Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

План семинара-практикума




ПРИЛОЖЕНИЕ А

Социальное партнерство семьи и учреждения дополнительного образования.

Семья и учреждения дополнительного образования представляют собой важные институты социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для полноценного развития ребёнка необходимо их взаимодействие.

Социальное партнёрство учреждения дополнительного образования и семьи включает, как правило, следующие направления:

• педагогическое просвещение;

• совместная деятельность семьи, учреждения дополнительного образования и общественности;

• коррекция семейного воспитания с ис­пользованием массовых, групповых и ин­дивидуальных форм работы, которая вклю­чает в себя формирование здорового об­раза жизни в семье и создание системы профилактической работы.

Так при реализации форм работы с воспитанниками Мозырского центра творчества детей и молодежи выработаны следующие основные направления в области семейной педагогики:

• подготовка молодого поколения к будущей семейной жизни;

• обучение взрослых родительской педаго­гике;

• активное и наиболее раннее выявление семей с неблагоприятным социально-педагогическим фоном, привлечение к действию государ­ственных органов и учреждений по защи­те детей от агрессивности, жестокости и насилия в семье.

Как показывает практика, для Мозырского района, характерны следующие проблемы:

• недостаточно эффективно используются традиции народной педагогики, положи­тельный семейный опыт в педагогическом просвещении родителей и коррекции се­мейных отношений;

• пассивное отношение родителей к делам и интересам своих детей, нерегулярное уча­стие родителей в субботних мероприяти­ях, отсутствие системы выявления, рекла­мы и внедрения позитивного опыта семей­ного воспитания.

На решение этих проблем ориентирована районная программа по работе с семьями учащихся, в реализации ко­торой участие принимали Мозырский районный и Мозырский городской Дома детского творчества (теперь объединенный Мозырский центр творчества детей и молодежи).

Цели программы — разработка систе­мы взаимодействия отдела образования, учреж­дений района и государственных органов, направленной на формирование психолого-педагогической культуры семьи; создание усло­вий для развития и самореализации детей, обеспечения их прав; защита интересов семьи и ре­бёнка.

Задачи программы:

• совершенствование психолого-педагоги­ческой и правовой культуры родителей и детей;

• социально-педагогическая помощь семье;

• пропаганда позитивного опыта семейного воспитания.

Реализация программы осуществляется по­средством:

• мониторинговых исследований и опреде­ления перспектив;

• установления партнёрских отношений с педагогами, родителями, детьми, создания единого социокультурного пространства;

• изучения и внедрения лучшего опыта се­мейного воспитания;

• внедрения здоровьесберегающих методик, формирующих позитивные установки на здоровый образ жизни;

• привлечения родителей к непосредствен­ной творческой деятельности с детьми, активной созидательной воспитательной практике по возрождению национальных духовных традиций;

• повышения роли дополнительного образо­вания в развитии форм семейного досуга, организации совместной деятельности де­тей и взрослых: интеллектуального, худо­жественного, гражданско-патриотического, эстетического воспитания.

Основным звеном программы является кол­лектив родителей, детей и педагогов, выполня­ющий конкретные практические задания, добро­вольно участвующий в организации и проведе­нии семейного досуга, творчески подходящий к реализации целей и задач программы.

Программа носит долгосрочный характер, план мероприятий ежегодно корректируется.

Ожидаемые результаты работы:

1) возрождение традиций семейного воспитания, утверждение здорового образа жизни;

2) улучшение микроклимата в семье;

3) обучение родителей навыкам социально­ поддерживающего и развивающего поведения в семье и во взаимоотношениях с ребёнком;

4) оказание практической помощи родителям при возникновении проблемных ситуаций;

5) уменьшение факторов риска, приводящих к безнадзорности и правонарушениям.

Для того чтобы правильно спланировать ра­боту с социумом, необходимо знать его осо­бенности. Методисты Мозырского Центра творчества детей и молодежи ежегодно проводят социальную диа­гностику семей, определяя их тип по различным основаниям классификации.

Мониторинг социальной характеристики семей позволяет сделать вывод, что в МЦТДиМ обучаются дети, которые воспитываются в семьях многодетных, малообеспеченных, неполных, опекунских, приемных. Меньше всего детей, которые воспитываются в семьях, находящихся в социально опасном положении.

Анализ социального статуса родителей показывает, что среди них преобладают рабочие и служащие; а также есть индивидуальные предприниматели, работники коммерческих структур, безработные.

Взаимодействие с семьёй реализуется с помо­щью следующих моделей:

• коммуникационная;

• образовательная;

• консультационная.

При этом используются следующие формы работы:

1. Встреча родителей с администрацией и руководителями кружков. Дни открытых дверей. Как правило, встречи проводятся ежегодно в начале учебного года. Педагоги знакомят родителей с требованиями к организации работы кружков и студий, выслушивают их пожелания.

Большое значение для ознакомления родителей с методикой работы учреждения дополнительного образования играют дни открытых дверей. Для многих родителей такие посещения учреждения являются не только знакомством с возможностями учреждений дополнительного образования, но и своеобразным открытием в плане повышения педагогических и психологических знаний, необходимых в общении и развитии ребенка в семье.

2. Дни Центра творчества детей и молодежи в школах. Для родителей организуются встречи с руково­дителями кружков и студий, а также администрацией учреждения, разраба­тывается конкретная программа с участием их детей.

3. Клубная деятельность. Например, на ба­зе Махновичской средней общеобразовательной школ создан клуб «Переходный возраст». Основными целями работы клуба являются семейное вос­питание, развитие у подрастающего поколения гендерной культуры, профилактика противоправ­ного поведения, привлечение к участию в дет­ских и молодёжных организациях трудных под­ростков, инвалидов и детей с особенностями пси­хофизического развития с целью их последовательной адаптации и реабилитации в обществе. Главное – свобода выбора и содействие успеху каждого члена клуба.

Нормативные документы клуба: устав клуба, план ра­боты, кодекс обязанностей члена клуба.

Формы организации заседаний клуба: прак­тикумы, гостиные, дискуссии, походы, празд­ники и т. д.

Занятия клуба проходят 3 раза в неделю, семейные заседания – 1-2 раза в месяц в форме тре­нинга «Я и моя семья», праздничного кафе «Ма­ма милая моя», гостиной «Мамин день», спор­тивной программы «Папа, мама, я – здоровая семья» и др. Многие заседания клуба проводятся со­вместно с Махновичским Домом культуры, а также в школь­ном музее. Часто организуются пешие и велоси­педные походы. Членами клуба регулярно про­водится акция «Чистый лес», в ходе которой ме­ста отдыха приводятся в порядок.

Родительские собрания – основная форма заботы руководителя кружка и родителей. Дан­ные мероприятия не сводятся к монологу руководителя клуба, а принимают характер беседы, взаимного обмена мнениями, идеями, совместного поиска.

4. Организация субботнего мероприятия.

Важнейшим условием эффективности воспитательной работы УДО, в том числе и МЦТДиМ, является организация эффективного взаимодействия с семьей в шестой школьный день.

Сегодня в УДО республики с успехом используются разнообразные виды совместной деятельности учащихся, педагогов и родителей в субботу: общественные инициативы родителей в форме заседаний клубов, советов, родительских конференций, бесед за круглым столом, вечеров вопросов и ответов для родителей, родительских гостиных, творческих мастерских по проблемам воспитания детей и профилактике вредных привычек с приглашением медицинских работников и представителей правоохранительных органов и др.; практикуется проведение совместных с детьми культурно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятий, туристических слетов, экскурсий; Интернет-марафонов, Интернет-конференций и Интернет-форумов для родителей.

