Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы обучения и преподавания (малые группы, дискуссия,сит.задачи, работа в парах,презентации, кейс-стади и т.д.). Пассивный метод- опрос, объяснение





Пассивный метод- опрос, объяснение.

Активный метод (Выполнение и обсуждение практических работ, оформление протоколов. работа с мультимедийными базами данных, компьютерными моделями и программами.)

Интерактивный (решение ситуационных задач, работа в группах, блиц-опрос, деловые и ролевые игры, мозговой штурм, критическое мышление, мини-исследования и т.п.)

Литература:

Основная:

1.Борисов Л.Б. Медицинская микробиология, вирусология, иммунология.- М.: МИА, 2005. - 734 с.

2.Медицинская микробиология, вирусология, иммунология (под ред. Воробьёв А.А) МИА., Москва, 2004.- 690с.

3.Коротяев А.И, Бабичев С.Л. Медицинская микробиология, иммунология и вирусология. - СПб.: Спец. лит, 2000. - 591 с.

4.Медицинская микробиология /Гл.ред В.И. Покровский, O.K. Поздеев. - М.: ГЭОТАР МЕДИЦИНА, 2006. — 1200 с.

5.Тец В.В. Руководство к практическим занятиям по медицинской микробиологии, вирусологии и иммунологии – М.:Медицина, 2002. - 352 с.

6.Компьютерная программа "Диаморф" - "Медицинская микробиология" - атлас-руководство по бактериологии микологии, протозоологии и вирусологии под редакцией акад.проф. Воробьева А.А.

7.Дикий И.Л, Сидарчук И.И. и др. Микробиология. Руководство к лабораторным занятием. Киев, 2004, 583 с.

Дополнительная:

1.Борисов Л.Б., Козьмин-Соколов Б.В., Фрейдлин И.С. Руководство клабораторным занятиямпо медицинской микробиологии, вирусологии, иммунологии. - М.: Медицина, 1993.

2.Н.Красилыников А II. Справочник по антисептике. - Минск. - Выс шк.- 1995. - 367с.

3.Галактионов В.Т. Иммунология. - М. - Изд. "РИЦ МДК". - 2000. – 487с.

4.Воробьев А.А. "Микробиология, иммунология". - М.: МИА, 2002.

5.Воробьев А.А., Кривошейн Ю.С., Широбоков В.П. Медицинская и санитарнаямикробиология. - М.: Издательский центр "Академия" – 2003. – 464 с.

6.Аравийский Р.А., Горшкова Г.И. Практикум по медицинской микологии. - С-Пб. - 1995. - 50 с.

7.Всант P., Мосс У., Уивер Р. Определитель нетривиальных патогенных грамотрицательных бактерий (аэробных и факультативно-анаэробных). - М.: Мир, 1999. – 791 с.



8.Внутрибольничные инфекции // Под ред. Р.П.Венцелла. - М.:Медицина, 1990.- 656 с.

9.Саттон Д., Фотергилл А., Ринальди М. Определитель патогенных и условно-патогенных грибов. - Изд. Мир, 2001. - 470 с.

10.МаянскийА.Н.Микробиология дляврачей. - Нижний Новгород: Издательство Нижегородской государственной медицинской академии, 1999. — 400 с.

11.Котова А.Л. Клиническая микробиология: Методические указания.-Алматы, 2004.- 162с.

12.Тец В.В. Справочник по клинической микробиологии – СП Стройлеспечать. – 1994.– 224 с.

13.Определитель бактерий Берджи /Под ред Д.Хоулта, Н.Крига, П.Снитаи др.// М.: Мир, 1997. - в 2 томах.

14.Вопросы общей вирусологии, под ред. Кисилева И.О. Санкт- Петербург, 2007, 375 с.

15.Поздеев О.К. Медицинская микробиология: Учеб. О.К.Поздеев; под ред. В.И.Покровского.-2-е изд.испр.-М.:ГЭОТАР-МЕД,2004.-768 с

На казахском языке:

Основная:

1. Медициналық микробиология , Алматы,2011,683 б Рамазанова Б.А, Кудайбергенұлы К.К редакциялаумен.

2. Б.А. Рамазанова, А.Л. Котова және т.б. Микроорганизмдер морфологиясы.(оқу- әдістемелік құрал) Алматы,2007, 131б.

3. Б.А. Рамазанова, К.К Құдайбергенұлы, А.Л Котова. Инфекция туралы ілім.(оқу-құралы) Алматы 2007,111 б .

4. Б.А.Рамазанова, А.Л Котова және т.б. Микроорганизмдер физиологиясы. (оқу - әдістемелік құрал). Алматы,2007, 126 б.

5. Б.А. Рамазанова, А.Л Котова және т.б. Микроорганизмдер экологиясы. (оқу- құралы). Алматы, 2007, 95 б.

6. Б.А. Рамазанова, А.Л Котова және т.б. Микробтарға қарсы қолданылатын препараттар (оқу- құралы) Алматы, 2007.,47 б.

7. Микробиология және вирусология (жалпы бөлімі): Оқу құралы /Ү.Т.Арықпаева, К.Х.Алмағамбетов, Н.М.Бисенова, Н.Б.Рахметова, Г.Д.Асемова, Койшебаева К.Б., Бисимбаева С.К., Калина Н.В./. 1-ші басылым. (Медициналық және фармацевтикалық мамандық бойынша жоғары оқу орындарының студенттеріне арналған оқу құралы) - Астана, 2005. – 208 б.

8. «Микроорганизмдердің морфологиясы» оқу құралы, Астана, 2004, 32б.; Микробиология және вирусология (жеке бөлімі): Оқу құралы /Ү.Т.Арықпаева, К.Х.Алмағамбетов, Н.М.Бисенова, Ә.Ө.Байдүйсенова, Н.Б.Рахметова, Г.Д.Асемова /1-ші басылым. (Медициналық және фармацевтикалық мамандық бойынша жоғары оқу орындарының студенттеріне арналған оқу құралы) - Астана, 2006. – 199 б.

Дополнительная:

1. Жалпы микробиологиядан лабораториялық сабақтар бойынша оқу-әдістемелік құрал (А.Л. Котованың ред.). – Алматы, 1997.

На английском языке:

Основная:

1.Richard V Georing, Hazel M Docrell, Mark Zukerman, Derek Wakelin, Ivan M Roit, Cedric Mims,Peter L Chiodini “Medical Microbiology”,4th Edithion, 2008, UK, p.656.

2.Jacquelyn G Black “Microbiology”,7 th ,WILEY,2010,p.846

3. Patric R Muray,Ken S Rosenthal, Michael F Pfaller “Medical Mcrobiology”,5th Edithion, 2008,p.962

4. Cedric Mims, Hazel M Docrell, Richard V Georing , Ivan M Roit, Derek Wakelin, Mark Zukerman, “Medical Microbiology”,3th Edithion, 2004, ELSEVIER MOSBY, p.659.

5. Geo F Brooks,Kaaren C Carroll, Janett S Butel, Stephen F Morse,24th Edithion, JAWETZ,MELNICK&ADELBERG^S

6. Mark Gladwin, Bill Trattler, “Clinical Microbiology”, 4th Edithion, MedMaster, Miami, 2007, p.393.

7. Anathanarayan R., Paniker C.K.J. Text book of microbiology. Orien Longman. Seven edition, 2005.

8.Medical microbiology. Ed.by Inta Ozols. Elsevier Mosby, 2004.

Дополнительная:

1.Robert M Diamond “Designing Assessing Courses and Curricula”, 3th Edithion,Jossey-Bass,2008,p.487



2.Patric Leonardi “Microbiology Study Guide: Key Review Questions and Answers”, Silver Educational Publishig,2005,p.78

3.N.Cary Engelberg,Victor DiRita,Terence S Dermondy, “Mechanisms of Microbial Disease” , 4th Edithion,Lippincton Williams&Wilkins,2007,p.762

4.William F Strohl, Harriet Rouse, Bruce D Fisher, “Microbiology”, Lippincton^s,2001,p.516

5.Jawetz, Melnic & Adelberg. Medical microbiology. Singapore. 2004.

6.Arora D.R. Text book of microbiology. CB. 2001.

7.William A. Stradit, Harriet Rouse, Bruce D. Fisher. Microbiology. 2001, Lippencott, Williams and Wilkins

8.Black Jacquelyn G. Microbiology. Principles & Applications, 1996 by Prentice-Hall, New Jersey

9.Medical microbiology. An introduction to Infectious Diseases. Ed. by Ryan Kenneth J. Appleton and Lange. Stamford, Connecticut, 1998.

10.Toni Hart, Paul Shears. Atlas de Roche de Microbiologie. - Paris., 1997.- 314р.

Контроль ( вопросы,тесты, задачи и пр):

Вопросы:

1. Вакцинопрофилактика, типы вакцин, их получение.

2. Серотерапия и серопрофилактика инфекционных заболеваний.

3. С чем связана бактерицидность сыворотки крови?

4.Что такое анатоксин?

5.Что представляют собой люминесцирующие сыворотки?

6.Что такое вакцины?

7.Каково подразделение вакцин?

8.Какими свойствами должны обладать штаммы микроорганизмов, используемые для приготовления убитых вакцин?

9.Назовите основные воздействия, используемые для инактивации микроорганизмов при приготовлении убитых вакцин.

