КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
План семинара-практикума
ПРИЛОЖЕНИЕ А Социальное партнерство семьи и учреждения дополнительного образования. Семья и учреждения дополнительного образования представляют собой важные институты социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для полноценного развития ребёнка необходимо их взаимодействие. Социальное партнёрство учреждения дополнительного образования и семьи включает, как правило, следующие направления: • педагогическое просвещение; • совместная деятельность семьи, учреждения дополнительного образования и общественности; • коррекция семейного воспитания с использованием массовых, групповых и индивидуальных форм работы, которая включает в себя формирование здорового образа жизни в семье и создание системы профилактической работы. Так при реализации форм работы с воспитанниками Мозырского центра творчества детей и молодежи выработаны следующие основные направления в области семейной педагогики: • подготовка молодого поколения к будущей семейной жизни; • обучение взрослых родительской педагогике; • активное и наиболее раннее выявление семей с неблагоприятным социально-педагогическим фоном, привлечение к действию государственных органов и учреждений по защите детей от агрессивности, жестокости и насилия в семье. Как показывает практика, для Мозырского района, характерны следующие проблемы: • недостаточно эффективно используются традиции народной педагогики, положительный семейный опыт в педагогическом просвещении родителей и коррекции семейных отношений; • пассивное отношение родителей к делам и интересам своих детей, нерегулярное участие родителей в субботних мероприятиях, отсутствие системы выявления, рекламы и внедрения позитивного опыта семейного воспитания. На решение этих проблем ориентирована районная программа по работе с семьями учащихся, в реализации которой участие принимали Мозырский районный и Мозырский городской Дома детского творчества (теперь объединенный Мозырский центр творчества детей и молодежи). Цели программы — разработка системы взаимодействия отдела образования, учреждений района и государственных органов, направленной на формирование психолого-педагогической культуры семьи; создание условий для развития и самореализации детей, обеспечения их прав; защита интересов семьи и ребёнка. Задачи программы: • совершенствование психолого-педагогической и правовой культуры родителей и детей; • социально-педагогическая помощь семье; • пропаганда позитивного опыта семейного воспитания. Реализация программы осуществляется посредством: • мониторинговых исследований и определения перспектив; • установления партнёрских отношений с педагогами, родителями, детьми, создания единого социокультурного пространства; • изучения и внедрения лучшего опыта семейного воспитания; • внедрения здоровьесберегающих методик, формирующих позитивные установки на здоровый образ жизни; • привлечения родителей к непосредственной творческой деятельности с детьми, активной созидательной воспитательной практике по возрождению национальных духовных традиций; • повышения роли дополнительного образования в развитии форм семейного досуга, организации совместной деятельности детей и взрослых: интеллектуального, художественного, гражданско-патриотического, эстетического воспитания. Основным звеном программы является коллектив родителей, детей и педагогов, выполняющий конкретные практические задания, добровольно участвующий в организации и проведении семейного досуга, творчески подходящий к реализации целей и задач программы. Программа носит долгосрочный характер, план мероприятий ежегодно корректируется. Ожидаемые результаты работы: 1) возрождение традиций семейного воспитания, утверждение здорового образа жизни; 2) улучшение микроклимата в семье; 3) обучение родителей навыкам социально поддерживающего и развивающего поведения в семье и во взаимоотношениях с ребёнком; 4) оказание практической помощи родителям при возникновении проблемных ситуаций; 5) уменьшение факторов риска, приводящих к безнадзорности и правонарушениям. Для того чтобы правильно спланировать работу с социумом, необходимо знать его особенности. Методисты Мозырского Центра творчества детей и молодежи ежегодно проводят социальную диагностику семей, определяя их тип по различным основаниям классификации. Мониторинг социальной характеристики семей позволяет сделать вывод, что в МЦТДиМ обучаются дети, которые воспитываются в семьях многодетных, малообеспеченных, неполных, опекунских, приемных. Меньше всего детей, которые воспитываются в семьях, находящихся в социально опасном положении. Анализ социального статуса родителей показывает, что среди них преобладают рабочие и служащие; а также есть индивидуальные предприниматели, работники коммерческих структур, безработные. Взаимодействие с семьёй реализуется с помощью следующих моделей: • коммуникационная; • образовательная; • консультационная. При этом используются следующие формы работы: 1. Встреча родителей с администрацией и руководителями кружков. Дни открытых дверей. Как правило, встречи проводятся ежегодно в начале учебного года. Педагоги знакомят родителей с требованиями к организации работы кружков и студий, выслушивают их пожелания. Большое значение для ознакомления родителей с методикой работы учреждения дополнительного образования играют дни открытых дверей. Для многих родителей такие посещения учреждения являются не только знакомством с возможностями учреждений дополнительного образования, но и своеобразным открытием в плане повышения педагогических и психологических знаний, необходимых в общении и развитии ребенка в семье. 