Субботние мероприятия предполагают создание благоприятных условий для самовыражения, помогающих как взрослым, так и детям обрести уверенность в себе, научить­ся открыто и искренне выражать свои позитив­ные и негативные чувства. Это помогает человеку жить в гармонии с самим собой и с окружающи­ми. При планировании субботнего мероприятия культорганизатору следует учитывать следующие аспекты:

• планирование и проведение мероприятий с непосредственным привлечением роди­телей не только как зрителей, но и как ак­тивных участников;

• проведение мероприятий по повышению психолого-педагогической культуры роди­телей;

• привлечение родителей к организации и руководству мероприятий, связанных с вы­ездом (экскурсии на предприятия, походы и т. п.);

• информирование родителей о работе кружков, клубов;

• проведение мероприятий, пробуждающих интерес детей к различным увлечениям в свободное время (смотры-конкурсы со­вместных поделок, дружеские семейные матчи по различным видам спорта, вечера-дегустации кулинарных изделий и др.).

5. Совместные праздники и игры. Центр творчества выступает координатором и орга­низатором массовых мероприятий, как с сельскими, так и городскими детьми. Большая часть мероприятий с сельскими школьниками проводится в субботу по региональному принципу: 5–7 близлежащих школ собираются в сельском Доме культуры или актовом зале школы определённого населённо­го пункта; организаторы, жюри выезжают на ме­сто проведения мероприятия.

Праздники года проводятся по выбранным направлениям: выставки рисунков, поделок, пла­катов, газет, фотографий, визитных карточек школ и деревень; конкурсы сочи­нений, инсценировок авторских стихов и песен, юных модельеров и др. Всё это оформляется в единое композиционное целое.

Так, например, в ходе районного праздника «Зямля бацькоу – зямля святая» участники представля­ют свои работы в следующих конкурсных программах: «В поисках утраченного» – об инте­ресных моментах из жизни семейных династий, знаменитых людей и неординарных личностей своего региона; «Из поколения в поколение» – составление и демонстрация коллекции модной одежды разных десятилетий XX – начала XXI в.; «На земле есть уголок, где нам жизнь даётся!» – конкурс сочинений, стихотворений учащихся, учителей, родителей.

Праздничные концерты, посвященные Дню ма­тери, стали также традиционными. К ним воспитанники МЦТДиМ готовятся основатель­но: на занятиях кружков подготавливаются раз­личные сувениры для мам, высылаются красоч­ные приглашения, ребята заранее готовят номера художественной самодеятельности. На мероприя­тия дети приходят с цветами и с благодарностью вручают их матерям.

Важно привлечение родителей к подобным формам работы. Наиболее популярными в среде родителей, как показывает практика, являются тематические вечера (встречи с интересными людьми, вечера музыки и поэзии, бардовской песни; вечер забытых ремесел и другие вечера). Популярны также и массовые мероприятия: спортивные соревнования и турниры; игры («Мама, папа, я – спортивная семья», «Игровой аукцион»), лыжные прогулки, туристические походы и т.д.; выставки декоративно-прикладного творчества (совместное творчество родителей и детей); праздник «Посвящение в кружковцы» (с показом выступлений лучших коллективов учреждения дополнительного образования) и многое другое. Участие в выставках декоративно-прикладного творчества детей и родителей, совместных походах в театры, участие в подготовке и проведении концертных, игровых программ, спектаклей позволяет родителям открыть в себе не только скрытые таланты, но и дает возможность наибольшего эмоционального сопереживания со своими детьми, оказания необходимой им психологической поддержки.

6. Агитбригада. Интересна работа агитбрига­ды клуба «Переходный возраст» (руководитель – А. Н. Никитин) и фольклорно-драматического кружка «Спадчына» (руководитель – Л. А. Майнгард). Тематика их выступлений разнообразна: пропаганда здорового образа жизни и правового воспитания, профилактика правонарушений и преступлений.

7. Проведение консультаций. Эта форма работы позволяет ре­шить основную задачу взаимодействия с роди­телями — помочь им понять себя и своих детей, воспитать самоуважение, поскольку только уве­ренные в себе люди могут вырастить психичес­ки здоровых людей.

В ходе консультаций наиболее часто освещаются вопросы, касаю­щиеся межличностных отношений между роди­телями и детьми, педагогами и родителями, воспитанниками и руководителями.

Основные направления консультационной работы с родителями: информационно-просветительское, социально-психолого-педагогическое. Эти направления могут реализовываться через работу «Академии для родителей», «Университета для мам», для которых разрабатывается система мероприятий, среди которых: встречи со специалистами и видеолектории; беседы и диспуты и т.д.; психологические и социально-педагогические тренинги, сюжетно-ролевые игры.

Социально-психолого-педагогические службы учреждений дополнительного образования берут на себя одно из наиболее ведущих направлений в деятельности с родителями – широкое психолого-педагогическое просвещение. Тематика занятий может быть самая разнообразная, причем темы зачастую подсказывают сами родители в процессе беседы, при проведении анкетирования. Это и беседы о гендерном воспитании, о семейном общении, семейных праздниках и традициях, о формировании здорового образа жизни семьи, психологических проблемах детей и т. п.

Методы и формы работы с родителями разнообразны: наблюдение, анкетирование, тестирование, тренинговые занятия, индивидуальные консультации, семейное консультирование и т. д. В арсенале психологов учреждений дополнительного образования – авторские программы по арт-терапии, семейной психологии, валеологии, профилактике вредных привычек и т.д. В УДО на информационных стендах «Для Вас, родители» актуальными будут постоянно обновляемые рубрики по различным проблемам семейного воспитания: «Как предупредить конфликт в семье», «Стили родительских отношений» и т. д.

Популярными являются семейные встречи на базе клубов по месту жительства, курируемых УДО: музыкальная гостиная «Лира», «Театральная гостиная», психолого-педагогическая гостиная «Доверие» и т.д. Основной целью такой клубной работы является установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно решать их.

Практика работы по вовлечению родителей в совместную с детьми и педколлективом дея­тельность показала, что, взаимодействуя в еди­ной воспитывающей среде, решается множество задач:

• установление сотрудничества, накопление творческого опыта деятельности;

• передача от старшего поколения к младшему навыков и умений в разнообразных видах деятельно­сти (интеллектуальной, общественно полез­ной, художественно-творческой, физкуль­турной, игровой), в свободном общении;

• нормализация семейных отношений детей и родителей за счёт совместного позитив­ного переживания;

• формирование уважительного отношения к материальным и духовным ценностям;

• повышение уровня компетентности роди­телей в разных сферах жизни;

• обхват большего количества учащихся раз­личными формами воспитательной рабо­ты.

Сотрудничество семьи и учреждения дополнительного образования должно обеспечивать активное вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс, творческую и досуговую деятельность, особенно в шестой школьный день – субботу. Следует создавать такую атмосферу сотрудничества, которая будет поддерживать, формировать и развивать позитивную заинтересован­ность родителей в получении их детьми достойного образования во внешкольном учреждении.

Тема: Анализ результатов деятельности учреждения дополнительного образования по социальной защите детей и подростков

 

I ЭТАП.

Микролекция: «Методика анализа результатов деятельности учреждения дополнительного образования по социальной защите детей и подростков».

Практическое занятие: «Экспер­тная оценка деятельности учреж­дения дополнительного образования (клуба по месту жи­тельства)».

 

II ЭТАП.

Микролекция: «Анализ деятельности учреждения дополнительного образования (клуба по месту жительства) по группам заявленных социально-педагогических результатов».

Практическое занятие: «Коррек­тировка программы деятельности учреждения дополнительного образования (клуба по месту жительства) по социальной защите детей и под­ростков на основе анализа достиг­нутых социально-педагогических результатов».

 

Программа семинара-практикума

 

Цель семинара-практикума:

Системный анализ результатов дея­тельности учреждения дополнительного образования (клуба по месту жительства) по социальной защите детей и подростков

Задачи семинара-практикума:

1. Определение актуальных проблем учреждения дополнительного образования (клуба по месту жительства) в сфере социальной защиты детей и подростков.

2. Формирование базы данных о со­циальной защите детей и подростков в учреждении дополнительного образования (клубе по месту жительства).

3. Подготовка практических рекомендаций по совершенствованию соци­альной зашиты детей и подростков.

Состав участников семинара-практи­кума: педагоги-организаторы, социальные педагоги, методисты.

Методические материалы для прове­дения семинара-практикума.

1. «Лист экспертной оценки деятель­ности учреждения дополнительного образования (клуба по месту жительства) по социальной защите детей и подростков».

2. Аналитические материалы участни­ков семинара-практикума:

а) достижения учреждений дополнительного образования (клубов по месту жительства) по социальной защите детей и подростков;

б) нерешенные проблемы учреждений дополнительного образования (клубов по месту жительства) по обеспечению социальной защиты детей и подростков.

 

Ход семиннара-практикума

 

I ЭТАП

Вводная часть. Руководитель формирует цель семинара-практикума, определяет основные социально-педагогические цели деятельности учреждения дополнительного образования (клуба по месту жительства) по социальной защите де­тей и подростков, выделяет факторы, обусловливающие достижение планируемых социально-педагогических результатов. Руководителям дается характерис­тика методики экспертной оценки дея­тельности учреждения внешкольного воспитания и обучения (клуба по месту жительства) по достигнутым социально-педагогичес­ким результатам. Для оценки социально-педагогических результатов его деятель­ности по социальной защите детей и подростков участникам семинара предла­гается провести факторный анализ дос­тижений и нерешенных проблем.

Практическое занятие. Для практического занятия участники семинара разделяются на подгруп­пы численностью 5–8 человек. Каждому участнику выдается «Лист экспертной оценки». По завершении заполнения индивидуаль­ных листов экспертной оценки на основе коллективного обсуждения выделяются показательные харак­теристики достижений и проблем учреждений дополнительного образования (клубов по месту жительства) по социальной защите детей и подростков.

Рефлексивный анализ. Заслушиваются сообщения руководителей о работе групп, выявляются профессиональные трудности в классификации результатов деятельно­сти учреждений дополнительного образования (клубов по месту жительства) по социальной защите детей и подростков.

 

II ЭТАП

Вводная часть. Руководителем семи­нара дается характеристика основных социально-педагогических результатов деятельности по социальной защите де­тей и подростков, выделенных в ходе оценки аналитических материалов уча­стников семинара. Анализируются об­щие тенденции в подходах к оценке результативности деятельности учреж­дения дополнительного образования (клуба по месту жительства). Выявляются группы факторов, определяющих дости­жение социально-педагогических ре­зультатов, определяются факторы, пре­пятствующие достижению поставленных целей.

На практическом занятии слуша­телям предлагается самостоятельно про­анализировать аналитические материа­лы банка данных достижений и нере­шенных проблем по социальной защите детей и подростков, выполнив следую­щие задания:

1. Проанализировать разделы банка данных: организация социальной защиты, ресурсное обеспечение, со­циальные связи, организация управления.

2. Продолжить изыскания по совер­шенствованию деятельности учреж­дения дополнительного образования (клуба по месту жительства) по соци­альной защите детей и подростков.

3. Исходя из достигнутых результа­тов, обсудить индивидуальные решения по совершенствованию соци­альной защиты детей и подростков, выделить наиболее эффективные из них.

Практическое занятие. Слушате­ли разделяются на подгруппы. Для самостоятельной работы им выда­ются сводные банка данных дос­тижений и нерешенных проблем, составленные на основе содержания индивидуальных листов эксперт­ной оценки. Предлагается проана­лизировать банк данных достиже­ний и проблем, представив предло­жения по программе социальной защиты детей и подростков. Результат работы группы – пакет предложений к программе развития уч­реждений дополнительного образования (клубов по месту жительства) по социаль­ной защите детей и подростков.

Итоговая конференция. Обсуждение результатов работы групп с банком дан­ных результатов деятельности учрежде­ния дополнительного образования (клуба по месту жительства). Обсуждение пакета предложений по совершенствованию де­ятельности по социальной защите детей и подростков. Постановка задач по ис­пользованию предложений при подготов­ке программ социальной защиты.

 

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 1159; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.066 сек.