10.Приведите примеры инфекционных заболеваний, профилактика которых осуществляется с помощью убитых вакцин.

11.Что такое аутовакцина?

12.Назовите инфекции, профилактика которых осуществляется анатоксином.

13.Из чего изготавливаются химические вакцины? Примеры химических вакцин

14.Каковы преимущества живых вакцин по сравнению с убитыми?

15.Как готовят лечебно-профилактические сыворотки?

16.Как подразделяются лечебно-профилактические сыворотки?

17.Как получают иммуноглобулин?

18.С какими целями применяют диагностические сыворотки?

19.Каково подразделение диагностических сывороток?

20.Что представляют собой биопрепараты, используемые для кожно-аллергических проб? Примеры.

21.Что наблюдается на месте введения аллергена при положительной реакции?

22.Серологические реакции, с какой целью применяются?

23. Что такое национальный календарь прививок. Какие основные инфекционные заболевания в нем отражены.

Ситуационные задачи:

1.Врачу поручено организовать вакцинацию против туберкулеза:

а) какие препараты он может использовать для специфической профилактики?

б) как проводится иммунизация?

в) кто подлежит вакцинации и ревакцинации?

2.Вы получили для работы следующие бакпрепараты:

1. Чумная вакцина

2. СТИ

3. Гонококковая вакцина

4. Адсорбированный столбнячный анатоксин

5. Противостолбнячная сыворотка

6. Противосибиреязвенный глобулин

Какой иммунитет создают эти препараты? Для чего можно их применить? какие препараты Вы относите к живым, а какие к убитым вакцинам?

3.Больной Н. Обратился к врачу с жалобой на появление насморка, чихания, затрудненного дыхания весной при цветении деревьев. Иногда эти явления повторялись летом, а осенью и зимой ничего подобного не замечал. Применение капель в нос, которые больной покупал в аптеке, не улучшали состояние больного. О каком заболевании можно подумать, внимательно изучая жалобы больного? Какие рекомендации можно дать этому больному?

4.В стоматологический кабинет пришел больной, которому перед экстракцией зуба сделали проводниковую анестезию, 0,5% раствором новокаина. У больного через несколько минут развился анафилактический шок (бледность кожных покровов, холодный пот, нитевидный пульс, падение артериального давления).

К какой группе аллергических реакций относится анафилактический шок, возникший у больного на введение новокаина? как называется доза новокаина, которая вызвала шок? Какую ошибку допустил врач стоматолог?

Тесты:

1. ЧТО ИЗ ПЕРЕЧИСЛЕННОГО НЕ БУДЕТ ОТНЕСЕНО ВАМИ К ХАРАКТЕРИСТИКЕ ВАКЦИН:

1. Используются для создания активного искусственного иммунитета

2. Приготовлены из обезвреженных микробов, токсинов

3. Обладают ферментативной активностью

4. Представляют полноценные антигенные комплексы

5. Обладают высокой иммуногенностью

2. ВАКЦИНЫ ДЕЛЯТСЯ НА:

1. Живые

2. Сыворотки

3. Аллергены

4. Гаптены

5. Диагностикумы

3. ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ЖИВЫХ ВАКЦИН ИСПОЛЬЗУЮТ ШТАММЫ, ОБЛАДАЮЩИЕ:

1. Сенсибилизирующей активностью

2. Ферментативной активностью

3. Высокой вирулентностью

4. Выраженной иммуногенностью

5. Анаэробными свойствами

4. УБИТЫЕ ВАКЦИНЫ:

1. Получают из микробов и токсинов

2. Обладают высокими сенсибилизирующими свойствами

3. Получают воздействием на микроба химических средств или высокой температуры

4. Не являются стерильными

5. Применяют только для профилактики при некоторых инфекционных заболеваниях

5. УБИТЫЕ ВАКЦИНЫ ИСПОЛЬЗУЮТ ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ:

1. Брюшного тифа

2. Полиомиелита

3. Кори

4. Сибирской язвы

5. Коклюша, гриппа

6. КАКИЕ ИЗ ПЕРЕЧИСЛЕННЫХ КОРПУСКУЛЯРНЫХ ВАКЦИН НЕ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ ДЛЯ ЛЕЧЕНИЯ:

1. Стафилококковая

2. Гонококковая

3. Дизентерийная

4. Бруцеллезная

5. Туберкулезная

7. АУТОВАКЦИНЫ:

Получают из микробов и их токсинов

Убитые вакцины, полученные из выделенных от больных штаммов

Используются для профилактики

Используются для получения пассивного иммунитета

Применяют для диагностики

8. ВСЕ ПЕРЕЧИСЛЕННОЕ ОТНОСИТСЯ К ХАРАКТЕРИСТИКЕ АНАТОКСИНА, КРОМЕ:

1. Обезврежены формалином

2. Используются как вакцины

3. Вызывает выработку антитоксического иммунитета

4. Участвуют в реакции флокулляции

5. Получают из эндотоксинов

9. АНАТОКСИНЫ ПРИМЕНЯЮТ ПРИ:

1. Дифтерии

2. Брюшном тифе

3. Полиомиелите

4. Коклюше

5. Газовой гангрене

10. ХИМИЧЕСКИЕ ВАКЦИНЫ:

1. Содержат цельные микробные клетки

2. Получают из микробов при нагревании и обработке формалином

3. Высушивают методом лиофильной сушки

4. Представляют полноценные антигенные комплексы

5. Приводят к выработке антитоксического иммунитета

11. НАЗОВИТЕ УБИТУЮ ВАКЦИНУ:

1. Гонококковая

2. СТИ

3. Коревая

4. БЦЖ

5. Гриппозная

12. ХИМИЧЕСКИЕ ВАКЦИНЫ:

1. Дизентерийная

2. Коревая

3. Tabte

4. Антиген брюшнотифозный

5. БЦЖ

13. В ОСНОВЕ ПОЛУЧЕНИЯ ЖИВЫХ ВАКЦИН ЛЕЖИТ:

1. Высушивание

2. Аттенуация

3. Обработка фенолом

4. Замораживание

5. Выработка лейкоцитами

14. ПРЕИМУЩЕСТВА ЖИВЫХ ВАКЦИНЫ:

1. Отсутствие выраженной реактогенности

2. Не способны размножаться в организме

3. Адсорбированы на трудно растворимых веществах

4. Высокая иммуногенность

5. Вирулентность

15. ПРЕИМУЩЕСТВА ЖИВЫХ ВАКЦИН ПО СРАВНЕНИЮ С УБИТЫМИ:

1. Высокая иммуногенность, создающая более напряженный иммунитет

2. Получают из микробов и их токсинов

3. Участвуют в реакциях иммунитета

4. Используют для лечения и профилактики

5. Простота введения

16. К ЖИВЫМ ВАКЦИНАМ ОТНОСИТСЯ:

1. Гриппозная

2. Холероген-анатоксин

3. Менингококковая

4. Гонококковая

5. Tabte

17. ВАКЦИНУ ПРОТИВ ОСПЫ ПРЕДЛОЖИЛ:

1. Пастер

2. Кох

3. Ивановский

4. Дженнер

5. Солк

18. В ВАКЦИНУ АКДС ВХОДЯТ:

1. Tabte

2. Корпускулярная лептоспирозная

3. Дифтерийный, столбнячный анатоксин

4. Гриппозная

5. Интерферон

19. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ АВИРУЛЕНТНЫХ КУЛЬТУР СОСТОИТ В ВОЗМОЖНОСТИ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ИЗ НИХ:

1. Химических вакцин

2. Бактериофагов

3. Живых вакцин

4. Анатоксинов

5. Сывороток

20. ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ СЫВОРОТКИ ПОЛУЧАЮТ ПУТЕМ:

1. Сенсибилизации

2. Прогревания микробов

3. Адсорбции на гидроокиси алюминия

4. Гипериммунизации

5. Ослабление через организм животных

21. ВРАЧУ ПОРУЧЕНО ОРГАНИЗОВАТЬ ВАКЦИНАЦИЮ ПРОТИВ ТУБЕРКУЛЕЗА. КАКИЕ ПРЕПАРАТЫ ОН СМОЖЕТ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ДЛЯ СПЕЦИФИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ:

1. Туберкулин

2. Этионамид

3. БЦЖ

4. Антитоксическую сыворотку

5. Тубазид

22. АНТИТОКСИЧЕСКИЕ ИММУННЫЕ СЫВОРОТКИ:

1. Применяют с лечебной и профилактической целью

2. Получают при иммунизации убитыми микробными клетками

3. Это токсины, обезвреженные формалином

4. Дозируют в антимикробных единицах

5. Содержат бактериолизины

23. ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ СЫВОРОТОК ИММУНИЗИРУЮТ:

1. Баранов

2. Кроликов

3. Лошадей

4. Птиц

5. Белых мышей

24. ДЛЯ ЛЕЧЕНИЯ КАКОГО ЗАБОЛЕВАНИЯ ИСПОЛЬЗУЕТСЯ АНТИТОКСИЧЕСКАЯ СЫВОРОТКА:

1. Дифтерии

2. Туляремии

3. Скарлатины

4. Гриппа

5. Холеры

25. АНТИТОКСИЧЕСКИЕ СЫВОРОТКИ:

