей.

Функции Центрального банка на протяжении многих десятилетий достаточно постоянны, это:

- эмиссионный банк, за которым закреплена монополия денежной эмиссии;

- банк правительства: исполнение бюджета и управление государственным долгом;

- банк банков: расчетный центр, кредитор последней инстанции;

- проводник денежно-кредитной и валютной политики;

- орган надзора за банками и финансовыми рынками.

Вместе с тем, значение функции эмиссионной монополии и расчетного центра снижается в связи с модификацией денежного обращения и внедрением электронных денежных систем.

Банковский надзор может быть возложен на специальные органы, а не на Центральный банк. Поэтому ключевой остается функция проводника денежно-кредитной политики, причем новое понимание экономических процессов, закономерно обусловливает ориентацию на стабилизацию во все более тесной увязке с общей экономической политикой.

2. Центральный банк РФ: сущность и функции

Центральный банк (эмиссионный банк) – банк, имеющий право выпуска кредитных денег в форме наличных банкнот и в форме записи на счетах, и служащие важнейшим ресурсом для совершения кредитных операций.

В Российской Федерации Центральным национальным банком является ЦБ РФ (Банк России), который находится в собственности РФ. Он создан и действует на основании закона РФ «О Центральном Банке РФ» 1995 г. В соответствии с законодательными актами, основными целями деятельности ЦБ России является:

- защита и обеспечение устойчивости рубля, в том числе его покупательной способности по отношению к иностранным валютам;

- развитие и укрепление банковской системы России;

- обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов.

Получение прибыли не является целью деятельности ЦБ России. Уставной капитал ЦБ составляет 3 млн.рублей. В пределах своих полномочий он независим в своей деятельности от распорядительных и исполнительных органов гос.власти. ЦБ не может участвовать в капиталах кредитных организаций, если это не установлено федеральным законом. Ему было разрешено иметь:

а) 51 % капитала Сбербанка России;

б) участвовать в капиталах Внешэкономбанка, Внешторгбанка.

С 1996 года ЦБ РФ не разрешено участвовать в капиталах российских кредитных учреждений, а с 2000 года в капиталах банков, созданных на территории иностранных государств. До 01.01.2002 в соответветствии с постановлением правительства РФ (хотя по закону ЦБ РФ не позднее 2005 года) ЦБ РФ обязан выйти из капиталов Сбербанка, Внешторгбанка, Внешэкономбанка и Росзагранбанков.

В рамках экономической системы ЦБ РФ выполняет следующие функции:

1. Эмиссионный центр страны

2. Банкир правительства

3. Банк банков

4. Надзор за банками и финансовыми рынками

5. Проводник официальной денежной кредитации и валютной политики

1. За ЦБ законодательно закреплена монополия на выпуск банкнот в обращение. Монополия на безналичную эмиссию в свободной рыночной экономике не осуществима. ЦБ по закону осуществляет выпуск в обращение и изъятие из обращения денежных знаков на территории России. Безналичная эмиссия в государстве осуществляется в процессе депозитно-ссудных операций. В развитых странах эмиссионная функция рассматривается как техническая и касается в основном отделений банка, непосредственно занимающихся кассовой работой, а также типографий, выпускающих банкноты.

2. Выполнение этой функции подразумевает исполнение бюджета и управление гос.долгом. ЦБ выполняет функцию депозитария, т.е. хранит на своих счетах средства гос.бюджета и фискального агента правительства России по кассовому исполнению бюджета и обслуживанию долга, включая осуществление операций по размещению гос.займов, их погашению и выплате % по ним. ЦБ дано право предоставлять кредит министерству финансов России на общих условиях сроком не более 12 месяцев на покрытие внутригодовых разрывов между текущими доходами и расходами бюджета. Законодательные органы устанавлиают лимит задолженности Министерства финансов банку России. ЦБ может покупать у Министерства финансов ценные бумаги на срок до 12 месяцев при их первичном размещении, а также размещать их на комиссионных условиях.

3. Эта функция состоит в том, что ЦБ:

- аккумулирует на своих счетах ресурсы коммерческих банков;

- осуществляет расчеты между коммерческими банками, т.е. выступает в качестве расчетного центра кредитной системы. В развитых странах роль ЦБ как расчетного центра снижается в связи с повсеместным внедрением электронных расчетных систем;

- оказывает коммерческим банкам кредитную поддержку, являясь кредитором последней инстанции. Для ведения корреспондентских счетов коммерческих банков и ведения расчетов между ними ЦБ открывает специальные подразделения – РКЦ при территоральных главных управлений ЦБ.

4. Включает в себя систему мер, с помощью которых государство через ЦБ обеспечивает стабильное и безопасное функционирование банковской системы и финансовых рынков в целом. В России ЦБ наделен в законодательном порядке функцией регулирования стабильности денежно-кредитной системы, в рамках которой он осуществляет надзор и регулирования деятельности коммерческих банков:

- выдает и отзывает лицензии на совершение банковских операций;

- устанавливает экономические нормативы, обязательные для коммерческих банков и контролирует их соблюдение;

- определяет порядок формирования обязательных резервов (страховых фондов);

- устанавливает для коммерческих банков объемы и сроки предоставления бухгалтерской и статистической отчетности;

- устанавливает единые правила бух.учета, стат.отчетности и совершение банковских операций в ком.банках.

5. Денежно-кредитная политика является одним из элементов всей экономической политики государства и определяется ее приоритетами. Она воздействует на валютный курс, процентные ставки, общий объем ликвидности банковских систем с целью обеспечить стабильный экономический рост при низком уровне безработицы и инфляции. Она может быть направлена на расширение совокупного объема денежной массы или на ее сокращение (кред.экспансия, кредитная рестрикция). Политика кредитной рестрикции проводится в условиях повышающихся темпов роста экономики, а политика кредитной экспансии в периоды кризисного снижения производства. В России применяются следующие основные методы денежно-кредитной политики, с помощью которых ЦБ осуществляет денежно-кредитное регулирование экономики:

а) определение учетной ставки (ставки рефинсирования – дисконтная (учетная) политика);

б) проведение операций на открытом рынке;

в) определение норм обязательных резервов;

г) установление экономических нормативов для коммерческих банков;

д) рефинансирование банков;

е) валютное регулирование;

ж) управление наличной денежной массой.

а) Учетная политика – это условия, по которым ЦБ покупает векселя у коммерческих банков.

Нередко предприниматели расплачиваются с поставщиками не сразу, а через определенный срок. Для подтверждения отсрочки платежа обычно выставляется вексель. Поставщик товара может использовать его по-разному:

1. Может дождаться указанного срока оплаты

2. Может оплатить этим векселем свои денежные обязательства

3. Может реализовать вексель коммерческому банку, т.е. учесть вексель

Получая вексель, коммерческий банк оплачивает не всю сумму, а лишь ее часть, удерживая определенный процент. Банк в случае необходимости может переучесть вексель в ЦБ, который также удерживает определенный процент – учетную ставку. Назначая единую учетную ставку ЦБ, тем самым определяет низшую границу учетной ставки коммерческих банков. Повышая или понижая ее, ЦБ оказывает воздействие на возможности комммерческих банков и их клиентов в получении кредита, что в свою очередь влияет на экономический рост, денежную массу, уровень рыночного процента.

Изменение учетной ставки ЦБ вызывает соответствующее изменение рыночного процента, отражается на состояние платежного баланса и валютного курса.

Повышение ставки способствует привлечению в страну иностранного краткосрочного капитала, а в итоге активизируется платежный баланс, увеличивается предложение иностранной валюты, что повышает курс национальной валюты.

Снижение ставки приводит к противоположным результатам.

б) политика открытого рынка выражается в купле-продаже государственных ценных бумаг ЦБ. Она проводится с целью оказать воздействие на ресурсы коммерческих банков.

В период высокой коньюктуры ЦБ навязывает коммерческим банкам покупку ценных бумаг. Такая операция существенно ограничивает возможности коммерческих банков, сокращая их ресурсы. Уменьшение ресурсов КБ вызывает сокращение объема и ужесточения условий кредитования населения и фирм, что оказывает сдерживающее действие на экономическую активность.

В период кризиса, когда коммерческие банки остро нуждаются в ликвидных денежных средствах, ЦБ скупает у КБ ценные бумаги, облегчая их финансовое положение.

в) обязательные резервы – это минимальная норма вкладов КБ в ЦБ. Увеличивая минимальную норму резервов, которую КБ обязаны хранить в ЦБ, он тем самым ограничивает возможности банков предоставлять ссуды своим клиентам, а это приводит к повышению процента по банковским ссудам. Снижение нормы банковских резервов ведет к расширению банковских кредитов и денежной массы, что приводиьт к снижению рыночного процента.

Эта минимальная норма устанавливается в законодательном порядке и определяется как процент от общей суммы вкладов КБ. При этом норматив обязательных резервов не может превышать 20%. С августа 1996г. норматив обязательных резервов был следующий:

- по рублевым счетам до востребования и срочные обязательства до 30 дней – 18%

- срочные обязательства от 31 до 90 дней – 14%

- срочные обязательства свыше 91 дня – 10%

- по счетам в иностранной валюте – 2,5%.