2. Дни Центра творчества детей и молодежи в школах. Для родителей организуются встречи с руководителями кружков и студий, а также администрацией учреждения, разрабатывается конкретная программа с участием их детей. 3. Клубная деятельность. Например, на базе Махновичской средней общеобразовательной школ создан клуб «Переходный возраст». Основными целями работы клуба являются семейное воспитание, развитие у подрастающего поколения гендерной культуры, профилактика противоправного поведения, привлечение к участию в детских и молодёжных организациях трудных подростков, инвалидов и детей с особенностями психофизического развития с целью их последовательной адаптации и реабилитации в обществе. Главное – свобода выбора и содействие успеху каждого члена клуба. Нормативные документы клуба: устав клуба, план работы, кодекс обязанностей члена клуба. Формы организации заседаний клуба: практикумы, гостиные, дискуссии, походы, праздники и т. д. Занятия клуба проходят 3 раза в неделю, семейные заседания – 1-2 раза в месяц в форме тренинга «Я и моя семья», праздничного кафе «Мама милая моя», гостиной «Мамин день», спортивной программы «Папа, мама, я – здоровая семья» и др. Многие заседания клуба проводятся совместно с Махновичским Домом культуры, а также в школьном музее. Часто организуются пешие и велосипедные походы. Членами клуба регулярно проводится акция «Чистый лес», в ходе которой места отдыха приводятся в порядок. Родительские собрания – основная форма заботы руководителя кружка и родителей. Данные мероприятия не сводятся к монологу руководителя клуба, а принимают характер беседы, взаимного обмена мнениями, идеями, совместного поиска. 4. Организация субботнего мероприятия. Важнейшим условием эффективности воспитательной работы УДО, в том числе и МЦТДиМ, является организация эффективного взаимодействия с семьей в шестой школьный день. Сегодня в УДО республики с успехом используются разнообразные виды совместной деятельности учащихся, педагогов и родителей в субботу: общественные инициативы родителей в форме заседаний клубов, советов, родительских конференций, бесед за круглым столом, вечеров вопросов и ответов для родителей, родительских гостиных, творческих мастерских по проблемам воспитания детей и профилактике вредных привычек с приглашением медицинских работников и представителей правоохранительных органов и др.; практикуется проведение совместных с детьми культурно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятий, туристических слетов, экскурсий; Интернет-марафонов, Интернет-конференций и Интернет-форумов для родителей. Субботние мероприятия предполагают создание благоприятных условий для самовыражения, помогающих как взрослым, так и детям обрести уверенность в себе, научиться открыто и искренне выражать свои позитивные и негативные чувства. Это помогает человеку жить в гармонии с самим собой и с окружающими. При планировании субботнего мероприятия культорганизатору следует учитывать следующие аспекты: • планирование и проведение мероприятий с непосредственным привлечением родителей не только как зрителей, но и как активных участников; • проведение мероприятий по повышению психолого-педагогической культуры родителей; • привлечение родителей к организации и руководству мероприятий, связанных с выездом (экскурсии на предприятия, походы и т. п.); • информирование родителей о работе кружков, клубов; • проведение мероприятий, пробуждающих интерес детей к различным увлечениям в свободное время (смотры-конкурсы совместных поделок, дружеские семейные матчи по различным видам спорта, вечера-дегустации кулинарных изделий и др.). 5. Совместные праздники и игры. Центр творчества выступает координатором и организатором массовых мероприятий, как с сельскими, так и городскими детьми. Большая часть мероприятий с сельскими школьниками проводится в субботу по региональному принципу: 5–7 близлежащих школ собираются в сельском Доме культуры или актовом зале школы определённого населённого пункта; организаторы, жюри выезжают на место проведения мероприятия. Праздники года проводятся по выбранным направлениям: выставки рисунков, поделок, плакатов, газет, фотографий, визитных карточек школ и деревень; конкурсы сочинений, инсценировок авторских стихов и песен, юных модельеров и др. Всё это оформляется в единое композиционное целое. Так, например, в ходе районного праздника «Зямля бацькоу – зямля святая» участники представляют свои работы в следующих конкурсных программах: «В поисках утраченного» – об интересных моментах из жизни семейных династий, знаменитых людей и неординарных личностей своего региона; «Из поколения в поколение» – составление и демонстрация коллекции модной одежды разных десятилетий XX – начала XXI в.; «На земле есть уголок, где нам жизнь даётся!» – конкурс сочинений, стихотворений учащихся, учителей, родителей. Праздничные концерты, посвященные Дню матери, стали также традиционными. К ним воспитанники МЦТДиМ готовятся основательно: на занятиях кружков подготавливаются различные сувениры для мам, высылаются красочные приглашения, ребята заранее готовят номера художественной самодеятельности. На мероприятия дети приходят с цветами и с благодарностью вручают их матерям. Важно привлечение родителей к подобным формам работы. Наиболее популярными в среде родителей, как показывает практика, являются тематические вечера (встречи с интересными людьми, вечера музыки и поэзии, бардовской песни; вечер забытых ремесел и другие вечера). Популярны также и массовые мероприятия: спортивные соревнования и турниры; игры («Мама, папа, я – спортивная семья», «Игровой аукцион»), лыжные прогулки, туристические походы и т.