Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

На русском языке. Самостоятельная работа студентов с преподавателем (СРСП) - 72 часа




Тема 1

Алматы, 2012

Семестр 3,4

Курс 2

Внеаудиторных часов (СРС) - 72 часа

Самостоятельная работа студентов с преподавателем (СРСП) - 72 часа

Практические занятия - 60 часов

Лекции - 12 часов

Дисциплина - микробиология

Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов с преподавателем

Кафедра микробиологии, вирусологии и иммунологии

Казахский национальный медицинский университет им. С.Д. Асфендиярова

 

Специальность: 051301 Общая медицина

 

Объем учебных часов – 216 час

 

Форма контроля – экзамен

 

 

Общая микробиология. Классификация и систематика микроорганизмов. Морфология бактерий. Цель:

Усвоение студентами материала о предмете и задачах медицинской микробиологии, принципах классификации и систематики микроорганизмов, морфологии прокариотов.

Задачи обучения:

- сформировать у студентов знания о предмете и задачах микробиологии

- сформировать знания о принципах систематики и классификации микроорганизмов

- ознакомить с основными группами микроорганизмов

- сформировать знания о бактериях и их основных формах, взаимном расположении и его диагностическом значении

Форма проведения:

Пассивный метод- опрос, объяснение.

Активный метод - работа с мультимедийными базами данных, компьютерными моделями и программами, демонстрационным материалом.

Интерактивный - работа в малых группах, решение ситуационных задач.

Задания по теме:

1. Определить предмет и задачи микробиологии.

2. Знать основные принципы систематики и классификации микроорганизмов.

3. Дать определение понятиям: клон, штамм, вид, популяция, род, царство, серовар.

4. Зарисовать основные группы микроорганизмов

5. Дать характеристику основным группам микроорганизмов.

6. Определить и зарисовать в тетради бактерии, их основные формы и взаимное расположение.

Раздаточный материал:

- с хема устройства баклаборатории

- презентации на электронном носителе:виды микробов, классификация микроорганизмов

-атлас-руководство по бактериологии, микологии, протозоологии и вирусологии (А.А. Воробьев, ЗАО «Диаморф», Рег. № 2001610396 РОСПАТЕНТА)

- лекции для студентов «Медицина» 3 курс, ЛА «Научная книга» информационный материал, 2005

- презентации по микробиологии «Демо-версия»

- MicrobiologyАnimationCollection, 2010

- атлас по медицинской микробиологии, вирусологии и иммунологии (А.А. Воробьев, М., 2003)

Литература:

Основная:

1. Борисов Л.Б. Медицинская микробиология, вирусология, иммунология.- М.: МИА, 2005. - 734 с.

2. Медицинская микробиология, вирусология, иммунология (под ред. Воробьёв А.А) МИА., Москва, 2004.- 690с.

3. Коротяев А.И, Бабичев С.Л. Медицинская микробиология, иммунология и вирусология. - СПб.: Спец. лит, 2000. - 591 с.

4. Медицинская микробиология /Гл.ред В.И. Покровский, O.K. Поздеев. - М.: ГЭОТАР МЕДИЦИНА, 2006. — 1200 с.

5. Тец В.В. Руководство к практическим занятиям по медицинской микробиологии, вирусологии и иммунологии – М.:Медицина, 2002. - 352 с.

6. Компьютерная программа "Диаморф" - "Медицинская микробиология" - атлас-руководство по бактериологии микологии, протозоологии и вирусологии под редакцией акад.проф. Воробьева А.А.

7. Дикий И.Л, Сидарчук И.И. и др. Микробиология. Руководство к лабораторным занятием. Киев, 2004, 583 с.

Дополнительная:

1. Борисов Л.Б., Козьмин-Соколов Б.В., Фрейдлин И.С. Руководство клабораторным занятиямпо медицинской микробиологии, вирусологии, иммунологии. - М.: Медицина, 1993.

2. Н.Красилыников А II. Справочник по антисептике. - Минск. - Выс шк.- 1995. - 367с.

