Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности управления финансами некоммерческих организаций




Управление финансами нек. орг. включает: финансовое планирование, оперативное управление и фи­нансовый контроль.

Специфика нек. орг., связанная с основной целью их деятельности, опреде­ляет особенности функционирования отдельных элементов сис­темы управления финансами в этих организациях.

Механизм финансового планирования нек. орг. различается в зависимости от их организационно-право­вых форм:

· бюджетные уч­реждения - в соответствии с принципами сметно­го финансирования (в смете доходов и расходов б. у. отражаются как ср-ва, получ. из бюджетов соответствующих уровней и внебюджетных фондов, так и доходы от предпринимательской и иной деятельности, при­носящей доход), планирование бюджетных ассигнований производится на ос­нове оперативно-сетевых показателей и норм расходов (койка, койко-день, учащийся и т.д.), планирование внебюджетных средств производит­ся раздельно с учетом их видов: целевые средства и без­возмездные поступления; средства от пред. д-ти и др., направления использования финансовых ресурсов опр. исходя из функциональной, ведомственной и экономической классификации расходов бюджетов РФ, в соответствии с бюджетным законодательством смета доходов и расходов утверждается глав­ным распорядителем бюджетных средств или распорядителем бюджетных средств.

· некоммерческие орга­низации иных организационно-правовых форм отражают объемы финансовых ресурсов и направления их использования в финансовом плане, форма которого определяется уставными документа­ми организации. Финансовый план - в форме баланса доходов и расходов или в виде сметы доходов и расходов, имеющей два дополнительных раздела, отражающих взаимоотношения с бюджетной системой и расчеты с кредитны­ми организациями, бюджетные ассигнования в финансовом пла­не некоммерческой организации отр. в виде субсидий или субвенций, получаемых в рамках федеральной целевой программы либо в виде средств на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых по государственным или муниципальным контрактам, планирование бюджетных ассиг­нований производится на основе заявок на участие в федераль­ной целевой программе либо конкурсе на размещение государ­ственного муниципального контракта и соответствующих расче­тов. Планирование других видов финансовых ресурсов – см. коммерческие органи­зации. Финансовый план утв. высшим органом управ­ления некоммерческой организации.

При составлении финансовых планов нек. орг. всех организационно-правовых форм применяются ме­тоды финансового планирования: экстраполяции, нормативный, индексный, балансовый. Особенностью применения нормативного метода в финансовом планировании в бюджетных учреждениях – обяз-ть исп-ия норм и нормативов, установлен­ных в законодательном порядке, либо расчетных норм, установ­ленных финансовыми органами.

Оперативное управление финансами нек. орг. - анализ отклонений фактических финансовых показателей от плановых для принятия адекватных управленчес­ких решений по выполнению целей и задач деятель­ности организации. Получаемая в ходе анализа информация слу­жит основанием для внесения изменений в финансовые планы нек. орг.. Порядок внесения изменений в смету доходов и расходов:

· бюджетных учреждений регулируется бюджетным законодательством (БК РФ опр основания внесения изменений в бюджетные назначения: введение режима сокра­щения расходов бюджета при невыполнении доходной части бюд­жета; использование доходов, фактически полученных при ис­полнении бюджета сверх утвержденных законом; перемещение бюджетных ассигнований главным распорядителем (распоряди­телем) бюджетных средств). Решение о внесении изменений принимается - главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств или органом, исполняющим бюджет. Изменения в смету доходов и расходов бюджетного учреждения вносятся главным распорядителем (рас­порядителем) бюджетных средств, утвердившим смету.

· нек. орг. иных организационно-правовых форм определяется ими самостоятельно на основе анализа исполнения финансовых планов и не регулируется законодательством. Эти изменения вносятся высшим органом управления некоммерчес­кой организации, утвердившим финансовый план.

Организация финансового контроля различается в органи­зациях разных организационно-правовых форм. Государственно­му финансовому контролю подвержены процесс планирования и исполнения смет доходов и расходов всех бюджетных учрежде­ний, в то время как в некоммерческих организациях иных орга­низационно-правовых форм государственный финансовый контроль ограничен только вопросами выполнения организаци­ей налоговых обязательств и целевого и эффективного использо­вания бюджетных средств.

Бюджетные учреждения охвачены всеми формами финансо­вого контроля как внутреннего, так и внешнего. Предваритель­ный контроль осуществляется главными распорядите­лями и распорядителями бюджетных средств и финансо­выми органами при проверке правильности составления и утверждения смет доходов и расходов. Контролируются обоснованность планирования всех показателей сметы, их соот­ветствие показателям утвержденного бюджета. Текущий контроль проводится бухгалтерскими и финансовыми службами бюд­жетных учреждений и органами, осуществляющими испол­нение бюджетов. Последующий контроль ис­полнения сметы доходов и расходов проводится главными распо­рядителями бюджетных средств, финансовыми, казначейскими органами, органами государственного финансового контроля. При этом проверяются законность и целевой характер ис­пользования бюджетных средств в соответствии с утвержденны­ми сметами доходов и расходов, сохранность денежных средств и материальных ценностей. Основные методы последующего финансового контроля: проверка, ре­визия, анализ финансово-хозяйственной деятельности. Аудиторский контроль деятельности бюджетных учреждений не предусмотрен действующим законодательством.

Финансово-хозяйственная деятельность нек. орг. иных организацион­но-правовых форм может стать объектом аудиторского контроля. Зак-во РФ не предусматривает обязательности подтверждения достоверности бухгалтерской отчетности для нек. орг., но аудиторская проверка может быть произве­дена по инициативе руководителя с целью получения информа­ции о результатах финансово-хозяйственной деятельности орга­низации для принятия управленческих решений.

С развитием рыночных отношений

Механизм управления фи­нансовыми ресурсами бюджетных учреждений требует серьезных преобразований в части изменения методов планирования расхо­дов учреждений и оперативного управления их финансовыми ре­сурсами. Суть реформирования бюджетного про­цесса заключается в переходе от «управления бюджетными ресурсами (затратами)» к «управлению результатами» путем по­вышения ответственности и расширения самостоятельности рас­порядителей и получателей бюджетных средств.Центральное место в системе мер по реформированию бюд­жетного процесса должна занять широко применяемая в мире концепция (модель) бюджетирования, предполагающая распределение бюджетных ресурсов между бюджетополучателями и реализуемыми ими бюд­жетными программами с учетом или в прямой зависимости от достижения конкретных результатов предоставления услуг в со­ответствии со среднесрочными приоритетами социально-эконо­мической политики и в пределах прогнозируемых на долгосроч­ную перспективу объемов бюджетных ресурсов. Эта модель пред­полагает переход к средне- и долгосрочному бюджетному планированию, а также мониторинг результативности бюджет­ных расходов бюджетополучателями.

Другое важное направление совершенствования управления финансами бюджетных учреждений - реструктуризаци­я бюджетного сектора экономики - преобразование части конкурентоспособных бюджетных учреждений в иные организационно-правовые фор­мы (специализированные государственные (муниципальные) некоммерческие организации, государственные (муниципаль­ные) автономные некоммерческие организации и др.). Данные организационно-правовые формы еще не предусмотрены граждан­ским законодательством. Преобразованные организации, собственником которых ос­танутся органы государственной власти и органы местного само­управления, получат право на самостоятельное использование внебюджетных средств, выйдут из сферы казначейского контро­ля. Изменение организационно-правовой формы означает изменения принципов предоставления бюд­жетных средств(отказ от использ-ия сметы дох-в и расх-в и переход к составл-ию фин. плана)

При этом бюджетные учреждения, не поменявшие свой правовой статус, будут финансироваться только за счет бюдж. средств на основе принципов сметно­го финанс-ия.

Таким образом, преобразование бюджетных учреждений в новые организационно-правовые формы имеет целью, с одной стороны, внедрение в социальной сфере новых экономических механизмов, основанных на расширении финансовой самостоя­тельности организаций, а с другой — обеспечение надежной ос­новы для реализации социальных гарантий путем сохранения объектов социальной сферы в государственной (муниципальной) собственности.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 1374; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.