К концу 96г. нормы обязательных резервов по рублевым средствам были понижены, но повысились по валютным средствам до 5%. На 01.02.98 установлена единая норма резервирования 11%. После августовского кризиса 1998г. нормы обязательных резервов снизились, что позволило повысить ликвидность банковской системы.

Требования поддержания минимального уровня резервов соблюдается не ежеденевно, а за более длительный промежуток времени. Для этого есть объективные и субъективные причины. Величина совокупных вкладов менятеся на протяжении данного периода; и лишь в конце периода можно точно определить среднюю величину вклада, кроме того банки заинтересованы в максимальном использовании своих финансовых средств и их действия сдерживаются политикой обязательных резервов ЦБ.

г) с 1 марта 1996 г. введена инструкция № 1 «О порядке регулирования деятельности кредитных учреждений». Эта инструкция направлена на усиление контроля со стороны ЦБ за деятельностью КБ, что связано с необходимостью гарантировать и защищать интересы кредиторов, вкладчиков, поскольку в последние годы участились случаи банкротств КБ. Данной инструкцией установлены обязательные экономические нормативы деятельности кредитных организаций:

1. Минимальный размер уставного капитала для действующих банков с 1 января 1999г. в сумме эквивалентной 5 млн.Экю, а для банков с ограниченным кругом операций – в сумме эквивалентной 1 млн. Экю.

2. Норматив достаточности капитала

3. Нормативы ликвидности кредитных организаций (текущей ликвидности, долгосрочной ликвидности, соотношение ликвидных активов к суммарным активам)

4. Максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков

5. Максимальный размер крупных кредитных рисков

6. Максимальный размер риска банка на 1 вкладчика (кредитора) или группу связанных вкладчиков (кредиторов)

7. Максимальный размер риска банка на 1 заемщика - акционера (участника)

8. Норматив размера совокупного кредитования акционеров (участников) банка

9. Максимальный размер привлеченных денежных средств населения

10. Нормативы использования собственных средств кредитных организаций для приобретения долей (акций) других юридических лиц

11. Норматив риска собственных вексельных обязательств банка

12. Норматив максимального размера обязательств одного инсайдера перед банком

13. Норматив ликвидности банка по операциям банка с ценными бумагами.

д) Рефинансирование банков. Под рефинансированием банков понимается предоставление Центральным банком РФ кредита коммерческим банкам. Рефинансирование осуществляется путем проведение кредитных аукционов и предоставления ломбардного кредита.

Кредитные аукционы проводятся в форме удовлетворения аукционных заявок коммерческих банков с частотой и в сроки, определяемые ЦБ РФ, исходя из задач денежно-кредитной политики.

Ломбардный кредит – это форма рефинансирования, при которой ЦБ РФ предоставляет ссуду под залог. Предметом залога выступают в первую очередь надежные ценные бумаги.

е) Валютное регулирование. Исходя из роли валютного курса и его влияния на денежное обращение в стране, ЦБ РФ осуществляет валютное регулирование, организует валютный контроль, устанавливает и публикует курс рубля по отношению к иностранным валютам и регламентриует порядок расчетов с иностранными государствами.

Эффективной системой валютного регулирования является валютная интервенция. Она заключается в том, что ЦБ РФ вмешивается в операции на валютном рынке с целью воздействия на курс рубля путем купли или продажи иностранной валюты.

Наряду с валютной интервенцией ЦБ РФ предпринимает ряд административных мер, позволяющих регулировать валютный курс в направлении, отвечающем укреплению денежного обращения и повышения межгосударственных отношений. К таким мерам, в частности относятся:

- решения об оязательной продаже части экспортной выручки. Эту продажу осуществляют на валютных биржах экспортеры через уполномоченные КБ

- лимитирование операций КБ по купле-продаже иностранной валюты на валютном рынке. Для этого банкам, имеющим валютную лицензию, устанавливается «открытая» позиция. Она определяется для банка как разница между требованиями и обязательствами в иностранных валютах;

- разработка ЦБ РФ совместно с Российским Таможенным Комитетом системы мер экономического и административного воздействия на экспортеров и импортеров – валютного контроля.

ж) Управление наличной денежной массой (агрегатом М0). Оно представляет собой регулирование обращения наличных денег, эмиссию, организацию их обращения и изъятия из обращения, осуществляемые ЦБ РФ.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 657; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.