3. Галактионов В.Т. Иммунология. - М. - Изд. "РИЦ МДК". - 2000. – 487с.

4. Воробьев А.А. "Микробиология, иммунология". - М.: МИА, 2002.

5. Воробьев А.А., Кривошейн Ю.С., Широбоков В.П. Медицинская и санитарнаямикробиология. - М.: Издательский центр "Академия" – 2003. – 464 с.

6. Аравийский Р.А., Горшкова Г.И. Практикум по медицинской микологии. - С-Пб. - 1995. - 50 с.

7. Всант P., Мосс У., Уивер Р. Определитель нетривиальных патогенных грамотрицательных бактерий (аэробных и факультативно-анаэробных). - М.: Мир, 1999. – 791 с.

8. Внутрибольничные инфекции // Под ред. Р.П.Венцелла. - М.:Медицина, 1990.- 656 с.

9. Саттон Д., Фотергилл А., Ринальди М. Определитель патогенных и условно-патогенных грибов. - Изд. Мир, 2001. - 470 с.

10.МаянскийА.Н.Микробиология дляврачей. - Нижний Новгород: Издательство Нижегородской государственной медицинской академии, 1999. — 400 с.

11. Котова А.Л. Клиническая микробиология: Методические указания.-Алматы, 2004.- 162с.

12.Тец В.В. Справочник по клинической микробиологии – СП Стройлеспечать. – 1994.– 224 с.

13. Определитель бактерий Берджи /Под ред Д.Хоулта, Н.Крига, П.Снитаи др.// М.: Мир, 1997. - В 2 томах.

14. Вопросы общей вирусологии, под ред. Кисилева И.О. Санкт- Петербург, 2007, 375 с.

15. Поздеев О.К. Медицинская микробиология: Учеб. О.К.Поздеев; под ред. В.И.Покровского.-2-е изд.испр.-М.:ГЭОТАР-МЕД,2004.-768 с

На казахском языке:

Основная:

1. Медициналық микробиология, Алматы,2011,683 б Рамазанова Б.А, Кудайбергенұлы К.К редакциялаумен.

2. Б.А. Рамазанова, А.Л. Котова және т.б. Микроорганизмдер морфологиясы.(оқу- әдістемелік құрал) Алматы,2007, 131б.

3. Б.А. Рамазанова, К.К Құдайбергенұлы, А.Л Котова. Инфекция туралы ілім.(оқу-құралы) Алматы 2007,111 б.

4. Б.А.Рамазанова, А.Л Котова және т.б. Микроорганизмдер физиологиясы. (оқу - әдістемелік құрал). Алматы,2007, 126 б.

5. Б.А. Рамазанова, А.Л Котова және т.б. Микроорганизмдер экологиясы. (оқу- құралы). Алматы, 2007, 95 б.

6. Б.А. Рамазанова, А.Л Котова және т.б. Микробтарға қарсы қолданылатын препараттар (оқу- құралы) Алматы, 2007.,47 б.

7. Микробиология және вирусология (жалпы бөлімі): Оқу құралы /Ү.Т.Арықпаева, К.Х.Алмағамбетов, Н.М.Бисенова, Н.Б.Рахметова, Г.Д.Асемова, Койшебаева К.Б., Бисимбаева С.К., Калина Н.В./. 1-ші басылым. (Медициналық және фармацевтикалық мамандық бойынша жоғары оқу орындарының студенттеріне арналған оқу құралы) - Астана, 2005. – 208 б.

8. «Микроорганизмдердің морфологиясы» оқу құралы, Астана, 2004, 32б.; Микробиология және вирусология (жеке бөлімі): Оқу құралы /Ү.Т.Арықпаева, К.Х.Алмағамбетов, Н.М.Бисенова, Ә.Ө.Байдүйсенова, Н.Б.Рахметова, Г.Д.Асемова /1-ші басылым. (Медициналық және фармацевтикалық мамандық бойынша жоғары оқу орындарының студенттеріне арналған оқу құралы) - Астана, 2006. – 199 б.

Дополнительная:

1. Жалпы микробиологиядан лабораториялық сабақтар бойынша оқу-әдістемелік құрал (А.Л. Котованың ред.). – Алматы, 1997.

На английском языке:

Основная:

1.Richard V Georing, Hazel M Docrell, Mark Zukerman, Derek Wakelin, Ivan M Roit, Cedric Mims,Peter L Chiodini “Medical Microbiology”,4th Edithion, 2008, UK, p.656.

2.Jacquelyn G Black “Microbiology”,7 th ,WILEY,2010,p.846

3. Patric R Muray,Ken S Rosenthal, Michael F Pfaller “Medical Mcrobiology”,5th Edithion, 2008,p.962

4. Cedric Mims, Hazel M Docrell, Richard V Georing, Ivan M Roit, Derek Wakelin, Mark Zukerman, “Medical Microbiology”,3th Edithion, 2004, ELSEVIER MOSBY, p.659.

5. Geo F Brooks,Kaaren C Carroll, Janett S Butel, Stephen F Morse,24th Edithion, JAWETZ,MELNICK&ADELBERG^S

6. Mark Gladwin, Bill Trattler, “Clinical Microbiology”, 4th Edithion, MedMaster, Miami, 2007, p.393.

7. Anathanarayan R., Paniker C.K.J. Text book of microbiology. Orien Longman. Seven edition, 2005.

8. Medical microbiology. Ed.by Inta Ozols. Elsevier Mosby, 2004.

Дополнительная:

6. Robert M Diamond “Designing Assessing Courses and Curricula”, 3th Edithion,Jossey-Bass,2008,p.487

7. Patric Leonardi “Microbiology Study Guide: Key Review Questions and Answers”, Silver Educational Publishig,2005,p.78

8. N.Cary Engelberg,Victor DiRita,Terence S Dermondy, “Mechanisms of Microbial Disease”, 4th Edithion,Lippincton Williams&Wilkins,2007,p.762

9. William F Strohl, Harriet Rouse, Bruce D Fisher, “Microbiology”, Lippincton^s,2001,p.516

10. Jawetz, Melnic & Adelberg. Medical microbiology. Singapore. 2004.

11. Arora D.R. Text book of microbiology. CB. 2001.

12. William A. Stradit, Harriet Rouse, Bruce D. Fisher. Microbiology. 2001, Lippencott, Williams and Wilkins

13. Black Jacquelyn G. Microbiology. Principles & Applications, 1996 by Prentice-Hall, New Jersey

14. Medical microbiology. An introduction to Infectious Diseases. Ed. by Ryan Kenneth J. Appleton and Lange. Stamford, Connecticut, 1998.

15. Toni Hart, Paul Shears. Atlas de Roche de Microbiologie. - Paris., 1997.- 314р.

Контроль:

Ситуационные задачи:

1.В мазке из культуры микроба под иммерсионным объективом видны скопления кокков, по форме напоминающие пакеты фиолетового цвета. Определить морфологию бактерий и отношение к окраске по Граму.

Тесты:

1. К ОТКРЫТИЯМ ПАСТЕРА НЕ ОТНОСИТСЯ:

1. Открытие явления анаэробиноза

2. Брожение вызывают микроорганизмы

3. Открытие способа защиты от инфекционных болезней

4. Описание возбудителя туберкулеза

5. Заложил основы стерилизации

1. РОБЕРТ КОХ:

1. Разработал вакцину против сибирской язвы

2. Открыл возбудителя бешенства

3. Предложил вакцину против полиомиелита

4. Вакцинация против оспы

5. Основоположник изучения окрашенных бактерий

2. ОСНОВНЫЕ ЗАСЛУГИ МЕЧНИКОВА:

1. Предложил метод выделения чистой культуры

2. Создал учение о фагоцитозе

3. Описал ВИЧ

4. Основоположник иммунологии

5. Изучение анафилаксии

4. А. ЛЕВЕНГУК:

1. Высказал идею о живом контагии

2. Сконструировал микроскоп

3. Доказал, что самозарождения не существует

4. Открыл возбудителя чумы

5. Высказал предположение о природе заразных болезней

5. ВИД:

1. Культура микроба, полученная из одной клетки

2. Совокупность особей одного вида

3. Совокупность особей, имеющих один генотип

4. Выращенная на искусственной питательной среде, популяция одного вида

5. Правильное название таксонов

6. РОЛЬ МИКРООРГАНИЗМОВ В ПРИРОДЕ:

1. Обеспечивают круговорот веществ в природе

2. Нарушают газовый состав атмосферы

3. Опасности для человека не представляют

4. Все оказывают неблагоприятное влияние

5. Не используются человеком

7. БАКТЕРИИ ОТНОСЯТСЯ К ЦАРСТВУ:

1. Eucaryotae

2. Vira

3. Enterobacteriaceae

4. Procaryotae

5. Nocardia

8. КЛОН:

1. Совокупность особей одного вида

2. Культура, выделенная из определенного источника

3. Совокупность особей, имеющих один генотип

4. Культура микроорганизмов, полученная из одной особи

5. Микробные особи одного вида, выращенные на питательной среде

9. КАКИМ ИЗ УКАЗАННЫХ ОПРЕДЕЛЕНИЙ, ОБОЗНАЧЕННЫХ БУКВАМИ (ПРАВАЯ КОЛОНКА), СООТВЕТСТВУЮТ ТАКСОНОМИЧЕСКИЕ НАЗВАНИЯ ОБОЗНАЧЕННЫЕ ЦИФРАМИ (ЛЕВАЯ КОЛОНКА):

1.Таксоны А. Культура, выделенная из определенного источника и отличающаяся

2.Чистая культура от других представителей

3. Вид Б. Совокупность однородных микроорганизмов, выделенных на

4.Штамм на питательной среде

5.Клон В. Группа организмов, объединенная по определенным однородным

свойствам в рамках таксономической категории

Г. Совокупность потомков, выращенных из одной микробной клетки

Д. Совокупность особей объединенных по близким свойствам, но

отличающихся от других представителей рода

10. ЦАРСТВО PROCARIOTAE ДЕЛИТСЯ НА ОТДЕЛЫ:

1. Хемоорганотрофы

2. Вирусы

3. Скотобактерии

4. Бациллы

5. фотобактерии

11. ПРОКАРИОТЫ ОТ ЭУКАРИОТ НЕ ОТЛИЧАЮТСЯ:

1. Отсуствием мембраны

2. Ядро имеет фибриальную структуру

3. Отсутствием митохондрий

4. Участвуют в патологии человека

5. Окислительно-восстановительные ферменты локализованы в мезосомах

12. МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ БАКТЕРИЙ ХАРАКТЕРИЗУЮТ:

1. Форму и структуру

2. Тип окислительного метаболизма

3. Особенности роста бактерий

4. Морфологию колоний

5. Тип окраски

13. ОСНОВНЫМИ ФОРМАМИ БАКТЕРИЙ ЯВЛЯЮТСЯ:

1. Кокки

2. Палочки

3. Спирохеты

4. Грибы

5. Риккетсии

14. РАСПОЛОЖЕНИЕ КОККОВ ЗАВИСИТ ОТ:

1. Размеров кокков

2. Количества и расположения жгутиков

3. Деления в разных плоскостях

4. Различия в капсулообразовании

5. Расположения в мазке

15. БАКТЕРИИ ХАРАКТЕРИЗУЮТСЯ:

1. Палочковидной формой

2. Округлой формой

3. Спорообразованием в мазке

4. Обязательным наличием жгутиков

5. Делением, почкованием

16. БАЦИЛЛЫ ИМЕЮТ:

1. Кокковидную форму

2. Включения зерен волютина

3. Грамотрицательную окраску

4. Округлую форму

5. Споры

17. В СТРУКТУРУ БАКТЕРИОЛОГИЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ НЕ ВХОДИТ:

1. Стерилизационная

2. Моечная

3. Лабораторные комнаты

4. Комната для спектроанализа

5. Виварий

18. ВИД:

1. Культура микроба, полученная из одной клетки

2. Совокупность особей одного вида

3. Совокупность особей, имеющих один генотип

4. Выращенная на искусственной питательной среде, популяция одного вида

5. Правильное название таксонов

19. РАЗМЕРЫ БАКТЕРИЙ ИЗМЕРЯЮТ В:

1. Нанометрах

2. Микрометрах

3. Ангстремах

4. Миллиметрах

5. Константе седиментации

20.В МАЗКЕ ИЗ КУЛЬТУРЫ МИКРОБОВ ПОД ОБЪЕКТИВОМ ВИДНЫ СКОПЛЕНИЯ КОККОВ ПО ФОРМЕ НАПОМИНАЮЩИЕ ПАКЕТЫ ИЛИ ТЮКИ СИНЕГО ЦВЕТА. НАЗОВИТЕ ЭТИ КОККИ.

1. Стафилококки

2. Микрококки

3. Сарцины

4. Менингококки

5. Стрептококки

Контрольные вопросы:

1. Назовите основные группы микроорганизмов

2.Перечислить таксономические категории

3.Что понимают под морфологическими свойствами бактерий?

4.Дать определение понятиям: клон, штамм, вид, популяция, род, царство, серовар

5.Основные группы бактерий.

6.Кокки, расположение, примеры.

7.Палочковидные бактерии, расположение, примеры.

8.Извитые бактерии, примеры, особенности.

9.Бациллы и клостридии, понятие и отличительные свойства.

 

 

Тема 2. Структура бактериальной клетки. Методы выявления компонентов бактериальной клетки. Кислотоустойчивые бактерии.

Цель:

Изучить структуру бактериальной клетки и способы выявления ее отдельных структур; дать представление о кислотоустойчивых бактериях, методах выявления и их роли в развитии заболеваний.

Задачи обучения:

- сформировать у студентов знания о структурных компонентах бактериальной клетки

- сформировать знания о методах выявления структурных компонентов бактериальной клетки и их диагностического значения

- ознакомить с химическим составом бактериальной клетки

-сформировать знания о кислотоустойчивых бактериях и их особенностях

Форма проведения:

Пассивный метод- опрос, объяснение.

Активный метод - работа с мультимедийными базами данных, компьютерными моделями и программами, демонстрационным материалом.

Интерактивный - работа в малых группах, тестирование.

Задания по теме:

2. Определить основные и дополнительные компоненты бактериальной клетки.

3. Знать химический состав бактериальной клетки.

4. Определить разницу в строении клеточной стенки грам «+» и грам «-» микроорганизмов

5. Указать компоненты бактериальной клетки и соответствующие методы их выявления.

6. Определить функции клеточной стенки.

7. Определить функции ЦПМ и цитоплазмы.

8. Определить функции капсулы.

9. Определить структуру, расположение и функции жгутиков и ресничек.

10. Определить структуру, расположение и функции спор.

10.Указать виды включений и их диагностическое значение.

11.Зарисовать в тетради клеточную стенку грам «+» и грам «-» микроорганизмов, основные формы и расположение спор и жгутиков.

12.Определить особенности кислотоустойчивых бактерий, метод их выявления.

13.Указать генетический аппарат клетки, функции.

Раздаточный материал:

Демонстрационный материал:

-препарат волютиновых зерен, окрашенных по Нейссеру и метиленовой синькой;

-препарат капсулы, окрашенный по Гиссу или Ионне;

-схема строения бактериальной клетки;

-препарат споры бактерий, окрашенные простым способом;

-препарат из мокроты больного туберкулезом, окрашенный по Циль-Нильсену.

Литература:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 622; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.095 сек.