1. Противориккетсиозная

2. Противохолерная

3. Противоэнцефалитная

4. Противогонококковая

5. Противостолбнячная

26. ДЛЯ ПРИГОТОВЛЕНИЯ ИММУНОГЛОБУЛИНОВ ИСПОЛЬЗУЮТ:

1. Сыворотку иммунизированных доноров

2. Лейкоцитарную массу

3. Сыворотку иммунизированных животных

4. Кровь реконвалесцентов

5. Плазму крови

27. ИММУНОГЛОБУЛИН, ПОЛУЧЕННЫЙ ИЗ КРОВИ ЧЕЛОВЕКА:

1. Холерный

2. Стафилококковый

3. Гриппозный

4. Менингококковый

5. Коревой

28. ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ СЫВОРОТКИ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ ДЛЯ:

1. Лечения

2. Индикации микроорганизмов

3. Профилактики

4. Постановки серологических реакций

5. Выявления микробов во внешней среде

29. ИНТЕРФЕРОН:

1. Поражает внеклеточный вирус

2. Токсин для клеток

3. Имеет широкий спектр противовирусного действия

4. Блокирует синтез РНК вируса в клетке

5. Не продуцируется лейкоцитами

30. ДЛЯ ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ (ПЛАНОВОЙ) ВАКЦИНАЦИИ НЕ ИСПОЛЬЗУЮТ:

1. БЦЖ

2. СТИ

3. Коревой

4. Полиомиелитной

5. АКДС

31. К ТРЕБОВАНИЯМ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫМ К ВАКЦИННЫМ ПРЕПАРАТАМ НЕ ОТНОСИТСЯ:

1. Высокая иммуногенность

2. Арреактивность

3. Аллергическая реакция

4. Безвредность

5. Минимальное сенсибилизирующее действие

32. НАЗОВИТЕ НЕПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ ПРИ ХАРАКТЕРИСТИКЕ ИММУННЫХ СЫВОРОТОК:

1. Создается искусственный иммунитет

2. Не обеспечивает пассивный иммунитет

3. Используются для серотерапии

4. Проводится экстренная профилактика

5. Антитела нейтрализуют белковый токсин

33. АЛЛЕРГИЯ ЭТО:

1. Нарушение иммунного статуса

2. Нарушение структуры и функции органов и тканей

3. Повышенная чувствительность организма

4. Наследственная предрасположенность к гиперпродукции

5. Способ защиты от генетически чужеродных веществ

34. НА МЕСТЕ ВВЕДЕНИЯ АЛЛЕРГЕНА НАБЛЮДАЕТСЯ:

1. Инфильтрат

2. Ожог

3. Сыпь

4. Накопление анафилотоксинов

5. Развитие некроза

35. ДИАГНОСТИКУМ:

1. Взвесь убитых бактерий

2. Используется для профилактики

3. Взвесь живых бактерий

4. Используется для лечения

5. Получают при иммунизации животных

36. АЛЛЕРГИЯ ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ:

1. Состояние повышенной чувствительности организма

2. Отсутствие чувствительности

3. Понижение чувствительности к повторному введению антигена

4. Один из видов иммунитета

5. Является синонимом понятия иммунитет

37. К АЛЛЕРГИЧЕСКИМ РЕАКЦИЯМ КЛЕТОЧНОГО ТИПА НЕ ОТНОСИТСЯ АЛЛЕРГИЧЕСКАЯ РЕАКЦИЯ ПРИ:

1. Микозах

2. Туберкулезе

3. Атопической бронхиальной астме

4. Бруцеллезе

5. Туляремии

38. АЛЛЕРГЕНЫ (НАЗОВИТЕ НЕПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ):

1. Убитые микроорганизмы или экстракты из них

2. Предназначены для выявления ГЗТ

3. Препараты для активной иммунизации

4. Туберкулин

48. ВАКЦИНА, РЕКОМЕНДУЕМАЯ В СЛУЧАЕ ПРЕДПОЛАГАЕМОЙ РАБОТЫ В ОЧАГЕ ИНФЕКЦИИ:

1. Экстракт Bordetellapertussis

2. Вакцина Сэбина

3. Пневмококковый полисахарид

4. Против кори, коревой краснухи, паротита

5. Против брюшного тифа

49. ДЛЯ ПЛАНОВОЙ ИММУНИЗАЦИИ, НЕСМОТРЯ НА СЕРЬЕЗНЫЕ ПОБОЧНЫЕ ЭФФЕКТЫ, ИСПОЛЬЗУЕТСЯ:

1. АКДС

2. Вакцина Сэбина

3. Пневмококковый полисахарид

4. Против коревой краснухи

5. Tabte

ТЕЗАУРУС (глоссарий):

Вакцина

Иммунные сыворотки

Аллергены

Диагностикум

 

Примерный хронометраж занятия:

№ п/п Этап занятия Содержание этапа занятия Методы обучения (по выбору преподавателя) Методы контроля (по выбору преподавателя) Отведенное время, на этап / мин
Вводный Приветствие, перекличка, оглашение темы, цели и задач, оглашение осваиваемых компетенций, мотивационная характеристика - - 10 мин.
Контроль исходного уровня знаний Определение исходного уровня знаний по данной теме - Тестирование Устный опрос 40 мин.
Бодрячок - Интерактивный - 5 мин.
Перерыв - - - 5 мин.
Основной этап Работа с демонстрационным материалом Пассивный (объяснение, демонстрация, наблюдение). Активный (Выполнение и обсуждение практических работ, оформление протоколов, рабочих тетрадей, работа с мультимедийными базами данных, компьютерными моделями и программами.) Интерактивный (решение ситуационных задач, кроссвордов, работа в группах, блиц-опрос, деловые и ролевые игры, мозговой штурм, критическое мышление, мини-исследования и т.п.) Проверка рабочей тетради 15 мин.
6. Этап проверки   Заключительный контроль знаний. Обратная связь.     Пассивный Интерактивный   Решение ситуационных задач 20 мин.
7. Подведение итогов занятия. Обсуждение достижения целей и решения поставленных задач, освоенных компетенций. Оглашение оценок и выставление их в журнал Заполнение оценочных листов Пассивный   - 10 мин
8. Комментарии к домашнему заданию по теме следующего занятия - Пассивный   - 5 мин

Тема 15.Рубежный контроль. Инфекция. Иммунитет

Цель:контроль усвоения знаний по инфекции и иммунитету; принципах диагностики инфекционного процесса; лечения и профилактики инфекционных заболеваний; контроль овладения практическими навыками по постановке серологических реакций и интерпретации их результатов.

Задачи обучения:

-определить уровень усвоения материала по основам иммунитета;

-определить уровень усвоения материала по развитию инфекционного процесса;

-определить уровень усвоения материала по развитию иммунопатологических состояний;

-определить усвоение материала по серологическим методам исследования;

-определить усвоение материала по основам иммунопрофилактики инфекционных заболеваний и сфере ее применения в работе врача общей практики;

-определение уровня усвоения материала по постановке различных типов серологических реакций, умении интерпретации полученных результатов, сфере применения в деятельности врача общей практики.

Методы обучения и преподавания:устный опрос (защита портфолио) и прием практических навыков.

Литература:

Основная:

1.Борисов Л.Б. Медицинская микробиология, вирусология, иммунология.- М.: МИА, 2005. - 734 с.

2.Медицинская микробиология, вирусология, иммунология (под ред. Воробьёв А.А) МИА., Москва, 2004.- 690с.

3.Коротяев А.И, Бабичев С.Л. Медицинская микробиология, иммунология и вирусология. - СПб.: Спец. лит, 2000. - 591 с.

4.Медицинская микробиология /Гл.ред В.И. Покровский, O.K. Поздеев. - М.: ГЭОТАР МЕДИЦИНА, 2006. — 1200 с.

5.Тец В.В. Руководство к практическим занятиям по медицинской микробиологии, вирусологии и иммунологии – М.:Медицина, 2002. - 352 с.

6.Компьютерная программа "Диаморф" - "Медицинская микробиология" - атлас-руководство по бактериологии микологии, протозоологии и вирусологии под редакцией акад.проф. Воробьева А.А.

7.Дикий И.Л, Сидарчук И.И. и др. Микробиология. Руководство к лабораторным занятием. Киев, 2004, 583 с.

Дополнительная:

1.Борисов Л.Б., Козьмин-Соколов Б.В., Фрейдлин И.С. Руководство клабораторным занятиямпо медицинской микробиологии, вирусологии, иммунологии. - М.: Медицина, 1993.

2.Н.Красилыников А II. Справочник по антисептике. - Минск. - Выс шк.- 1995. - 367с.

3.Галактионов В.Т. Иммунология. - М. - Изд. "РИЦ МДК". - 2000. – 487с.

4.Воробьев А.А. "Микробиология, иммунология". - М.: МИА, 2002.

5.Воробьев А.А., Кривошейн Ю.С., Широбоков В.П. Медицинская и санитарнаямикробиология. - М.: Издательский центр "Академия" – 2003. – 464 с.

6.Аравийский Р.А., Горшкова Г.И. Практикум по медицинской микологии. - С-Пб. - 1995. - 50 с.

7.Всант P., Мосс У., Уивер Р. Определитель нетривиальных патогенных грамотрицательных бактерий (аэробных и факультативно-анаэробных). - М.: Мир, 1999. – 791 с.