д.; выставки декоративно-прикладного творчества (совместное творчество родителей и детей); праздник «Посвящение в кружковцы» (с показом выступлений лучших коллективов учреждения дополнительного образования) и многое другое. Участие в выставках декоративно-прикладного творчества детей и родителей, совместных походах в театры, участие в подготовке и проведении концертных, игровых программ, спектаклей позволяет родителям открыть в себе не только скрытые таланты, но и дает возможность наибольшего эмоционального сопереживания со своими детьми, оказания необходимой им психологической поддержки. 6. Агитбригада. Интересна работа агитбригады клуба «Переходный возраст» (руководитель – А. Н. Никитин) и фольклорно-драматического кружка «Спадчына» (руководитель – Л. А. Майнгард). Тематика их выступлений разнообразна: пропаганда здорового образа жизни и правового воспитания, профилактика правонарушений и преступлений. 7. Проведение консультаций. Эта форма работы позволяет решить основную задачу взаимодействия с родителями — помочь им понять себя и своих детей, воспитать самоуважение, поскольку только уверенные в себе люди могут вырастить психически здоровых людей. В ходе консультаций наиболее часто освещаются вопросы, касающиеся межличностных отношений между родителями и детьми, педагогами и родителями, воспитанниками и руководителями. Основные направления консультационной работы с родителями: информационно-просветительское, социально-психолого-педагогическое. Эти направления могут реализовываться через работу «Академии для родителей», «Университета для мам», для которых разрабатывается система мероприятий, среди которых: встречи со специалистами и видеолектории; беседы и диспуты и т.д.; психологические и социально-педагогические тренинги, сюжетно-ролевые игры. Социально-психолого-педагогические службы учреждений дополнительного образования берут на себя одно из наиболее ведущих направлений в деятельности с родителями – широкое психолого-педагогическое просвещение. Тематика занятий может быть самая разнообразная, причем темы зачастую подсказывают сами родители в процессе беседы, при проведении анкетирования. Это и беседы о гендерном воспитании, о семейном общении, семейных праздниках и традициях, о формировании здорового образа жизни семьи, психологических проблемах детей и т. п. Методы и формы работы с родителями разнообразны: наблюдение, анкетирование, тестирование, тренинговые занятия, индивидуальные консультации, семейное консультирование и т. д. В арсенале психологов учреждений дополнительного образования – авторские программы по арт-терапии, семейной психологии, валеологии, профилактике вредных привычек и т.д. В УДО на информационных стендах «Для Вас, родители» актуальными будут постоянно обновляемые рубрики по различным проблемам семейного воспитания: «Как предупредить конфликт в семье», «Стили родительских отношений» и т. д. Популярными являются семейные встречи на базе клубов по месту жительства, курируемых УДО: музыкальная гостиная «Лира», «Театральная гостиная», психолого-педагогическая гостиная «Доверие» и т.д. Основной целью такой клубной работы является установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно решать их. Практика работы по вовлечению родителей в совместную с детьми и педколлективом деятельность показала, что, взаимодействуя в единой воспитывающей среде, решается множество задач: • установление сотрудничества, накопление творческого опыта деятельности; • передача от старшего поколения к младшему навыков и умений в разнообразных видах деятельности (интеллектуальной, общественно полезной, художественно-творческой, физкультурной, игровой), в свободном общении; • нормализация семейных отношений детей и родителей за счёт совместного позитивного переживания; • формирование уважительного отношения к материальным и духовным ценностям; • повышение уровня компетентности родителей в разных сферах жизни; • обхват большего количества учащихся различными формами воспитательной работы. Сотрудничество семьи и учреждения дополнительного образования должно обеспечивать активное вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс, творческую и досуговую деятельность, особенно в шестой школьный день – субботу. Следует создавать такую атмосферу сотрудничества, которая будет поддерживать, формировать и развивать позитивную заинтересованность родителей в получении их детьми достойного образования во внешкольном учреждении. Тема: Анализ результатов деятельности учреждения дополнительного образования по социальной защите детей и подростков
I ЭТАП. Микролекция: «Методика анализа результатов деятельности учреждения дополнительного образования по социальной защите детей и подростков». Практическое занятие: «Экспертная оценка деятельности учреждения дополнительного образования (клуба по месту жительства)».