8.Внутрибольничные инфекции // Под ред. Р.П.Венцелла. - М.:Медицина, 1990.- 656 с.

9.Саттон Д., Фотергилл А., Ринальди М. Определитель патогенных и условно-патогенных грибов. - Изд. Мир, 2001. - 470 с.

10.МаянскийА.Н.Микробиология дляврачей. - Нижний Новгород: Издательство Нижегородской государственной медицинской академии, 1999. — 400 с.

11.Котова А.Л. Клиническая микробиология: Методические указания.-Алматы, 2004.- 162с.

12.Тец В.В. Справочник по клинической микробиологии – СП Стройлеспечать. – 1994.– 224 с.

13.Определитель бактерий Берджи /Под ред Д.Хоулта, Н.Крига, П.Снитаи др.// М.: Мир, 1997. - в 2 томах.

14.Вопросы общей вирусологии, под ред. Кисилева И.О. Санкт- Петербург, 2007, 375 с.

15.Поздеев О.К. Медицинская микробиология: Учеб. О.К.Поздеев; под ред. В.И.Покровского.-2-е изд.испр.-М.:ГЭОТАР-МЕД,2004.-768 с

На казахском языке:

Основная:

1. Медициналық микробиология , Алматы,2011,683 б Рамазанова Б.А, Кудайбергенұлы К.К редакциялаумен.

2. Б.А. Рамазанова, А.Л. Котова және т.б. Микроорганизмдер морфологиясы.(оқу- әдістемелік құрал) Алматы,2007, 131б.

3. Б.А. Рамазанова, К.К Құдайбергенұлы, А.Л Котова. Инфекция туралы ілім.(оқу-құралы) Алматы 2007,111 б .

4. Б.А.Рамазанова, А.Л Котова және т.б. Микроорганизмдер физиологиясы. (оқу - әдістемелік құрал). Алматы,2007, 126 б.

5. Б.А. Рамазанова, А.Л Котова және т.б. Микроорганизмдер экологиясы. (оқу- құралы). Алматы, 2007, 95 б.

6. Б.А. Рамазанова, А.Л Котова және т.б. Микробтарға қарсы қолданылатын препараттар (оқу- құралы) Алматы, 2007.,47 б.

7. Микробиология және вирусология (жалпы бөлімі): Оқу құралы /Ү.Т.Арықпаева, К.Х.Алмағамбетов, Н.М.Бисенова, Н.Б.Рахметова, Г.Д.Асемова, Койшебаева К.Б., Бисимбаева С.К., Калина Н.В./. 1-ші басылым. (Медициналық және фармацевтикалық мамандық бойынша жоғары оқу орындарының студенттеріне арналған оқу құралы) - Астана, 2005. – 208 б.

8. «Микроорганизмдердің морфологиясы» оқу құралы, Астана, 2004, 32б.; Микробиология және вирусология (жеке бөлімі): Оқу құралы /Ү.Т.Арықпаева, К.Х.Алмағамбетов, Н.М.Бисенова, Ә.Ө.Байдүйсенова, Н.Б.Рахметова, Г.Д.Асемова /1-ші басылым. (Медициналық және фармацевтикалық мамандық бойынша жоғары оқу орындарының студенттеріне арналған оқу құралы) - Астана, 2006. – 199 б.

Дополнительная:

1. Жалпы микробиологиядан лабораториялық сабақтар бойынша оқу-әдістемелік құрал (А.Л. Котованың ред.). – Алматы, 1997.

На английском языке:

Основная:

1.Richard V Georing, Hazel M Docrell, Mark Zukerman, Derek Wakelin, Ivan M Roit, Cedric Mims,Peter L Chiodini “Medical Microbiology”,4th Edithion, 2008, UK, p.656.

2.Jacquelyn G Black “Microbiology”,7 th ,WILEY,2010,p.846

3. Patric R Muray,Ken S Rosenthal, Michael F Pfaller “Medical Mcrobiology”,5th Edithion, 2008,p.962

4. Cedric Mims, Hazel M Docrell, Richard V Georing , Ivan M Roit, Derek Wakelin, Mark Zukerman, “Medical Microbiology”,3th Edithion, 2004, ELSEVIER MOSBY, p.659.

5. Geo F Brooks,Kaaren C Carroll, Janett S Butel, Stephen F Morse,24th Edithion, JAWETZ,MELNICK&ADELBERG^S

6. Mark Gladwin, Bill Trattler, “Clinical Microbiology”, 4th Edithion, MedMaster, Miami, 2007, p.393.

7. Anathanarayan R., Paniker C.K.J. Text book of microbiology. Orien Longman. Seven edition, 2005.

8. Medical microbiology. Ed.by Inta Ozols. Elsevier Mosby, 2004.

Дополнительная:

1.Robert M Diamond “Designing Assessing Courses and Curricula”, 3th Edithion,Jossey-Bass,2008,p.487

2.Patric Leonardi “Microbiology Study Guide: Key Review Questions and Answers”, Silver Educational Publishig,2005,p.78

3.N.Cary Engelberg,Victor DiRita,Terence S Dermondy, “Mechanisms of Microbial Disease” , 4th Edithion,Lippincton Williams&Wilkins,2007,p.762

4.William F Strohl, Harriet Rouse, Bruce D Fisher, “Microbiology”, Lippincton^s,2001,p.516

5.Jawetz, Melnic & Adelberg. Medical microbiology. Singapore. 2004.

6.Arora D.R. Text book of microbiology. CB. 2001.

7.William A. Stradit, Harriet Rouse, Bruce D. Fisher. Microbiology. 2001, Lippencott, Williams and Wilkins

8.Black Jacquelyn G. Microbiology. Principles & Applications, 1996 by Prentice-Hall, New Jersey

9.Medical microbiology. An introduction to Infectious Diseases. Ed. by Ryan Kenneth J. Appleton and Lange. Stamford, Connecticut, 1998.

10.Toni Hart, Paul Shears. Atlas de Roche de Microbiologie. - Paris., 1997.- 314р.

Контроль ( вопросы,тесты, задачи и пр):

Вопросы:

Вопросы занятий № 12,13,14 и СРСП № 9-12

Дополнительные вопросы:

1. Понятие об антигенах.Химическая природа, струтура, свойства, классификация

2. Понятие об антителах.Химическая природа, структура, свойства, классификация.

3. Антигенные детерминанты, их природа

4. Антигены микробной клетки. Локализация, химическая природа.Гетерогенные антигены (антигенная мимикрия)

5.Антигены организма человека и животных. Аутоантигены, изоантигены.

6. Иммунная система организма. Роль макрофагов, Т- В-лимфоцитов в иммунном ответе

7. Иммуноглобулины различных классов, их характеристика

8. Роль антител в иммунитете

9. Антителообразование. Фазы иммуногенеза. Динамика накопления антител при первичном и вторичном иммунном ответе. Иммунизация, цели и задачи.

10. Реакции иммунитета (серологические реакции). Характеристика.

11. Органы иммунной системы.

12. Понятие первичного и вторичного иммунного ответов.

13. Факторы неспецифической защиты организма. Характеристика. Примеры.

14. Комплемент. Свойства. Химическая природа. Функции. Пути активации.

15. Фагоцитоз. Стадии. Функции.

16. Дайте определение понятию "антиген", «антитело»

17. Какие известны антигены бактерий и вирусов?

18. Что такое серологические реакции? Какие компоненты в них участвуют?

19. Понятие об «инфекции», «инфекционном процессе», «инфекционной болезни».

20. Условия возникновения инфекционных заболеваний.

21. Понятие об иммунитете.

22. Классификация различных видов иммунитета.

23. Что такое инвазивность и с какими особенностями микробов она связана?

24. Назовите антифагоцитарные факторы микроорганизмов, приведите примеры.

25. Как подразделяются инфекции в зависимости от пути инфицирования?

26. Источники, механизмы и пути передачи инфекции.

27. Понятие об иммунитете. Виды иммунитета.

28. Защитные механизмы и факторы естественного иммунитета

29. Барьерные и бактерицидные свойства кожи и слизистых оболочек

30. Лизоцим, его природа, механизм действия. Методика определения лизоцима в биологических жидкостях.

31. Комплемент, его свойства, роль в иммунитете. Система пропердина.

32. Фагоцитоз как клеточный фактор иммунитета

33. Постановка опыта фагоцитоза. Определение активности, интенсиваности и завершенности реакции. Опсоно-фагоцитарная реакция.

Тестовые задания занятий № 12, 13,14

Дополнительные тесты:

1. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ СИМБИОЗА:

1. Мутуализм

2. Полиморфизм

3. Синергизм

4. Метаморфизм

5. Коньюгация

2. КОММЕНСАЛИЗМ - ЭТО ФОРМА СИМБИОЗА:

1. Когда один организм живет за счет другого, не причиняя ему вреда

2. Когда оба организма из своего сожительства извлекают взаимные выгоды

3. Когда один организм живет за счет другого и наносит ему вред

4. Патогенных микроорганизмов

5. Патогенных и непатогенных микробов

3. К ПРИЗНАКАМ ЗАБОЛЕВАНИЙ, ВЫЗВАННЫХ УСЛОВНО-ПАТОГЕННЫМИ МИКРОБАМИ, НЕ ОТНОСИТСЯ:

1.Строго выраженная органная локализация

2. Полиэтиологичность

3. Протекает как смешанная инфекция

4. Устойчивость возбудителя к антибиотикам

5. Часто имеет внутрибольничное происхождение

4. ИНФЕКЦИЯ:

1. Микробиоценоз

2. Подавление жизнедеятельности одной популяции другой

3. Заражение

4. Форма существования двух патогенных микробов

5. Форма межвидовых отношений

5. ДЛЯ РАЗВИТИЯ ИНФЕКЦИОННОГО ПРОЦЕССА НЕОБХОДИМО:

1. Симбиоз нормальной микрофлоры с макроорганизмом

2. Отсутствие патогенного микроба

3. Внедрение умеренного фага

4. Проникновение возбудителя в восприимчивый макроорганизм

5. Нормальные условия внешней среды

6. ИНФЕКЦИОННЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ ХАРАКТЕРИЗУЮТСЯ:

1. Цикличностью течения

2. Отсутствием контагиозности

3. Одинаковым инкубационным периодом

4. Отсутствием продромального периода

5. Снижением фагоцитоза

7. ФОРМЫ ИНФЕКЦИИ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ РАСПРОСТРАНЕНИЯ МИКРОБОВ:

1. Очаговая

2. Септицемия

3. Острая

4. Хроническая

5. Экзогенная

8. ФОРМЫ ИНФЕКЦИИ:

1. Бактерионосительство

2. Мутуализм

3. Комменсализм

4. Синергизм

5. Паразитизм

9. РЕИНФЕКЦИЯ:

1. Повторное заражение бактериями другого вида

2. Повторное заражение тем же возбудителем после выздоровления

3. Возникает при заболеваниях со стойким иммунитетом

4. Возможна за счет нормальной микрофлоры

5. Заражение бактериями, выделяющими эндотоксин

10. СУПЕРИНФЕКЦИЯ:

1. Повторное заражение тем же возбудителем после выздоровления

2. Повторное заражение тем же возбудителем до ликвидации первичного заболевания

3. Заражение возбудителем, выделяющим экзотоксин

4. Возникает при заболеваниях со стойким иммунитетом

5. Возможна за счет нормальной микрофлоры

11. РЕЦИДИВ:

1. Повторное заболевание той же инфекцией после полного выздоровления за счет вторичного заражения извне

2. В организме вегетирующий патогенный микроб, но заболевания не вызывает

3. Возникновение болезни через некоторое время после ее прекращения за счет оставшихся в организме возбудителей

4. Такая форма инфекции, при которой к основному инфекционному заболеванию присоединяется другое

5. Повторное заболевание той же инфекцией, наступившее до ликвидации первичного заболевания

12. ФОРМЫ ИНФЕКЦИИ ПО ИНТЕНСИВНОСТИ РАСПРОСТРАНЕНИЯ:

1. Пандемия

2. Эпидемия

3. Эндемия

4. Все названные формы

5. Ни одна из названных форм

13. ФОРМЫ ИНФЕКЦИИ ПО ИСТОЧНИКУ:

1. Эпидемия

2. Латентная

3. Зоонозная

4. Экзогенная

5. Бактериемия

14. ПАТОГЕННОСТЬ МИКРООРГАНИЗМОВ:

1. Зависит от реактивности макроорганизма

2. Является видовым признаком

3. Всегда связана с паразитизмом

4. Проявляется в условиях резистентного организма

5. Агрессивность и инвазивность отсутствуют

15. ВИРУЛЕНТНОСТЬ МИКРООРГАНИЗМОВ:

1. Не является фактором патогенности

2. Индивидуальная характеристика штамма

3. Не меняется при пассировании на животных

4. Является генотипическим признаком

5. Зависит от образования комплекса антиген-антитело

16. ВИРУЛЕНТНОСТЬ БАКТЕРИЙ ОБУСЛОВЛЕНА:

1. Наличием фермента лактазы

2. Наличием спор

3. Адгезией и колонизацией

4. Проявляется в присутствии ресничек

5. Наличием лизосом

17. БЕЛКОВЫЕ ТОКСИНЫ:

1. Цитотоксины

2. Эндотоксины

3. Липополисахариды

4. Пептидогликан

5. Тимин

18. ЭНДОТОКСИН:

1. Идентичен О-антигенам грамотрицательных бактерий

2. Обладает избирательным действием

3. Термостабильный

4. Используется для приготовления анатоксинов

5. Представляет собой белковое вещество

19. ВЫБЕРИТЕ ИЗ ПРАВОГО СТОЛБИКА ХАРАКТЕРИСТИКУ ЭКЗО- И ЭНДОТОКСИНОВ:

А. Экзотоксины 1. Выделяются в процессе жизнедеятельности

Б. Эндотоксины 2. Лишены тропизма

3. Слабые антигены

4. Термолабильные

5. Очень токсичные

6. Менее ядовиты

7. Выражена специфичность действия

20. ФАКТОРАМИ ИНВАЗИИ ЯВЛЯЮТСЯ:

1. Гиалуронидаза

2. Фибринолизин

3. Липаза

4. Каталаза

5. Липопротеиды

21. БЕЛКОВЫЕ ТОКСИНЫ ХАРАКТЕРИЗУЮТСЯ:

1. Органотропностью

2. Слабыми антигенными свойствами

3. Устойчивостью к физико-химическим факторам

4. Термостабильны

5. Не ядовиты

22. ЭНДОТОКСИНЫ:

1. Липополисахариды

2. Переходят в анатоксин

3. Не связаны с телом микробной клетки

4. Высокоспецифичны

5. Являются термолабильным веществом

23. ГЕН ТОКСИГЕННОСТИ ДИФТЕРИЙНОЙ ПАЛОЧКИ ЛОКАЛИЗОВАН В:

1. Плазмидах

2. ДНК умеренного фага

3. Нуклеотиде

4. Хромосомах

5. Молекуле РНК

24. ФЕРМЕНТЫ ПАТОГЕННОСТИ:

1. Плазмокоагулаза

2. Липаза

3. Каталаза

4. Лецитиназа

5. Протеиназа

25. ОСОБЕННОСТИ ВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ ОБУСЛОВЛЕНЫ:

1. Коротким инкубационным периодом

2. Облигатным паразитизмом

3. Развитием бактериемии

4. Отсутствием взаимодействия между геномом вируса и геномом клетки организма

5. Отсутствием специфичности действия

26. СЕПТИКОПИЕМИЯ:

1. Возбудитель с током крови заносится в органы и ткани, где и размножается

2. Возбудитель находится в крови, где и размножается

3. Возбудитель находится в месте входных ворот, с кровью разносится токсин

4. Повторное заражение тем же возбудителем после полного выздоровления

5. Возобновление болезни через некоторое время после ее прекращения

27. ПАРАЗИТИЗМ – КАК ФОРМА СИМБИОЗА:

1. Один организм живет за счет другого, не причиняя ему вреда

2. Один организм живет за счет другого, причиняя ему вред

3. Два организма связаны друг с другом, имея взаимную выгоду

4. Два организма не связаны друг с другом, причиняя друг другу вред

28. К ХАРАКТЕРИСТИКЕ ИНФИЦИРУЮЩЕЙ ДОЗЫ ВОЗБУДИТЕЛЯ НЕ ОТНОСИТСЯ:

1. Зависит от видовой принадлежности возбудителя

2. Это минимальное количество микробных клеток,способных вызвать инфекционный процесс

3. Зависит от формы инфекции

4. Зависит от его вирулентности

5. Зависит от состояния неспецифической и иммунной системы макроорганизма

29. ПО ПРИЗНАКУ, ОТМЕЧЕННОМУ В ЛЕВОЙ КОЛОНКЕ, ОПРЕДЕЛИТЕ ФОРМУ ИНФЕКЦИИ, ПРИВЕДЕННОЙ В ПРАВОЙ КОЛОНКЕ:

1. Источник инфекции А. Аутоинфекция

2. Локализация возбудителя Б. Бактериемия

в организме В. Бактериальная

3. Природа возбудителя Г. Рецидив

4. Происхождение и Д. Антропонозная

распространение

5. Повторные проявления

заболевания

30. НАЗОВИТЕ, ЧТО НЕ ОТНОСИТСЯ К ХАРАКТЕРИСТИКЕ БАКТЕРИОНОСИТЕЛЬСТВА:

1. Состояние, при котором выделение возбудителя продолжается после клинического выздоровления

2. Формируется после иммунизации

3. Инфекция протекает без выраженных симптомов

4. Клинически не проявляется

5. Может развиться также у здоровых лиц

31. ВЫБЕРИТЕ ПУНКТ ИЗ КОЛОНКИ 1, КОТОРЫЙ НЕ СВЯЗАН С ЧЕТЫРЬМЯ ДРУГИМИ ПУНКТАМИ. НАЙДИТЕ ПУНКТ В КОЛОНКЕ П, КОТОРЫЙ ОБЪЕДИНЯЕТ ЧЕТЫРЕ СВЯЗАННЫХ МЕЖДУ СОБОЙ ПУНКТА ИЗ КОЛОНКИ 1:

1 П

1. Состояние при котором А. Бессимптомная

выделение возбудителя Б. Суперинфекция

продолжается после В. Бактерионосительство

клинического Г. Рецидив

выздоровления Д. Персистенция

2. Формируется при слабой

напряженности

постинфекционного

иммунитета

3. Клинически не проявляется

4. Может развиваться также

у здоровых лиц

32. ДЛЯ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПЕРИОДА ЗАБОЛЕВАНИЯ (ОБОЗНАЧЕНО БУКВАМИ) ПОДБЕРИТЕ ПОВЕДЕНИЕ ВОЗБУДИТЕЛЯ (ОБОЗНАЧЕНО ЦИФРАМИ):

А. Инкубационный 1. Интенсивность размножения

Б. Продромальный 2. Адгезия на чувствительных

клетках

В. Разгар болезни 3. Прекращение размножения и

гибель возбудителя

Г. Реконвалесценция 4. Колонизация чувствительных клеток

33. В КАКОМ ПЕРИОДЕ ПРОИСХОДИТ АДГЕЗИЯ МИКРООРГАНИЗМОВ НА ЧУВСТВИТЕЛЬНЫХ КЛЕТКАХ:

1. Инкубационном

2. Продромальном

3. В разгаре болезни

4. Реконвалесценции

34. ДЛЯ ИНКУБАЦИОННОГО ПЕРИОДА НЕ ХАРАКТЕРНО:

1. Время от момента проникновения инфекционного агента

2. Адгезия микробов на чувствительных клетках

3. Появление специфических симптомов заболевания

4. Больной, как правило, не опасен для окружающих

5. Продолжительность от нескольких часов до нескольких недель (лет)

35. ЧТО НЕ ХАРАКТЕРНО ДЛЯ ПРОДРОМАЛЬНОГО ПЕРИОДА:

1. Адгезия микроба на чувствительных клетках

2. Колонизация чувствительных клеток

3. Появление специфических симптомов заболевания

4. Продолжается от нескольких часов до нескольких дней

5. При большинстве заболеваний возбудитель выделяется во внешнюю среду

36. КАКИМ ФАКТОРАМ ВИРУЛЕНТНОСТИ ОБОЗНАЧЕННЫХ БУКВАМИ ( ЛЕВАЯКОЛОНКА), СООТВЕТСТВУЕТ ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА, ОБОЗНАЧЕННАЯ ЦИФРАМИ (ПРАВАЯ КОЛОНКА):

А. Инвазия 1. Проникновение внутрь эпителиальных клеток, лейкоцитов

Б. Агрессия 2. Прилипание к поверхности клеток

В. Пенетрация 3. Подавление защитных сил макроорганизма

Г. Адгезия 4. Проникновение через слизистые и соединительные

барьеры в подлежащие ткани

5. Связана с продукцией гиалуронидазы и нейраминидазы

37. К БЕЛКОВЫМ ТОКСИНАМ НЕ ОТНОСИТСЯ:

1.Цитотоксины

2. Мембранотоксины

3. Функциональные блокаторы

4. Липополисахариды

5. Эксфолиатины

38. ЧТО НЕ ОТНОСИТСЯ К МЕМБРАНОТОКСИНАМ:

1. Лейкоцидины

2. Энтеротоксины

3. Гемолизины

4. О-стрептолизин

5. Тетанолизин

39. ДЕЙСТВИЕ ГЕМОТОКСИНА СТАФИЛОКОККА ПРОЯВЛЯЕТСЯ В:

1. Адгезии

2. Инвазивности

3. Агрессии

4. Антифагоцитарном действии

5. Образовании зон гемолиза

40. НАЛИЧИЕ КОРД-ФАКТОРА У КАКИХ МИКРОБОВ ЯВЛЯЕТСЯ ПРИЗНАКОМ ВИРУЛЕНТНОСТИ:

1. Стафилококков

2. Стрептококков

3. Туберкулезной палочки

4. Кишечной палочки

5. Дизентерийной палочки

41. К ХАРАКТЕРНЫМ ЧЕРТАМ ИНФЕКЦИОННОГО ЗАБОЛЕВАНИЯ НЕ ОТНОСИТСЯ:

1. Заразительность

2. Цикличность течения

3. Наличие инкубационного периода

4. Развитие постинфекционного иммунитета

5. Гипертрофия левого желудочка

42. СНИЖЕНИЕ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ НОВОРОЖДЕННЫХ К ТОКСИЧЕСКИМ ВЕЩЕСТВАМ МИКРООРГАНИЗМОВ ЗАВИСИТ ОТ:

1. Кожной ареактивности

2. Видовой принадлежности микроорганизмов

3. Вирулентнсти возбудителя

4. Физиологических особенностей продолжающей развиваться нервной системы и структуры лимфоидной ткани

5. Адгезии микроба на чувствительных клетках

43.ЧТО ИЗ НИЖЕПЕРЕЧИСЛЕННОГО НЕ ОТНОСИТСЯ К ЦЕЛИ ЗАРАЖЕНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ЖИВОТНЫХ:

1. Диагностика инфекционных заболеваний

2. Изучение инфекционных заболеваний

3. Определение вирулентности микроорганизмов

4. Изучение только смешанных инфекций

5. Получение некоторых биопрепаратов

44. К ФОРМАМ ИНФЕКЦИИ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ РАСПРОСТРАНЕНИЯ МИКРОБОВ НЕ ОТНОСИТСЯ:

1. Местная инфекция

2. Бактериемия

3. Септицемия

4. Токсико-септический шок

5. Реинфекция

45.К ФЕРМЕНТАМ ПАТОГЕННОСТИ ОТНОСИТСЯ ВСЕ НИЖЕСЛЕДУЮЩЕЕ, КРОМЕ:

1. Плазмокоагулазы

2. Лидазы

3. Гиалуронидазы

4. Лецитоветиллазы

5. Нейраминидазы

46. ПРИ ВСКРЫТИИ БЕЛОЙ МЫШИ, ЗАРАЖЕННОЙ СИНЕГНОЙНОЙ ПАЛОЧКОЙ, СЛИЗИСТАЯ ПОДКОЖНОЙ КЛЕТЧАТКИ, БРЮШИНЫ ЗЕЛЕНОВАТОГО ЦВЕТА, ВЫРАЖЕН СОСУДИСТЫЙ РИСУНОК, В ПЕЧЕНИ АБСЦЕССЫ. ПРИ ПОСЕВЕ ПЕЧЕНИ, СЕЛЕЗЕНКИ, КРОВИ ИЗ СЕРДЦА ВЫДЕЛЕНА СИНЕГНОЙНАЯ ПАЛОЧКА. КАКАЯ ФОРМА ИНФЕКЦИИ:

1. Септицемия

2. Септикопиемия

3. Бактериемия

4. Очаговая инфекция

5. Аутоинфекция

47. ПРИ ПОСЕВЕ ВНУТРЕННИХ ОРГАНОВ МЫШИ, ПОГИБШЕЙ ПОСЛЕ ВНУТРИБРЮШИННОГО ЗАРАЖЕНИЯ СТАФИЛОКОККОМ, ВЫЯВЛЕНО МНОЖЕСТВЕННОЕ ПОРАЖЕНИЕ ВНУТРЕННИХ ОРГАНОВ. О КАКОМ СВОЙСТВЕ МИКРОБА МОЖНО ДУМАТЬ:

1. Инвазивности

2. Токсигенности

3. Адгезии

4. Агресии

5. Пенетрации

48. ГЛАВНАЯ ФУНКЦИЯ ИММУНИТЕТА:

1.Выполняет барьерно-фиксирующую роль

2. Антагонистическое действие

3. Отличает “свое” от “чужого”

4. Изменяет проницаемость клеточных стенок

5. Повышает местную чувствительность

49. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ЕСТЕСТВЕННОГО (ВИДОВОГО) ИММУНИТЕТА:

1. Индивидуален

2. Передается по наследству

3. Приобретается в течение жизни

4. Относительный

5. Неспецифичен

50. ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ ПРИОБРЕТЕННОГО ИММУНИТЕТА:

1. Видовой признак

2. Специфичен

3. Передается по наследству

4. Неспецифичен

5.Относительный

51. ЕСТЕСТВЕННЫЙ АКТИВНЫЙ ИММУНИТЕТ МОЖЕТ БЫТЬ:

1. Антибактериальным

2. Антивакцинальным

3. Антисыворотчным

4. Противофагоцитарным

5. Антигормональным

52. АНТИБАКТЕРИАЛЬНЫЙ ИММУНИТЕТ МОЖЕТ БЫТЬ:

1. Антивирусным

2. Стерильным

3. Антигрибковым

4. Антивакцинальным

5. Антитоксическим

53. АНТИТОКСИЧЕСКИЙ ИММУНИТЕТ ВОЗНИКАЕТ ПРИ:

1. Введении эндотоксина

2. Иммунизации анатоксином

3. Иммунизации любым белком

4. Применения антимикробной сыворотки

5. Введении противовирусной сыворотки

54. ПРИОБРЕТЕННЫЙ ИММУНИТЕТ:

1. Развивается в результате изменения генотипа

2. Возникает при искусственной иммунизации

3. Является врожденным

4. Не индивидуален

5. Передается по наследству

55. ИСКУССТВЕННЫЙ ПАССИВНЫЙ ИММУНИЕТ:

1. Служит механическим барьером

2. Вырабатывается после введения вакцин

3. Передается по наследству

4. Вырабатывается после введения сывороток

5. Передается с грудным молоком

56. БАРЬЕРНАЯ ФУНКЦИЯ СЛИЗИСТЫХ ОБОЛОЧЕК:

1. Антагонистическое действие

2. Механический барьер

3. Действие комплемента

4. Проявляется при введении вакцин

5. Обладает видовым признаком

57. ЗАЩИТНАЯ РОЛЬ НОРМАЛЬНОЙ МИКРОФЛОРЫ:

1. Барьерно-фиксирующая

2. Механический барьер

3. Антагонистическое действие

4. Бактерицидное действие лизоцима

5. Отсутствует у человека

58. КЛЕТОЧНЫЕ ЗАЩИТНЫЕ ФАКТОРЫ ЕСТЕСТВЕННОГО ИММУНИТЕТА:

1. Комплемент

2. Фагоциты

3. Пропердин

4. Антитела

5. Лейкины

59. СПЕЦИФИЧЕСКИЙ ГУМОРАЛЬНЫЙ ФАКТОР:

1. Лизоцим

2. Бета-лизин

3. Комплемент

4. Интерферон

5. Антитоксины

60. ЛИЗОЦИМ:

1. Углевод

2. Липопротеид

3. Фермент мураминидаза

4. Активирует фагоцитоз

5. Подавляет нормальную микрофлору

61. ЛИЗОЦИМ ДЕЙСТВУЕТ НА:

1. Грамположительные бактерии

2. Грамотрицательные бактерии в присутствии трипсина

3. Макроорганизм

4. Фагоцитоз

5. Слизистые оболочки

62. КОМПЛЕМЕНТ:

1. Система протеаз крови

2. Липополисахарид

3. Не вызывает лизиса микробов

4. Изменяет проницаемость клеточных стенок

5. Нуклеопротеид

63. К ОСНОВНЫМ СВОЙСТВАМ КОМПЛЕМЕНТА ОТНОСИТСЯ ВСЕ НИЖЕСЛЕДУЮЩЕЕ, КРОМЕ:

1. Термолабилен

2.Вызывает иммунный лизис

3. Является иммуноглобулином

4. Оказывает бактерицидное действие

5. Связывается с комплексом антиген-антитело

64. КОМПЛЕМЕНТ В ОРГАНИЗМЕ НЕ УЧАСТВУЕТ В:

1. В освобождении организма от микроорганизмов

2. Уничтожении опухолевых клеток

3. Отторжении трансплантата

4. Индукции иммунного ответа

5. Задержке фагоцитоза

65. ЗАЩИТНЫЕ ФУНКЦИИ КОМПЛЕМЕНТА:

1. Изменяет проницаемость клеточных стенок

2. Подавляет продукцию вируса

3. Уничтожает микроорганизмы

4. Вызывает иммунный лизис

5. Бактериостатическое действие

66. АНТИТЕЛА:

1. Иммуноглобулины

2. Альбумины

3. Фермент муроминидаза

4. Не могут взаимодействовать с антигеном

5. Ферменты патогенности

67. ЗАЩИТНАЯ РОЛЬ НОРМАЛЬНЫХ АНТИТЕЛ:

1. Поглощают бактерии

2. Связываются с комплексом антиген-антитело

3. Активация фагоцитоза

4. Растворение клеток животного и растительного происхождения

5. Действуют в присутствии комплемента

68. В СИСТЕМУ ПРОПЕРДИНА ВХОДИТ:

1. Регулирующие белки

2. Комплемент

3. Нормальные антитела

4. Лизоцим

5. Диагностикум

69. БЕТА-ЛИЗИНЫ:

1. Иммуноглобулины

2. Термолабильней бактерицидное вещество сыворотки крови

3. Низкомолекулярный белок

4. Активны только в присутствии комплемента

5. Используются для лечения

70. СОЗДАТЕЛЬ КЛЕТОЧНОЙ ТЕОРИИ ИММУНИТЕТА:

1. Пастер

2. Кох

3. Мечников

4. Ивановский

5. ДеЭрель

71. МАКРОФАГИ:

1. Нейтрофилы

2. Эритроциты

3. Моноциты

4. Клетки Купфера

5. Ретикулярные клетки

72. ПОДВИЖНЫЕ МАКРОФАГИ:

1. Моноциты

2. Ретикулярные клетки

3. Клетки эндотелия

4. Строма костного мозга

5. Нейтрофилы

73. ФИКСИРОВАННЫЕ МАКРОФАГИ:

1. Макрофаги лимфоузлов

2. Моноциты крови

3. Макрофаги серозных оболочек

4. Клетки Купфера

5. Базофилы

74. ФУНКЦИИ ФАГОЦИТАРНЫХ КЛЕТОК:

1. Участие в синтезе антител

2. Уничтожение микроорганизмов

3. Бактерицидное действие

4. Антагонистическое действие

5. Связываются с комплексом антиген-антитело

75. СТАДИИ ФАГОЦИТОЗА:

1. Положительный хемотаксис

2. Фаголизис

3. Диапедез лейкоцитов

4. Гемолиз эритроцитов

5. Интеграция на хромосоме

76. ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОПСОНО-ФАГОЦИТАРНОГО ПОКАЗАТЕЛЯ НЕОБХОДИМЫ:

1. Иммунная сыворотка

2. Иммунные лейкоциты

3. Антитела лизины

4. Комплемент

5. Диагностикум

77. ИНТЕРФЕРОНЫ:

1. Термостабильное дезинфицирующее вещество

2. Высокомолекулярный белок сыворотки крови

3. Низкомолекулярный белок вырабатываемый лейкоцитами и 4. эритроцитами

4. Компоненты нормальной сыворотки

5. Антитела – лизины

78. ОПСОНИНЫ:

1. Специфические антиела, действующие на объект фагоцитоза

2. Бактериолизины

3. Бактериостатическое вещество

4. Подавляют активность микробных ферментов

5. Изменяют проницаемость клеточных стенок

79. НЕЗАВЕРШЕННЫЙ ФАГОЦИТОЗ НАБЛЮДАЕТСЯ ПРИ:

1. Брюшном тифе

2. Гонорее

3. Гриппе

4. Полиомиелите

5. Холере

80. ГЕМОЛИТИЧЕСКАЯ СЫВОРОТКА:

1. Получается при иммунизации эритроцитами

2. Используется при лечении

3. Вызывает лизис эритроцитов

4. Содержит нормальные антитела

5. Способствует фагоцитозу

81. ИНТЕНСИВНОСТЬ ФАГОЦИТОЗА:

1. Среднее количество бактерий фагоцитированное одним лейкоцитом

2. Процент фагоцитов, способных захватывать микроорганизмы

3. Наибольшее разведение сыворотки, дающее реакцию

4. Внутриклеточное переваривание

5. Процесс активного поглощения специализированными клетками организма

82. ТИТР ЛИЗОЦИМА:

1. Наибольшее разведение исследуемого материала, в котором наблюдается полный лизис бактерий

2. Определяется в присуствиии электролита

3. Выражается в антигенных единицах

4. Наибольшее разведение антигена

5. Определяется в реакции пассвиной агглютинации

83. К ПРИЗНАКАМ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИМ ЕСТЕСТВЕННЫЙ (ВИДОВОЙ) ИММУНИТЕТ ОТНОСИТСЯ ВСЕ НИЖЕСЛЕДУЮЩЕЕ, КРОМЕ:

1. Видовой

2. Передается по наследству

3. Индивидуален

4. Неспецифичен

5. Абсолютный, относительный

84. НАЗОВИТЕ НЕПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ ПРИ ХАРАКТЕРИСТИКЕ ПРИОБРЕТЕННОГО ИММУНИТЕТА:

1. Индивидуален

2. Приобретается в течение жизни

3. Специфичен

4. Видовой

5. Делится на естественный и искусственный

85. ИСКУССТВЕННЫЙ АКТИВНЫЙ ИММУНИТЕТ:

1. Создается при введении вакцины

2. Возникает через несколько часов

3. Длится 2-3 недели

4. Передается через плаценту

5. Не специфичен

86. К ОСНОВНЫМ ФАКТОРАМ НЕСПЕЦИФИЧЕСКОГО ИММУНИТЕТА ОТНОСИТСЯ ВСЕ НИЖЕ ПЕРЕЧИСЛЕННОЕ, КРОМЕ:

1. Защитные свойства кожи и слизистых

2. Т-хелперы

3. Естественные киллеры

4. Гуморальные факторы

5. Фагоцитоз

87. ЧТО НЕ ОТНОСИТСЯ К ЗАЩИТНОЙ РОЛИ НОРМАЛЬНОЙ МИКРОФЛОРЫ:

1. Не является механическим барьером

2. Способствуют созреванию иммунной системы организма

3. Выработка нормальных антител

4. Препятствуют адгезии и колонизации слизистых оболочек патогенными микробами

5. Оказывают антагонистическое действие

88. ДОПИШИТЕ. КОМПЛЕМЕНТ ТЕРМО…, ИНАКТИВИРУЕТСЯ ПРИ НАГРЕВАНИИ ДО …, В ТЕЧЕНИЕ…

89. К ХАРАКТЕРИСТИКЕ ИНТЕРЛЕЙКИНА-1 НЕ ОТНОСИТСЯ:

1. Секретируется макрофагами

2. Активирует функции Т-лимфоцитов

3. Вызывает иммунный лизис

4. Обладает свойствами эндогенного пирогена

5. Индуцирует лихорадку, действуя на ядра переднего гипоталамуса

90. ДОКАЗАНО, ЧТО ФАГОЦИТЫ НЕ МОГУТ СИНТЕЗИРОВАТЬ И СЕКРЕТИРОВАТЬ:

1. Кислородные радикалы (кислород, перекись водорода)

2. Компоненты комплемента и лизоцима

3. Лизосомные ферменты

4. Интерферон

5. Кортикостероиды

91. К ФУНКЦИЯМ ФАГОЦИТИРУЮЩИХ КЛЕТОК НЕ ОТНОСИТСЯ ИХ УЧАСТИЕ:

1. В развитии аллергических реакций 1 типа (анафилактических)

2. Поддержании гомеостаза организма

3. Процессах воспаления и регенерации

4. Неспецифической противоинфекционной защите

5. Иммуногенезе и реакциях специфического клеточного иммунитета (ГЗТ)

92. ЕСТЕСТВЕННЫЕ КЛЕТКИ- КИЛЛЕРЫ (ЕКК):

1. Являются клетками с эффекторной противоопухолевой активностью

2. Являются анафилотоксинами

3. Индуцируют сигнал для синтеза ферментов

4. Синтезируют лизосомные ферменты

5. Гранулярные лимфоциты

93. ПРИ КЛАССИЧЕСКОМ ПУТИ АКТИВАЦИИ КОМПЛЕМЕНТА:

1. Индуцирующим фактором является комплекс антиген-антитело

2. Инициировать могут антитела двух классов

3. Инициация происходит без участия комплекса АГ-АТ

4. Инициация происходит за счет полисахаридов и липополисахаридов

5.Обязательно участие пропердина

94. К ХАРАКТЕРИСТИКЕ ЛИЗОЦИМА ОТНОСИТСЯ ВСЕ НИЖЕПЕРЕЧИСЛЕННОЕ, КРОМЕ:

1. Белок

2. Фермент муроминидаза

3. Изменяет проницаемость клеточных стенок бактерий

4. Действует на грамположительные бактерии

5. Связывается с комплексом антиген-антитело.

 

Примерный хронометраж занятия:

№пп Этап занятия Содержание этапа занятия Методы обучения (по выбору преподавателя) Методы контроля (по выбору преподавателя) отведенное время, на этап / мин
Вводный Приветствие, перекличка, оглашение темы, цели и задач, оглашение осваиваемых компетенций, мотивационная характеристика - - 10 мин.
Основной этап Проверка знаний - Прием практических навыков   40 мин.
3. Перерыв       10 мин
3. Основной этап Проверка теоретических знаний -   Защита портфолио   35 мин.
Подведение итогов занятия. Обсуждение достижения целей и решения поставленных задач, освоенных компетенций. Оглашение оценок и выставление их в журнал Заполнение оценочных листов Пассивный   - 10 мин
Комментарии к домашнему заданию по теме следующего занятия - Пассивный   - 5 мин

 

1. Тема 16.Правила забора и доставки материала при инфекционных и соматических заболеваниях. Микроскопия мазка с незавершенным фагоцитозом. Заполнение алгоритма исследования на менингококковую инфекцию. Посев на кишечную группу.

2. Цель:

формирование у студентов знаний о правилах забора, хранения и доставки материала в лабораторию; изучение методов лабораторной диагностики заболеваний, вызываемых грамотрицательными кокками.

3.Задачи обучения:

Сформировать у студента знания:

-о методах лабораторной диагностики инфекций, вызываемых грамотрицательными кокками. Сфере их применения.

- о принципах профилактики и лечения инфекций, вызванных грамотрицательными кокками.

Сформировать навыки:

- по овладению техникой микроскопии мазков с незавершенным фагоцитозом;

-по интерпретации результатов лабораторной диагностики незавершенного фагоцитоза;

- закрепить навыки посева на исследуемого материала на чашку Петри.

Сформировать правовую компетенцию:

- по соблюдению правил забора, хранения и доставки материала в лабораторию.

4. Основные вопросы темы:

5. Цели и задачи клинической микробиологии.

6. Забор материала и методы исследования в зависимости от локализации возбудителя в организме и патогенетических особенностей заболевания.

7. Менингококки, классификация, биологические свойства.

8. Формы менингококковой инфекции.

9. Гонококки, первичная локализация возбудителя

10. Лабораторная диагностика менингококковых и гонококковых инфекций

11. Методы обучения и преподавания:(малые группы, дискуссия, ситуационные задачи, работа в парах,презентации, кейс-стади и т.д.)

Пассивный метод- объяснение.

Активный метод - выполнение и обсуждение практической работы, оформление протокола исследования; работа с мультимедийными базами данных, компьютерными моделями и программами.

Интерактивный - работа в малых группах.

6. Литература:

Основная:

1.Борисов Л.Б. Медицинская микробиология, вирусология, иммунология.- М.: МИА, 2005. - 734 с.

2.Медицинская микробиология, вирусология, иммунология (под ред. Воробьёв А.А) МИА., Москва, 2004.- 690с.

3.Коротяев А.И, Бабичев С.Л. Медицинская микробиология, иммунология и вирусология. - СПб.: Спец. лит, 2000. - 591 с.

4.Медицинская микробиология /Гл.ред В.И. Покровский, O.K. Поздеев. - М.: ГЭОТАР МЕДИЦИНА, 2006. — 1200 с.

5.Тец В.В. Руководство к практическим занятиям по медицинской микробиологии, вирусологии и иммунологии – М.:Медицина, 2002. - 352 с.

6.Компьютерная программа "Диаморф" - "Медицинская микробиология" - атлас-руководство по бактериологии микологии, протозоологии и вирусологии под редакцией акад.проф. Воробьева А.А.

7.Дикий И.Л, Сидарчук И.И. и др. Микробиология. Руководство к лабораторным занятием. Киев, 2004, 583 с.

Дополнительная:

1.Борисов Л.Б., Козьмин-Соколов Б.В., Фрейдлин И.С. Руководство клабораторным занятиямпо медицинской микробиологии, вирусологии, иммунологии. - М.: Медицина, 1993.

2.Н.Красилыников А II. Справочник по антисептике. - Минск. - Выс шк.- 1995. - 367с.

3.Галактионов В.Т. Иммунология. - М. - Изд. "РИЦ МДК". - 2000. – 487с.

4.Воробьев А.А. "Микробиология, иммунология". - М.: МИА, 2002.

5.Воробьев А.А., Кривошейн Ю.С., Широбоков В.П. Медицинская и санитарнаямикробиология. - М.: Издательский центр "Академия" – 2003. – 464 с.

6.Аравийский Р.А., Горшкова Г.И. Практикум по медицинской микологии. - С-Пб. - 1995. - 50 с.

7.Всант P., Мосс У., Уивер Р. Определитель нетривиальных патогенных грамотрицательных бактерий (аэробных и факультативно-анаэробных). - М.: Мир, 1999. – 791 с.

8.Внутрибольничные инфекции // Под ред. Р.П.Венцелла. - М.:Медицина, 1990.- 656 с.

9.Саттон Д., Фотергилл А., Ринальди М. Определитель патогенных и условно-патогенных грибов. - Изд. Мир, 2001. - 470 с.

10.МаянскийА.Н.Микробиология дляврачей. - Нижний Новгород: Издательство Нижегородской государственной медицинской академии, 1999. — 400 с.

11.Котова А.Л. Клиническая микробиология: Методические указания.-Алматы, 2004.- 162с.

12.Тец В.В. Справочник по клинической микробиологии – СП Стройлеспечать. – 1994.– 224 с.

13.Определитель бактерий Берджи /Под ред Д.Хоулта, Н.Крига, П.Снитаи др.// М.: Мир, 1997. - в 2 томах.

14.Вопросы общей вирусологии, под ред. Кисилева И.О. Санкт- Петербург, 2007, 375 с.

15.Поздеев О.К. Медицинская микробиология: Учеб. О.К.Поздеев; под ред. В.И.Покровского.-2-е изд.испр.-М.:ГЭОТАР-МЕД,2004.-768 с

На казахском я

Поможем в написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой




Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 698; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:

  1. VI. Работа с радиоактивными веществами и источниками ионизирующих излучений
  2. VII. Работа продавца с покупателем в процессе принятии решения о покупке
  3. Адаптивные методы кодирования формы речевого сигнала
  4. Административно-контрольные методы УООС. Виды экологического лицензирования. Экологический контроль. Основные формы государственного экологического контроля.
  5. Административно-правовые методы менеджмента
  6. Административно-правовые методы менеджмента
  7. Административно-правовые методы управления
  8. Административные (организационно-распорядительные) методы управления
  9. Административные методы менеджмента
  10. Административные, социально-психологические и воспитательные методы менеджмента.
  11. Амортизация основных фондов и методы ее начисления
  12. Анатомно-физиологические особенности сердечно-сосудистой системы. Методы исследования

studopedia.su - Студопедия (2013 - 2022) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.599 сек.