II ЭТАП. Микролекция: «Анализ деятельности учреждения дополнительного образования (клуба по месту жительства) по группам заявленных социально-педагогических результатов». Практическое занятие: «Корректировка программы деятельности учреждения дополнительного образования (клуба по месту жительства) по социальной защите детей и подростков на основе анализа достигнутых социально-педагогических результатов».
Программа семинара-практикума
Цель семинара-практикума: Системный анализ результатов деятельности учреждения дополнительного образования (клуба по месту жительства) по социальной защите детей и подростков Задачи семинара-практикума: 1. Определение актуальных проблем учреждения дополнительного образования (клуба по месту жительства) в сфере социальной защиты детей и подростков. 2. Формирование базы данных о социальной защите детей и подростков в учреждении дополнительного образования (клубе по месту жительства). 3. Подготовка практических рекомендаций по совершенствованию социальной зашиты детей и подростков. Состав участников семинара-практикума: педагоги-организаторы, социальные педагоги, методисты. Методические материалы для проведения семинара-практикума. 1. «Лист экспертной оценки деятельности учреждения дополнительного образования (клуба по месту жительства) по социальной защите детей и подростков». 2. Аналитические материалы участников семинара-практикума: а) достижения учреждений дополнительного образования (клубов по месту жительства) по социальной защите детей и подростков; б) нерешенные проблемы учреждений дополнительного образования (клубов по месту жительства) по обеспечению социальной защиты детей и подростков.
Ход семиннара-практикума
I ЭТАП Вводная часть. Руководитель формирует цель семинара-практикума, определяет основные социально-педагогические цели деятельности учреждения дополнительного образования (клуба по месту жительства) по социальной защите детей и подростков, выделяет факторы, обусловливающие достижение планируемых социально-педагогических результатов. Руководителям дается характеристика методики экспертной оценки деятельности учреждения внешкольного воспитания и обучения (клуба по месту жительства) по достигнутым социально-педагогическим результатам. Для оценки социально-педагогических результатов его деятельности по социальной защите детей и подростков участникам семинара предлагается провести факторный анализ достижений и нерешенных проблем. Практическое занятие. Для практического занятия участники семинара разделяются на подгруппы численностью 5–8 человек. Каждому участнику выдается «Лист экспертной оценки». По завершении заполнения индивидуальных листов экспертной оценки на основе коллективного обсуждения выделяются показательные характеристики достижений и проблем учреждений дополнительного образования (клубов по месту жительства) по социальной защите детей и подростков. Рефлексивный анализ. Заслушиваются сообщения руководителей о работе групп, выявляются профессиональные трудности в классификации результатов деятельности учреждений дополнительного образования (клубов по месту жительства) по социальной защите детей и подростков.
II ЭТАП Вводная часть. Руководителем семинара дается характеристика основных социально-педагогических результатов деятельности по социальной защите детей и подростков, выделенных в ходе оценки аналитических материалов участников семинара. Анализируются общие тенденции в подходах к оценке результативности деятельности учреждения дополнительного образования (клуба по месту жительства). Выявляются группы факторов, определяющих достижение социально-педагогических результатов, определяются факторы, препятствующие достижению поставленных целей. На практическом занятии слушателям предлагается самостоятельно проанализировать аналитические материалы банка данных достижений и нерешенных проблем по социальной защите детей и подростков, выполнив следующие задания: 1. Проанализировать разделы банка данных: организация социальной защиты, ресурсное обеспечение, социальные связи, организация управления. 2. Продолжить изыскания по совершенствованию деятельности учреждения дополнительного образования (клуба по месту жительства) по социальной защите детей и подростков. 3. Исходя из достигнутых результатов, обсудить индивидуальные решения по совершенствованию социальной защиты детей и подростков, выделить наиболее эффективные из них. Практическое занятие. Слушатели разделяются на подгруппы. Для самостоятельной работы им выдаются сводные банка данных достижений и нерешенных проблем, составленные на основе содержания индивидуальных листов экспертной оценки. Предлагается проанализировать банк данных достижений и проблем, представив предложения по программе социальной защиты детей и подростков. Результат работы группы – пакет предложений к программе развития учреждений дополнительного образования (клубов по месту жительства) по социальной защите детей и подростков. Итоговая конференция. Обсуждение результатов работы групп с банком данных результатов деятельности учреждения дополнительного образования (клуба по месту жительства). Обсуждение пакета предложений по совершенствованию деятельности по социальной защите детей и подростков. Постановка задач по использованию предложений при подготовке программ социальной защиты.
Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 1195; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |